Главные вкладки

    Занятие кружка "Мир вокруг нас" на тему:"Лебеди"
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

    Терехова Марина Николаевна

    Цель: познакомить с жизнью лебедей.

    Задачи:

    ·      -  Образовательная: овладение сведениями о жизни лебедей.

    ·       - Развивающая: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия при работе с  клеем, остатками шерстяной пряжи.

                            - Воспитательная: формирование устойчивого интереса к родному краю, бережному отношению к природе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_lebedi.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

    школа с.Запрудное Питерского района Саратовской области»

    Районный семинар старших вожатых, методистов ДДТ,

     заместителей директоров по воспитательной работе

    Занятие кружка «Мир вокруг нас» на тему «Лебеди»

    Автор: Терехова Марина Николаевна

    учитель начальных классов,

    руководитель кружка «Мир вокруг нас»

    высшая квалификационная категория

    Стаж работы 20 лет

    -2014-

    Цель: познакомить с жизнью лебедей.

    Задачи:

    • Образовательная: овладение сведениями о жизни лебедей.
    • Развивающая: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия при работе с  клеем, остатками шерстяной пряжи.
    •  Воспитательная: формирование устойчивого интереса к родному краю, бережному отношению к природе.

    Методы обучения на уроке: деятельностный, словесный, проблемный.

    Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, самостоятельная.

    УУД:

    Познавательные УУД

    1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

    2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

    3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

    Коммуникативные УУД

    1. Формируем умение слушать и понимать других.

    2.  Умение работать в паре и в группе.

    Регулятивные УУД

    1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

    2. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Личностные УУД

    1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

    Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

    Слайд №1.

    Лебеди издавна были одними из самых любимых народом птиц, символом красоты и верности. Лебединая верность, горделивая осанка, белоснежное оперение и красиво изогнутая шея воспеты поэтами, писателями и художниками всех времён и народов

    Слайд №2.

    Лебеди – птицы из отряда Гусеобразных, семейство Утиных. Казарки, утки, гуси –  ближайшие родственники этих величавых птиц.

        6 видов лебедей живут в Евразии, Америке и Австралии. На территории России  обитает 3 вида лебедей: лебедь – шипун, лебедь – кликун и малый лебедь.

       Лебеди – самые крупные водоплавающие из птиц весом до 13 кг.

    Слайд №3-4.

    Очень длинная шея лебедей облегчает добывание пищи из–под воды.

     Питаются лебеди растениями, растущими на воде или на болоте, насекомыми и их  личинками, червями, ракушками, земноводными и рыбами. Погружая свою длинную  шею в воду, Птицы обрывают там растения и обшаривают ил.

       Лебединая верность действительно существует. Пары у лебедей создаются

     однажды и на всю жизнь. А живут лебеди долго – до 30 – 40 лет.

    Слайд № 5.

    Лебединое гнездо – сооружение мощное и громоздкое: высотой почти в метр, а поперёк больше двух метров (до 3м). Строится оно из стеблей и листьев тростника, иногда с ветвями и сучьями, а внутри выстилается более мягким и нежным материалом сухими стеблями травянистых растений, мхом, перьями и пухом, которые самка  выщипывает у себя на груди.

    Слайд №6.

    Подобраться к этой постройке непросто, к тому же любой хищник (лиса или человек) встретит на своём пути атаку самца, который с силой налетает на противника и  бьёт крыльями. Птенцы выклёвываются покрытые пухом и спустя несколько часов способны плавать.

    Слайд №7.

    Лебедь – шипун – самый красивый из лебедей. Он носит белоснежно – белый

     наряд, а его шея выгнута латинской буквой S. А шипуном этого лебедя назвали за издаваемые звуки. Когда разозлится, он шипит. В отличие от снежно – белых родителей, молодые птенцы окрашены в серый цвет. Лебеди поздно становятся взрослыми.

    Слайд № 8.

    Белый лебедь – символ Удмуртии. Он раскинул свои крылья на государственном гербе Удмуртской республики.

    Чёрный лебедь – официальная государственная эмблема западной Австралии и символ Сиднея.

    Слайд № 9.

    Люди издавна восхищались красотой лебедей. О лебедях существуют легенды, им посвящены стихи, картины, музыка.

    Жена спартанского царя Тиндарея, Леда, покорила своей красотой верховного бога Зевса, который сочетался с ней в образе лебедя. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена – получеловек, полу – лебедь. Елена отличалась чарующей красотой, за что её похитил Парис, дав повод к Троянской войне.

    Пётр Ильич Чайковский написал балет «Лебединое озеро».

    Позже сказочная дева – птица появилась в европейской поэзии Пушкин, Баратынский и др.) На основе пушкинской «Сказке о царе Салтане» была поставлена знаменитая одноимённая опера Н.А. Римского – Корсакова, после которой свет увидела волшебная картина М. А. Врубеля «Царевна - лебедь».

    Люди украшают свой быт фигурками лебедей.

    Жители нашего села предоставили нам вот такие прекрасные работы выполненные своими руками.

    К сожаленью эта красивая птица занесена в Красную книгу Саратовской области, Красную книгу РФ.

    Как вы думаете, в чём причина сокращения численности лебедей?

    В ходе ответов детей на доске появляются таблички:

    Загрязнение водоёмов

    Охота

    Птичий грипп

    Пересыхание водоёмов

    Сегодня на занятии мы с вами выполним панно «Пруд Чижи». На нашем пруду в период с 2002 по 2008 годы  можно было насчитать до 30 лебедей на пруду одновременно, в последнее же время их численность резко сократилась и можно увидеть всего 2-4 птицы.

    У вас на партах лежат шаблоны лебедей, клей, нарезанная пряжа. Работаем в парах, но прежде чем мы приступим к работе посмотрите ещё раз как прекрасны эти птицы. (Просмотр презентации №3).

     А теперь прочитайте инструкции по выполнению ТБ при работе с клеем.

    Прежде чем приступить к работе выполним физминутку. (приложение №1)

    Гуси-лебеди летели,

    Отдохнуть они присели.

    Шею потянули,

    Крыльями взмахнули,

    А потом взлетели и на место сели.

    ΙΙ. Самостоятельное применение знаний. Практическая работа.

    Дети в парах выполняют работу по изготовлению лебедей. По окончании работы лебеди приклеиваются на панно.

    IΙΙ. Итог занятия.

    -Чему было посвящено сегодня наше занятие?

    - Как можно избежать сокращения численности лебедей?

    -Давайте ещё раз кратко повторим  с помощью презентации то, что мы узнали о лебедях.

    Слайд №1.

    На закате, в тиши  вод,

    Птица белая плывёт.

    Взгляд её, изгибы спины-

    Всё в ней дивной красоты.

    Слайд 2.

    Лебедь по праву считается самой крупной и красивой водоплавающей птицей.

    Лебедь - прекрасная гордая птица, поэтому в сказках, песнях, стихах, красивую девушку сравнивают с лебёдушкой.

    Говорят, что у неё «шея лебединая, походка павлиная»

    Слайд № 3.

    Оперенье у лебедей ослепительно-белое.

    Бывают  чёрные лебеди.

    Слайд № 4.

    Лебеди долго гостят в наших краях.

    Улетают на юг, когда водоёмы затянет корочкой льда, а весной вновь возвращаются в родные места.

    Слайд № 5.

    Лебеди обычно кормятся зелёными травами, листьями и стеблями растений, но иногда могут полакомиться и мелкой водяной живностью.

    Клюв у лебедя красный, на лапах – перепонки, чтобы легче было плавать.

    Слайд №6.

    По утрам лебеди купаются, плещут крыльями по воде, поднимая фонтаны брызг, промывают каждое пёрышко и кожу под ним. Накупавшись, птицы выбираются на берег, клювом отжимают перья, а потом долго отряхиваются.

    Чуть подсохнув, лебеди смазывают перья жиром.  Дело это нелёгкое! Ведь у лебедя 25000 перьев! Хорошо смазанные перья вмещают много воздуха  и помогают птицам держаться на воде.

    Слайд № 7.

    Весной в дружной лебединой семье появляются птенцы. Яиц в гнезде пять или шесть штук. Все птенцы появляются на свет одновременно.

    Когда птенцы обсохнут, прячась под пушистым маминым крылом, а их тёплый густой пух сильно пропитается жировой смазкой её перьев, лебёдушка ведёт малышей к реке или озёру, помогая малышам, идущим на неокрепших лапках, добраться до водоёма.

    Слайд № 8 .

    «Всюду следуй за матерью!»- вот главная заповедь, и птенцы неукоснительно её выполняют и старательно повторяют всё, что делает мама. Малыши вслед за ней бесстрашно входят в воду.

    С первого дня они отлично плавают, ныряют сами  кормятся листьями и травой.

    Слайд № 9.

     Через два месяца после рождения молодые лебеди «становятся на крыло» - учатся летать по поднебесью.

    Слайд № 10.

    Капля серебрится,

    Солнце озарило

    Бледный небосвод ,

    Лебедь белокрылый

    Медленно плывёт.

    Тает отраженье

    В зеркале воды,

    Дремлют без движенья

    Светлые пруды

    В зелени листа.

    Может быть, мне сниться

    Это красота?

    Хочется верить, что численность лебедей на водоёмах  будет увеличиваться, и мы с вами будем любоваться лебедями не только на картинах.

    Спасибо всем за работу.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

    Инструкция №83-А

     Правила работы с клеем.

    1. Работать клеем нужно в хорошо проветриваемом помещении.

    2. Клей наливать в маленькую баночку. Целыми пузырьками пользоваться нельзя.

    3. При работе использовать кисточки для клея, салфетками для удаления излишков клея.

    4. После работы остатки клея слить в общую баночку и плотно закрыть крышкой.

    Не допускать попадания клея в глаза. При попадании клея в глаза, немедленно промыть их теплой проточной водой.

    5. После работы вымыть руки теплой водой с мылом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие "Мир вокруг нас"

    В марте, 2011 года я провела открытое занятие на тему "Мир вокруг нас" С целью развития кругозора детей, стимулирования природоохранительной активности. Была проведена большая предварительная работа. ...

    Коррекционное занятие "Мир вокруг нас"

    Развитие мышления. Дифференциация обобщающих понятий "пассажирский транспорт", "грузовой транспорт". Развитие речи. Развитие зрительно-моторной координации....

    Внеурочное занятие по математике на тему: Симметрия вокруг нас

    конспект занятия по теме Симметрия вокруг нас....

    Внеклассное занятие по технологии на тему "Гуси лебеди"

    Внеклассное занятие по технологии на тему "Гуси лебеди"...

    Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

    На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

    Презентация к занятию кружка "Геометрия вокруг нас". Тема "Линия"

    Презентация к занятию кружка "Геометрия вокруг нас" для 1 класса. Тема "Линия"...

    Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

    Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....