Проблемные ситуации для уроков окружающего мира при изучении природных ообществ 3 класс
консультация по окружающему миру (3 класс) на тему

Ефремова Татьяна Валентиновна

В материале даны проблемные ситуации по 2 на каждое природное сообщество

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработать проблемные ситуации для младших школьников
(по 2 на каждое природное сообщество)

1. Лес

1. Проблемная ситуация № 1

Кто бывал в путешествии? Где вы были? На чем путешествовали? Вдоль дорог часто сажают деревья? Как вы думаете, почему?

Ответ учащегося: Я думаю, что путешествовать можно по-разному: на самолете, поезде, машине, теплоходе. Заботясь о защите окружающей среды и сохраняя природное равновесие человек вдоль дорого сажает деревья, чтобы на листьях деревьев оседали пыль и копоть.

2. Проблемная ситуация № 2

Рассмотрите таблицу. Что изображено на ней? Как называется место, где живут эти растения и животные? Однажды растения и животные поссорились и решили жить отдельно. Как вы думаете, что из этого получится? Могут ли растения и животные жить отдельно друг от друга?

Ответ учащегося: Место, где живут эти растения и животные, называется лесом. Растения и животные леса не смогут жить отдельно друг от друга, потому что мышь ест семена, а лиса охотится за мышью. Таким же образом связаны другие растения и животные. Они не смогут жить отдельно друг от друга. Исчезнет один элемент природы, другие, связанные с ним тоже исчезнут.

2. Луг

1. Проблемная ситуация № 1

Рассмотрите растения. К какому природному сообществу они относятся? Подумайте, почему у луговых трав листья узкие и длинные? Почему одни растут ниже, другие – выше?

Ответ учащегося: Растения относятся к природному сообществу – лугу. Листья у них длинные и узкие, чтобы поглощать больше влаги, которой им не хватает. А высота растений зависит от приспособления растения к окружающим условиям (теневыносливые, светолюбивые).

2. Проблемная ситуация № 2

Подумайте, почему на лугах больше насекомых, чем в лесах? Кто догадается?

Ответ учащегося: Насекомых на лугах больше, потому что здесь больше света, чем в лесу, больше ярких цветущих растений, которые привлекают насекомых.

3. Болото

1. Проблемная ситуация № 1

Подумайте, почему у птиц на болоте длинные ноги? С чем это связано? Что общего во внешнем виде птиц?

Ответ учащегося: У птиц на болоте длинные ноги для того, чтобы легче двигаться по болоту, вытянутый нос, для захвата пищи из травы.

2. Проблемная ситуация № 2

Почему на болоте растения низкорослые, хилые? Как вы думаете, почему?

Ответ учащегося: На болоте растения низкие, т.к. очень много влаги, не хватает полезных (минеральных) веществ, т.к. они вымываются. Корни растений вымокают, нет надежной опоры, поэтому и растут они медленно, не хватает тепла и минеральных веществ.

2. Проблемная ситуация № 3

Что будет происходить в экосистеме болота, если в ней не будет разрушителей?

Ответ учащегося: Нарушится равновесие в экосистеме, т.к. не будет соблюдаться круговорот веществ в природе. И со временем произойдут изменения в природе и образуется новая экосистема.

4. Поле

1. Проблемная ситуация № 1

Подумайте, почему хлеб бывает белым и черным? С чем это связано?

Ответ учащегося: Белый хлеб пекут из пшеничной муки, а черный получается из ржаной муки тепно-серого цвета. Пшеничную муку мелют из зерна пшеницы, ржаную – из зерна ржи.

2. Проблемная ситуация № 2

Почему крупные животные не живут постоянно в поле?

Ответ учащегося: Поле – открытая местность и здесь трудно спрятаться от врагов. Но некоторые животные приходят сюда кормиться: медведь есть овес, лиса отыскивает здесь мышей, заяц питается молодыми хлебными растениями, капустой.

5. Сад

1. Проблемная ситуация № 1

Можно ли встретить в дикой природе сады? Почему?

Ответ учащегося: В дикой природе садов не бывает, т.к. сад – это природное сообщество, созданное человеком. Отдельно стоящие фруктовые и ягодные растения в природе встретить можно, но их местоположение нельзя назвать садом.

2. Проблемная ситуация № 2

Рассмотрите иллюстрации. Какие природные сообщества изображены? В чем их сходство? Отличие?

Ответ учащегося: На иллюстрации изображены два природных сообщества – лес и сад. Сходство их в том, что для них характерны разные виды растительности: деревья, кустарники, трава. Отличие в условиях выживания. Лес – это дикая природа. Сад – сообщество, созданное человеком и требующее особого ухода за культурными растениями.

6. Водоем

1. Проблемная ситуация № 1

Какие особенности внешнего вида существуют у рыб? Почему? Чем похожи рыбы на других животных и чем отличаются от них?

Ответ учащегося: Внешний вид рыбы – это обтекаемое туловище покрытое чешуей, плавники, хвост – эти особенности рыбы имеют для передвижения в воде (например, хвост – имеет роль руля) и приспособленности к окружающей среде. Как и любые живые существа, рыбы дышать, питаются, передвигаются, продолжают свой рыбий род, растут, развиваются, умирают. Но в отличии от других живых существ рыбы живут только в воде, дышат жабрами, питаются тем, что есть в воде.

2. Проблемная ситуация № 2

Какие реки вы знаете? Как вы думаете, почему люди стремились всегда селиться около рек и озер? С чем это связано? Какое значение имеют водоемы в жизни человека?

Ответ учащегося: Без- воды нет жизни, на земле она нужна для бытовых и промышленных нужд, для судоходства и рыболовства, для лесозаготовок и сплава леса. Вода – место отдыха человека, таково значение водного пространства в жизни человека. По берегам рек добывают песок, на реках строят электростанции, плотины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пакета MS Power Point на уроках окружающего мира при изучении природных зон.

Квалификационная работа: теоретические основы + разработки уроков....

Проблемно-диалоговый урок окружающего мира "Наши помощники - память и ум"

Проблемно-диалоговый урок, который знакомит детей с "органами чувств"  человека. Способствует умению применять качества своего ума, формирует у учащихся позицию признания ценности здоровья....

Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Тундра" 4 класс

Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС с использованием методов деятельностного типа....

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.

Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...

Урок окружающего мира на тему "Природная зона тундра"(3 класс)

Урок окружающего мира на тему "Природная зона тундра"(3 класс)...

Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Природные богатсва"

Я предлагаю Вам разработанную мною учебную презентацию к уроку окружающего мира....

Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Природные богатсва"

Я предлагаю Вам разработанную мною учебную презентацию к уроку окружающего мира....