Главные вкладки

    Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования
    материал (2 класс) на тему

    Фостенко Лариса Викторовна

      Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во
    всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего,
    речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в
    принятии решений, инициативности.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    I.Введение. Концепция учителя, руководителя.

     « Добрая школа – это хорошо,

                              Умная школа – это великолепно,

                              Но ребенок должен быть еще и

                              подготовлен к жизни.»

    Д.Дьюи  

      Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во
    всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего,
    речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в
    принятии решений, инициативности.  Сегодня не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.  Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Современная школа является одним из основных агентов социализации. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности
    .    За период обучения в школе учащиеся должны приобрести необходимые социальные компетенции, а для этого необходимо создавать условия для формирования активной жизненной позиции воспитанников. Возникает реальная необходимость в особом  сопровождении школьников с целью  учета и развития их познавательных интересов, личностных качеств. Личностная направленность  в  воспитательном процессе выходит на первое место.    Раскрытие лидерских качеств у младших школьников проявляется в сотрудничестве, совместной деятельности, при условии взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека. 

     Личностные результаты младшего школьника должны отражать социально ориентированный взгляд на мир, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

     Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация". Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

    Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. В это же время у  учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. С поступлением ребенка в школу происходят и изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные.

    II. Теоретическая интерпретация опыта.

     Одно из основных положений проекта Концепции федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия призваны развить способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

      Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения цели, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств.  Проектная деятельность должна занять одно из ведущих мест в формировании универсальных учебных действий, а именно в области формирования социально значимых компетенций личности младшего школьника. Для достижения этой цели в современной педагогике существует множество инновационных технологий. Одной из них является технология социального проектирования, которую я применяю в своей воспитательной работе. Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.  

    Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования.

    При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, т.е. необходимо помнить, что:

    • социальный объект - противоречив;
    • у социального объекта существует несколько путей развития;
    •  на социальный объект влияет много объективных факторов;
    • существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п.

    Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют "социальным конструированием".Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром сверстников и  взрослых.

        Сегодня социальное проектирование выделяют в отдельную категорию проектов и должен базироваться на обоснованном прогнозе и с учетом следующих требований:

    • комплексности;
    • обоснованности;
    • реальности;
    • оптимальности;
    • преемственности (учитывается исходное состояние, тенденции развития и т.п.);
    • целостности и завершённости;
    • ориентированности на конечный положительный результат.

    Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Явственна и ценностная ориентация социального проектирования – это гуманизм. Ведь разрабатывается и осуществляется проект человеком и для человека.

    Цель социального проектирования: привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества.

    Основные задачи социального проектирования:

    • повышение общего уровня культуры детей, получения дополнительной информации;
    • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений;
    • закрепление навыков командной работы.

    Под социальным проектированием понимается деятельность:

    • социально значимая, имеющая социальный эффект,
      результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
    • задуманная, продуманная и осуществленная; в ходе которой младший школьник вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
    • через которую формируются социальные навыки.

    Этапы проектирования - система приемов, методов, правил, процедур, операций по созданию социального проекта.

    Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) - социальный заказ - социальный паспорт - цели проекта - задачи проекта -изыскательский прогноз - нормативный прогноз - корректировка -модель - конструкт - проект.

    1.Уяснение проблемы.

    Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

    2. Социальный заказ.

    Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

    3. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.

    4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели - залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

    • отображение потребности (мотив);
    • отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий);
    • отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и не желаемых).

    В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил. Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и графически.

    5. Задачи.

    После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже известно - это этапы достижения целей. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей.

    6. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер.

    III. Описание применяемого новшества.

    В работе классного руководителя я активно использую метод социального проектирования.

    Потребность в написании проекта появляется каждый раз, когда в практике возникает проблемная ситуация, появляется противоречие. От выявленного противоречия зависит тема проекта. 

    Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка. Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. Они должны понять, что ученик – это часть коллектива, часть общества, должны приобрести уверенность в себе, тем самым заложив основы истинной эмоциональной и социальной зрелости. Поэтому успешный старт в начале школьного образования является особенно важным.

    Каждый раз, когда я беру 1 класс, то встречаюсь с острой проблемой в общении между детьми: слабая организованность, плохая способность коллективной деятельности, неустойчивость дружеских групп. Группы организовываются стихийно: есть группы, которые организовались ещё в детском саду, они зачастую бывают самыми сплоченными и закрытыми для всех остальных детей. Есть группы, которые организовались по интересам и им также остальные дети неинтересны, но есть дети, которые чувствуют себя изолировано. Но каждый изолированный ребёнок старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное место. После узнавания друг друга происходит процесс совместной деятельности, где появляются лидеры. На этом этапе происходит много конфликтов, причины которых разнообразны. Поэтому моей основной задачей являлось сплочение детей, помощь в проявлении себя, ведь каждый из детей интересен и талантлив по-своему. Поэтому необходимо формировать классный коллектив, хотя это не самоцель, а необходимость для полезного и личностного развития детей.

       Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе развиваются у человека общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности.

    На мой взгляд, именно, развитию самосознания личности должно уделяться особое внимание в период обучения в школе. Ученик должен расти ответственным человеком, признающим, что его успехи в жизни закладываются уже сейчас.

    Основой для развития самосознания служат идеи гуманистического воспитания, а средством - личностно-ориентированные воспитательные системы, в центре внимания которых стоит личность, стремящаяся к реализации своих способностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разных жизненных ситуациях.

    С моей точки зрения, главным признаком развития детского коллектива является развитие его гуманистического микроклимата.

    Поэтому мною была выбрана воспитательная система - проектирование микроклимата класса.

    Микроклимат класса проявляется в том, как конкретный ученик чувствует себя в нашем классе. А это в свою очередь, зависит от ответов на следующие вопросы:

    - насколько безопасно для ребенка пребывание в классе;

    - в какой степени он чувствует себя «своим» среди одноклассников;

    - велико ли желание (и возможности) проявить свою индивидуальность.

    Эти вопросы определяют основные этапы формирования микроклимата: защищенность, сплоченность и активность, которые поддерживают и питают жизнь класса во всех ее проявлениях.

    I Этап. Защищенность.

    Цель: создание устойчивой защищенности каждого ученика.

    Ведущей потребностью ученика в школе является общение со сверстниками, самыми значимыми для него людьми. Поэтому защищенность его в классе зависит в первую очередь от того, как к нему относятся одноклассники, чего и в какой степени боится он с их стороны.

    Чего же может бояться ребенок со стороны своих одноклассников?

    К сожалению, слишком «агрессивной» стала жизнь, окружающая наших детей, поэтому не исключена вероятность физической агрессии.

     Но все-таки чаще встречается страх другого рода. Это страх перед насмешкой и издевкой, страх одиночества и изоляции, страх оказаться не таки как все. Причем порой эти страхи могут быть вымышленными.

    Даже внимательному и чуткому учителю трудно бывает увидеть, распознать эти страхи, тем более что довольно часто они маскируются замкнутостью или, наоборот, внешней агрессивностью ребенка.

    Поэтому главной своей задачей вижу целенаправленное глубокое изучение своего класса, умение чувствовать состояние ребенка, доверительный диалог с ним.

    В самом деле, ученик может быть уверен, что в классе его никто не обидит и не унизит, но при этом чувствовать себя одиноким и не стремиться проявить себя среди одноклассников, если класс недостаточно сплочен.

    II Этап. Сплоченность.

    Цель: формирование общих настроений и переживаний; чувства гордости за свой класс.

    Сплоченность предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом.

    Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой проблемы, осознанной и принятой каждым учеником как своей и в тоже время нашей общей.

    Средствами реализации этой задачи могут стать:

    - коллективные творческие дела класса;

    - цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;

    - участие в соревнованиях, конкурсах;

    - участие в школьных коллективных творческих делах;

    - творческий отчет класса;

    - походы, экскурсии, коллективные поездки.

    Важным условием решения данной задачи считаю чувство гордости за  свой класс, когда ученик отождествляет себя с классом,  поэтому я стараюсь создавать ситуацию общего успеха.

    Но здесь классного руководителя подстерегает весьма распространенная опасность. Стремление к постоянному успеху (любой ценой мы должны быть лучшими, первыми!) может привести к тому, что отношение с другими классами приобретают или явный оттенок превосходства, или болезненной, доходящей до враждебности, конкурентности. В таком случае сплоченность и дружба рассыпаются, как карточный домик.

    Развитое чувство «Мы» несет в себе и другую опасность: нивелирование и подавление отдельного «Я», когда индивидуальность не только не приветствуется, но и порицается. Поэтому, даже применяя такую гуманную методику, как коллективное воспитание, необходимо не потерять на каждом этапе коллективной организации дела вклад каждого конкретного ученика, только тогда коллективное дело будет личностно-ориентированным.

    Убеждена, что сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитиемактивности каждого члена коллектива.

    III Этап. Активность.

    Цель: создание условий для максимальной самореализации;

    формирование умения ставить цели, планировать пути их достижения, анализировать результат, принимать решение и осуществлять выбор.

    Этот этап считаю самым значительным в формировании микроклимата класса.

    Один и тот же человек выглядит и чувствует себя совершенно по-разному в различном окружении: в одном случае он инициативен, стремиться максимально реализовать себя, и может даже являться лидером, в другом - он же «тише воды и ниже травы», опасаясь, любого своего слова и дела.

    Если микроклимат класса не благоприятен, если с защищенностью и сплоченностью существуют проблемы, трудно рассчитывать, что наш ученик будет активным в такой среде. В этом случае совершенно бессмысленно сетования: «Никому ничего не надо! Ни на что никого не сдвинешь!».

    Поэтому необходимо научить ребят позитивной развивающей самореализации, создать для нее в классе соответствующие условия.

    Средствами реализации этой задачи могут стать:

    - участие в подготовке классного часа;

    - проведение конкурсов, викторин самими учащимися;

    - подготовка и проведение традиционного «Дня именинника»;

    - проведение театрализованных представлений;

    - часы общения, диспуты, дискуссии;

    - цикл занятий «Познай себя».

    Научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом неповторимую индивидуальность и тем самым способствовать ее развитию - это едва ли не самая сложная задача классного руководителя. И невозможно хотя бы частичное ее решение, если сам педагог не будет ценить каждого своего ученика независимо от его отметок, от его способностей и возможностей.

      В качестве предмета   социального проектирования в 1 классе  я избрала создание дружного коллектива первоклассников как  основной  ценности.

       Целью социального - нравственного  проекта «Мой дружный класс!» стало:

    Развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного (терпимого, снисходительного) взаимодействия со сверстниками. Формирование у младших школьников установки на сотрудничество, построение позитивных отношений с одноклассниками. Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности. Коллективизм как бы одухотворяет сам процесс работы, выбор наиболее рациональных приемов и методов, ее организацию. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинно коллективистических мотивов поведения.

    Задачи проекта:

    • Обеспечить эмоциональный  комфорт и  психологическую защищенность ребенка;
    • Через проведение  тематических мероприятий формировать у школьников терпимое отношение к другим людям, их привычкам, взглядам, традициям, готовность помогать и уметь принимать помощь от других;
    • Включать детей в ролевые игры для разработки навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
    • Разработать и провести ряд внеклассных мероприятий, направленных на активизацию творческого потенциала детей, развития представлений о товариществе и дружбе.

    В рамках проекта были проведены часы общения по разделам:
    Раздел. Я и мои родные.

    1. Самый дорогой на свете человек.
    2. Воспитание добротой.
    3. Почему мы обижаем близких нам людей?
    4. Братья и сёстры.
    5. Учимся понимать  переживания родных и близких нам людей.
    6. Наши бабушки и дедушки

    Раздел 2.  Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям.

    1. 1.Друг в беде не бросит.
    2. Друг заболел.
    3. Как помочь больному другу.
    4. Учимся понимать боль другого человека.
    5. Друг и в радости. ив горе всегда рядом.
    6. День рождения друга.

    Раздел 3. Мы и наши верные друзья – животные.

    1. Собака – верный друг человека.
    2. Учимся заботиться о детёнышах животных.
    3. Почему грустит котёнок?
    4. Не мучайте животных.
    5. Подари птицам нашу заботу.

       Как мы знаем, сплочению коллектива способствуют традиции. В нашем классе традиционными стали такие мероприятия:

       1.«Праздник рождения класса». Цель его – осознание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга. Проводится он в рамках классного часа первого сентября в развлекательной форме при участии детей и родителей.

       2. « Я пришел в этот день в этот мир» - поздравление учащихся класса с днем рождения. Под этим названием подразумевается праздник именинников. Проводится три раза в год, чаще всего во время каникул, когда дети и родители имеют свободное время. Дети заранее готовят для своих одноклассников – именинников небольшой сценарий, подарки и поздравления. (Приложение № 2  )

       3.Совместно с родителями проводятся зимние прогулки, где ребята катаются с горы на санках, посещение кинотеатра, кукольного и драматического театра, цирковых представлений. После таких походов дети долго обсуждают, делятся впечатлениями, у них появляется общий интерес к совместной деятельности, они с радостью поддерживают новые идеи.

    Эти традиции способствуют преодолению одиночества, беззащитности, воспитывают умение быть Человеком. Наблюдая за детьми класса, можно отметить, что класс действительно становится сплоченный, ребята приходят на помощь друг другу, переживают за успехи и неудачи одноклассников. В классе царит атмосфера доброжелательности, взаимопомощи. О том, что детям в классе комфортно, подтверждают результаты анкетирования проведённые в конце учебного года. Оно состояло из следующих вопросов:

    1. Легко ли тебе общаться с одноклассниками?

    2. Любите ли вы вместе проводить время, совместно трудиться?

    3. Помогаешь ли ты одноклассникам?

    4. С желанием ли ты сейчас ходишь в школу, в свой класс?

    5. Обижают ли тебя в классе?

    Детям предлагались три варианта ответа: да, нет, иногда. Проанализировав анкеты ребят, был составлен график определения сплоченности. (Приложение № 3 )

       По результатам анкеты становится понятно, что ребятам легко в общении. Неоднозначно ответили на пятый  вопрос по причине разного понимания слова «обида». Конечно, в классе ещё случаются разногласия, несовпадение мнений, но совместная даёт классному коллективу возможность перейти к более высоким уровням организации.  

    Так же был проведён устный опрос учеников нашего класса. Корреспонденты задавали вопросы: «Можно ли назвать наш класс дружным и весёлым? Почему?» И вот что получилось.

    Оля Платонова: - «Конечно. Мы все друг другу помогаем. Наш класс можно назвать большой, дружной семьёй».

    Ева Федотова: - «Я считаю, что можно, потому что мы всегда выручаем друг друга в различных ситуациях. И все мы друг друга ценим и уважаем».
    Наташа Никеева: - «Конечно, можно, потому что на всех конкурсах и соревнованиях наш класс побеждает».

    Кирилл Ожегов: - «Да, наш класс самый весёлый и самый дружный, потому что мы умеем веселиться. И все мы дружим друг с другом.»

    Полина Степанчук: - «Да, потому что нам весело вместе. И даже на каникулах мы находим время, чтобы встретиться или созвониться.»

    Следующий вопрос: «Какими прилагательными можно охарактеризовать наш класс?»

    Оля Платонова:-  «Наш класс прикольный, сплочённый, трудолюбивый ».

    Ева Федотова  - « Наш класс дружный и успешный».

    Наташа Никеева: -  «Наш класс весёлый, умный, везучий».

    Кирилл Ожегов: -  «Наш класс классный и суперский».

    Полина Степанчук: - «Наш класс спортивный, смешной и мирный».

       Так же в  качестве показателей  возможно считать оптимизм своих учеников, их активность во всех делах,  самодисциплину, стремление самосовершенствоваться, прочность дружеских связей с одноклассниками.    

       Таким образом, я считаю, что в рамках создания дружного детского коллектива социальное проектирование зарекомендовало себя как эффективный метод воспитательного воздействия.

     

      Каждый человек должен  найти себя в этой жизни. Важно наблюдать за детьми, к чему у них есть тяга и желания, и направлять детскую энергию в нужное русло. Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Одни имеют ярко выраженные художественные склонности: любят рисовать, музицировать, петь; другие – наделены задатками для развития вокальных и танцевальных способностей; третьи обладают незаурядными артистическими возможностями.   Немало и одаренных детей, обладающих несколькими видами способностей. Но не всегда талант проявляется сам собой, его нужно суметь выявить. Дать ребенку возможность раскрыть талант – значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки - это одна из важнейших задач школы и семьи. Большую помощь в этом вопросе оказывает дополнительное образование,  что является верным путем раскрытия творческого потенциала ребенка, совершенствование его способностей.

      На родительском собрании в первом классе прозвучало предложение разработать и реализовать проект «Я откопаю свой талант». 

    (Приложение № 4) – помочь  учащимся найти ту область, в которой они наиболее успешны.

    Цель проекта: достижение личной идентичности.

    В ходе вводной презентации учителя учащиеся пытаются ответить на вопросы:

    • Где мой талант?
    • Зачем человек трудится?
    • Может ли человек не трудиться?
    • Какие профессии вы знаете?
    • Кем вы хотите быть?
    • Как мы можем искать свой талант?
    • Занятия  в каком кружке помогут вам в овладении будущей профессией?

        Дети разделились на группы по интересам: «Хочу всё знать!», «Город мастеров»,  «Спортивная», «Мы танцуем и поём». Состав групп сменный. Некоторые дети состоят сразу в нескольких группах, в зависимости от интересов. Родители разделились на такие же группы и помогали детям. Каждая творческая группа имеет руководителей из числа родителей. Детям сообщаются адреса кружков, в которых они могут заниматься, проводятся экскурсии в учреждения дополнительного образования, в класс приглашаются руководители кружков. Учащиеся посещали кружки и приносили в класс результаты своей деятельности: рисунки, поделки, фотографии, видеозаписи, грамоты и медали, кубки.

       Родители содействовали  тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Нужно использовать всякий удобный случай, чтобы «повернуть» каждого ребенка разными сторонами к коллективу, сделать его на некоторое время центром активного внимания. Родители помогали организовывать концерты, выставки, помогают детям в выпуске стенгазет. Родители – руководители групп планируют и организуют работу группы. На защите проектов каждая группа представила результаты своей работы.

    Группа «Город мастеров» Для  детей, имеющих способности  в  сфере художественной деятельности, подразумевает проявление очень большого интереса к визуальной информации; проведение очень большого количества времени за рисованием или лепкой;осознанное построение композиции картин или рисунков; отменные композиция, конструкция  и цвет работ. (Платонова Ольга, Федотова Ева, Никеева Наталья, Степанчук Полина, Меладзе Анастасия, Шкобинева Элла) устроили выставку рисунков и поделок, на которую выставку рисунков и поделок на которую были приглашены учащиеся начальной школы:

    Дети в группе научились: делать поделки из пластилина, а также из любого подручного материала, рисовать. (Приложение № 4).

    Группа «Мы – спортсмены»: Талант может проявляться и в двигательной сфере. В этом случае ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, любит движение (бег, прыжки, лазание),обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому),прекрасно удерживает равновесие,

    обладает исключительной для своего возраста физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
    Эта группа
    выпустила стенгазету и сделала видеоролик о своей деятельности и достижениях. Для учащихся школы и будущих первоклассников (детский сад № 44) наши спортсмены показали мастер – классы.

    Карате  - Баталов Данил, Жуков Михаил – показали различные упражнения; Хоккей -  Карпов Илья – видеоролики с соревнований;
    Плаванием  - Власенко Алина, Оситковский Сергей – видеоролики;
    Горные лыжи  - Власенко Алина- видеоролик;
    Гимнастика  - Серенко Валентина показала под музыку гимнастический номер. (Приложение №   4).

    Группа «Мы танцуем и поём» подготовила концерт для родителей, который был показан на общешкольном родительском собрании:
    Овчинникова Александра с партнёром из английской гимназии являются победителями турниров по бальным танцам.
    Статиенко Александра – эстрадные танцы.
    Щербакова Марина, Никеева Наталья, Сверкунова Ирина  – песни и частушки.
    Федотова Ева – чтение собственных стихотворений. (Приложение №  6 ).

    Группа «Хочу всё знать». 

    Дети этой группы посещали кружок  «Эрудит»,  принимали участие в олимпиадах, раскрывали секреты цирковых фокусов. (Приложение №   6). Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами как наблюдательность, разносторонняя любознательность, легкая обучаемость,   широкий кругозор, умение хорошо излагать свои мысли. Дети, у которых преобладают такие способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать

    Ученик начальных классов должен пробовать (испытывать) себя в различных видах деятельности. Каждый ребёнок моего класса знает, что у него есть дело, в котором он успешен. Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребенку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности. Разглядеть способности нетрудно, ведь каждый ребенок талантлив. Задача нас взрослых – подмечать интересы ребенка, поддерживать его, хвалить, направлять. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и непременно добьется в нем успеха.

       Одной из острых проблем современного образования является увеличение числа детей, испытывающих трудности в адаптации к школе и социальному окружению,  повышение негативных тенденций в сфере  физического и душевного здоровья.

        Значимость данной проблемы обусловлена активными инновационными процессами в социальной и политической жизни страны, поставившими систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности  ребенка, его  разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе.
       В психолого-педагогической практике, до недавнего времени, многие родители и педагоги считали, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы. Они также были убеждены, что достижение ребенком   6-7 летнего возраста или поступление в школу автоматически приведет его к требуемому уровню школьной зрелости. Однако осознание обществом того факта, что поступивший ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития, который необходим для успешного обучения.
      Начало вхождения ребенка во взрослую жизнь связано с поступлением его в школу. Начало обучения в школе, переход от домашних условий и условий детского сада к систематической учебе всегда представляло для ребенка серьезную психологическую нагрузку, а в настоящее время у многих детей вызывает состояние, которое ряд авторов называют школьным стрессом.
      Анализ причин школьных трудностей, связанных с особенностями социального развития ребенка, указывает на необходимость создания и использования специальных форм, педагогических технологий, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, формирующих социально уверенную личность.

       Посещая родительское собрание в детском саду, беседуя с родителями, я сделала вывод, что родители испытывают большое волнение: как их ребёнок будет чувствовать себя в школе, понравится ли ему там, как долго будет проходить адаптационный период, как ребёнок воспримет учителя? На родительском собрании в школе, я предложила родителям,  совместно с детьми  посетить детский сад № 44, чтобы обсудить данный проект с воспитателями, пообщаться с детьми. В ходе сбора информации выяснилось следующее: дошкольники мало  знают о школе, и им интересно побывать в школе, посмотреть, какие бывают кабинеты; их страшат взрослые школьники.  Реализация целей и задач виделась в следующем: посещения школьниками детского сада (организация игр, ремонт игрушек и др.), организация экскурсий по школе для дошкольников; знакомство с учителями;  организация для малышей различных праздников и  представлений. Мы наметили программу действий, которую реализовывали в течение всего учебного года.  

        В 2011-2012  был разработан совместный социальный  проект «Несём радость в детский сад» для учащихся 2 «а» класса и воспитанников детского сада № 44. Цель данного проекта создать благоприятные условия для преемственности перехода  от дошкольного к младшему школьному возрасту.  Мы поставили перед собой задачи: научить малышей с радостью  думать о школе, желать  в ней учиться. Оказать  посильную помощь в уборке территории после зимы, в ремонте книг, проведение мероприятий.
             Каждый год в школу приходят маленькие дети (первоклассники), они не знают, что такое школа, поэтому адаптация у некоторых дошколят проходит очень долго. Посещая родительское собрание в детском саду, беседуя с родителями, я сделала вывод, что родители испытывают большое волнение: как их ребёнок будет чувствовать себя в школе, понравится ли ему там, как долго будет проходить адаптационный период, как ребёнок воспримет учителя? На родительском собрании в школе, я предложила родителям,  совместно с детьми  посетить детский сад № 44, чтобы обсудить данный проект с воспитателями, пообщаться с детьми. В ходе сбора информации выяснилось следующее: дошкольники мало  знают о школе, и им интересно побывать в школе, посмотреть, какие бывают кабинеты; их страшат взрослые школьники, Реализация целей и задач виделась в следующем: посещения школьниками детского сада (организация игр, ремонт игрушек и др.), организация экскурсий по школе для дошкольников; знакомство с учителями;  организация для малышей различных праздников и  представлений. Мы наметили программу действий, которую реализовывали в течение всего учебного года.  

      Для ребят детского сада были проведены праздники: «В гостях у сказки» (на базе детского сада № 44) и «Эколобок» ( на базе МБОУ «СОШ с УИОП № 14».  В гости в школу будущие дошколята пришли вместе с родителями. Воспитанники детского сада посетили  школьную библиотеку – это  вызывало у них большой интерес. В библиотеке они познакомились с библиотекарем школы Александрой Николаевной, которая познакомила их с читальным залом, с хранилищем книг.  Они рассказывали там стихи, задавали много различных вопросов. Затем мы прошли с ними в   спортивный зал, который им особенно понравился. Спортивный зал школы впечатлил их большим размером, наличием спортивного инвентаря.  В актовом зале ребята представляли себя актёрами и со сцены рассказывали сказки и стихи, Посещение компьютерного кабинета не оставила никого равнодушным, ребятам было разрешено попечатать на клавиатуре, посмотреть, как работают старшеклассники. Посещение школы  вызывало у ребятишек желание пойти в школу, интерес, вселил  уверенность в своих силах. Дети посидели за партами, прошли по школьным кабинетам начальной школы, которые оснащены мультимедийными проекторами, компьютерами.   Как уже у нас в классе заведено ни одна встреча не проходит без подарков.  Ученики дарят дошколятам сувениры, сделанные своими руками, так же мы дарим им развивающие настольные игры.  Ученики рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам. Особенно интересно общение бывших воспитанников данного детского сада с будущими первоклассниками.

    IV. Педагогические условия и особенности применения.

     Для разработки и реализации социально-педагогических проектов в школе необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности. С этой целью возможно создание специальных органов при руководителе: временных творческих коллективов по разработке проектов, методических служб, объединений и групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах и способных выступить экспертами создаваемых проектов. Тема социально-педагогического  проекта выбирается из реальных социальных  проблем, существующих у учащихся и их семей, и ориентируется на обучение учащихся важнейшим умениям саморазвития, самовоспитания, постановки и достижения разумно значимых целей, коррекции и профилактики, негативных влияний среды,   что позволит им в дальнейшем успешно социализироваться.
     Необходимо четко формулировать цели, задачи, определять объект, предмет проектирования, определять сроки, участников проекта, критерии   и методы оценки эффективности проекта.  Все это позволит реализовывать проекты в разных учреждениях образования.    Средствами реализации  социально-педагогического  проекта могут быть: совместная творческая деятельность учащихся и педагога, где ученик и учитель – равноправные партнеры, помощники и консультанты; создание реальных образовательных и социальных ситуаций, в рамках которых учащиеся исследуют, анализируют, организуют собственную деятельность по достижению поставленных задач. Проектирование социально педагогической деятельности будет более эффективно, если будут разрабатываться долговременные проекты, рассчитанные на участников разных возрастов и с участием широкого круга специалистов.

      Чтобы разработка и реализация социально-педагогических  проектов в образовательном учреждении была эффективной необходимо:

    • представление четкой и объективной информации о ребенке, его особенностях психического, физического развития, социальном опыте и состоянии семьи;
    • выявление потенциальных возможностей для развития ребенка;

    IV.   Анализ результатов изучения опыта и возможность использования его в других условиях.

    Для оценки успешности работы классного руководителя  по определению уровня социальной готовности  и социальной адаптации в течении трёх лет проводились диагностические исследования психологом школы Антиповой А.А.    В понятие «социальная готовность» входит умение вести себя в школе адекватно в соответствие с социальными нормами и правилами.
    Это означает:

    • способность адаптироваться в коллективе и общаться с окружающими;
    • умение адекватно реагировать на замечания учителя;
    • умение быть внимательным и сосредоточенным.

    Диагностика включала в себя набор следующих методик:

    • исследование внутренней позиции школьника, включающий в себя анкету, состоящую из 7 – ми вопросов, определяющих отношение ребёнка к школе, к внеурочным моментам, отмене уроков, учителям, одноклассникам и т.д.;
    • диагностика межличностных отношений (Интервью Волшебный мир);
    •  тест Кэттела для мальчиков и девочек (адаптированный вариант).

    Так же представлена сводная таблица результатов социальной адаптации учащихся.

        Как видно их диагностик, большинство учащихся имеют высокий уровень социальной готовности и положительно отношение к социальным нормам и правилам.

      Анализ опыта проектирования социально-педагогической деятельности показал, проекты, создаваемые в классе разнообразны по направленности, количеству участников, целям и продолжительности. Участниками проектов являются учитель, учащиеся, родители, социальное окружение.

    На момент исследования (сентябрь 2010 – сентябрь 2012 уч.года) в классе  были  реализованы проекты «Мой дружный класс»,  «Мы откопаем свой талант», «Несём радость в детский сад».

    Работая над реализацией проектов, учащиеся организовывали рабочие группы, выбирали инициативную группу, вовлекали в работу родителей. Такая организация работы способствовала, тому, что в проекте принимали участие все или почти все учащиеся класса. Дети, неуспешные в учебе, смогли реализовать себя в работе над проектом, в классе появлялись новые лидеры, родители и дети получили возможность вместе работать над общим делом. Это способствовало большей сплоченности классного коллектива, формированию чувства товарищества, толерантности и ответственности за общее дело, умению работать в группах. Проект классного руководителя – способ разрешения проблем и достижения конкретного результата.

    Проект – способ повышения методического мастерства классного руководителя, способного распространять опыт на разных уровнях

    Анализируя результаты проектной деятельности в моём классе, я пришла к выводу, что проект – это механизм изменения практики воспитания. В школьной жизни произошли следующие основные положительные изменения:

    1. Появился дух творчества среди всех участников образовательного процесса.
    2. Происходит процесс установления партнерских отношений между учеником и учителем.
    3. Осуществление общественно-полезной деятельности для большинства детей становится нормой.
    4. Появились новые традиции.    

    Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребенку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности.

    VI. Заключение.

     Показатель успешности работы – налаженная атмосфера свободного раскованного общения друг с другом. У большинства детей сформирована установка на преодоление школьных трудностей,  они ответственно и творчески относятся к учению, умеют правильно организовать свой учебный труд на уроке и дома. Ученики всегда принимают активное участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и соревнованиях.  Учащиеся с удовольствием посещают не только кружки и факультативы, проводимые учителем, но участвуют в работе школьных кружков и учреждений дополнительного образования города.   Ученики общительны, доброжелательны, всегда готовы прийти на помощь, вежливы,  они отличаются творческой активностью, проявлением инициативы, у многих из них сформировано умение сотрудничать, что позволяет сделать вывод об успешной работе по формированию детского коллектива и созданию благоприятного психологического климата. Так же результатом реализации проекта явились многочисленные отзывы самих детей, их родителей, благодарность от воспитателей детского сада, от коллектива экологического центра. За время работы над проектами мы все познаём мир, делаем открытия, удивляемся, приобретаем опыт общения. Но каждый шёл путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело.

    Таким образом, разработка подобных социальных проектов - это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через  самореализацию в гражданско-нравственном воспитании. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, определяется социальная позиция ребенка, повышается степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развиваются социальные навыки младших школьников в процессе коллективной деятельности.

    Опытом свое работы по данной теме я делилась на педагогических чтениях в 2011 года, а так же на заседании педагогической мастерской «Образовательные потребности современной семьи: проблемы и перспективы» при ИПК ПК в 2012 году, на педагогической конференции в январе 2013 года.

    VII.Список литературы:

    1. Антонюк С.В. Как разработать социальный проект //http://edu.zelenogorsk.ru/project/1sush.html
    2. Бедерханова В. Совместная  проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых .
    1. Вульфов Б. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания.  
    1. Доценко И.Г. Проектирование социально-педагогической деятельности классным руководителем. 
    2. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.
    3. Лебедева, Г.А. Технология обучения педагогическому проектированию.
    4. Луков В. А.Социальное проектирование : учеб. пособие.
    5. Никончук А.С. Социально-педагогический проект: просто о сложном.
    6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
    7. Теплоухова Л.С. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. http://festival.1september.ru/articles/419748/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Формирование гражданской активности через социальное проектирование

    В статье представлена моя работа по формированию гражданской активности учащихся. Выступление на городском МО....

    технология социального проектирования

    Экологический проект "Покорми птиц зимой"...

    Создание воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии

    Одним из способов реализации воспитательной и образовательной составляющей ФГОС НОО является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Наша школа являе...

    Формирование проектноо-исследовательской компетентности учащихся через социальное проектирование во внеурочной деятельности.

    Описание опыт работы педагога по организации и внедрению в работу с детьми метода социального проектирования. Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, дела...

    Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.

    На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления  каждого ребенка и готовность к его жизненно...

    Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

    Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....