Конспект урока окружающего мира. Тема: «Полна природа удивленья»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Чурсина Валентина Васильевна

Педагогическая цель: создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polna_priroda_udivlenya_s._58-59.docx22.31 КБ
Файл polna_priroda_udivlenya_s._58-59.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Полна природа удивленья» с. 58-59

Педагогическая цель: создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.

Планируемые результаты:

Предметные: различают объекты живой и неживой природы.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение  её природы.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют работать коллективно.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Жизнь людей всегда связана с жизнью природы. Что необходимо человеку для познания окружающего мира? (Необходимо изучать природу).

-  Можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет)

- Что такое природа? (Это все то, что нас окружает и существует независимо от человека.)

- Рассмотрите рисунки на с. 56-57, назовите, что относится к природе.

 

  1. Формирование новых знаний.

- Лес, река, небо, воздух, которым мы дышим, и вода, которую пьём, и дождь, и снег – всё это природа.

- На какие две группы делят природу? (Живая и неживая)

- Рассмотрите рисунки на с. 58 и перечислите предметы, которые относятся к живой и неживой природе.

Неживая                                                               Живая

Солнце, горы, дождь, вода,                         Деревья, птицы, животные, насекомые, цветы, трава,

огонь, земля, песок,                                      человек, рыбы, грибы.

воздух, снег.

-А почему вы считаете их живыми?  (Теплые, двигаются, издают звуки.)

-Солнце, облака, река движутся? Они живые?  (Нет)

-Гром издает звуки, он живой? (Нет.)

-Дуб, цветы, гриб не движется, он неживой?  (Нет.)

-Движение, теплота, способность издавать звуки не главное, что может отличать живое от неживого. Что же нам поможет отличить живое от неживого? (Живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, стареют и умирают.)

-Связаены ли между собой неживая и живая природа? (Вода питает растения, животных, человека, растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества, солнце дает всем свет и тепло.)

- Рассмотрите рисунки на с. 3. (тетрадь) Назовите предметы живой и неживой природы.

- Рассмотрите, как расположены предметы в клетках. Они не повторяются. Нарисуйте в нужной последовательности в пустых клетках.

- Что общего между ёлкой и ежом? В чем отличие?

Физминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

- Отгадайте, что это?

Летит без крыльев и поет,

 прохожих задирает.

 Одним проходу не дает,

 других он подгоняет.(Ветер)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

 

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

В белом бархате деревня-

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней)

Кто всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает? (Дождь)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо мост.

Чудо-мастер мастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

-Как можно назвать все изменения в природе?

- Это явления природы. Рассмотрите рисунки на с. 59 учебника. Какие явления природы вы видите? (Метель, радуга, ветер, гроза, ледоход, утро-восход солнца)

-Какие еще явления природы вы знаете?

- Какие из них вы наблюдали сами?

- Многим из вас приходилось наблюдать туман. После жаркого летнего дня наступает прохладный вечер. И вот над рекой, в низинах появляется белая пелена тумана. Сильные туманы бывают и зимой в морозную погоду.

Попадая в густой туман, люди чувствуют сырость, перестают видеть окружающие предметы. Как он образуется? На земле много воды. Эта вода все время испаряется. Невидимый водяной пар всегда находится в воздухе. Когда делается холоднее, пар превращается в туман и становится видимым.

- Если мы посмотрим на небо. Что там увидим? (Облака)

- Облака это тот же туман, скопившийся высоко над землей. Облака постоянно движутся – их гонит ветер. Густые, темные облака, из которых выпадает дождь или снег как называют? (Тучами)

- Это явление вы наблюдаете почти каждый день. Это ветер. Давайте вспомним  строчки из сказки «О спящей царевне» А.С. Пушкина

… Ветер, ветер, ты могуч,

 Ты гоняешь стаи туч,

 Ты волнуешь сине море,

Ты гуляешь на просторе…

- Нагретый воздух легче, он поднимается вверх, а более холодный опускается вниз. Движение воздуха над поверхностью Земли называется ветром.

- Какие бывают ветры? (Теплые, холодные, сильные с разрушительной силой)

Отгадайте загадку:

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился. (Смерч)

Сильные ветры – наиболее грозное явление природы.

Небольшой легкий ветерок в жаркий день приносит прохладу. Но иногда он усиливается и достигает силы урагана, причиняет большие разрушения. Сильный ураган за несколько часов сдувает с полей посевы, разрушает дома, с корнями вырывает деревья. Вода рек выходит  из берегов и вызывает наводнение.

Торнадо- это настоящий круговой шторм. Он появляется в виде зловещей черной тучи, из которой спускается вниз крутящийся вихрь, напоминающий хобот слона.

Зачем нам ветер? Ведь он приносит нам такие беды. (Ветер необходим. Он приносит дождь и прохладу, очищает воздух городов от пыли и гари. Не было бы ветра, облака пыли так и висели бы над городами. Ветер переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок)

3. Работа в тетради:

- Откройте тетради на с. 4

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать, ни войти! (Радуга)

- Огромная в пол неба дуга – арка из переходящих друг в друга семи цветов: от красно до зеленого – одно из самых красивых явлений природы.

Сколько цветов радуги? (Семь). Для запоминания порядка цветов можно воспользоваться шутливой фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальные буквы слов соответствуют первым буквам цветов радуги.

- Чтобы увидеть радугу, необходимо находится строго между Солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе радуги не увидеть!

- Раскрасьте радугу.

- Раскрасьте свечки в цвета радуги. Поставьте номера на свечках в порядке зажигания.

- Какую зажгли первую? (Синюю)

- Какого цвета последнюю? (Зеленую)

4. Итог урока:

- На какие две группы делится природа?

- Назовите предметы живой и неживой природы.

- Какие явления природы вы знаете?

5. Рефлексия:

- Оцените свои достижения на уроке.(Учащиеся показывают тучку, дождик или солнышко и объясняют свой выбор)



Предварительный просмотр:

Тема: «Полна природа удивленья» с. 58-59

Педагогическая цель: создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.

Планируемые результаты:

Предметные: различают объекты живой и неживой природы.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение  её природы.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют работать коллективно.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Жизнь людей всегда связана с жизнью природы. Что необходимо человеку для познания окружающего мира? (Необходимо изучать природу).

-  Можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет)

- Что такое природа? (Это все то, что нас окружает и существует независимо от человека.)

- Рассмотрите рисунки на с. 56-57, назовите, что относится к природе.

 

  1. Формирование новых знаний.

- Лес, река, небо, воздух, которым мы дышим, и вода, которую пьём, и дождь, и снег – всё это природа.

- На какие две группы делят природу? (Живая и неживая)

- Рассмотрите рисунки на с. 58 и перечислите предметы, которые относятся к живой и неживой природе.

Неживая                                                               Живая

Солнце, горы, дождь, вода,                         Деревья, птицы, животные, насекомые, цветы, трава,

огонь, земля, песок,                                      человек, рыбы, грибы.

воздух, снег.

-А почему вы считаете их живыми?  (Теплые, двигаются, издают звуки.)

-Солнце, облака, река движутся? Они живые?  (Нет)

-Гром издает звуки, он живой? (Нет.)

-Дуб, цветы, гриб не движется, он неживой?  (Нет.)

-Движение, теплота, способность издавать звуки не главное, что может отличать живое от неживого. Что же нам поможет отличить живое от неживого? (Живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, стареют и умирают.)

-Связаены ли между собой неживая и живая природа? (Вода питает растения, животных, человека, растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества, солнце дает всем свет и тепло.)

- Рассмотрите рисунки на с. 3. (тетрадь) Назовите предметы живой и неживой природы.

- Рассмотрите, как расположены предметы в клетках. Они не повторяются. Нарисуйте в нужной последовательности в пустых клетках.

- Что общего между ёлкой и ежом? В чем отличие?

Физминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

- Отгадайте, что это?

Летит без крыльев и поет,

 прохожих задирает.

 Одним проходу не дает,

 других он подгоняет.(Ветер)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

 

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

В белом бархате деревня-

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней)

Кто всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает? (Дождь)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо мост.

Чудо-мастер мастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

-Как можно назвать все изменения в природе?

- Это явления природы. Рассмотрите рисунки на с. 59 учебника. Какие явления природы вы видите? (Метель, радуга, ветер, гроза, ледоход, утро-восход солнца)

-Какие еще явления природы вы знаете?

- Какие из них вы наблюдали сами?

- Многим из вас приходилось наблюдать туман. После жаркого летнего дня наступает прохладный вечер. И вот над рекой, в низинах появляется белая пелена тумана. Сильные туманы бывают и зимой в морозную погоду.

Попадая в густой туман, люди чувствуют сырость, перестают видеть окружающие предметы. Как он образуется? На земле много воды. Эта вода все время испаряется. Невидимый водяной пар всегда находится в воздухе. Когда делается холоднее, пар превращается в туман и становится видимым.

- Если мы посмотрим на небо. Что там увидим? (Облака)

- Облака это тот же туман, скопившийся высоко над землей. Облака постоянно движутся – их гонит ветер. Густые, темные облака, из которых выпадает дождь или снег как называют? (Тучами)

- Это явление вы наблюдаете почти каждый день. Это ветер. Давайте вспомним  строчки из сказки «О спящей царевне» А.С. Пушкина

… Ветер, ветер, ты могуч,

 Ты гоняешь стаи туч,

 Ты волнуешь сине море,

Ты гуляешь на просторе…

- Нагретый воздух легче, он поднимается вверх, а более холодный опускается вниз. Движение воздуха над поверхностью Земли называется ветром.

- Какие бывают ветры? (Теплые, холодные, сильные с разрушительной силой)

Отгадайте загадку:

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился. (Смерч)

Сильные ветры – наиболее грозное явление природы.

Небольшой легкий ветерок в жаркий день приносит прохладу. Но иногда он усиливается и достигает силы урагана, причиняет большие разрушения. Сильный ураган за несколько часов сдувает с полей посевы, разрушает дома, с корнями вырывает деревья. Вода рек выходит  из берегов и вызывает наводнение.

Торнадо- это настоящий круговой шторм. Он появляется в виде зловещей черной тучи, из которой спускается вниз крутящийся вихрь, напоминающий хобот слона.

Зачем нам ветер? Ведь он приносит нам такие беды. (Ветер необходим. Он приносит дождь и прохладу, очищает воздух городов от пыли и гари. Не было бы ветра, облака пыли так и висели бы над городами. Ветер переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок)

3. Работа в тетради:

- Откройте тетради на с. 4

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать, ни войти! (Радуга)

- Огромная в пол неба дуга – арка из переходящих друг в друга семи цветов: от красно до зеленого – одно из самых красивых явлений природы.

Сколько цветов радуги? (Семь). Для запоминания порядка цветов можно воспользоваться шутливой фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальные буквы слов соответствуют первым буквам цветов радуги.

- Чтобы увидеть радугу, необходимо находится строго между Солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе радуги не увидеть!

- Раскрасьте радугу.

- Раскрасьте свечки в цвета радуги. Поставьте номера на свечках в порядке зажигания.

- Какую зажгли первую? (Синюю)

- Какого цвета последнюю? (Зеленую)

4. Итог урока:

- На какие две группы делится природа?

- Назовите предметы живой и неживой природы.

- Какие явления природы вы знаете?

5. Рефлексия:

- Оцените свои достижения на уроке.(Учащиеся показывают тучку, дождик или солнышко и объясняют свой выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока окружающего мира "Опасности в природе" 3 класс

Данный конспект при использовании различных форм работы с учащимися поможет провести интересный урок при изучении раздела "Наша безопасность"....

Конспект урока окружающего мира "Опасности в природе"

Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса при изучении раздела "Наша безопасность". При использовании разных форм работы учащиеся узнают много нового....

Конспект урока окружающего мира "Царства живой природы"

Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира "Царства живой природы". Урок проведён с использованием  кейс-технологии....

Конспект урока окружающего мира Тема урока «Природа и мы»

УМКПерспективная начальная школаТип урокаКомбинированныйЦель, задачиЦель : Формирование понимания связи неживой и живой природы с окружающей средой.Задачи:Образовательные:Формировать знания правил пов...

Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс

Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....