Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Тема: «В гости к весне».
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Пучкова Светлана Михайловна

    Урок разработан по учебнику А.А. Плешакова

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchego_mira._2_klass.docx42.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «В гости к весне».

    Цель: выявить весенние изменениями в неживой и живой природе и установить   связи  между ними.

    Задачи урока:

      1.Расширить  представления учащихся об изменениях, происходящих  весной  в живой и неживой природе;

    2. Научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;

    3.Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения

    4.Продолжать формирование элементов экологической культуры

    5.Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;

    6.Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

    Личностные результаты:

    • понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

    Метапредметные результаты:

    • принимать и сохранять целевые установки урока;
    • анализировать текст и иллюстрации учебника с целью установления связей между живой и неживой природой;
    • отделять значимую информацию от второстепенной,
    • использовать речевые средства для решения познавательных задач;
    • взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
    • формулировать выводы из изученного материала;
    • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Планируемые результаты: учащиеся выявят какие  изменения в неживой и живой природе происходят  весной; научатся рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края, моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку.

    Оборудование:

    Учебник 2 класс Плешаков

    карточки с заданием для групповой работы;

    карточки с заданием для работы в парах

    Презентация к уроку « В гости к Весне»

    • технические средства:
    • компьютер;
    • мультимедийный  проектор;

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    У. Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, в конце урока вы оцените свою работу.

    2.Актуализация знаний

    (Слайд)

    У. Как называется раздел, который вы сейчас изучаете?

    (Путешествия) Сегодня мы  не покидая класса отправимся в гости, а к кому вы  узнаете после проверки домашнего задания по теме

    «Водные богатства».

    Выполните самостоятельно задания на карточках.

     Ученики получают карточки, на которых написаны вопросы по предыдущей теме урока – «Водоёмы».

    1. Искусственный водоём –

    (Водохранилище)

    2. Место, где река впадает в озеро или море

     (устьЕ)

     3. Углубление, по которому течёт река  (руСло)

     4. Самый большой естественный водоём  (океаН)

     5.  Без этого не может прожить ни человек, ни животное, ни растение (водА)                                                  

      - Обменяйтесь с соседом карточками, и сделаем взаимопроверку.

    Вы догадались как быстро проверить?

    Давайте проверим, что получилось. (Слайд)

               Если  вы посмотрите внимательно, то, увидите, что из подчёркнутых букв   получится слово. Какое? – ВЕСНА.

    3.  Постановка учебной задачи.

    У. Предположите, о чём будет наш урок.

    Д. О весне.

    У. Сформулируйте тему нашего урока с точки зрения названия раздела «Путешествия».

    У. Прочитайте название темы урока в учебнике на с.86.

    Д. В гости к весне. (Слайд)

    -Тема нашего урока замечательная, долгожданная – и называется  «В гости к Весне» А точнее сказать она к нам  сама пришла в наши края!

    У. Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (Узнаем какие изменения произошли в природе).

     У. Прочитайте в учебнике слова Муравьишки о том, что вы узнаете, и чему будете учиться сегодня на уроке.

    А сейчас мы ответим на вопросы учебника.

    Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая черепаха (Слайд)

    Как   связаны  между собой весенние явления в неживой и живой природе.

    Можем ли мы сейчас сразу ответить на этот вопрос урока? Почему?

    Д. Нет. Мы этого не изучали. Это новый материал.

    У. Ответ на этот вопрос вы должны найти в течение урока.

    4.Совместное открытие нового.

    Ребята, а вы знаете весенние месяцы? Посмотрите, как Муравьшка их расположил. Оцените его работу. Давайте ему поможем.

    - Первый весенний месяц – март. В старину в народе март называли протальник. Как вы думаете, почему? Выслушиваются ответы детей.

    Следующий весенний месяц – апрель. Апрель называют  снегогоном.(слайд)

      В старину в народе май называли травень.(слайд)

    - Почему весна наступает постепенно?

    -Где можно ещё, кроме ваших наблюдений можно узнать об изменениях в неживой и живой природе? (предположение учащихся)

    У. В учебнике.

    -Посмотрите на 86 страницу учебника и скажите, как будете работать?

    А сейчас сядьте по группам,  каждая группа получит своё задание.

    Задания для работы в группах «Маленькие исследователи»

     Тема заданий общая  - весна.

     Но задания у каждой группы будут свои.

                                                1 группа

    1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе.(c. 86-87)

    2. Соотнесите название весенних изменений в неживой природе с картинками.  Выберите только весенние признаки и наклейте.

    2 группа

    1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в живой природе.(c. 88-89)

    2. Соотнесите название весенних изменений в живой природе с картинками.  Выберите только весенние признаки и наклейте.

                                                        3 группа

    Вы  будете исследователями и должны, выявить какие изменения произошли в жизни других животных с приходом весны, по картинкам, и сделать записи. Затем проверите себя по научной статье. Но если будет трудно, можете попросить у меня статью.

    Затем проверите себя по научной стать

    Отвечает 1 группа. Слайд

     У. Почему с приходом весны стало теплее»,

    -Солнце стало греть лучше.

    Отвечает 2 группа.

    Какие  новые понятия вам встретились.

    -Ледоход Половодье

    Что такое ледоход?(Прочитайте в учебнике)

    -Приходилось ли вам наблюдать ледоход?

    Какие реки родного края вы знаете? (Сейм, Тускарь, Кур).

    -Во время ледохода,  лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. Картина впечатляющая.

    Слайд

     Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит? Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах.

    Дети : Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться.

    Слайд

    Когда река грозит половодьем?

    Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет  близлежащие луга, поля, леса.

    -Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?

    -Они могут погибнуть

    Рассмотрите иллюстрации на с.86 и 87.

    У, Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).

    У. Какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

    Физминутка

    6. Продолжение работы по теме урока

    - Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

     Заслушивается выступление учащихся 2группы.

    Выступление 2 группы.

    Слайд первоцветы

    Я каждую весну с великой радостью и удовольствием наблюдаю за появлением первоцветов, но меня всякий раз волнует  один и тот же вопрос---Что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?

    А вы как думаете (утолщённые подземные части растений)

    - Какие вы ещё знаете первоцветы?

    У. Рассмотрите иллюстрацию на с.88.

    чистяк весенний,

    печёночница благородная,

     ветреница лютичная,

    первоцвет,

    гусиный лук .

    нарцисс

    Охрана первоцветов.

    Почему около раннецветущих растений  горит сигнал опасности?

    Предположение учащихся

    Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту. Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?

    Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.

    Слайд

    Если я сорву цветок,
    Если ты сорвешь цветок,
    Если мы сорвем цветы
    Опустеют все поляны
    И не будет красоты
    !

    А знаете ли вы ещё какие-нибудь раннецветущие растения?

    Мудрая черепаха хочет рассказать сказку об одном храбром цветке, т.к. не каждый цветок может появиться в первые весенние деньки из-под  снега.
    Жили-были сестры Снегурочка и Весна - Красна. Обе пригожие, обе добрые, обе милы людям. Только наряжаются разно. Одна - в снежинки, другая - в цветы. От снежинок цветы вянут, а от цветов снежинки тают. Нельзя сестрам жить вместе. Но ведь сестры-то они родные и  сходятся на короткий час. Снегурка разгребает лунки в снегу, Весна - Красна, сажает туда росточки. И тогда на белом полотне распускаются подснежники.
    И этому прекрасному цветку П.И.Чайковский посвятил своё произведение «Подснежник» из цикла «Времена года».
    Послушайте его и скажите, что хотел передать П.И.Чайковский в этой музыке?
    (Что на смену зиме приходит весна, солнце греет, тает снег и из-под снега появляются подснежники).

     Своё выступление продолжит 2 группа

    Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

    (Слайд)

    1. Звонко запели синицы, зачирикали воробьи.

    2.Возвращаются в родные края перелетные птицы.

    3.Почти все птицы начали строить гнёзда, чтобы вывести птенцов.

    Учитель:

    -Каких вы знаете перелётных птиц? (Дети называют перелётных птиц)

     - Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

    (Слайд)

    Март — время прилета грачей в Россию. А для нас грач это перелетная птица или зимующая? (Зимующая.)

    От грачей мало отстают жаворонки и скворцы, трясогузки, журавли – в апреле, соловьи, ласточки –в мае. В народе говорят: «Трясогузка прилетает – хвостиком лёд разбивает». Трясогузки прилетают с зимовок в конце марта–начале апреля, когда лёд еще не сошёл, а малые реки у берегов освобождаются ото льда.

    А о какой птице так говорят?

     Прилетел к нам, наконец,

    Лучший наш певец.

     (Соловей)

    Соловей давно и по праву считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне. 

    Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

    - А какую пользу приносят птицы? (Птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

    3 группа

    Расскажет  какие изменения произошли в жизни других животных с приходом весны.

    Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, змеи, лягушки, ящерицы, рыбы. Ранней весной рождаются у зверей детёныши: зайчата, бельчата, волчата, лисята.

    Весной у многих зверей начинается линька. Зимняя густая шерсть заменяется более редкой. А заяц, горностай, ласка и белка меняют ещё и цвет своей шубки. (слайд)

    Оживают муравейники, бабочки собирают нектар с первых весенних цветов. (слайд)

    У. Какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

    1. Практическая часть урока ( формирование умений).

    А сможем мы теперь ответить на вопрос,  как же  связаны  между собой весенние явления в неживой и живой природе.

    Какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему? (солнце выше)

    Давайте попробуем раскрыть секрет волшебницы-весны при помощи модели.

    Работа в парах.

     Показывают стрелками, как связаны природные явления в неживой и живой природе. (солнце выше, чем зимой – потепление – появление насекомых – возвращение перелётных птиц).

    Проверка: ученик объясняет, как он установил взаимосвязи явлений природы весной.

    7.Рефлексия

    Какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему? (солнце выше)

    Солнце выше, чем зимой

    Дни стали длиннее. Потепление

     Повернитесь друг к другу, 1 вариант называет  весенние явления  в неживой природе, а 2 вариант называет весенние явления в живой природе, и считаете, сколько явлений вы назовёте.

    Кто назвал все явления в неживой и живой природе похлопайте.

    Кто не смог все назвать, поднимите руку вверх.

    9.  Оценка достижений

    Оценивание  себя с помощью листов самооценки.

    Найдите  свое  место  на лестнице успеха.

    8. Итог

    У. Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока?

    - Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

    - Что нового узнали на уроке?

    - Что было для вас самым интересным на уроке?

    - Что было сложным? Вызвало затруднения?

    - Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

    «Всё прекрасное на земле -  от солнца, и всё хорошее от человека».

    - Как вы понимаете их?

    - Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

          Выберите д/з к следующему уроку:    (на карточках)

    • 1.Рабочая тетрадь стр.56-57
    • 2.Оформи плакат в защиту первоцветов!
    • 3.Найти народные приметы о весенних явлениях
    • 4.Для юных учёных – подготовить сообщения на тему: «Кто как весну встречает».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме:"Измерение температуры"

    Конспект к уроку окружающего мира  во 2 классе по образовательной программе "Планета знаний" по теме:"Измерение температуры"...

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему "Красная книга"

    Познакомить детей с красной книгой, воспитывать бережное отношение к природе....

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа») Тема учебного занятия: «Цветковые и хвойные растения»

    Предмет: окружающий мирТема учебного занятия: «Цветковые и хвойные растения»Место урока в теме: 1-й урокТип урока: знакомство с новым материаломЦель и ожидаемый результат: формирование представлений о...

    Презентация к конспекту урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

    Презентация  к уроку окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 века". Тема "Насекомые леса". Презентация поможет учителю сделать урок наглядным, интересным, запоминающимся....

    План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

    Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

    Конспект урока окружающий мир во 2 классе Тема урока «Исследование глубин морей и океанов». Учитель Захарина Нина Леонидовна

    Конспект урока окружающий мир во 2 классе УМК "планета знаний". Применяется исследовательская работа. применяется технология оценивания образовательных достижений....