Использование пакета MS Power Point на уроках окружающего мира при изучении природных зон.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Полежаева Людмила Владимировна

Квалификационная работа: теоретические основы + разработки уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение________________________________________________________3

Глава 1 Психологические особенности младших школьников.___________6

Глава 2 Использование пакета MS Power Point на уроках окружающего          мира при изучении природных зон.__________________________________11

2.1. Использование пакета MS Power Point на разных этапах урока.__11

2.2. Уроки, посвященные изучению темы «Природные зоны».______13

Заключение._____________________________________________________23

Список литературы._______________________________________________24

Приложение.

Введение

В дидактической системе «Школа 2100» существует курс «Окружающий мир», который делится на две составляющие: обществознание и естествознание.

Естествознанию принадлежит особая роль в развитии ребенка. Дети учатся чувствовать гармонию природы, замечать, что все в ней взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законам. Знакомство с фундаментальными законами природы необходимо для объяснения окружающей действительности, явлений природы и готовит учащихся младших классов к более глубокому изучению этих законов в средней школе.

В курсе «Окружающий мир» важное место занимает тема «Природные зоны». Ее изучение позволяет показать единство природы, взаимосвязь и взаимозависимость всех ее элементов, что является основой развития экологического биосферного мышления. Понимание существования зависимости живых организмов от качества окружающей среды, возможности человека влиять на это качество ведет за собой понимание ответственности за последствия своих действий. Необходимость осмысления этих зависимостей развивает теоретическое, научное мышление.

        Тема «Природные зоны» позволяет устанавливать причинно-следственные связи в природе, развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы, значительно пополняет словарный запас учащихся, поскольку приходится усваивать много терминов, понятий за короткий срок.

        В дидактической системе « Школа 2100» тема «Природные зоны» изучается во втором классе. Тогда как в других программах (Клепининой, Плешакова) эта тема изучается только в третьем-четвертом классах.

 Т. П. Богданец в статье «Самые сложные темы начального естествознания» [2] пишет о том, что данная информация трудна для усвоения учащегося второго класса. Поэтому методы, выбранные для обучения детей должны соответствовать особенностям их восприятия и мышления, обеспечивать визуализацию абстрактных зависимостей, способствовать поддержанию на высоком уровне познавательной активности и работоспособности.

        Однако иллюстративный материал в учебнике некачественный и не дает реального представления об особенностях той или иной природной зоны.

В методических рекомендациях для учителя автор учебника Вахрушев А. А. пишет о том, что в ходе объяснения основной части темы необходим настенный демонстрационный материал, слайды, фильмы. Эта наглядность к учебнику не прилагается, учителю необходимо подбирать и изготавливать ее самому.

Таким образом, сложность темы для второклассников, плохое качество иллюстративного материала учебника, отсутствие готовой дополнительной наглядности мешают глубокому и прочному усвоению знаний и умений по теме «Природные зоны».

        Одним из направлений повышения эффективности обучения естествознанию является использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Поэтому нами выбрана тема проекта «Использование пакета MS Power Point на уроках окружающего мира при изучении природных зон». Цель проекта: повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, уровень качества знаний учащихся по теме «Природные зоны», Стимулирование мотивации и инициативности младших школьников в познавательной деятельности.

        Мы считаем, что использование ИКТ:

  1. повысит эффективность учебно-воспитательного процесса;
  2. расширит спектр способов предъявления учебной информации за счет использования мультимедийных средств;
  3. даст возможность гибкого управления учебным процессом за счет объективного постоянного контроля деятельности учащихся;
  4. позволит стимулировать мотивацию познания за счет исследовательской формы учебных заданий, занимательности,  мгновенной реакции компьютера на правильность их выполнения;
  5. повысит самостоятельность, инициативность младших школьников в познавательной деятельности;
  6. повысит уровень обученности и качества знаний по теме «Природные зоны».

Мы поставили перед собой задачи:

  1. подобрать методы обучения детей, соответствующие психологическим особенностям младшего школьного возраста, способствующих поддержанию на высоком уровне познавательной активности и работоспособности;
  2. изучить опыт работы учителей, информационные ресурсы с целью отбора программных средств  для изучения темы «Природные зоны»;
  3. создать серию презентаций для уроков для демонстрации, самостоятельной и исследовательской работы учащихся;
  4. создать систему текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся;
  5. определить результативность проведенной работы;
  6. разработать методические рекомендации по использованию пакета MS Power Point на уроках окружающего мира при изучении природных зон.

При разработке уроков по изучению природных зон, должны быть учтены психолого-педагогические требования, предъявляемые к программным средствам и к уроку, одним из которых является учет возрастных особенностей и учет психологических особенностей детей.

Глава 1

Психологические особенности младших школьников

                Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Основной, ведущей деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

        Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребенку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьезная, напряженная работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

        На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребенок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

        Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

        Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъем сил, когда их хвалят.

        Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Дети с живым любопытством воспринимают окружающую среду, которая с каждым днем раскрывает перед ним и все новые и новые стороны.

        Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, дети совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет для ребенка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

        В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

        Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далекой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

        Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Младшим школьникам очень трудно сосредотачивать внимание на непонятном сложном материале. Внимание детей может быть сосредоточено на объектах, имеющих какие-то яркие особенности: красочность, звучность, подвижность.

        Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

        Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.

        Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

        Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста еще весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.

        Это основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность. И при решении мыслительных задач ребенок опирается на реальные предметы или их изображение.

        Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности.

        В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

        При создании программных средств обучения естествознанию мы опирались именно на эти возрастные особенности.

Глава 2

Использование ИКТ на уроках «Окружающего мира» при изучении природных зон

        

Нами был изучен опыт работы учителей начальных классов по проблеме в журнале «Начальная школа» за 2003-2006 годы. Учителя используют пакет MS Power Point на уроках математики, английского языка, для интегрированных уроков, но публикаций очень мало. Можно сделать вывод, что MS Power Point на уроках используется очень редко.

Изучение информационных ресурсов показало, что современное положение дел таково, что при всем многообразии дидактических программных средств, разработанных специально для начальной школы на образовательном рынке нет программ, точно следующих базовым стандартам начального обучения  для конкретного урока, класса и «привязанных» к тому или иному УМК.

Поэтому нами был разработан комплекс программных средств с использованием пакета М. S. Power Point для изучения темы «Природные зоны».

2.1. Использование пакета MS Power Point на разных этапах урока

Одна из целей уроков данной темы – познакомить детей с проявлением закона природной зональности, то есть объяснить закономерное чередование природных зон и связь этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли. Этому посвящен урок «Природная зональность», на котором мы используем презентацию на этапе открытия «нового» знания.

Пакет М. S. Power Point дает возможность моделировать процесс падения солнечных лучей на земную поверхность и устанавливать причинно-следственные связи. Дети наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи, самостоятельно делают выводы.

Далее в теме следуют уроки посвященные отдельным природным зонам. Цель каждого урока – знакомство с пейзажем природной зоны, ее климатом и природными условиями, растительностью и животным миром. С помощью презентаций мы предъявляем детям разнообразную наглядность: фотографии пейзажей природных зон, изображения растений и животных.

  Известно, что процесс усвоения знаний начинается не с предъявления ученику известного образца, а с создания учителем таких условий учебной деятельности, которые вызывают у ребенка потребность в усваиваемых знаниях. Для этого уроки о природных зонах мы объединили,  используя анимационные картинки, героями-животными, которые просят детей ответить на вопрос: в какой природной зоне им лучше жить?

На  этапе открытия «новых» знаний дети знакомятся с растительным и животным миром: узнают о растениях, узнают животных по силуэту. Тут же, щелкнув по силуэту животного мышью, дети могут перейти по ссылке на другой слайд, увидеть фотографию,   узнать о звере из краткого текста. С этими слайдами дети могут поработать самостоятельно и узнать об интересующих их животных.

На этапе первичного закрепления дети учатся устанавливать связи между обитателями данной природной зоны – составляют цепи питания, проверяют правильность выполнения на экране, где объекты природы соединяются стрелками с помощью анимации.

На этапе самостоятельного применения знаний используются  графические диктанты, задания в  которых предъявляются детям не только в устной  форме, но и на экране, учитывая, что большинство детей в данном возрасте являются визуалами. Проверка правильности выполнения происходит так же с помощью презентации, на экране появляются правильные ответы, дети проверяют себя. На этом же этапе могут быть использованы карточки с разноуровневыми  индивидуальными заданиями, созданные средствами MS Word, распечатанные на каждого ребёнка.

    

Для закрепления и расширения  знаний по теме «Природные зоны» не только на уроке, но и во внеурочное время, нами  была создана игра «Природные зоны холодного пояса». Для её создания использовались программы MS Word и Paint, в которых можно создавать печатные настольные дидактические игры, сделав их яркими, интересными, работающими на достижение нашей цели – повышения качества знаний учащихся.

Заключение

Мы уверены, что использование на уроках «Окружающего мира» презентаций, выполненных с помощью программы  MS Power Point, способствуют систематизации и углублению знаний учащихся; позволяют увеличить степень наглядности изучаемого на уроках материала. Возможности, как наглядного пособия качественно нового уровня, позволяют существенно повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу. Работа на уроках с использованием анимации вызывает у детей положительные эмоции. А также позволяет

  1. расширить спектр способов предъявления информации ( видео и звуковой ряд);
  2. обеспечить  урок  качественной, больших размеров наглядностью;
  3. заменить множество техники (фильмоскоп, телевизор, магнитофон); наглядность к урокам хранится в компактном виде, легко может пополняться и изменяться учителем, может быть использована на других предметах.

 Работая над созданием слайдов в Power Point, учитель чувствует себя сценаристом и режиссером своего урока. Он получает возможность  составить такой сценарий урока, который необходим  в данном классе на конкретном уроке.

Компьютер – это величайшее достижение современных технологий – должен стать незаменимым помощником учителя и ученика.

        

Список литературы

 

  1. Александрова С.С. Психологические особенности младшего школьника//http: //festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artik=214262
  2. Богданец Т.П. Самые сложные темы начального естествознания // Начальная школа, №8, 2005, с.42
  3. Боровская Л.А. Тестирование как способ проверки естественно-научных знаний // Начальная школа, №11, 2003, с.57
  4. Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира «Мир и человек» - М., Баласс, 2002
  5. Витухновская А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы // Информатика и образование // Информатика в начальном образовании, №1, 2005, с.28
  6. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., Альма  Матер, 2005
  7. Воробьёва В.В. Компьютерная обучающая программа «Комбинаторика» для начальной школы // Информатика и образование // Информатика в начальном образовании, №2, 2001, с.54
  8. Мулярчик н.н. Окружающий мир: занимательные задания // Начальная школа, №1, 2006, с.64
  9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., ACADEMIA, 2000
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -  М., Педагогическое общество России, 2004
  11. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения. – М., 1999
  12. Рычик М.В. От наглядных образов к научным понятиям. – М., 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций Power Point на уроках «Познание мира» в начальной школе.

Данная статья идёт как приложение к уже выложенным презентациям, где несколько подробно рассказано, как использовать презентации на уроках по курсу "Познание мира"...

Проблемные ситуации для уроков окружающего мира при изучении природных ообществ 3 класс

В материале даны проблемные ситуации по 2 на каждое природное сообщество...

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.

Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...

Статья "Изучение растений младшими школьниками с использованием электронных образовательных ресурсов на уроках окружающего мира".

Данная статья будет полезна учителям начальной школы при проведении уроков окружающиего мира....