Социально значимый проект "Посадил дед репку"
проект по окружающему миру (4 класс) по теме

Альбина Ивановна Тарасевич

Мероприятие в начальной школе

в рамках внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»

Цель

изучение факторов, влияющих на прорастания семян бобов

Задачи

  • проанализировать информацию в разных источниках по данной теме
  • исследовать факторы,  влияющие на прорастание семян
  • сравнить, обобщить и сделать выводы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Краснодарский край Новопокровский район ст.Калниболотская

         

Мероприятие в начальной школе

в рамках внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»

Исследовательский  проект

«Посадил дед репку…»

                                                                                           Выполнили:

                                                                 ученики 4 «б» класса,

                                                                 МБОУ СОШ №5

                                                                 

Руководитель:

учитель начальных

классов МБОУ СОШ №5

Тарасевич Альбина Ивановна

2013 год

Методический паспорт исследовательского   проекта

Тема: «Посадил дед репку…»

Направление: естественнонаучное

Характеристика проекта

  • исследовательский
  • краткосрочный

Цель

изучение факторов, влияющих на прорастания семян бобов

Задачи

  • проанализировать информацию в разных источниках по данной теме
  • исследовать факторы,  влияющие на прорастание семян
  • сравнить, обобщить и сделать выводы

Объект исследования: семена бобов

Гипотеза эксперимента: для прорастания семян бобов необходимы вода, воздух и тепло

Метод исследования: эксперимент, сбор информации из литературы, сравнение, обобщение

Этапы работы над проектом

  1. Подготовка к разработке проекта

  1. Наблюдение за посадкой семян в весеннее время года
  2. Чтение литературы по данной теме
  3. Формулирование  ряда интересующих меня вопросов:
  • Какие условия необходимы для прорастания семян?
  • Почему не прорастают сухие семена?

  1. Создание проекта

  1. Определение последовательности эксперимента
  2. Подготовка всего необходимого для проведения эксперимента

  1. Составление проекта

  1. Запись наблюдений
  2. Фотографирование семян бобов в процессе их прорастания
  3. Вывод

Результаты исследования:

Посадил Дед репку…

Эту сказку вам читали ещё в раннем детстве, в книге сказок были рисунки с уже выросшей репой, которая была выше Деда. Мы  думали, что Дед закапывал в землю такую репку, как лежала в нашем холодильнике, чтобы она подросла до сказочных размеров.

Дети: - А я видела, как моя бабушка сеяла  для рассады семена помидоров, перца, баклажанов, она спичкой делала в земле ямки и опускала в них семена, а через некоторое время в горшочках появлялись маленькие растения, которые потом зачем-то бабушка пересаживала в отдельные стаканчики.  

Дети: - А мне особенно запомнилось, как сеяли кукурузу, мне очень понравились красивые желтые зерна, поэтому я взяла у мамы одну «кукурузинку» и пока никто не видел, посадила её в горшок с маминой фиалкой, но на подоконнике стояло несколько одинаковых горшков с фиалками, поэтому я поливала все цветы, которые были там. Через некоторое время в одном из горшков появился стебелек, я поняла, что это растет моя кукуруза и начала поливать именно этот горшок очень часто, моя кукуруза росла быстро, а у фиалки завяли листочки. У моей кукурузы появились два початка, но они были очень маленькие, и зерен в них не было.

         Дети: - На нашем  домашнем участке каждый год растут горох и бобы, они спрятаны в «домике», который называется стручок, чтобы съесть боб, я  раскрываю его и вижу, что там каждый боб как бы держится за стручок, это место похоже на рубчик. Если же раскрыть сам боб, то можно увидеть, что он состоит из двух половинок, которые покрыты кожурой.

Осенью мы собираем бобы и сушим,  для того, что бы посадить их на следующий год.

    Ребята, а вы хотите посмотреть как будут прорастать бобы? (Да, хотим.)

   

1 день.    Для начала мы возьмём несколько штук сухих бобов. На огороде растут крупные бобы, но после сушки они становятся меньше, а поверхность у сухого боба не ровная. Чтобы бобы начали прорастать их нужно положить в воду, но сначала мы измерим сухой боб.

   

Его размеры: 10Х15 мм, этот боб я положу сверху, чтобы потом замерить его после того, как он полежит в воде.  

       Возьмём рюмку, положим в неё бобы и нальём воды.

2 день. Мы  заметили, что бобы набухли, кожура стала ровной, как у свежих бобов.  Достанем набухший  боб и приложим к нему линейку, чтобы увидеть изменился ли его размер.        

После того как боб полежал в воде он стал размером: 18 Х 25 мм.

Так же  видно, что воды в рюмке с бобами стало меньше.

- Как вы думаете, почему? ( я думаю это потому, что  бобы набрали в себя воду, её стало меньше, а бобы увеличились в размере)

     Теперь  возьмём тарелку положим на неё бинт, который свернут в несколько раз,  а на него положим наши набухшие бобы и нальём воды.  

Свернём бинт, чтобы бобы были закрыты мокрым бинтом.

Теперь  каждый день можно наблюдать, что происходит с бобами.

3 день.   Посмотрите, что изменилось? (около рубчика появилась «шишечка» треугольной формы)  Что- то начинает появляться, может завтра будет понятнее.

 4 день. Вот теперь хорошо видно, что наши бобы растут. У них  треснула кожура, и появились белые отростки.  – Что это может быть? (Мы думаем, что это корешки.)  Значит, чтобы бобы начали прорастать, им нужна вода.

5 день. Особых изменений мы не заметили, только увеличилось место разрыва кожуры боба, и подрос корешок.

6 день. Если наши бобы растут, значит, они живые. Все живое дышит.

– Давайте  выясним, дышат ли  бобы?

Известно о том, что кислород поддерживает горение, поэтому можно проверить дышат ли проросшие бобы так: возьмём две стеклянные банки с крышками. В одну банку положу сухие бобы, а в другую проросшие. Закроем банки крышками и оставим на ночь.

7 день.  Привяжем к свечке нитку, что бы  можно было опустить её в банки.

В банке с сухими бобами свеча не гаснет, значит, в банке есть кислород.

В банке с проросшими бобами свеча потухла, значит, в ней мало кислорода. Его поглотили бобы.

8день. У боба появился отросток светло зеленого цвета, мы предполагаем, что это стебелёк и думаем, что его уже можно посадить в землю.

       А теперь предлагаю провести такой опыт:

Положим в стеклянную банку мокрую промокательную бумагу, а между стеклом и бумагой несколько фасолин. Поставим банку в теплое место  и подождём несколько дней. Корни фасоли будут расти вниз, а ростки вверх.

   Рассмотрите боб, который посадили в землю, пока его росток и корень направлены в одну сторону – вверх.

9 день. Росток продолжает расти вверх, а корень изменил своё направление и

теперь  он растет вниз. Кроме того, у корня появились ещё маленькие отросточки – это развивается корневая система бобов.  

Далее в опыте сделаем так: теперь положим банку горизонтально, через  несколько дней мы  увидим, что и ростки и корни снова растут вертикально. Мы провеём похожий опыт с бобами, но только сделаем так:

  1. После того как из земли появится росток и отрастет на несколько сантиметров, мы наклоним  банку с посаженными бобами, на какой-то угол (для этого возьмём свой треугольник).
  2. Если после того как мы изменим положение банки, росток  изменит своё направление, значит, он тоже отклонится на какой-то угол. С нетерпением будем ждать появления росточка для дальнейших наблюдений…

Вывод:         

Бобы – теплолюбивое растение. При выращивании бобов большое значение имеют: тепло, свет, влажность;

Если прорастить семена бобов предварительно перед посадкой в грунт, то они взойдут быстрее, чем не пророщенные семена.

    Пророщенные семена бобов, мы высадили в грунт на пришкольном участке. Осенью собрали хороший урожай бобов для школьной столовой.

Литература

  1. Большая книга «Почему?», перевод с итальянского О. Живаго, Москва, издательство РОСМЕН, 2009г.
  2. Энциклопедия для детей «Юному эрудиту обо всём», перевод с английского Т. Покидаева, Москва, издательство «МАХАОН», 2000г.
  3. Энциклопедия дошкольника, Н.Н.Малофеева, Москва, издательство «РОСМЕН», 2007г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"

Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...

Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"

В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....

План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов в рамках введения ФГОС

     План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов   в рамках  введения ФГОС    (классные часы, праздники, соревнования, беседы, акции...

Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

В статье представлен опыт работы  учителя  с младшими  школьниками при создании социальных проектов. ...

Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования

Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...