Урок окружающего мира "Заповедники"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Шурыгина Марина Сергеевна

Урок окружающего мира по программе "начальная школа XXI века" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapovedniki_3_klass.doc42 КБ
Файл zapovedniki.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

 Шурыгина Марина Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №23

г.Мурманск

Урок окружающего мира

Тема: «О заповедниках» (3 класс программа «Начальная школа XXIвека»)

Цель: формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека;

Задачи:  

1. Формировать информационно-коммуникативные компетенции.

2. Продолжать работу по формированию бережного отношения к природе.

3.Составлять схему   и работа со схемой

Оборудование: учебник, словарь С.И. Ожегова.

Ход  урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

– Сегодня наш урок мне хочется начать словами Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!  

- О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы).

- Оказывается, еще в Древней Руси люди задумывались о том, что природу надо беречь. Так что проблема эта не новая.

В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи.

III. Изучение нового материала.

1.Определение темы и цели урока.

- Что мы делаем для того, чтобы сберечь природу? (ответы детей, один из ответов - открываем заповедники)

- Как вы понимаете, что такое «заповедник»?

- Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать?

«О заповедниках» (на доске открывается тема урока)

-Определим цель нашего урока? (ответы детей)

2.Составление схемы «Зачем создают заповедники?»

- А сейчас работать будем группами. Перед вами лежат листы. Запишите посередине листа слово заповедник. Вокруг запишите свои предположения и идеи по вопросу: «Зачем люди создают заповедники?» Время работы 10 минут.

-Каждая группа высказывает по одному предположению по очереди,   не повторяйтесь в своих ответах (дети должны отвечать, пока все предположения не будут высказаны)

Учитель подводит итог, обобщает ответы детей и появляется схема.

Физминутка

3. Нахождение определения «заповедник» в словарях.

-Используя схему, попробуйте дать определение, что такое заповедник?

( выслушиваются ответы детей)

- Где можно найти определение этому слову? (в толковом словарике учебника, в толковом словаре С.И.Ожегова, В. Даля)

-Мы обратимся к словарю С.И.Ожегова и толковому словарику учебника.

-Откройте толковый словарик учебника и найдите определение, что такое заповедник (1 ученик находит определение в словаре  С.И.Ожегова)

Чтение определений.

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.( С.И.Ожегова)

 Заповедник – это участок земли (либо водной поверхности), на которой  запрещена любая хозяйственная деятельность человека (учебник)

4.История создания заповедников (рассказывает учитель)

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.

Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.

В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников.

Существуют разные виды  заповедников.

  1. Заповедники
  2. Заказники
  3. Национальные парки
  4. Памятники природы

- Какие заповедники располагаются на территории Кольского полуострова?

(Кандалакшский государственный заповедник, Лапландский государственный биосферный заповедник, государственный природный Пасвик).

-Об этих заповедниках мы будем говорить на уроках краеведения.

IV.Подведение итога

-Зачем нам с вами нужны заповедники? (ответы детей)

- Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить?( ответы детей)

V.Домашнее задание.

Подготовить рассказ:

1 ряд- о заказниках

2 ряд- о национальных парках

3 ряд- о памятниках природы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зачем создают заповедники?

Слайд 2

Заповедник Растения и животные живут в привычной природной среде Учёные ведут наблюдения за флорой и фауной Запрещены отдых и туризм Запрещены охота и рыбалка Запрещены рубка деревьев, сбор ягод и грибов

Слайд 3

Заповедник – это участок земли (либо водной поверхности), на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека. (толковый словарик учебника) Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности . (толковый словарь С.И.Ожегова )

Слайд 4

Виды заповедников 1. Заповедники 2. Заказники 3. Национальные парки 4. П амятники природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...