Главные вкладки

    Проблемные ситуации для уроков окружающего мира при изучении природных ообществ 3 класс
    консультация по окружающему миру (3 класс) на тему

    Ефремова Татьяна Валентиновна

    В материале даны проблемные ситуации по 2 на каждое природное сообщество

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработать проблемные ситуации для младших школьников
    (по 2 на каждое природное сообщество)

    1. Лес

    1. Проблемная ситуация № 1

    Кто бывал в путешествии? Где вы были? На чем путешествовали? Вдоль дорог часто сажают деревья? Как вы думаете, почему?

    Ответ учащегося: Я думаю, что путешествовать можно по-разному: на самолете, поезде, машине, теплоходе. Заботясь о защите окружающей среды и сохраняя природное равновесие человек вдоль дорого сажает деревья, чтобы на листьях деревьев оседали пыль и копоть.

    2. Проблемная ситуация № 2

    Рассмотрите таблицу. Что изображено на ней? Как называется место, где живут эти растения и животные? Однажды растения и животные поссорились и решили жить отдельно. Как вы думаете, что из этого получится? Могут ли растения и животные жить отдельно друг от друга?

    Ответ учащегося: Место, где живут эти растения и животные, называется лесом. Растения и животные леса не смогут жить отдельно друг от друга, потому что мышь ест семена, а лиса охотится за мышью. Таким же образом связаны другие растения и животные. Они не смогут жить отдельно друг от друга. Исчезнет один элемент природы, другие, связанные с ним тоже исчезнут.

    2. Луг

    1. Проблемная ситуация № 1

    Рассмотрите растения. К какому природному сообществу они относятся? Подумайте, почему у луговых трав листья узкие и длинные? Почему одни растут ниже, другие – выше?

    Ответ учащегося: Растения относятся к природному сообществу – лугу. Листья у них длинные и узкие, чтобы поглощать больше влаги, которой им не хватает. А высота растений зависит от приспособления растения к окружающим условиям (теневыносливые, светолюбивые).

    2. Проблемная ситуация № 2

    Подумайте, почему на лугах больше насекомых, чем в лесах? Кто догадается?

    Ответ учащегося: Насекомых на лугах больше, потому что здесь больше света, чем в лесу, больше ярких цветущих растений, которые привлекают насекомых.

    3. Болото

    1. Проблемная ситуация № 1

    Подумайте, почему у птиц на болоте длинные ноги? С чем это связано? Что общего во внешнем виде птиц?

    Ответ учащегося: У птиц на болоте длинные ноги для того, чтобы легче двигаться по болоту, вытянутый нос, для захвата пищи из травы.

    2. Проблемная ситуация № 2

    Почему на болоте растения низкорослые, хилые? Как вы думаете, почему?

    Ответ учащегося: На болоте растения низкие, т.к. очень много влаги, не хватает полезных (минеральных) веществ, т.к. они вымываются. Корни растений вымокают, нет надежной опоры, поэтому и растут они медленно, не хватает тепла и минеральных веществ.

    2. Проблемная ситуация № 3

    Что будет происходить в экосистеме болота, если в ней не будет разрушителей?

    Ответ учащегося: Нарушится равновесие в экосистеме, т.к. не будет соблюдаться круговорот веществ в природе. И со временем произойдут изменения в природе и образуется новая экосистема.

    4. Поле

    1. Проблемная ситуация № 1

    Подумайте, почему хлеб бывает белым и черным? С чем это связано?

    Ответ учащегося: Белый хлеб пекут из пшеничной муки, а черный получается из ржаной муки тепно-серого цвета. Пшеничную муку мелют из зерна пшеницы, ржаную – из зерна ржи.

    2. Проблемная ситуация № 2

    Почему крупные животные не живут постоянно в поле?

    Ответ учащегося: Поле – открытая местность и здесь трудно спрятаться от врагов. Но некоторые животные приходят сюда кормиться: медведь есть овес, лиса отыскивает здесь мышей, заяц питается молодыми хлебными растениями, капустой.

    5. Сад

    1. Проблемная ситуация № 1

    Можно ли встретить в дикой природе сады? Почему?

    Ответ учащегося: В дикой природе садов не бывает, т.к. сад – это природное сообщество, созданное человеком. Отдельно стоящие фруктовые и ягодные растения в природе встретить можно, но их местоположение нельзя назвать садом.

    2. Проблемная ситуация № 2

    Рассмотрите иллюстрации. Какие природные сообщества изображены? В чем их сходство? Отличие?

    Ответ учащегося: На иллюстрации изображены два природных сообщества – лес и сад. Сходство их в том, что для них характерны разные виды растительности: деревья, кустарники, трава. Отличие в условиях выживания. Лес – это дикая природа. Сад – сообщество, созданное человеком и требующее особого ухода за культурными растениями.

    6. Водоем

    1. Проблемная ситуация № 1

    Какие особенности внешнего вида существуют у рыб? Почему? Чем похожи рыбы на других животных и чем отличаются от них?

    Ответ учащегося: Внешний вид рыбы – это обтекаемое туловище покрытое чешуей, плавники, хвост – эти особенности рыбы имеют для передвижения в воде (например, хвост – имеет роль руля) и приспособленности к окружающей среде. Как и любые живые существа, рыбы дышать, питаются, передвигаются, продолжают свой рыбий род, растут, развиваются, умирают. Но в отличии от других живых существ рыбы живут только в воде, дышат жабрами, питаются тем, что есть в воде.

    2. Проблемная ситуация № 2

    Какие реки вы знаете? Как вы думаете, почему люди стремились всегда селиться около рек и озер? С чем это связано? Какое значение имеют водоемы в жизни человека?

    Ответ учащегося: Без- воды нет жизни, на земле она нужна для бытовых и промышленных нужд, для судоходства и рыболовства, для лесозаготовок и сплава леса. Вода – место отдыха человека, таково значение водного пространства в жизни человека. По берегам рек добывают песок, на реках строят электростанции, плотины.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование пакета MS Power Point на уроках окружающего мира при изучении природных зон.

    Квалификационная работа: теоретические основы + разработки уроков....

    Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Тундра" 4 класс

    Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС с использованием методов деятельностного типа....

    Урок окружающего мира на тему "Природная зона тундра"(3 класс)

    Урок окружающего мира на тему "Природная зона тундра"(3 класс)...

    Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Природные богатсва"

    Я предлагаю Вам разработанную мною учебную презентацию к уроку окружающего мира....

    Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Природные богатсва"

    Я предлагаю Вам разработанную мною учебную презентацию к уроку окружающего мира....

    Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ в 4 классе по теме « Природные зоны России. Зона степей. Правила поведения на льду в осеннее-зимний период»

    Урок формирует у учащихся представление о природной зоне степей, знакомит со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями;  особенностями растительного и животного мира ...