Рабочая программа предмета «Окружающий мир » для 2 класса
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме

Cарсалиева Дарига Максотовна

Рабочая программа  предмета «Окружающий мир » для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная школа ХХIвека »под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно - методический комплект допущен Министерством образования./ Сборник программ учебников к комплекту « Начальная школа ХХ века» - М. :Вентана – Граф,2011.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgramma_po_okruzhayushchemu_miru.docx42.79 КБ

Предварительный просмотр:

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  предмета «Окружающий мир » для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная школа ХХIвека »под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно - методический комплект допущен Министерством образования./ Сборник программ учебников к комплекту « Начальная школа ХХ века» - М. :Вентана – Граф,2011.  

На изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 66 часов в год (33 учебные недели)

Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе -формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса « Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей-умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической

культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

Это:

 готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

 личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника,

сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.

Это:

 формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

 осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

 обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

 овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

 расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают

познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

 познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

 регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

 коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,

психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей

культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение. Что тебя окружает

2 ч

           2

Кто ты такой

10 ч

3

Кто живет рядом с тобой

11 ч

4

Россия — твоя Родина

20 ч

5

Мы — жители Земли

23ч

6

Итого

66ч

 

4.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (поурочное планирование)

Тема урока

Кол

-во ч

Содержание

УУД

Дата

План

Факт

1

Что тебя окружает.

1

Сравнение понятий «объект природы», «изделие».

Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю

.

2

Бывают ли на свете чудеса?

1

Анализ стихотворения «Чудо» Н. Юрковой. Выполнение заданий в рабочей тетради

Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея». Сравнивать портреты: два возраста, две разные судьбы

3

Я, ты, он, она... Все мы люди…

1

Познакомить с понятием «физические качества», ввести в рубрику учебника «Картинная галерея» .

Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение»

4

Наши помощники – органы чувств.

1

Уточнить представления об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства» (ощущение).

Знают об органах чувств (слуха, зрения);

познакомились  с понятием «внешние чувства» (ощущение).

5

Что такое здоровье?

1

Сравнить понятия: «здоровье», «болезнь»; познакомить с правилами здорового образа жизни; составить режим дня.

Знают правила здорового образа жизни;

составили режим дня.

6

Режим дня.

1

Познакомить с правилами организации труда и отдыха.

Знают правила организации труда и отдыха; составили правила посадки при письме, чтении, во время слушания.

7

Физическая культура.

1

Познакомить с понятием «физическая культура»; определить значение физической культуры для здоровья человека.

Знают понятие «физическая культура»;

определили  значение физической культуры для здоровья человека

8

Почему нужно правильно питаться.

1

Познакомить детей с тем, как нужно правильно питаться; объяснить понятие «рациональное питание, разумное питание»..

Познакомились с основными правилами здорового питания.

9

Здоровье и питание.

1

Познакомить детей с тем, как нужно правильно питаться; объяснить понятие «рациональное питание, разумное питание».

Познакомились с основными правилами здорового питания.

10

Умеешь ли ты есть?

1

Познакомить детей с гигиеной и культурой питания.

Знают основные правила здорового питания.

11

Почему нужно быть осторожным.

1

Познакомить с тем, как нужно себя вести, если ты заболел, где, когда и как нужно проявлять осторожность.

Знают меры предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе.

12

Можно ли изменить себя.

1

Обсудить проблему «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа.

Обсудили проблему «Можно ли изменить себя?» и что для этого нужно.

13

Что такое семья?

1

Познакомить с понятиями «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».

Познакомились с понятиями «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».

14

Труд в семье.

1

Познакомить с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие.

Познакомились с понятиями: «помощь», «обязанность»; знают их различия.

15

Как семья отдыхает?

1

Познакомить с понятием «традиции».

Познакомились с понятием «традиции».

16

Твои друзья – взрослые и дети.

1

Познакомить с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения.

Познакомились с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения.

17

Твои друзья – взрослые и дети. Урок творчества.

1

Объяснить понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составить рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.

Знают понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный»;

18

О правилах поведения.

1

Познакомить с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

Знают правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

19

О дружбе.

1

Обсудить, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить.

Обсудили, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить.

20

О дружбе.  Настроение.

1

Познакомить с понятиями: «мимика», «жесты»; составить памятку «Законы дружбы»

Познакомить с понятиями: «мимика», «жесты»;

21

Родина – что это значит?

1

Подвести к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине.

Понимают, что такое Родина

22

Родной край – частица Родины.

1

Познакомить с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство.

Знают исторические места и памятники родного города;

23

Из истории нашей Родины.

1

Познакомить  с предками русских людей – славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями.

Знают предков русских людей – славян,  их образ жизни, первых русских князей.

24

Из истории нашей Родины.

1

Познакомить с занятиями славян, сравнить труд в городе и в деревне.

Знают, чем занимались славяне.

25

Зачем человек трудится?

1

Формировать у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд – основа  жизни.

Знают, какое значение имеет труд.

26

Хлеб – главное богатство России.

1

Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.

Знают значение хлеба в жизни человека;  важность труда земледельца

27

Как работают в пекарне (на хлебозаводе).

1

Познакомить с профессиями людей, работающих на хлебозаводе, с последовательностью производства хлеба; с машинами, помогающими производить хлеб.

Знают профессии людей, работающих на хлебозаводе,  последовательность производства хлеба;  машины, помогающие производить хлеб.

28

Все профессии важны.

1

Обобщить знания о значении труда в жизни человека.

Знают о значении труда в жизни человека.

29

О  труде фермера и экономиста.

1

Познакомить с профессиями фермера, экономиста; выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны.

Познакомились с профессиями фермера, экономиста; выяснили, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны.

30

Города России. Москва.

1

Познакомить с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким.

Познакомились с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким.

31

Древние города России.

1

Познакомить с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода.

Познакомились с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода

32

Мы – граждане России.

1

Познакомить с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация.

Знают понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей»,  название нашей страны – Российская Федерация.

33

Народы России.

1

Познакомить с разными национальностями людей, живущих в России.

Знают разные национальности людей, живущих в России.

34

Солнечная система

1

Познакомить с понятием «солнечная система», с отличием Земли от других планет.

Знают понятие «солнечная система», чем земля отличается от других планет.

35

Земля - планета солнечной системы.

1

Познакомить с планетами солнечной системы, с условиями жизни на Земле

Знают планеты солнечной системы, условия жизни на земле.

36

Царство живой природы. Грибы

1

Сравнение понятий

«животные», «растения», «грибы», «бактерии».

Выполнение заданий в тетради

Четыре царства живой

природы. Знать представителей каждого царства. Уточнение знаний об основных качествах животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомство)

37

Животные – живые существа.

1

Познакомить с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных.

Знают царства живой природы.

38

Как животные воспринимают мир.

1

Систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни.

Знают животных, с которыми можно встретиться в лесу.

39

Как животные защищаются, питаются, строят жилища.

1

Познакомить с питанием и жизненными условиями животных.

Знают как питаются, живут и защищаются животные.

40

Животные воспитывают потомство.

1

Познакомить с тем как животные воспитывают и играют со своим потомством.

Знают как животные воспитывают своих детёнышей.

41

Какие бывают растения.

1

Познакомить с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые.

Познакомились с разнообразием растительного мира.

42

Органы растения и их значение для его жизни.

1

Познакомить с частями растения (Листья, корень, стебель ,цветы, плоды).

Знают части растения.

43

Что такое лес?

1

Обобщить знания  учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

44

Как развиваются растения.

1

Научить выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием.

Научить выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием

45

Деревья леса.

1

Познакомить с «паспортом» дерева и его особенностями.

Познакомились с «паспортом» дерева

46

Кустарники леса.

1

Познакомить со вторым ярусом леса (кустарники).

Узнали, что второй ярус леса – кустарники.

47

Травянистые растения..

1

Обобщить знания детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

Познакомились с травянистыми растениями.

48

Лесная аптека.

1

Познакомить с лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами.

Знают лекарственные растения и съедобные грибы.

49

Звери леса.

1

Познакомить хищными животными леса и их повадками.

Знают хищных животных и их повадки.

50

Птицы – лесные жители.

1

Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения.

Познакомились с лесными птицами, их голосами, особенностями поведения.

51

Ужи – обитатели леса

1

Познакомить с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками.

Знают: ужи – многочисленное семейство пресмыкающихся.

52

Насекомые леса.

1

Познакомить с насекомыми, их особенностями и внешним видом,  повадками.

Познакомились с насекомыми, их особенностями и внешним видом,  повадками.

53

Мы пришли в лес.      Экскурсия.

1

Познакомить с правилами поведения в лесу

Знают правила поведения в лесу.

54

Путешествие капельки.

1

Познакомить с состоянием воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе.

Познакомились с состоянием воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе.

55

Свойства воды..

1

Познакомить детей со свойствами воды, с различным её состоянием.

Познакомились  со свойствами воды, с различным её состоянием.

56

Рыбы - обитатели водоёмов.

1

Познакомить с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни.

Познакомлись с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни

57

Океаны и моря - водоемы

1

58

Пресный водоём.  Обитатели пресных водоёмов.

1

Познакомить с животным миром полей, с особенностями питания и обитания животных.

Познакомились с обитателями водоёмов, с особенностями их внешнего вида, с приспособлением их к водной среде обитания.

59

Растения пресных водоёмов.

1

Познакомить с животным миром полей, с особенностями питания и обитания животных.

Познакомились с обитателями водоёмов, с особенностями их внешнего вида, с приспособлением их к водной среде обитания.

60

Болото – естественный водоём.

1

Познакомить с животным и растительным миром болот.

Познакомились с животным и растительным миром болот.

61

Растения и животные болота

1

Познакомить с животным и растительным миром болот.

Познакомились с животным и растительным миром болот.

62

Растения луга.

1

Познакомить с растительным миром луга, с особенностями жизни луга.

Познакомились с растительным миром луга, с особенностями жизни луга

63

Животные луга.

1

Познакомить с растительным и животным миром луга, с особенностями жизни луга.

Познакомились с растительным и животным миром луга, с особенностями жизни луга

64

Растения и животные поля.

1

Познакомить детей с растительным и животным миром полей

Познакомились  с растительным и животным миром полей

65

Растения и животные сада.

1

Познакомить детей с растительным и животным  миром сада.

Познакомились  с растительным и животным миром сада

66

Будем беречь природу.

1

Познакомить с представителями Красной книги.

Познакомились с представителями Красной книги

                                                       

                                             5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

 К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе- описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

                                                                      6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

  1.  Н.Ф. Виноградова. «Окружающий мир» 2 класс. Учебник.

  1. Н.Ф.Виноградова.Окружающий мир. Рабочие тетради №1,2,  2 класс.

  1. Н.Ф.Виноградова.Окружающий мир. Комментарии к урокам. Пособие для учителя.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. .Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методическое пособие..

        2  Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградова ВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (окружающий мир, 2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (УМК "Планета знаний") Авторы учебника: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов.В программу включены разделы: пояснительная записка, содержание программы, требова...

Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина)

Рабочая программа, окружающий мир, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Саплина), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина)

Рабочая программа, окружающий мир, 3 класс, УМК Перспективная начальная школа, 4 класс, (Шишкина), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....