Главные вкладки

    Создание воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии
    методическая разработка по теме

    Любовь Николаевна Ковкова

    Одним из способов реализации воспитательной и образовательной составляющей ФГОС НОО является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Наша школа является экспериментальной площадкой и работает по теме «Создание оптимальной образовательной культурологической среды на основе взаимодействия общего и дополнительного образования».Организационным механизмом  интеграции  может быть разработка и осуществление совместных программ урочной и внеурочной деятельности в такой форме, как социальное  проектирование. А социальное проектирование на основе Дальтон – технологии является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация

    Министерство образования и науки

    управление образования администрации

    округа Муром Владимирской области

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная  школа № 4»

    Форум образовательных инициатив

    Заочное участие в виде публикации

    Номинация «Реализация Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования: новые требования к структуре образовательных программ, условиям и результатам их реализации»

    Тема «Создание воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии»

    Авторы: учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    Любовь Николаевна Ковкова,

    учитель начальных классов

    I квалификационной категории

    Альбина Викторовна Шешунова

    2014г.

    Введение.

    Ключевое изменение в ФГОС состоит в том, что на первый план выступает развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который  и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.

    Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

    На первом плане ЛИЧНОСТЬ ребенка. Одним из способов реализации воспитательной и образовательной составляющей ФГОС НОО является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Наша школа является экспериментальной площадкой и работает по теме «Создание оптимальной образовательной культурологической среды на основе взаимодействия общего и дополнительного образования».Организационным механизмом  интеграции  может быть разработка и осуществление совместных программ урочной и внеурочной деятельности в такой форме, как социальное  проектирование. А социальное проектирование на основе Дальтон – технологии является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь.

    Актуальность можно определить словами В. Гузеева «…Социальное проектирование поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»

    А социальное проектирование на основе Дальтон - технологии позволяет получить опыт системного подхода к решению межпредметных, надпредметных и личностных  задач.

    Цель: создание единого воспитательного пространства класса, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям – ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОТЕЧЕСТВО, КУЛЬТУРА.

    Задачи:

    • создание содружества детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями  к окружающему миру;
    • обогащение и совершенствование человеческой сущности младших школьников посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской  и социокультурной идентичности;
    • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
    • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм безопасного поведения с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированную на достижение планируемых результатов ФГОС;
    • воспитание уважения к закону, социальной ответственности как важнейшей черте личности;
    • приобщение учащихся к системе духовных и культурных ценностей русского народа;
    • формирование экологической культуры и культуры общения;
    • организация работы с родителями, предотвращающая разрыв воспитательного влияния школы и семьи, организация постоянной и широкой информатизации родителей о воспитательном процессе и успехах воспитания школьника, организация совместной деятельности детей и родителей.

    Эти цели и задачи, реализуются через цикл социальных проектов, ключевых дел, традиционных праздников. Главной структурной единицей является классный коллектив, которому предоставляется возможность творческой социальной самореализации, достаточная свобода выбора содержания и формы участия в общем деле. Класс ощущает себя частью единого целого и живет идеями и настроениями школы, общества, страны.

    Педагогическая  идея: построение воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии.

    Теоретические основы.

    В конвенции ООН «О правах ребенка» определено, что детство – это время  от рождения до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школьные годы как годы становления и интенсивного развития личности.

     Социальное проектирование на основе Дальтон технологии – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка:

    • благодаря взаимодействию РЕБЕНОК – РЕБЕНОК  рождается продукт деятельности: усваивается информация о мире, формируются УУД, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные проблемы; формируется гражданственность, патриотизм учащихся;
    • взаимодействие РЕБЕНОК – ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многопланово:  педагог, родители  в проектировании могут выступать  с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности.

    Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и с взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность.  

    Социальное проектирование — вид  деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. В результате социального проектирования  ребенок  формирует свою «Я-концепцию», устанавливает социальное взаимодействие с миром.  В результате совместной деятельности, в ходе которой  ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется  «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение. Социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»,  выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

    Цели  Дальтон – технологии: обеспечить индивидуализированное развитие ученика; развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

    Содержательную основу технологии Дальтон составляют задания. Они носят творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента или разработкой социального проекта.

    Результаты Дальтон – технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими умениями. Кроме того снижается перегрузка учащихся за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом дальтон технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых.

    Следует отметить и интегративный характер данной технологии – в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии.

    Технология разработки социального проекта.

    Воспитательное пространство класса, включающее социальное проектирование на основе Дальтон - технологии,  будет достигать  трёх уровней результатов:

    • приобретение школьником социальных знаний,
    • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура);
    • формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;
    • получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

    Разработка социального проекта проходит 8 стадий.

    1 стадия. Подготовка обучающихся и их родителей к работе над проектом.

    • Диагностика личностной готовности школьников для социально-значимой деятельности.
    • Формирование  команды, распределение ролей, обязанностей внутри проектной команды.
    • Организация учебной деятельности младшего школьника, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

    Итог работы на первой стадии: формирование команды, распределение ролей и обязанностей внутри команды.

    2 стадия. Выбор проблемы.

    • Детальный  анализ спектра вопросов, которые значимы для данного коллектива и требуют своего решения;
    • Формирование ясного понимания проблемы, над которой предстоит работать команде;
    • Уровень  возможностей учащихся и родителей по отношению к решению выбранной проблемы.

    Формы выявления и анализа проблемы:

    • «Ящик предложений».
    • Социологический опрос.
    • Интервью с родителями, родственниками, соседями.
    • Экскурсия с обучающимися по своему району с  фотоаппаратом.
    • Анализ материалов средств массовой информации.

    Итог работы на второй стадии: выбор наиболее актуальной проблемы для дальнейшей работы над проектом.

    3 стадия. Сбор и анализ информации.

    Задача: собрать и проанализировать информацию по заинтересовавшей проблеме из разных источников:

    •  СМИ, библиотеки;
    •  научные работники, преподаватели ВУЗов,  педагоги;
    • Сеть Интернет;
    • познавательные и научные фильмы;
    • административные и законодательные органы.

    Итог работы на третьей стадии:  проработанная учащимися и родителями информация по проблеме проекта.

    4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.

    Задачи четвертой стадии:

    обработать и систематизировать полученный материал по разделам:  

    • актуальность и важность данной проблемы;
    • информация о различных подходах к решению данной проблемы;
    • программа действий, разработанная данной командой;
    • разработка варианта реализации своей программы;

    выработать версии преодоления проблемы.

    Итог работы на четвертой стадии: предоставление своего варианта, своего проекта преодоления сложного вопроса.

    Итог работы: осуществленная реализация проекта школьниками и их родителями непосредственно через свое практическое участие.

    5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся и родителей.

    Задача: реализовать на практике полностью или частично свою версию решения проблемы.

    6 стадия. Подготовка к защите проекта.

    Задачи:

    • сгруппировать весь собранный материал в два блока (демонстрационный и документальный), которые отражают все этапы работы над проектом;
    • организовать тренировочные упражнения по ораторскому мастерству.

    Итог работы на шестой стадии: готовые материалы для прослушивания; отработанные сценарии выступлений.

    7 стадия. Презентация проекта.

    Задачи:

    • представить аудитории информацию о важности проблемы, выявленной учащимися;
    • объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы так, чтобы собравшиеся могли понять преимущественно и недостатки каждого из них;
    • объяснить эффективность выбора командой пути решения проблемы и продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы;
    • показать, как группа школьников и родителей может организовать поддержку предложенной программы действий со стороны своих сверстников, сообщества, органов управления разных уровней.

    Итог работы на седьмой стадии: защита представленного проекта.

    8 стадия. Рефлексия.

    Задача восьмой стадии: самостоятельно проанализировать стадии подготовки и представления проекта.

    При поддержке педагога проходит анализ проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.

    Итог работы на восьмой стадии: разработанные на основе анализа направления деятельности по повышению эффективности работы над проектом.

    Параллельно еженедельно проводится Дальтон – час, во время которого реализуются четыре формы Дальтон – плана (приложения).

    • Классное учебное занятие;
    • Коллективный урок;
    • Лабораторное занятие;
    • Конференция.

    Планируемые результаты социального проектирования.

    Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

    • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

    • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

    • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

    • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

    Личностные результаты

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
    • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
    • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
    • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
      развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
    • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
      установка на здоровый образ жизни;
    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

     

    Регулятивные УУД

    • принимать и сохранять учебно – социальную  задачу;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

    Познавательные УУД

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения социальных задач;
    • сообщения в устной и письменной форме;
    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей;
    • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
      устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 

    Коммуникативные УУД

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, не совпадающих с его  и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в ситуации столкновения интересов;
    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
    • задавать вопросы;
    • контролировать действия партнёра;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Концепция социального проектирования на основе Дальтон – технологии выдвигает еще одну, новую для российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Формирование гражданской активности через социальное проектирование

    В статье представлена моя работа по формированию гражданской активности учащихся. Выступление на городском МО....

    Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства

    Как классный руководитель я применяю разнообразные формы и методы работы с родителями. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями...

    Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

    Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....

    Статья « Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства».

    Задача учителя- всеми доступными для него средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально- благоприятного климата , ориентирующего на обще...

    Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования

    Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...

    Формирование проектноо-исследовательской компетентности учащихся через социальное проектирование во внеурочной деятельности.

    Описание опыт работы педагога по организации и внедрению в работу с детьми метода социального проектирования. Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, дела...