Статья "Изучение растений младшими школьниками с использованием электронных образовательных ресурсов на уроках окружающего мира".
статья по окружающему миру (3 класс)

Данная статья будет полезна учителям начальной школы при проведении уроков окружающиего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx940.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мезрина Екатерина Романовна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 256

Адмиралтейского района

 г. Санкт-Петербург

Изучение растений младшими школьниками с использованием электронных образовательных ресурсов на уроках окружающего мира

Санкт-Петербург

2019

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения электронных ресурсов в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Роль учителя в информационной культуре также меняется – он должен стать координатором информационного потока. Необходимо научиться пользоваться компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать необходимую информацию. Начальная школа – это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее образование ребенка. И это накладывает особую ответственность на учителей начальных классов. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках предусмотрено в ФГОС НОО. Учителю важно не только иметь доступ к электронным образовательным ресурсам, но и результативно использовать их для достижения целей, которые он ставит перед собой. Проведение уроков с использованием электронных образовательных ресурсов является мощным стимулом в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление. Дидактические преимущества занятий с использованием электронных образовательных ресурсов - создание чувства присутствия. У учащихся появляется интерес, желание учиться и видеть больше. Сегодня школьному учителю доступен довольно большой набор электронных образовательных ресурсов. Электронные образовательные ресурсы имеют ряд особенностей, позволяющих с достаточной результативностью использовать их в процессе изучения растений. Они влияют на процесс приобретения нового опыта и обмена существующим, помогают максимально использовать личный опыт каждого учащегося. Лекарства, еда, одежда, строительные материалы, украшения – это все, что растения дают нам. Одна из важнейших задач, стоящих перед школой, заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить их учиться, вооружить учащихся навыками, способностями работать с книгой, с другими источниками информации, работать добровольно, независимо и творчески.

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ      РАБОТЫ С БОТАНИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

1.1 Изучение растений в начальной школе

Ботаника является наукой о растениях. Она изучает строение и жизнь растений в связи с условиями их обитания; классифицирует растения и устанавливает систему растительного мира, отражающую историю его развития; исследует растительный покров земной поверхности и закономерности сочетания отдельных растений на ней. Все вопросы, связанные с изучением растений в начальной школе, заложены в предмет «Окружающий мир».

В учебнике «Ботаника» Тихомиров излагает основы ботаники: внешнее и внутреннее строение высших и низших растений. Растения, имеющие практическое значение, описаны более подробно. Книга предназначена для студентов зоотехнических факультетов аграрных вузов, а также может быть с успехом использована практикующими сельхозпроизводителями [Тихомиров 2008: 43].

В методике рассматривается содержание школьного курса ботаники, систематически излагаются основы ботанической науки, доступные для учащихся определенного возраста; методы обучения этому курсу; организация воспитательной работы учителя с учениками; визуальные и результативные средства обучения; результаты обучения учащимися ботаники – качество знаний: сознательность, умение применять их на практике. Методика преподавания ботаники тесно связана с ботанической наукой, в основе которой лежит содержание предмета, преподаваемого в школе. Техника демонстрации и практическая работа в школе в упрощенном виде заимствована из ботанических исследований.

Знания о растениях является важной составляющей экологических и естественнонаучныых знаний, способствующих развитию у детей интереса к природе. Мир флоры чрезвычайно разнообразен и имеет большое значение в жизни человека, поэтому одной из неотъемлемых задач начальной школы является формирование знаний о растениях и повышение экологической осведомленности младших школьников.

ФГОС НОО предусматривает ознакомление младших школьников с природой и растениями, в том числе: воспитание уважения к природе, понимание целостности окружающего мира, изучение основ экологической грамотности, основных правил нравственного поведения в естественном мире, Изучение доступных методов изучения природы, развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей во внешнем мире [Аистов 2015: 23].

Главная работа в начальной школе по формированию знаний о природе, в частности о растениях, проводится в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Дополнением является содержание предметов гуманитарно – эстетического цикла (русский язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, уроки технологии), которые позволяют обогатить запас чувственно – гармонических впечатлений младших школьников, способствуют выработка их ценностных суждений, полноценного общения с природой и разумного поведения в ней, являются основой для развития нравственно-эстетических чувств [Осин 2007: 24].

Основной дидактической целью при изучении растений является усвоение учащимися знаний в процессе непосредственной работы с живыми объектами. В классе при изучении растений учащиеся под руководством учителя наблюдают, сравнивают, описывают, обсуждают наблюдаемые факты и явления, делают выводы и обобщения и проверяют их с помощью простых, доступных экспериментов. Непосредственное общение с объектом природы, его знаниями способствует развитию научного мировоззрения у младших школьников, развивает важные практические навыки и умения, убеждает детей в реальном существовании предметов, их свойств, явлений природы, позволяет им накапливать определенный запас о конкретных представлениях об объектах и ​​явлениях природы, которые составляют основу формирования у школьников начальных понятий естествознания. Ведущими формами активности детей при изучении растений являются практическая и лабораторная работа.

Наблюдение является одним из наиболее практичных и результативных для младших школьников практических методов овладения знаниями об окружающей среде. Объект доступен для наблюдения. Полученные и запечатленные изображения объектов и явлений природы в ходе независимых наблюдений способствуют накоплению достоверного фактического материала, который в процессе его последующего обобщения может дать сильные, осознанные знания [Бордовский 2007: 77].

Наблюдение - это прямое, систематическое восприятие объектов и явлений окружающего мира всеми чувствами. Наблюдения являются основой, на которой строятся мыслительные операции младших школьников. Практические работы предоставляют материал для выяснения взаимосвязей в природе, для раскрытия некоторых причин того, что в ней происходит, и формирования взгляда на единство окружающего мира. Роль наблюдений для развития речи студентов велика.

Наблюдая за объектами природы, проводя с ними эксперименты, дети изучают природу. В ходе наблюдений и экспериментов младшие школьники не только изучают новые вещи, но и проверяют полученные ранее знания на практике. В результате среди младших школьников начинают складываться следующие мировоззрения [Горбачев 2016: 55]: мир вокруг нас действительно существует и познается человеком; объекты и явления природы взаимосвязаны, природа - это единое целое; мир вокруг нас не является чем-то статичным, он постоянно меняется.

Практическая работа позволяет реализовать один из важнейших принципов обучения - принцип наглядности. В начальной школе это имеет первостепенное значение [Горощенко 1977: 24]: мышление носит визуально-образный характер; процесс познания природы начинается с восприятия отдельных чувственно воспринимаемых объектов и явлений; формируется способность наблюдать объекты и явления природы и описывать результаты наблюдений (развитие речи) устно; способствовать развитию мышления от визуально-образного до абстрактного; способствует пониманию связи научного знания с жизнью; повышает познавательный интерес, облегчает процесс обучения, способствует укреплению знаний учащихся.

Следовательно, организуя процесс наблюдения в соответствии с обобщенными схемами обследования, учитель управляет восприятием детей по следующим направлениям [Бордовский 2017: 42]:

1. Направление детского восприятия на определение объекта.

2. Объяснение, напоминание о методе наблюдения (план).

3. Вести процесс целенаправленного наблюдения в соответствии с целью и планом.

4. Обсуждение результатов наблюдения.

5. Использование результатов наблюдения в различных мероприятиях.

При оформлении нового материала необходимо предложить детям несколько практических заданий для применения новых и ранее усвоенных знаний, задания для применения усвоенных знаний в новой ситуации [Миронов 2017: 14].

Содержание естественной истории растений.

Программы по «Окружающему миру» представляют следующую систему знаний о растениях, которую должны усвоить младшие школьники:

Растение является живым организмом. Традиционно блок представлен рядом тем [Козина 2018: 85]:

1. Органы растений (З.А. Клепинина - «части растений»): корень: вырастает, находится в почве, поглощает воду и питательные вещества - «минеральные соли» (З.А. Клепинина), удерживает растение (виды корневых систем -  «Мир вокруг нас. 3 класс» (О. Т. Поглазова и так далее); стебель: растет вверх, выполняет несущую функцию (на нем образуются листья, цветы, плоды с семенами); понятие «побег» вводится как стебель с листьями и почками (общая внешняя форма, созданная стеблем вместе с листьями, называется «Природа и люди. Степень III»), а термины «стебель» и «стебель» различаются; лист: растет на стебле, дышит помощь устьиц, раскрытие извне - «оно питается растением из воздуха»; цветок: образуется на стебле, из него развиваются плоды и семена (строение, опыление - «Мир вокруг. Класс III» О.Т. Поглазовой и так далее); плод: сформированный из цветка; он развивает семена, через которые размножается большинство растений; цветы, фрукты, семена - органы размножений растений; меры по охране окружающей среды - невозможно собирать цветы диких растений, особенно редких (дополнительные темы: сорта фруктов, экзотические фрукты, разница фруктов и овощей (Н. Ф. Виноградова, I класс) (Симонова Л.Н. в 2014 году);

2. Условия жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, питательные вещества, растворенные в воде;

3. Развитие растения из семян, позже – «жизненный цикл любого растения» (О. Т. Поглазова, III класс);

4. Жизненные формы растений: дерево – это растение с одним одревесневшим стеблем (у О. Т. Поглазовой в третьем классе рассматривается его строение: ствол, корень, ветви, кора, крона); кустарник – растение с несколькими древесными стволами; травянистые растения с гибкими зелеными стеблями, какие умирают однолетниками, регенерируют в многолетних растениях (позже понятия «однолетние», «двухлетние» и «многолетние» четко разграничены (морозостойкие, светолюбивые и теневыносливые). (А.А. Плешаков, III класс), влаголюбив и засухоустойчив (Н.Ф. Виноградова, III класс)) [Кондаков 2004: 47];

5. Растения хвойные и лиственные;

6. Ранние цветущие растения – деревья, кустарники и травы, цветущие ранней весной до появления листьев благодаря поступлению питательных веществ.

В то же время в последнее время материал блока, а также определяющая концепция были расширены [Верзилин 1987: 62]: растение считается «единым организмом» («Мир вокруг. 3 класс» О. Т. Поглазовой и так далее), «Живым существом» («Мир вокруг него. II класс» Н. Ф. Виноградова и так далее) с точки зрения «работ» (по А.А. Плешакову) или «профессий» - «кормилец» («Мир и человек»); вводится  понятие «ботаника» («Зелёный мир. 3 класс»); рассматриваются дополнительные темы – дикорастущие и культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые растения, садовые и садовые культуры, вводится понятие «сорт»; существенно увеличился список изучаемых групп растений: лишайники, водоросли, мхи, папоротники; материал на грибы указан как самостоятельная группа (плоский, кефир, плесень, дрожжи, пластинчатые и губчатые); термин «царство» вводится пропедевтически («Мир вокруг. 1 класс» О. Т. Поглазовой и так далее).

Виды практических работ по изучению растений.

1. Распознавание растений по гербарным образцам.

2. Определение частей растений.

3. Лиственные и хвойные растения.

4. Сравнение веточек и плодов ели и сосны.

5. Классификация растений по различным признакам: деревья, кустарники, травянистые растения; водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветущие растения; принадлежность к биоценозу; естественная зональность.

6. Практические работы и опыты с комнатными растениями, уход за комнатными растениями.

7. Изучение ранних цветковых растений.

8. Лекарственные растения.

9. Размножение растений на уроке «Развитие растений из семян».

10. Строение почки. Распускаются почки на ветках.

11. Работа с коллекцией семян и фруктов.

12. Культурные растения и дикорастущие.

Особенностью школьного курса ботаники является то, что элементы отдельных ботанических наук изучаются в совокупности, создавая целостные концепции. Следовательно, ботанические понятия имеют сложную композицию. Например, понятие листа включает в себя понятия его морфологии, анатомии, физиологии и, частично, экологии. Это относится к представлениям о других органах растений. Такое построение школьного курса ботаники позволяет выразить учебный материал, демонстрируя взаимосвязь структуры, функций и условий жизни растений, то есть в диалектическом единстве; дает возможность привить детям концепцию развития органов и всего растительного организма, а также развития растительного мира и выращивания культурных растений, заложив основные элементы диалектического материалистического мировоззрения. Школьный курс ботаники включает в себя основные элементы ботанической науки, определяющие ее основы: анатомия, морфология, физиология, систематика, экология и агробиология, данные о взаимосвязи и единстве, но в более упрощенном виде.

1.2 Особенности и возможности электронных образовательных           ресурсов при изучении растений в начальной школе

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) мы понимаем особым образом сформированные блоки различных информационных ресурсов (источников и инструментов), предназначенных для использования в образовательном процессе, для воспроизведения и функционирования которых необходимо вычислительное оборудование.

Электронные образовательные ресурсы включают в себя: электронные учебники, приложения, тренажеры, контрольные, самостоятельные, проверочные работы и тесты. Этот список дополняется следующими типами образовательных сайтов: электронные наглядные пособия, тематические электронные учебные ресурсы, сайты для учителей и детей.

Электронные наглядные пособия. Использование различных средств визуализации активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым способствует их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность сэкономить время, например:

Демонстрационные таблицы по курсу «Окружающий мир» из ресурса «Открываем законы родного языка, математики и природы: Интегрированный ИУМК для начальной школы» [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 2019]. Материал разработали Симонова Л.В., Зинченко Т.В. и Кузнецова Т.С. Перечень демонстрационных таблиц ботанической линии: «Весна. Раннецветущие растения», «Охраняемые животные России», «Сельскохозяйственные растения», «Водоём», «Осень. Грибы», «Луг», «Живые организмы», «Лес», «Многообразие животных», «Охраняемые растения России», «Сельскохозяйственные животные», «Многообразие растений». Данные таблицы можно использовать при изучении тем: о многообразии растений, какие растения присуще гулу и лесу, береги природу и др.

Тематические ЭОР позволяют углубить информацию по конкретной теме, обучают вниманию и памяти, так как необходим подбор информации, воспитываются целеустремленность и концентрация, например:

«Открываем законы родного языка, математики и природы: Интегрированный ИУМК для начальной школы» [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 2019]. Интегрированный УМК направлен на создание условий для более полного и качественного окружающего мира. Перечисленные ниже материалы могут быть использованы при изучении соответствующих тем на уроках окружающего мира. Разработкой ботанического содержания занимались Симонова Л.В., Зинченко Т.В. и Кузнецова Т.С.  Ботаническая линия содержит: интерактивное задание «Вечнозелёные растения» здесь можно рассмотреть, как изменятся внешний вид растения в каждом сезоне и подсезоне, анимационный сюжет «Дыхание корней растений» можно рассмотреть опыт по корневому дыханию растений, интерактивное задание «Летне-зимнезелёные растения», анимационный сюжет «Питание растений» данный процесс очень сложно воспринимается учащимися, в анимации наглядно показано как происходит этот процесс, анимационный сюжет «Развитие растения из семени» можно подробно рассмотреть каждую стадию развития растения, и при необходимости остановиться подробной на одной. Этим ИУМК могут пользоваться как учителя при подготовке уроков, так и учащиеся при самостоятельном изучении материала. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире: 2019]. Эта программа ориентирована на обучающихся младших классов и охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире природы, его разнообразии, изменчивости и неповторимости. Яркие анимации, динамические рисунки, схемы и таблицы, красочные фотографии знакомят ребенка с миром законов природы, рассказывают о строении растений и многом другом. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием. «Природа, человек и общество» [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 2019]. Содержательная линия – "Природа" обогащает чувственный опыт ребенка, дает возможность наглядно представить многие объекты действительности, которые они не могут воспринимать непосредственно, а также в процессе коллективного обсуждения выделять природные зависимости, связи, закономерности.

Сайты для учителей. Это быстрый и доступный способ передачи информации из мировых научных новостей, метод поиска методов обучения, разработок и достижений в области педагогики, который позволяет улучшить учебный процесс в учебных заведениях, например:

«LECTA» [Образовательная платформа LECTA: 2019] — образовательная платформа, содержащая электронные продукты для учителей. Здесь содержатся ЭФУ различных учебников и вспомогательных материалов для учителя. Учитель может создавать презентации и красочные наглядные материалы. Сайт «Учи.ру» [Образовательный портал «Учи.ру»: 2019] — образовательная онлайн-платформа с интерактивными уроками по основным школьным предметам. Здесь учитель может зарегистрироваться и отслеживать в личном кабинете статистику по каждому ученику. Данным ресурсам могут пользоваться не только учителя, но и учащиеся, выполняя самостоятельно интерактивные задания по изучению растений (тесы и контрольные работы). LearningApps.org [LearningApps.org: 2019] - имеется огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы. Позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Любой учитель может создать свой ресурс.

Сайты для детей. Расширьте кругозор детей, помогите с обучением, проведите множество развивающих игр, тестов, головоломок и статей, например:

Детская энциклопедия [Детская энциклопедия: 2019]. В ней предоставлена различная информация по следующим разделам: «человек», «природа», «наука», «цивилизация», «ученые», «что да как?». В каждом разделе есть подразделы, которые облегчают поиск информации и делают ее более структурированной и понятной. В разделе «Природа» есть подраздел «Растения», который делится еще на несколько подразделов «Жизнь растений», «Цветки и пыльца», «Удивительная тилландсия», «растительность равнин», представленная информация в данной энциклопедии расширит кругозор учащихся, углубит их знания о растениях. Жизнь растений [Жизнь растений: 2017]. Энциклопедия будет полезна при самостоятельной подготовке учащимся по изучению растений. Навигация по сайту удобна младшему школьнику, здесь он может найти подробную информацию о любом растении и углубить свои знания.

Одним из преимуществ ЭОР является повышение качества образования за счет новизны активности, интереса к работе с компьютером. Помимо этого, электронные образовательные ресурсы позволяют создавать условия для работы детей в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для сильных и хорошо изучающих предмет, но и для учеников со слабым знанием предмета, поскольку они создают ситуация успеха. Учащиеся становится центром деятельности. Основываясь на своих индивидуальных способностях и интересах, он выстраивает процесс познания. Преподаватель часто выступает в качестве помощника, консультанта, поощряя оригинальные находки, стимулируя активность, инициативность и самостоятельность [Хрипкова 2015: 22].

На уроках целесообразно использовать следующие виды образовательной деятельности:

1. Цветные рисунки и фотографии позволяют расширить иллюстративную серию, придать ей большую эмоциональность, приблизить к реальной жизни. Их можно использовать при объяснение нового материала, что способствует лучшему усвоению материала.

2. Слайд-шоу – чередующиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с сопровождением повествования. Использование слайд-шоу позволяет более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Слайд-шоу особенно полезно при изучении разнообразия живых организмов различных систематических групп, поскольку они позволяют проиллюстрировать богатый живой мир [Бахмутский 2017: 10].

3. Видеоклипы - выполняют функции, аналогичные используемым учебным фильмам и видеофильмам, но в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на новый уровень. Можно использовать при изучении опыление растений насекомыми, поскольку возможность выбраться в природу имеется не всегда, можно включить видеоклип «как шмель опыляет одуванчик», «как бабочка собирает нектар», учащимся будет интересно наблюдать, как происходит этот процесс.

4. Анимации - аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», в анимациях облегчается остановка и перемещение к нужному фрагменту, благодаря синхронизированному звуковому сопровождению возможно квалифицированное объяснение процесса с необходимыми визуальными акцентами.

5. Мультимедийные презентации. Эта форма позволяет представить учебный материал в виде системы ярких эталонных изображений, заполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. В этом случае задействованы различные каналы восприятия учащихся, что позволяет закладывать информацию не только на самом деле, но и в ассоциативной форме в память студентов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Использование мультимедийных презентаций в классе позволяет выстроить учебный процесс, основанный на психологически правильных режимах функционирования внимания, памяти, мышления. [Ермелеев 2014: 17].

Использование электронных образовательных ресурсов на этапе закрепления полученных знаний предлагается ряд индивидуальных (групповых) заданий и заданий различного типа. Среди них могут быть тестовые образцы; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание теоретического материала, иллюстрируемого моделями. Этот этап требует тщательной подготовки дифференцированных заданий и форм для подготовки отчетов о проделанной работе, поскольку у студентов может не быть времени или желания заниматься бумажной работой. На этапе закрепления материала вы можете использовать следующие виды учебной деятельности:

1. Работа с заданиями с выбором ответа. Компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задачи, для которых требуется один или несколько предложенных ответов. Такие задания помимо текста могут содержать картинки, а также фотографии, фрагменты видео и анимации. Выполнение таких заданий студентами позволяет им закрепить свои знания изучаемого материала.

2. Работа с симуляторами. Этот вид работы позволяет закрепить знания студентов и выработать умение идентифицировать части и органы растений.

3. Внедрение виртуальной лабораторной работы позволяет, помимо объединения знаний и практических навыков, значительно сократить время на проведение лабораторных работ и решить проблему нехватки материальных ресурсов.

4. Интерактивные таблицы - этот вид работы очень удобен при наличии интерактивной доски. При заполнении таких таблиц один ученик идет к доске, а остальные фиксируют стол в тетради. Интерактивные таблицы также можно использовать для фронтальной работы, в этом случае таблица заполняется в устной форме [Крившенко 2015: 18].

Требования ФГОС НОО к окружающему миру. Результаты обучения по предмету «Окружающий мир»: осознание целостности окружающего мира, усвоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в естественном мире и людях, а также норм сберегающего здоровье поведения в природной и социальной среде; овладение доступными методами изучения природы и общества (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация и т.д); развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей во внешнем мире.

Традиционные методы передачи информации уступают место использованию информационных и коммуникационных технологий. В этих условиях учителю надо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений [Подляский 2015: 43].

Использование компьютеров в образовательной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация образования; учебная мотивация; избегать трудностей при работе с печатными руководствами; нехватка времени; активизация самостоятельной работы учащихся.

Использование ЭОР на уроках обучения растений позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование природных явлений и процессов на компьютере необходимо, главным образом, для изучения явлений и экспериментов, что практически невозможно показать в школьной лаборатории, но их можно показать с помощью компьютера [Подымова 2016: 29].

Требования СанПиН. Рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при использовании средств мультимедиа в образовательном процессе. Для оптимального восприятия материала и обеспечения сберегающих здоровье условий в процессе занятий большое значение имеют следующие факторы: длительность и частота демонстрации экранных средств мультимедиа; продуманность системы использования средств мультимедиа на разных этапах урока; выполнение требований к режиму использования компьютеров на уроках и во внеурочное время в 1-4 классах – не более 15 минут [Информационно - коммуникативные технологии в начальной школе. Требования СанПиН: 2019].

Известно, что современные технологии должны и регулируются гигиеническими нормами. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье учащихся, возникает усталость, что приводит к угнетению восприятия учебного материала, отвлечению внимания и зависимости. Поэтому важно использовать сберегающие здоровье технологии (физические упражнения, мягкая классическая музыка и расслабляющая музыка). Электронные образовательные ресурсы должны использоваться в качестве элементов урока [Шевченко 2010: 26].

Становится безоговорочно определять, как должен действовать учитель при использовании электронных образовательных ресурсов, что следует передавать через автоматизированную систему обучения и что следует оставить учителю [Мылова 2006: 88].

В случае использования педагогического программного обеспечения компьютерных технологий:

1. Повышение качества образования за счет:

  • индивидуализация обучения, - индивидуальный темп и метод обучения, адаптация системы к исходному уровню знаний учащегося, характер и причины ошибок, особый способ мышления учащегося.
  • постоянный индивидуальный контроль качества знаний на каждом этапе обучения, с возрастающей объективностью контроля знаний.

2. Сокращает время обучения за счет [Подковырова 2009: 66]:

  • сократить время на технические операции, - выполнить расчеты, проконтролировать правильность ответов, обратиться за помощью, помощью или разъяснениями.
  • мгновенная реакция программного обеспечения системы на ошибки.
  • индивидуализация темпов обучения с учетом уровня знаний студента.
  • адаптация к типу мышления учащихся.

Педагогическое программное обеспечение компьютерных технологий в ряде случаев позволяет учащемуся работать в индивидуальном темпе, одновременно устраняя психологические барьеры общения. Помимо этого, учитывается начальный уровень обучения, мышление учащихся и его стиль, особенности воспитания, память, внимание, темперамент, свойства нервной системы и т.д. [Марковская 2010: 102].

С точки зрения преподавания электронные образовательные ресурсы предоставляют учителю следующие возможности [Столяренко 2016: 39]:

  • Для реализации и распространения в форме педагогического программного обеспечения ваш собственный опыт преподавания, ваша собственная модель обучения.
  • обеспечить результативность внесения корректировок в педагогическое программное обеспечение компьютерных технологий, обработки статистических данных и принятия определенных педагогических и дидактических решений, таким образом, существует возможность более гибкого управления познавательной учебной деятельностью.
  • повысить успеваемость учителей за счет выполнения рутинных работ с использованием электронных компьютеров в короткие сроки и автоматической оценки и регистрации всех параметров процесса обучения для всех обучающихся.

Итак, можно сказать, что использование уроков ИКТ (презентаций, виртуальных лабораторий и так далее) позволяет: сократить время на подготовку учителя к урокам; показать процессы (дыхание, питание, развитие) и разнообразие разных групп растений; научить детей работать самостоятельно, а точность заданий сокращает время на проверку и взаимопроверку.

ГЛАВА 2. РАБОТА ПО   ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАСТЕНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

2.1 Возможности УМК «Школа России» и УМК «Перспектива» при формировании знаний о растениях у младших школьников

Мы проанализируем два УМК, которые входят в Федеральный перечень рекомендуемых учебников – УМК «Школа России» А. А. Плешаков и УМК «Перспектива» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.

УМК «Школа России» содержит рабочую программу, учебники, рабочие тетради, тетради для проверочных работ, тетрадь учебных достижений, тесты, книги для чтения («Зеленые страницы», атлас – определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или первые уроки экологический этики») и электронные приложения к учебникам (CD – диски). Программа «Окружающий мир» УМК «Школа России» А.А. Плешакова имеет ярко выраженную экологическую направленность, которую определяет идея многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Ведущие методы и методические приемы обучения в УМК: проблемно-поисковый подход, опыты, наблюдения, моделирование [Рабочая программа УМК «Школа России» 1-4 класс: 2019]. Анализ ботанического содержания представлен в таблице 1 (приложение 1). По его результатам, можно отметить следующие особенности:

  1. изучение строения растений начинается в 1 классе;
  2. практические работы, связанные с изучением растений начинаются с 1 класса и заканчиваются в середине 3 класса;
  3. во 2 классе завершается изучение комнатных растений;
  4. больше всего ботанического содержания представлено с 1 по 3 классы, что говорит о естественнонаучной направленности учебника;
  5. в 4 классе ботаническое содержание практически отсутствует, это связано с переходом к изучению материала обществоведческой направленности.

В электронном приложении УМК «Школа России» все разделы и темы соответствуют содержанию учебника. Электронное приложение включает в себя информационный ЭОР (видеоматериалы) к каждой теме, которые можно использовать как при фронтальной, так и при индивидуальной работе для ознакомления с новым материалом, и два интерактивных задания к каждой теме, которые можно использовать на этапе первичного усвоения нового материла и на этапе контроля (например, соотнести фотографию растения с его характерной чертой, отметить лекарственные растения и др). Представлено много ярких и интересных фотографий, которые при необходимости можно увеличить и рассмотреть подробнее. В конце каждого класса в электронном приложении имеется итоговой тест по всем изученным темам за год, это облегчает работу учителя в поиске материала для проведения итоговой работы и ускоряет ее проверку.

УМК «Перспектива» содержит рабочую программу, учебники, рабочие тетради, таблицы природоведческого содержания «Мир культуры и природа» и электронные приложения к учебникам (CD – дисках). Программа «Окружающий мир» УМК «Перспектива» опирается на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. как  тоже природно-культурное целое [Рабочая программа УМК «Перспектива» 1-4 классы: 2019]. Анализ ботанического содержания представлен в таблице 2 приложении 1. По его результатам, мы выделили следующие особенности:

  1. больше всего ботанического содержания представлено в 1-2 классе, в 3 классе представлено всего несколько тем;
  2. в 4 классе ботаническое содержание практически отсутствует, так как 4 класс носит обществоведческий характер;
  3. материал о строении растений ни в одном классе не представлен;
  4. с 1 по 2 класс изменение растений изучаются в зависимости от изучаемого сезона (осень, зима, весна, лето);
  5. практические работы, опыты и наблюдения, связанные с растениями не проводятся.

В электронном приложении к УМК «Перспектива» также все разделы соответствуют учебнику. Материалы сгруппированы по типу: новый материал (видеоряд, фото с аудиоспоровождением),  тренажеры (питание растений), проверочные работы (мир растений) и итоговые проверочные работы по каждому разделу. Удобство этого ресурса заключается в систематизации материалов к урокам, навигации по приложению. Новый материал сопровождается теоретическим объяснением, доступным для учащихся. Учитель может регулировать темп переключения материала, при необходимости возвращаться к просмотренному материалу.

Рабочие тетради по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» и УМК «Перспектива» являются средством систематизации знаний учащихся о растениях (например, обобщи полученные сведения о дыхании и питании растений, дострой модель-аппликацию схемы питания и др). Рабочие тетради помогают учителю организовать самостоятельную работу, контроль и закрепление на уроке, организовать домашнюю работу, а также повысят коммуникативные способности учащихся при выполнении заданий в парах. В предложенных рабочих тетрадях присутствует аппарат организации (условные обозначения), для того чтобы учащиеся по значкам могли ориентироваться при выполнении задания.

Проанализировав оба УМК, мы можем сделать вывод о том, что содержание материала о растениях, представленное в УМК «Школа России» рассматривается шире, чем в УМК «Перспектива», потому что УМК «Перспектива» основывается на культурологических принципах. Ботаническому содержанию в УМК «Школа России» внимание уделено больше, рассматриваются более подробно темы, проводятся практические работы, связанные с растениями. В УМК «Школа России», по сравнению с УМК «Перспектива», преобладают практические работы по изучению растений. Так же в учебниках УМК «Школа России» представлено большее количество схем, таблиц, рисунков, связанные с растениями, чем в учебниках УМК «Перспектива». Электронные средства обучения, включенные в информационно-образовательную среду предмета конкретного УМК, записанные на диски, являются дополнительным средством, созданным для активизации познавательной деятельности младшего школьника на уроке и во внеурочное время. Приложения могут использоваться как для совместной работы учащихся и учителя на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся дома. Однако электронное приложение УМК «Перспектива» более удобно в использовании, так как оснащено различными наглядными материалами и имеет больше разновидностей интерактивных заданий, чем приложение к УМК «Школа России».

2.2 Проект формирующего эксперимента по изучению растений    младшими школьниками с использованием электронных образовательных ресурсов

Проект направлен на включение электронных образовательных ресурсов в уроки по изучению растений в начальной школе. В его основу вошли задания с использованием электронных образовательных ресурсов ботанического содержания на разных этапах урока, а также электронных образовательных ресурсов в сочетании с натуральными объектами. Данный проект разработан на основе УМК «Школа России» автор А. А. Плешаков (3 класс 1 часть).

Цель проекта: Использование электронных образовательных ресурсов разных видов для повышения уровня знаний учащихся о растениях.

Продолжительность проекта: 4 часа (4 урока)

Раздел: «Эта удивительная природа», 18 часов.

Темы, связанные с изучением растений в этом разделе:

  1. Разнообразие растений – 1 урок
  2. Солнце, растения и мы с вами – 1 урока
  3. Размножение и развитие растений – 1 урока
  4. Охрана растений – 1 урока
  1. Урок «Разнообразие растений».

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

На этапе актуализации раннее усвоенных знаний об органах растений, учащимся предлагается вспомнить на примере комнатного растения (Бегония всегдацветущая) из каких частей оно состоит. Далее учитель включает заранее подготовленную презентацию, где на примере ландыша (рис. 1) учащиеся, выходя по одному по очереди к доске, самостоятельно определяют органы растения, соединяя стрелками название и орган (рис. 2). Пока один ученик выполняет задание у доски, остальные учащиеся в заранее подготовленных рабочих листах делают такую же работу. Это задание направлено на проверку знаний детей органов растения.

    

 Рис. 1 Интерактивное задание     Рис. 2 Интерактивное задание

На этапе открытия нового знания целесообразно включить информационный ЭОР, находящийся в электронном приложении к учебнику УМК «Перспектива» 3 класс, для определения систематических признаков групп растений, представленных в эволюционном порядке: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Работа с данным ЭОР осуществляется фронтально, учитель включает ресурс, сопровождаемый звуком, учащиеся слушают информацию о признаках данных групп растений и их численности, рассматривают примеры каждой группы. Прослушав информацию о выбранных группах растений, учащиеся в парах заполняют таблицу «разнообразие растений»

В качестве домашнего задания, учащимся предлагается самостоятельно дополнить информацию (по одному представителю каждой группы) в таблицу «разнообразие растений».

Преимущество этого ресурса заключается в рациональном структурировании информации по группам растений, после изучения которой (останавливаясь и обращаясь к ресурсу при необходимости) можно получить подробное описание любой из групп.

Для того чтобы углубить знания учащихся о хвойных и цветковых группах растений учитель организовывает работу учащихся в парах по выполнению интерактивное задание «Вечнозеленые растения» из электронного ресурса ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы». В ресурсе предполагается осуществлять выбор из меню с подсезонами осени (первоосенье, золотая осень, глубокая осень, предзимье) и сезонами (осень, зима, весна, лето). Преимущества этого ресурса заключаются в наглядности предоставляемого материала (учащиеся могут увидеть процесс изменения растений в каждом сезоне и подсезоне и сравнить их), и в возможности использовать ЭОР в разных методах организации работы (фронтальной, в парах, для самостоятельной подготовки). 

Рис. 5 Интерактивное задание

После выполнения интерактивного задания (в парах), один ученик записывает названия хвойных вечнозеленых растений, а другой – названия цветковых вечнозеленых растений, с которыми они познакомились, работая с ресурсом. Работа выполняется на подготовленных карточках

На этапе первичного закрепления используется тренировочный ЭОР, находящийся в электронном приложение к учебнику УМК «Перспектива» 3 класс. Данный ЭОР используется для выявления уровня усвоения учащимися нового материала. Данный ресурс можно использовать как в индивидуальной работе, так и работая в парах.

На этапе проверки усвоения полученных знаний мы предлагаем использовать контрольный ЭОР, представленный в электронном приложение к УМК «Школа России» 3 класс.

Достоинства этого ресурса заключаются в том, что при его использовании учащиеся могут регулировать масштаб изображений, также он позволят работать в индивидуальном скоростном режиме, возможность сразу провести контроль знаний.

  1. Урок «Солнце, растения и мы с вами».

Цель: познакомиться со способами дыхания и питания растений

Перед изучением данной темы проводится предварительная работа, которая подразумевает проведение исследования и наблюдения, цель которых получение необходимых знаний и фиксация результатов и выводов в заранее подготовленных карточках. Рассмотрим возможные опыты по данной теме. Первый опыт направлен на установление учащимися, что вода, всасываемая растением, поступает по стеблю в листья, а другой опыт направлен на определение учащимися роли кислорода в процессе дыхания у растений.

Таким образом, учащиеся самостоятельно с помощью наблюдений и проведения опытов доказали, что вода, всасываемая растением, поступает в листья и при дыхании растениям необходим кислород. Данная информация потребуется учащимся при знакомстве с темой нового урока.

При изучении нового материала учитель сначала побуждает учащихся к поиску и обоснованию ответа на вопрос: «Дышат ли растения?», основываясь на проделанный опыт, педагог обсуждает вместе с детьми результаты выполнения опытов, проверяет и корректирует самостоятельные выводы по двум опытам. Для того чтобы продолжить формирование и систематизирование знаний младших школьников о воздушном и почвенном питании растений, мы предлагаем включить анимационный сюжет из ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 класс» Урок «Размножение и развитие растений».

«Опыление».

Цель: создать условия для формирования представления о ветроопыляемых и насекомоопыляемых растениях

В учебнике представлено недостаточное количество материала о насекомых-опылителях, и, чтобы у учащихся сложилось представление об этих насекомых, мы предлагаем просмотреть несколько видеофрагментов (как бабочка собирает нектар, как шмель собирает нектар с сирени и как шмель опыляет цветы) из интернет-ресурса «Познавательное видео для детей». Учащимся будет интересно наблюдать, как насекомые опыляют растения и собирают нектар, что повысит их познавательную активность. Пример фронтальной работы представлен в таблице 7 в приложении 12.

После просмотра видеофрагмента учитель организует индивидуальную работу учащихся по выполнению задания, взятого из электронного приложения к учебнику УМК «Школа России» 3 класс (рис 21), цель которого выделить насекомых, не являющихся опылителями, используя информацию о признаках насекомых-опылителях. Пример задания можно рассмотреть в приложении 13.

Преимущество данной презентации заключается в грамотно отобранном и красочном материале, доступности в применении в учебном процессе.

После работы с презентацией для выявления уровня усвоения материала учащимися предлагается выполнить задание на заранее подготовленном рабочем листе.

«Путешествие плодов».

Цель: установить связь между строением плодов и способами их распространения.

Предварительная работа: учащимся нужно собрать плоды растений (клен, дуб, береза, фиалка, рябина).

На уроке учащиеся совместно с учителем рассматривают собранные плоды, предполагают способы их распространения. Затем учитель организовывает фронтальную работу по просмотру анимационного сюжета из ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы». В процессе работы с ресурсом учащимся должны быть установлены связи между строением плодов и способами их распространения. 

Учитель организовывает групповую работу - делит учащихся на 4 группы (растения, распространяющиеся с помощью ветра; растения, распространяющиеся с помощью птиц; растения, распространяющиеся с помощью зверей; растения, распространяющиеся с помощью насекомых). Каждая группа учащихся должна назвать растения, соответствующие предложенному ей способу распространения семян (распознав растение по плоду), используя данные ресурса .Учащиеся, опираясь на знания, полученные при просмотре ЭОР «Путешествия плодов и семян», приводят примеры растений.

Данный ресурс можно использовать не только при введении в новый материал, но и как домашнюю работу. Заполненные рабочие листы сдаются учителю для контроля уровня усвоения учащимися материала, изученного с помощью этого ресурса.

Преимущество данного ЭОР заключается в том, что он способствует развитию наблюдения за сезонными изменениями растений и обобщения полученных наблюдений, а также помогает делать выводы.

«Как развивается растение из семени».

Цель: пронаблюдать стадии развития растения на примере фасоли.

Перед тем как изучать развитие растений, учащиеся совместно с учителем заранее поставили опыт по изучению произрастания семени фасоли. Каждый учащийся посадил семя и записывал изменения, которые происходили с семенем.

Чтобы рассмотреть, как развивается растение из семени, какие стадии развития оно проходит, демонстрируется анимационный сюжет, в котором показано развитие растения из семени на примере фасоли. Учитель организовывает фронтальный просмотр данного ЭОР из ИУКМ «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы».

Этот ресурс можно использовать не только при фронтальной работе с классом, но и организовать работу в парах. Учащиеся в парах рассмотрят каждую стадию развития растения, самостоятельно переключая на следующую стадию развития, и выполнят задание, направленное на понимание просмотренного ресурса. Затем учащимся на заранее подготовленной карточке нужно установить последовательность цикла развития растения из семени, но уже на примере растения клена.

Для того чтобы учитель смог проконтролировать, как учащиеся запомнили стадии развития растений, им предлагается выполнить задание из электронного приложения к учебнику УМК «Школа России» 3 класс (рис 39), где нужно расположить в правильной последовательности этапы развития растения, опираясь на проделанный опыт и просмотренный ЭОР. Данный ресурс направлен на проверку усвоения полученного на уроке материала, его можно увидеть в приложении 18.

Преимущество этого ресурса в том, что он позволят повысить скорость проверки уровня полученных знаний каждым учащимся.

  1. Урок «Охрана растений».

Цель: систематизировать знания об охране растений.

В учебнике в данной теме представлено мало названий охраняемых растений России, для того чтобы расширить кругозор учащихся, мы используем демонстрационную таблицу «Охраняемые растения России» из ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы». В этой таблице изображения сгруппированы в соответствии с природоохранным статусом: Растения, находящиеся под угрозой исчезновения, малочисленные растения, редкие растения, малоизученные растения, исчезнувшие растения. В таблице растения этих групп расположены в горизонтальных строках, даны названия всех изображений. В таблице растения каждой группы изображены на общепринятом цветном фоне, что позволяет четко отделить растения одной группы от другой. Учитель осуществляет фронтальную работу с учащимися по просмотру демонстрационной таблицы (Рис. 40). Пример фронтальной работы представлен в таблице 9 в приложении 19.

После просмотра демонстрационной таблицы «Охраняемые растения России», учащимся нужно самостоятельно выполнить задание на заранее подготовленной карточке (рис. 41), дописав название охраняемого растения к представленным изображениям (прил. 20).

Домашнее задание: учащимся, используя интернет-источники, нужно подготовить презентацию об одном охраняемом растении Ленинградской области (Валериана лекарственная, Бересклет бородавчатый, Ветреница лесная, Венерин башмачок настоящий, Воробейник лекарственный, Горец остроплодный, Герань кроваво-красная, Жирянка обыкновенная, Дерен шведский, Копытень европейский, Осока горная, Лютик Фриса) и представить ее классу. Далее учащиеся собирают все презентации в одну папку, и получается альбом на электронной основе «Охраняемые растения Ленинградской области».

План описания растения:

  1. Как называется растение?
  2. Как выглядит растение (рисунок/фото)?
  3. Где живет растение?
  4. Почему численность растения снижается?
  5. Какого цвета страница этого растения в Красной книге? Почему?

Вывод по 2 главе

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы анализировали ботанического содержание УМК «Школа России», «Перспектива» и выяснили, что УМК «Школа России» делает больше акцент на изучение растений, чем УМК «Перспектива». На следующем этапе мы диагностировали уровень знаний учащихся с помощью проверочной работы. Результаты выполненной работы показали, что у опрошенных не в полной мере сформировано представление о процессах, протекающих в растениях, и о строении органов растений. На третьем этапе мы выявляли отношение учителей к использованию ЭОР при изучении растений и выяснили, что учителя пользуются электронными ресурсами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аистов, И. А. «др Концепции РГПУ современного СПбАППО естествознания» / И.А. школьниками Аистов, П.А. Москва Голиков, В.В. школьниками Зайцев. - М.: Москва Питер, 2015. - 208 c.
  2. пресс Бахмутский, А. Е. использования Педагогика: Герцена учебник / [А. Е. Питер Бахмутский и нового др.]. Издательский Санкт-Петербург: Просвещение Питер им пресс, 2017. – 304 с.
  3. пресс Бордовский Г. А. нового «»№Использование др электронных СПб образовательных Крившенко ресурсов нового Образование поколения в Мылова учебном СПбАППО процессе: Санкт Научно-методические РГПУ материалы / Г.А. Питер Бордовский, И. Б. Снегурова Готская, С. П. младшими Ильина, В. И. Владос Снегурова. ИздательствоРГПУ СПб.: Изд Издательство РГПУ демическогобакалавриата им. А. И. современного Герцена, 2007. – 31 с.
  4. материалы Горбачев, В. В. учебник «»»»»»»Концепции Готская современного Готская естествознания / В.В. учебном Горбачев. - М.: Практикум Оникс 21 Концепции век, учеб Мир и использования Образование, 2016. - 704 c.
  5. центр Горощенко В.П., по Степанов И.А. «ресурсов Методика Марковская преподавания специальности природоведения». Образование Учебное материалы пособие век для доп учащихся естествознания педагогических нового училищ Издательство по Издательский специальности №2001. — М.: процессе Просвещение, 1977. – 158 с.
  6. Е. В. Козина Григорьева «бакалавров Методика Научно преподавания по естествознания». ресурсов Издательский Изд центр Учебное Владос, по Москва, 2008. – 253 с.
  7. Москва Использование Снегурова электронных Москва образовательных ИздательствоРГПУ ресурсов природоведения нового Голиков поколения в Марковская учебном Степанов процессе: Оникс Научно-методические Снегурова материалы / Бахмутский Бордовский Г. А., пособие Готская И. Б., учебном Ильина С. П., Мир Снегурова В. И. — преподавания СПб.: бакалавров Изд-во Учебное РГПУ Шевченко им. А. И. нового Герцена, 2017. — 31 с.
  8. процессе Козина, Е. Ф. К «для Методика Москва преподавания Бахмутский естествознания». образовательных Практикум : Москва учеб. Марковская пособие по для Степанов акашкольниками демического бакалавриата / Е. Ф. Бордовский Козина. — 2-е им изд., естествознания испр. и Мир доп. — М.: Зайцев Издательство «Юрайт», 2018. — 256 с.
  9. при Крившенко, Л. П. Герцена Педагогика: образовательных учебник учебном для учебных бакалавров / [Л. П. поколения Крившенко и учащихся др.]. – Герцена Москва: Владос Проспект, 2015. – 487 с.
  10. Герцена Марковская Е.А., Практикум Мылова И.Б., учебник Шевченко Л.Г. Аистов  « «»»Методика Снегурова использования Горбачев электронных Мир образовательных Питер ресурсов демическогобакалавриата при Аистов организации учебном учебных естествознания занятий с Аистов младшими ресурсовнового школьниками». – Степанов СПб: нового СПб АППО, 2010. – 100 с.
  11. Основы Мылова, И.Б. ресурсов Использование стандартов программно-педагогических по средств в Хрипкова процессе Интернет обучения системы естествознанию в Станченко начальной психологии школе: образовательные методическое Электронные пособие / И. Б. НМ Мылова. - учебник Санкт-Петербург : пособие СПбАППО, 2006. – 259 с.
  12. науч МылоВерзилин Н.М, педагогики Корсунская В.М «Общая Интернет методика по преподавания Осин биологии» 1987. – 373 с.
  13. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения 02.05.2019).
  14. Образовательная платформа LECTA [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://lecta.rosuchebnik.ru/ (дата обращения 02.05. 2019).
  15. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://school.nd.ru/products/show.php?product_id=146 (дата обращения 7.05.2019).
  16. Образовательный портал «Учи.ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://uchi.ru/ (дата обращения 28.04.2019).
  17. LearningApps.org [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org/ (дата обращения 20.04.2019).
  18. Детская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.what-this.ru/nature/plants/  (дата обращения 03.042019).
  19. Жизнь растений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://plant.geoman.ru/ (дата обращения 06.05.2019).
  20. нового Осин А.В. студентов Электронные Станченко образовательные Фонд ресурсы Верзилин нового науч поколения: Кондаков открытые сферы образовательные Ботаника модульные шк мультимедиа общеобразовательный системы.// центр Интернет-порталы: педагогики содержание и школе технологии. Принципы Сб. образовательные науч. преподавания ст. сред Вып. 4. – М.: Интернет Просвещение, 2007. – 328 с.
  21. Кондаков Подласый, И. П. пособие Педагогика: образования учебник / И. П. преподавания Подласый. – Республиканский Москва: Фиалкова Юрайт: Подласый ИД Подымова Юрайт, 2015. – 573 с.
  22. Педагогика Подымова, Л. С. ресурсы Педагогика: содержание учебник и развития практикум / [Л. С. психологии Подымова и Фонд др.]. – развития Москва: содержание Юрайт, 2016. – 332 с.
  23. психологии Принципы учебных построения и биологии описания Общая профилей портал стандартов и Использование спецификаций биологии информационно-образовательных Москва среды. Подласый Метаданные образовательные для качеству информационно-образовательных ст ресурсов открытые сферы Хрипкова образования. Принципы Серия «Нормативно-техническое обучения обеспечение др информационных ФГУ технологий в ИД образовании».Выпуск 1 / образовании ФГУ ФГУ ГНИИ обеспечение ИТТ «Информика». средств Москва: студентов Фонд «Европейский заведений центр Кондаков по профилей качеству», 2009. – 378 с
  24. науч Столяренко, Л. Д. описания Основы Естествознание педагогики и ВМ психологии: Использование для психологии студентов студентов высших Столяренко учебных Подымова заведений / Л. Д. Всб Столяренко, В. Е. Москва Столяренко. – науч Москва: ответах Юрайт, 2016. – 133 с.
  25. Российский Тихомиров Ф.К. НМ Ботаника. – М.: студентов Высш. ГНИИ шк., 2008. – 439 с.
  26. Электронные Хрипкова А. программно Естествознание / А. НМ Хрипкова, Р. Метаданные Иванова, Т. студентов Иванова, и поколения др.. - М.: спецификаций Просвещение, 2015. - 224 c.
  27. методическое Электронные ресурсы образовательные науч ресурсы ГНИИ нового методика поколения в психологии вопросах и Педагогика ответах. Сб Республиканский обучения мультимедиа стандартов центр. М., 2007. – 32 с.
  28. Высш Кондаков А. М., Фиалкова Семенов А. Л., сред Станченко Н. С., средств Фиалкова Т. А. центр Российский обеспечение общеобразовательный профилей портал: Санкт опыт и средств перспективы естествознанию развития // обучения Всб. системы науч. Метаданные ст. «Интернет-порталы: качеству содержание и технологии». условиях Выпуск 2 /Редкол.: А. Н. начальной Тихонов (пред.) и Том др.; вопросах ГНИИ воспитание ИТТ «Информатика». М.:Просвещение, 2004. С. 227 – 249.
  29. изучение чтения Клепинина З.А, Электронные  конференции Аквилева Г.Н. Методика ответах преподавания педагога предмета «окружающий предмета мир»: начальной учеб.для животных студ. Просвещение учреждений учителя высш. Просвещение проф. модульные образования. 2-е будущего изд., образовательные перераб. и системы доп. М., 2013 – С. 9-10.
  30. изучения Осин А. В. «воспитание Электронные Интернет образовательные компетентности ресурсы ЗА нового курса поколения: будущего открытые педагога образовательные Осин модульные проф мультимедиа начальной системы» // перераб Интернет стандарта порталы: ст содержание и растений технологии. образовательные Сб. Выпуск науч. Начальное ст. порталы Вып. 4. М.: науки Просвещение, 2007. – С. 12–29.
  31. http Подковырова В. Н. Герцоновские «»» Формирование цифровых профессиональной ЗА компетентности вопросах педагога в Ермелеев области проектирования проектирования Технология цифровых биоразнообразия образовательных др ресурсов (ЦОР) // «Мир педагога науки, научно культуры, Аквилева образования». 2009. № 2. – С. 20-24.
  32. ресурсы Симонова Л. В., Тихонов Зинченко Т. В. «Использование АВ электронных образовательного образовательных Интернет ресурсов стандарта при Методика изучении Петрова предмета «Окружающий Том мир» в Вып условиях младшими реализации ст нового чтения образовательного поколения стандарта» / порталы Герцоновские Свешникова чтения. Симонова Начальное ст образование. Свешникова Том 5, – с. 261-273, 2014 г. профессиональной
  33. воспитание Ермелеев. А.А. ст Свешникова. А.О. Электронные Петрова. З.Н. поколения «Изучение Осин биоразнообразия Зинченко животных и компетентности растений Подковырова младшими ответах школьниками// младшими воспитание изд будущего школьниками учителя-исследователя. ГНИИ Сборник предмета материалов содержание по Сб итогам Технология научно-практической https конференции.
  34. изучение Миронов А.В. Технология Тихонов изучения поколения курса «Окружающий итогам мир» в модульные начальной Осин школе школьниками, откЭлектронные Просвещобразовательные ГН ресурсы высш нового проф поколения в Ермелеев вопросах и учителя ответах. Подковырова Сайт «Информика» Вып http://ed.gov.ru/
  35. школе Электронные Сборник образовательные Герцоновские ресурсы: науч современные по возможности М.А. высш Бовтенко https Информационные будущего технологи в вопросах образовании http://bit.edu.nstu.ru/
  36. Информационно - коммуникативные технологии в начальной школе. Требования СанПиН 2.4.1.2660-10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/11/04/trebovaniya-sanpin-2412660-10 (дата обращения 24.03.2019)/
  37. А.А. Плешаков «Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-okruzhayuschemu-miru-klassi-umk-shkola-rossii-536513.html (дата обращения 29.03.2019).
  38. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya_programma_po_okruzhayuschemu_miru_1-4_klass_umk_perspektiva-337260.htm (дата обращения 29.03.2019).
  39.  В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо. Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» [Электронный ресурс] (дата обращения 05.04.2019).
  40. Максимова Т.Н. Окружающий мир. Разноуровневые задания 3 класс, - М.: ВАКО, 2014, - с 41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Уроки с использованием ком...

«Использование электронных образовательных ресурсов на уроке»

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети. Я  испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все дети без исключения. У них...

Использованием электронно образовательного ресурса на уроках изучения нового материала

Урок литературного чтения (период обучения грамоте) в 1 классе по теме: «Звук [ц], буква Цц».  УМК "Перспектива" по учебнику "Азбука. 1 класс" (Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева). Тип урока: изучение но...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке письма

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке письма...

Использование Электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе. Технологическая карта урока "Числовое равенство и уравнение". Каталог ЭОР к уроку.

Технологическая карта урока математики. Тема " Числовое равенство и уравнение" 2 класс. УМК ПНШ. Каталог ЭОР, используемых на уроке....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке при работе с детьми с ОВЗ

Выступление на педсовете "Использование электронных образовательных ресурсов на уроке при работе с детьми с ОВЗ"...