Формирование проектноо-исследовательской компетентности учащихся через социальное проектирование во внеурочной деятельности.
статья на тему

Описание опыт работы педагога по организации и внедрению в работу с детьми метода социального проектирования.

Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnye_proekty_v_nachalnoi_shkole.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Михальченко Анастасия Петровна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №289

Формирование проектноо-исследовательской компетентности учащихся через социальное проектирование во внеурочной деятельности.

        За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального образования. В Федеральном компоненте нового государственного стандарта начального школьного образования подчеркивается необходимость развития личностных качеств и способностей обучающихся, которое должно опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности.

        Существует определенное противоречие между имеющейся системой организации учебной деятельности, предполагающей простое накопление уже известных знаний и необходимостью перехода к компетентностному обучению, предполагающему овладение универсальными способами обработки и структурирования информации для успешного самообразования личности.

        В данном контексте особенную актуальность приобретает проектная деятельность, так как она:
• формирует ключевые компетенции учащихся;
• является способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
• является одним из способов достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.

        Анализ исследований по содержанию и организации проектной и исследовательской деятельностей позволяет сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование проектно-исследовательской компетенции.  
Проектно-исследовательская компетенция - это совокупность физических знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

         Актуальность процесса формирования проектно-исследовательской компетентность в образовательном пространстве школы в настоящее время обусловлена с одной стороны потребностью общества и государства в активной творчески мыслящей личности, с другой – современным состоянием школьного образования, сильно отстраненного от практических реалий. К сожалению, в последнее время сложилась ситуация, когда успешные в школе ученики имеют смутное представление о будущей профессии, не осознают своего места в жизни, не умеют применить знания на практике. Это происходит вследствие того, что существует большой пробел между обширными теоретическими знаниями, лежащими в основе школьной программы и реальной возможностью их применения. Задачу актуализации знаний учащихся, укрепления связи школьного образования с жизнью может решить формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся в образовательном пространстве школы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку, социальную гибкость, мобильность, что в дальнейшем, несомненно, поможет учащимся эффективно планировать и проектировать свою жизнь.
        Одной из наиболее интересных, на мой взгляд, является технология социального проектирования. Сегодня социальное проектирование выделяют в отдельную категорию проектов. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее эффективным направлением развития личности ребёнка. Она даёт самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что в процессе работы над социальными проектами у учащихся формируются проектно-исследовательские компетенции через следующие умения:
• видеть проблемы, понимать её значимость и актуальность для себя и для социума;
• находить оптимальные способы её решения, не противоречащие существующим социальным нормам;
• находить позитивные способы общения и взаимопомощи;
• объективно оценивать свой личный вклад в коллективное дело;
• понимать значимость и взаимодополняемость каждого участника проекта;
• осознавать значимость реализации проекта, его конечного продукта для социума.
        Актуальность использования таких проектов заключается в соответствии его идеи требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание активной личности. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью; с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

        Работа по подготовке и реализации социального проекта способствует повышению общего уровня культуры обучающихся за счет получения дополнительной информации, формированию различных личностных компетенции и способности осознанного социального поведения.

        В этом году  учащиеся моего класса стали участниками нескольких социальных проектов. «Правила мобильного этикета». В ходе работы над этим проектом ребята при помощи изготовленных ими стикеров-табличек разместили информацию в школе о недопустимости использования средств сотовой связи во время учебного процесса. Следующий проект был посвящен  актуальной в данный период времени проблеме: сходу снега с кровель домов и зданий. Своими силами ученики сделали заградительную ленту, которую можно будет размещать по периметру школы в опасных участках. Еще один проект, который ребята реализовали собственными силами также имел общественно полезную значимость. Ребята своими руками выполнили декоративные украшения и украсили актовый зал школы для проведения праздника «Прощание с Азбукой» для первоклассников.
        Участие в проектах данного вида способствует формированию творческой личности, приобретению гражданского самосознания. Развитию социальных и оргдеятельностных качеств личности, влияет на становление нравственной и эстетической культуры ребенка. А проблемно-поисковый подход, который применяется в социальном проекте, как и в любом другом, дает возможность обучающимся получить опыт исследовательской деятельности. Только предметом анализа здесь являются законы и явления жизни, понимание поступков людей и прочее.

        К тому же такой проект прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. Отношение ответственной зависимости – единственная возможная форма отношений внутри проектной группы. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы. Формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы.Анализируя процесс работы над проектами и её результат, можно утверждать, что в результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь социальную значимость и является предметной инновацией. Дети сами находят пути решения поставленной перед ними проблемы, а иногда и сами заявляют о проблеме и стараются найти пути ее решения.  Участие в конкурсе проектных работ однозначно стимулирует мотивацию к повышению уровня  достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.
        Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе.
Социальный творческий проект позволяет обучающимся  не только развивать свои творческие и организаторские способности, но и дает им возможность почувствовать значимость своего труда, испытать себя в многофункциональной деятельности, взаимодействовать с большим количеством людей, по-разному относящихся к идее и форме выражения ее в проекте.

        Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.


Литература:

  1. Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М.К.  Господникова / и др./. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2011. -131 с.
  2. Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина /и др./. Волгоград : Учитель, 2012. – 135 с.
  3. Проектирование в начальной школе : от замысла к реализации : программа , занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова /и др/.-Влогоград : Учитель, 2013. 169 с.
  4. Проектная деятельность  школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование гражданской активности через социальное проектирование

В статье представлена моя работа по формированию гражданской активности учащихся. Выступление на городском МО....

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...

«Коррекция и развитие положительных личностных качеств учащихся через патриотическое воспитание во внеурочной деятельности"

В данном материале рассказывается о коррекции и развитии положительных качеств личности младшего школьника через патриотическое воспитание во внеурочной деятельности....