Урок по окружающему миру в 3 классе "Наши братья"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Мавлютова Гузалия Самигулловна

Познакомить учащихся с млекопитающими и их при­способлениями к жизни на суше; показать многообразие млекопи­тающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon okr.mir_nashi_bratya_3kl.ppt336 КБ
Microsoft Office document icon okr_mir_nashi_bratya.mavlyutova_g.s.doc73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

НАШИ БРАТЬЯ

Цели: познакомить учащихся с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше; показать многообразие млекопитающих; объяснить ребятам, что человек тоже относится к млекопитающим.

Оборудование: иллюстрации зверей, образцы меха, листы с таблицей.

Ход урока

  1. Организационный момент.

     II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

1. Блиц-опрос.

Учитель; Чем покрыто тело различных позвоночных?

Вы можете пользоваться таблицей (см. Урок 25).

Дети. У рыб - чешуей, у пресмыкающихся - чешуйками, у земноводных - голой кожей, у птиц - перьями.

Учитель. По сколько детенышей рождают различные позвоночные?

1-й ученик. Рыбы и земноводные за год тысячи икринок откладывают.

2-й ученик. Пресмыкающиеся - десятки яиц.

3-й ученик. Птицы - не больше десяти яиц.

Учитель. Кто из позвоночных заботится о своем потомстве?

Дети. Только птицы заботятся по-настоящему о своем потомстве: кормят, охраняют, греют.

Учитель. Как долго они остаются вместе с родителями?

Дети. Пока не научатся хорошо летать, самостоятельно добывать себе пищу.

Учитель. Какая польза птицам от теплокровности?

Дети. Греют своих птенцов. Температура воздуха не влияет на температуру тела птицы, а значит, и на их активность.

2. Чтение диалога героев, с. 37.

Учитель. Интересный вопрос возник у Лены. Прочитайте ее диалог с Мишей. (Ученики читают.)

Учитель. Почему в аквариуме у Лены развелось много рыбок? Почему этого не происходит в природе?

Дети. Рыбы не заботятся о мальках, и в природе они почти все погибают. В аквариуме нет хищников, поэтому все мальки выжили.

Учитель. Вы согласны с Леной, что, если рыбы, земноводные откладывают много икринок, то они нужнее природе, чем птицы, которые откладывают 6 яиц?

Дети. Просто из тысячи мальков выживают единицы, потому что рыбы не заботятся о них. Птицы опекают своих птенцов, и они выживают почти все.

3. Выполнение задания 1, с. 37.

Учитель. Миша просит вас подумать: сколько потомков должна иметь каждая пара родителей, чтобы общее число животных сохранялось из поколения в поколение?

Дети. Хотя бы двух, на смену себе.

Ученики записывают в учебник-тетрадь.

4. Выполнение задания 5, с. 40.

Учитель. А теперь откройте с. 40, задание 5. Посмотрите, как многообразен мир млекопитающих, с которыми вы сегодня будете знакомиться.

Дети рассматривают рисунки.

Подумайте, что объединяет животных на каждом рисунке. Найдите и напишите общее для них название.  

Что общего между летучей мышью и белкой-летягой?

Дети. Они летают. Можно назвать их воздушными.

Подписывают рисунок.

Учитель. Где живут крот и слепушонка?

Дети. Они живут под землей. Подпишем - подземные.

Подписывают рисунок.

Учитель. Заяц, слон, лось, лев, горностай, волк, росомаха -живут на земле. Рассуждайте, здесь другой признак.

Чем они питаются?

1-й ученик. Заяц, слон, лось - питаются растениями. Они -растительноядные животные.  

2-й ученик. Лев, горностай, волк, росомаха - хищники.

Ученики подписывают рисунки.

Учитель. Посмотрите на рисунки Д и Е.    

По какому признаку их объединили?

1-й ученик. Белый медведь, северный олень, морж, песец -

живут на север е.

2-й ученик. Жираф, муравьед, зебры, гепард - животные жарких стран.

Учитель. Рассмотрите рисунки Ж и 3. По какому признаку их объединили?

1-й ученик. Синий кит, тюлень, дельфин - водные животные.

2-й ученик. Белка, коала, лемур, орангутанг - древесные животные.

5.Постановка проблемного вопроса.

Учитель. Звери живут и в воздухе, и под землей, и в теплых, и в холодных странах, и в воде, и на суше. Почему звери так широко распространены на Земле?

Дети высказывают свои предположения.

III. Совместное открытие знаний.

Объяснение нового материала.

1.Беседа и  работа с таблицей.

Учитель. Вам хорошо известны представители этой группы животных. Почему же их называют млекопитающими? Дело в том, что звери выкармливают детенышей своим молоком. Мать начинает заботиться о своем детеныше еще до рождения, она вынашивает его в своем теле. И после рождения долго опекает его, пока он не станет достаточно взрослым.

Положите перед собой таблицу. Вы многое знаете о млекопитающих, все знания занесите в таблицу.

Название

Среда обитания

Покровы (кожа)

Конечности

Органы дыхания

Температура тела

Способы размножения

1

2

3

4

5

6

7

Рыбы

Вода

Чешуя

Плавники

Жабры

Холоднокровные

Икра

Земноводные

На границе

Голая кожа

4 лапы

Легкие, кожа

Пре смы каю щиеся

Суша (вода)

Чешуйки

4 лапы

Легкие

Холоднокровные

Яйца (без забо ты)

Пти

цы

Суша, воздух, вода

Перья

2 крыла, 2 ноги

Легкие

+40°

Яйца (забо та)

Звери

Учитель. Какая среда обитания у зверей?

Дети. Суша, вода, воздух. (Вписывают в таблицу.)

Учитель. Какой кожный покров?

Дети. Кожу защищает шерсть. (Вписывают в таблицу.)

Учитель. Сколько конечностей? Есть исключения?

Дети. У большинства зверей 4 лапы. У водных - плавники.

Учитель. Как дышат млекопитающие?

Дети. Дышат с помощью легких. (Вписывают в таблицу.)

Учитель. Млекопитающие, как и птицы, - теплокровные жи-вотные. Температура тела у них +40°. (Дети вписывают в таблицу.) Как размножаются звери? Откладывают яйца?

Дети. Детеныши рождаются живыми.

Учитель. Млекопитающие - живородящие. (Дети вписыва-ют в таблицу.) Почему млекопитающие так широко распростране-ны на Земле? Чтобы в этом разобраться, надо определить, чем они отличаются от других животных, что развито у них лучше? Как звери заботятся о потомстве?

Дети. Выкармливают своим молоком, долго опекают, учат.

Учитель пишет на доске:

  1. Забота о потомстве

Учитель. Какая у них температура тела?

Дети. Звери - теплокровные. Температура их тела составляет

+40с

Учитель пишет на доске:

2. Теплокровность      

Учитель. Что помогает сохранять высокую температуру тела?

Дети. Шерсть.

Учитель показывает детям образцы меха. Ученики рас-сматривают, определяют, какому животному принадлежит мех. Учитель дополняет запись на доске:

3. Шерсть

Учитель. Почему звери питаются столь разнообразной пищей?

Дети. Приспособлены зубы. Учитель дополняет запись на доске: 4. Разнообразные зубы

2.  Выполнение задания 2, с. 38.

Учитель. Прочитайте задание 2 на с. 38. Это задание помо-жет разобраться, что лучше: иметь все одинаковые зубы или раз-ные. Какими зубами удобнее грызть яблоко?

Дети. Резцами. (Записывают в таблицу.)

Учитель. Какими зубами удобнее откусывать мясо?

Дети. Клыками. (Записывают в таблицу.)

Учитель. Какими зубами удобнее пережевывать пищу, ко-лоть орехи?

Дети. Предкоренными и коренными зубами.

3.  Выполнение задания 3.

Учитель. Посмотрите задание 3. Изображены тигр, бобер и корова. Какие зубы больше развиты у этих животных?

1-й ученик. У тигра - клыки.

2-й ученик. У бобра - резцы.

3-й ученик. У коровы - коренные.

Дети вписывают в учебник-тетрадь.

Учитель. Какие зубы иметь лучше - разнообразные или оди-наковые?

Дети. Разнообразные зубы лучше.

4. Беседа по тексту учебника (с. 38-39).

Учитель. Какие органы чувств развиты у млекопитающих?

Ученики ищут ответ в учебнике.

Дети. Особенно остро чувствуют запахи и звук.

Учитель. Чем мы чувствуем запахи? Какой это орган чувств? Как определяем звуки?

Дети. Орган обоняния - нос. Орган слуха - уши.           Учитель. Какие еще органы чувств есть у зверей?

1-й ученик. Орган зрения - глаза.

2-й ученик. Орган вкуса - язык.

3-й ученик. Орган осязания - усы, лапы.

Учитель. Как повлияло развитие органов чувств на зверей?

Дети. У них лучше развит мозг, поэтому они легко обучаются и дрессируются.

Учитель дополняет запись на доске:

                     5. Развитый мозг и органы чувств

Учитель. Прочитайте запись на доске. Эти факты дают возможность млекопитающим успешно осваивать любую среду обитания.

IV. Первичное закрепление.

Обучение способам самостоятельного применения знаний.

1. Сообщения школьников или рассказ учителя.

Ученики делают свои сообщения или учитель рассказывает об интересных зверях.

Приведем пример рассказа учителя.

Интересен мир морских млекопитающих. Самые крупные из всех живших и ныне живущих организмов - китообразные. Синие киты достигают 33 метров в длину и 160 тонн веса. Сердце такого гиганта весит 600-700 килограммов, язык - 3 тонны. Слой жира достигает 25 сантиметров толщины, у крупных китов общий вес подкожного жира достигает до 50 тонн.

Но эти цифры относятся к китам-гигантам. Среди китооб-разных встречаются и «мелкие» животные. Нередко можно увидеть дельфинов длиной 1-3 метра.

Из морских млекопитающих китообразные лучше всех при-способлены к жизни в море.

Передние конечности превратились в небольшие ласты, от задних сохранились только несколько косточек внутри тела, зато мощно развит хвост; он имеет вид широкого горизонтально лежа-щего плавника. Массивный скелет кита сильно облегчен тем, что

кости пористые и пропитаны жиром. Голова и туловище китов слиты в одно целое, подвижной шеи нет. Киты дышат атмосферным воздухом. Ноздри-дыхала открываются на «макушке» головы. При нырянии особый клапан закрывает дыхало.

Запаса воздуха киту хватает на 5-10 минут, а кашалоту -15-45 минут.

Из органов чувств у китов особенно развит слух. Это и не удивительно. Звук хорошо распространяется в воде. Китообразные слышат за много километров. Зато свет плохо распространяется в воде, и киты относительно плохо видят. Сами они издают звуки дыхалом.

Киты - стадные животные, однако группы усатых китов в несколько десятков встречаются редко. Кашалоты образуют стада до 100 животных, а дельфины - в несколько сотен.

Рождение детенышей происходит в воде. Чтобы он не захлебнулся, самка ухитряется принять такое положение тела, при котором новорожденный появляется в воздухе и, прежде чем упасть в воду, успевает вздохнуть. Легкие, полные воздуха, помогают китенку держаться на плаву. У крупных китов детеныш имеет 6-7 метров в длину и до 5-6 тонн веса. Питается этот «малютка» молоком матери.

У китов рождается по одному детенышу, да и то раз в два года.

Учитель демонстрирует иллюстрации китообразных.

2. Бл и ц-оп рос.

Учитель. Почему пресмыкающиеся не покрыты шерстью?

Дети. Они холоднокровные, им не нужно сохранять постоянную температуру тела.

Учитель. Почему млекопитающим не нужно столько детенышей, сколько рождается у рыб или пресмыкающихся?

Дети. Звери заботятся о своих детенышах, и они все выживают.

Учитель. Как млекопитающие общаются друг с другом?

Дети. Они общаются с помощью сигналов в виде запахов и звуков.

3. Выполнение задания 6, с. 41.

Учитель. Ребята, а почему некоторые звери зимой впадают в спячку?

Дети. Мало пищи зимой.

Учитель. В задании 6 вам нужно обвести животных, впадающих в спячку. Напишите, когда и почему они спят.

Дети работают в тетради-учебнике.

1-й ученик. В спячку впадают сурок и медведь.

2-й ученик. Они впадают в спячку зимой, потому что становится холодно, им не хватает пищи.

4. Выполнение задания 7, с. 41.

Учитель. Прочитайте утверждения в задании 7. Назовите те, с которыми вы согласны.

1-й ученик. Шерстяное одеяло не дает нагреться кастрюле с холодной пищей.

2-й ученик. Шерстяное одеяло не дает остыть кастрюле с горячей пищей.

Учитель. Это свойство шерсти позволяет зверям сохранять температуру тела.

5. Выполнение задания 8, с. 41.

Учитель. Высшей ступенью развития млекопитающих стал человек. Отметьте в задании 8 признаки, которые подтверждают принадлежность человека к млекопитающим.

1-й ученик. У человека постоянная и высокая температура тела.      

2-й ученик. Волосы человека-это разновидность шерсти.

3-й ученик. Грудной ребенок вскармливается молоком.

4-й ученик. Люди, как и млекопитающие, рождают детенышей.

5-й ученик. Человек состоит из многих клеток.

V. Итог урока.

Учитель. Что вы узнали о млекопитающих? Что позволило им расселиться по всему свету?

Дети. Забота о потомстве, и они развиты лучше других животных.

Учитель. Млекопитающие - самые совершенные животные, поэтому они - одна из самых многочисленных групп. Сейчас на Земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих.

Домашнее задание: читать с. 37-39, задание 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по окружающему миру "Школа 2100" автор А.А. Вахрушев БРАТЬЯ НАШИ

Цель: ознакомить детей с с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше;  показать многообразие млекопитающих;Объяснить детям, что человек тоже относиться к млекопитающим....

Конспект интегрированного урока по окружающему миру "Ноябрь – зиме родной брат"

Цель:  закрепление знаний об изменениях в природе поздней осенью.Задачи: ·        Учить находить изменения в природе;·...

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...