Окружающий мир. 4 класс. Зона Арктики.
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Черных Анжелика Викторовна

Конспект к уроку окружающего мира по теме: "Зона Арктики" 4 класс. Автор учебника А.А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira._zona_arktiki._4_klass.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Константиновская СОШ

Зона Арктических пустынь

(урок окружающего мира  в 4 классе)

Учитель: Черных А.В.

С. Константиновка

2011год

 Цели :

- сформировать у учащихся представления о природной зоне   арктических пустынь;

- познакомить с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использование;  --

- развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;

- воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.

Оборудование: карта природной зоны России,  картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с новыми словами, выставка книг по теме, груша, презентация учителя, гербарии мхов и лишайников, учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

Ход урока:

1. Организационный момент                                  (звучит музыка из к/ф «Приключения Шурика»)

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи о земную ось.

Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,

Трутся об ось медведи, вертится Земля.

Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда.

- Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и с запада на восток. А сегодня изменим наш маршрут – возьмём направление с севера на юг и отправимся за Полярный круг в зону арктических пустынь.

Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники, зоологи и экологи.

У нашей экспедиции строгий маршрут. Наш путь проходит через льдины. На льдине географов мы выясним геогафическое положение и  климатические условия в зоне арктических пустынь; на льдине ботаников – какие встречаются растения; на льдине зоологов – каков мир животных. Экологи нам поведают об экологических проблемах этой природной зоны.  Итак, в путь!

(колыбельная на фоне слайдов «Арктика»)

-Каждая группа получает карточку с  заданием, которое необходимо выполнить. По окончании работы (исследования) представители с каждой льдины ( может это будут несколько выступающих) дадут нам полные ответы на следующие вопросы:

Где находится царство льда?

Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?

Какой ущерб природе Арктики наносят люди?

Как охраняют природу северного края?

Выступление географов(по карте)

– Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь. Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг?

 В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.

- Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, встречаются плавучие льдины).

( Показать  на карте расположение зоны арктических пустынь)

– Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют “холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха понижается до -60 градусов. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +4. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов.

Географы

Арктика - это огромное пространство………………океана,  с ……… и ………..  Солнце направляет на это пространство……………..   лучи. Оно …………., но не …………  Зимой в  Арктике……………………………….Темноту освещают: луна, звёзды и …………………   Дуют   ……………,  бушует …………….Температура опускается до минус……………………градусов.  Летом в Арктике ………………., но тепла  тоже нет. Это зависит от географического……………….арктической зоны. Температура лишь на  несколько градусов выше нуля.

Работа по учебнику (карта природных зон  с.77) и контурным картам.

Зона арктических пустынь обозначена розовым  цветом. Арктика находится в полярном поясе Земли.

Острова, которые относятся к этой зоне: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)

Выступление ботаников (слайды) (гербарии)

Ботаники

    На островах на голых ……………встречаются………………., они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях…………  .и    ……………     В толще воды, не покрытой……………, большое количество планктонных растений водорослей. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду. В морях встречаются зелёные льдины.

Проблемный вопрос: Почему в Арктике живут только эти растения?

(10-11 месяцев зима. Земля не успевает оттаивать поэтому растут растения, у которых небольшой корень. Низкие, потому что не успевают за 1-2 месяца вырасти большими)

Выступление  зоологов  (слайды)

Зоологи.

Животных арктической зоны кормит……. Морскими водорослями питаются ……. ., а ими - …….. . Основная пища птиц и млекопитающих – это ……. На скалистых берегах собираются………. , …………..   и   ………………  Птиц с необычными клювами называют  …………… .  Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют “птичьими базарами”.  Здесь они выводят  ………………….

 Все звери  - прекрасные  …………….. От холода их защищает  ………………………. Это…………  и ……………. На тюленей охотятся   ………………………………….. У медведя длинная густая шерсть   ……………цвета  и ………………..  лапы, чтобы удобнее было…………………………………………………………..

В водах северных морей где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное ……………………………………….. .

Проблемный вопрос:

1.– Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют “птичьими базарами”. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают яйца на голые уступы скал. Почему же яйца не скатываются?

Решить эту задачу поможет обыкновенная груша.

Учитель на рабочем столе демонстрирует грушу.

– Легонько толкните грушу и опишите её движения.

(Груша вращается вокруг себя.)

– Итак, почему же яйца птиц ледяной зоны не скатываются с голых скал?

(Яйца имеют грушевидную форму.)

2. - Назовите приспособление, которое помогает медведю маскироваться и незаметно подкрадываться к будущей жертве.(Белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает.)

    Работа в тетради с печатной основой с.25 №4

Составьте схему цепи питания характерной для Арктики, используя подсказку на доске:

Слова: водоросли, рачки, рыбы, птицы, тюлени, белые медведи

(ВОДЖОРОСЛИ-РАЧКИ-РЫБЫ-ПТИЦЫ; ВОДОРОСЛИ-РАЧКИ-РЫБЫ-БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ)

Выступление экологов (слайды, карта)

Экологи

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала своей загадочностью. Проложен Северный морской путь. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Люди занимаются рыболовством и охотой.

Но не всегда это делается разумно. Огромный ущерб был  нанесен живой природе Баренцева моря, где были почти полностью уничтожены промысловые виды рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны. Загрязнение окружающей среды и глобальное потепление опасны для белого медведя. Стали редкими морж, розовая чайка, они внесены в Красную книгу России. Резкий рост объемов промышленного рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа со второй половины ХХ века серьезно угрожают ресурсам, считавшимся когда-то неистощимыми. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Презентация  Заповедник « Остров Врангеля”

 Заповедник «Остров Врангеля» расположен на двух островах: о. Врангеля и о. Геральда, он был организован в 1976 году. Через весь остров с запада на восток идут три цепи гор, разделенные долинами. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждую весну ученые насчитывают на острове до двухсот берлог, в которых появляются на свет малыши. Поэтому остров называют “родильным домом” белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. В заповеднике самое крупное скопление моржей. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку, её называют жар-птицей севера. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

Работа в тетради с печатной основой с.26 №5

Закрепление изученного. Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы:

1. Птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют «птичьи базары», 2. Близкий родственник тюленя. 3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни. 4. Это животное бывает добычей белого медведя. 5. Растение полярной зоны. 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. 7. Пища рыб северных морей

Ответы: 1. Чайка. 2. Морж, 3. Кайры, 3. Тюлень, 5. Лишайники, 6. Кит, 7. Рачки.

Ключевое слово – АРКТИКА

Итог урока.

Географы

Арктика - это огромное пространство………………океана,  с ……… и ………..  Солнце направляет на это пространство……………..   лучи. Оно …………., но не …………  Зимой в  Арктике……………………………….Темноту освещают: луна, звёзды и …………………   Дуют   ……………,  бушует …………….Температура опускается до минус……………………градусов.  Летом в Арктике ………………., но тепла  тоже нет. Это зависит от географического……………….арктической зоны. Температура лишь на  несколько градусов выше нуля.

Ботаники

    На островах на голых ……………встречаются………………., они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях…………  .и    ……………     В толще воды, не покрытой……………, большое количество водорослей. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду. В морях встречаются зелёные льдины.

Зоологи.

Животных арктической зоны кормит……. Морскими водорослями питаются ……. ., а ими - …….. . Основная пища птиц и млекопитающих – это ……. На скалистых берегах собираются………. , …………..   и   ………………  Птиц с необычными клювами называют  …………… .  Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют “птичьими базарами”.  Здесь они выводят  ………………….

 Все звери  - прекрасные  …………….. От холода их защищает  ………………………. Это…………  и ……………. На тюленей охотятся   ………………………………….. У медведя длинная густая шерсть   ……………цвета  и ………………..  лапы, чтобы удобнее было…………………………………………………………..

В водах северных морей где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное ……………………………………….. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"

Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...

Тест, Окружающий мир, Природные зона. Арктика. Тундра

Тест по Окружающему миру, позволяющий проверить знания учащихся по теме Природа России...

Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов.

Урок по окружающему миру. Открытие новых знаний. Дети самостоятельно исследуют, изучают Арктику при помощи географических карт. Сами делают выводы. В конце урока анализируют свою деятельность и свою р...

Развивающие упражнения по окружающему миру 4 класс Зона Арктики

Представлены упражнения, которые можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности....

Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика. 4 класс

В презентации представлены основные положения , которые относятся к природной зоне Арктика....

Тесты по окружающему миру. Природные зоны. Арктика. Тундра. 4 класс

Цель: выявить уровень овладения знаниями, умениями, навыками по теме...