Главные вкладки

    Статья "Формирование гражданской активности через социальное проектирование
    статья по теме

    В статье представлена моя работа по формированию гражданской активности учащихся. Выступление на городском МО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы  во внеурочной деятельности через  проектирование.

    Шелестюк С.Г.

    Городское МО учителей истории

    14 декабря 2010 год

    Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения национальной культуры в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение национальных традиций и обычаев наполняют конкретным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в образовательном процессе.

    Формируемое с ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно - исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.

    Воспитание гражданских качеств – это, прежде всего воспитание морально – нравственных качеств. Нравственная основа – тот стержень, на котором должна основываться жизнедеятельность каждого гражданина.

    Главное для педагога - передать знания о традиционных демократических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в юных гражданах, на личном примере показать связь традиционной национальной культуры с современностью.

    Целью является формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся.

    Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

    1. расширение представлений об истории малой Родины, России;
    2. воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества;
    3. развитие творческих способностей детей;
    4. создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
    5. объединение усилий учителя и учащихся, для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
    6. сплочение коллектива для совместной творческой деятельности;

    Формирование гражданской позиции учащихся происходит  на каждом уроке в начальной школе, и, прежде всего на уроках окружающего мира. Об этих уроках можно говорить очень много и долго. Но мне хочется остановиться на внеурочной деятельности.

    Используются следующие формы работы:

    1. Сюжетно – ролевые игры.
    1. Беседы.
    2. Праздничные массовые мероприятия.
    3. Вечера тихого чтения.
    4. Соревнования.
    5. КВН.
    6. Конкурсы.
    7. Викторины.
    8. Экскурсии.
    9. Классные часы.

    Тематика классных часов:

    1. “Русь, Россия, Родина моя” - цикл классных часов о знаменательных событиях истории России;
    2. “Мы – славяне” - цикл классных часов по славянской мифологии, традициям;
    3. “День защитников Отечества” - проводится на каждой ступени обучения в различных формах; ( беседы, КВНы, соревнования, встречи с военнослужащими, смотры строя и песни и т. д.)
    4. “Дом – край – мир” - цикл классных часов по реализации национально – регионального компонента;
    5. “Я – гражданин России” - цикл классных часов о выдающихся личностях страны;
    6. “Опалённые войной” - цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне;
    7. “Здравствуйте все” - цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам;
    8. “Выбираем профессию” - цикл классных часов по профориентации;
    9. “Наши права и обязанности” - цикл классных часов по правовой грамотности.

    Предлагаемая тематика классных часов проходит единой нитью через пять лет обучения, не исключая включения других тем.

    При разработке тематики классных часов учитывались те возможности патриотического воспитания, которые заложены в программу таких учебных курсов, как “ОБЖ”, “Изобразительное искусство”, “Музыка”, “Окружающий мир».

    В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми. Применение инновационных технологий в педагогической деятельности делает этот процесс интересным и социально-полезным.

    Одной из педагогических находок можно считать организацию деятельности учащихся в инициативных и творческих группах по интересам. Ведь плодотворный процесс в любой области зависит, прежде всего, от положительной мотивации участников деятельности на достижение результата.

    В 4 классе я стала использовать проектную деятельность не только на уроках, но и во внеклассной работе.

    Формирование гражданской позиции учащихся через  проектирование предполагает реализацию следующих целей:

    - привлечение внимания школьников к актуальным проблемам местного значения;

    - включение школьников в реальную практическую деятельность .

    Время постоянно требует обновления процессов воспитания. В современных условиях необходимо воспитывать чувство ответственности у каждого гражданина. Современное время диктует субъектно-субъектные отношения, когда ребенок становится активным участником всех процессов, происходящих вокруг.

    Выстроенная система воспитания школьников на основе активных действий, ведет к преобразованию и улучшению собственной жизни, толерантности, ориентации на общечеловеческие ценности.

    Проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу.

             Влияние на личность ребёнка, при использовании  проекта будет происходить наиболее эффективно, если:

    1.  проект носит творческий характер;
    2. деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;
    3. используется метод сверхзадач.

    Выполнение проекта  можно подразделить на несколько этапов:

    1. выбор темы;
    2. организация самостоятельной деятельности;
    3. самостоятельная деятельность учащихся;
    4. результаты опытно – экспериментальной работы;

    Групповая презентация. Круглый стол, выводы. Оценка проектной деятельности позволяет:

    - оценить уровень сформированности компетентности в «естественной среде»;

    - зафиксировать индивидуальное продвижение ученика.

    Мы с ребятами после бесед о родном городе выбрали тему своего проекта, близкую для понимания, «Мой город». Начали с выбора и обсуждения микротем. Каждый ученик выбрал для себя интересную тему. Разбились на группы по интересам. Работа проводится в течение длительного времени. Ребята набирают информацию, анализируют, отбирают самое важное, интересное, значимое. Затем оформляют в виде сообщений, газет, презентаций.

    Приложение. Презентации учащихся.

    Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, включающей историческую справку, собственные творческие разработки в рисунках,  компьютерных презентациях. Итогом презентации станет конференция, где будет представлена работа класса .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников»

    Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Создание  условий для достижения учащимися...

    Создание воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии

    Одним из способов реализации воспитательной и образовательной составляющей ФГОС НОО является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Наша школа являе...

    Статья Клишковой И. Ю. на по теме «Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство формирования гражданской активности учащихся». 2016 г.

    Статья Клишковой И. Ю. на М. О. по теме «Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство формирования гражданской активности учащихся».  «Экология для младших школьников» разрабо...

    Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования

    Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...

    Формирование проектноо-исследовательской компетентности учащихся через социальное проектирование во внеурочной деятельности.

    Описание опыт работы педагога по организации и внедрению в работу с детьми метода социального проектирования. Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, дела...

    Статья "Формирование конструктивного гражданского поведения через социальные практики в рамках ФГОС"

               Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественн...

    «ЮИД отряд, как возможность развития личности через социальную активность семьи.

    В сфере дополнительного образования социальная активность играет большую роль в развитии ребенка.Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будуще...