Урок природоведения 3 класс "На севере Европы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Филиппина Юлия Владимировна

Данный материал поможет провести интересный, объёмный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon На севере Европы119 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                        Филиппина Юлия Владимировна,  

                                                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                                              ГБОУ школа № 333

                                                                                                                                       Санкт-Петербург

                                                                                                                           

                                                                                                    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет:  _
окружающий мир

Тема урока:  На севере Европы

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

 Цель: познакомить учащихся с северными европейскими государствами.

Задачи: развивать речь детей, учить рассуждать, защищать свою точку зрения.

Формирование УУД:

Личностные действия: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные действия: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. 

Оборудование: Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточки. Учебник А.А.Плешакова  «Мир вокруг нас» 2 часть.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

 Организационный момент

                             Актуализация знаний

 

 Постановка учебной задачи

 

 

4.    

«Открытие нового знания»

 

5.     

Рв

Пе

 

первичное закрепление

                                                                       

6.  Самостоятельная работа . Самоанализ и самоконтроль.

 

7.    

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 

Рефлексия     деятельности.

9.     Итог урока

 

Слайд 1.                       Мотивирует учащихся на работу.

Организует повторение изученного.                                    - Проверяем домашнее задание. Для этого нам необходимо ответить на вопросы в тесте.

Слайд 2.- Сегодня мы отправимся в путешествие на север Европы. Узнаем об особенностях природы, достопримечательностях городов и укладов жизни населения этих стран.  

Листок самооценки.

Слайды 3 -10                  

     А начнём мы наше путешествие с нашего родного города Санкт – Петербурга «Северной столицы» России. В нашем городе очень много интересных достопримечательностей, памятников архитектуры с которыми мы уже знакомились. Напомним, что Санкт-Петербург был включён в список всемирного наследия Юнеско на 14-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в декабре 1990 года под № 540. ЮНЕСКО (UNESCO), организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Исторический центр включает системы главного городского пространства, Невского проспекта, Литейной части, Адмиралтейской части, Васильевского острова, Петроградской стороны и островов.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла… (А.С. Пушкин «Медный всадник»).

Адмиралтейство – один из шедевров архитектуры Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Кораблик на его шпиле является одним из символов города наряду с Медным всадником и Дворцовым мостом. Существует мнение, что прообразом кораблика стал первый русский корабль – фрегат «Орел», который был построен по указу царя Алексея Михайловича в 1667-1669 гг. Вот на этом кораблике мы и совершим сегодняшнее путешествие так, как путь наш пройдет по морям Балтийскому, Северному и Норвежскому.  И так в путь!

Слайд 11

 Ветер по морю гуляет                                                     И кораблик подгоняет;                                                Он бежит себе в волнах                                               На поднятых парусах                                                     Мимо острова крутого,                                                       Мимо города большого;                                                 Пушки с пристани палят,                                             Кораблю пристать велят.  

 - Наш путь лежит в Финляндию. Финляндия – ближайшая к нам страна северной Европы.

Слайд 19

Ветер по морю гуляет                                                     И кораблик подгоняет;                                                Он бежит себе в волнах                                               На поднятых парусах                                                     Мимо острова крутого,                                                       Мимо города большого;                                                 Пушки с пристани палят,                                             Кораблю пристать велят.  

- Наш корабль пришвартовался у берегов  Швеции.

Слайд 25

Ветер по морю гуляет                                                     И кораблик подгоняет;                                                Он бежит себе в волнах                                               На поднятых парусах                                                     Мимо острова крутого,                                                       Мимо города большого;                                                 Пушки с пристани палят,                                             Кораблю пристать велят

- Наш кораблик бросил якорь у берегов Дании.

Слайд 34

Ветер по морю гуляет                                                     И кораблик подгоняет;                                                Он бежит себе в волнах                                               На поднятых парусах                                                     Мимо острова крутого,                                                       Мимо города большого;                                                 Пушки с пристани палят,                                             Кораблю пристать велят

-Наш кораблик совершает остановку в столице Норвегии – Осло.

Слайд 40

Ветер по морю гуляет                                                     И кораблик подгоняет;                                                Он бежит себе в волнах                                               На поднятых парусах                                                     Мимо острова крутого,                                                       Мимо города большого;                                                 Пушки с пристани палят,                                             Кораблю пристать велят

- Последний пункт нашего путешествия – Исландия.

Слайд 45

- На этом наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться домой.

   Слайд 46  Физкультминутка

Слайд 47

- А сейчас я посмотрю, как внимательно вы слушали. У вас на столах лежат конверты, в которых лежат флаг страны и названия стран и городов. Соедините  флаг страну и столицу.

-Для того чтобы выполнить следующее задание вам необходимо поменяться местами так чтобы за каждым столом были представители каждой страны.

-Перед вами лежат таблицы которые вам необходимо заполнить. Желательно сделать это самостоятельно. Если вдруг у вас возникли затруднения, обратитесь к представителю страны.

-Проверьте себя. Если вы выполнили работу:                            

  • самостоятельно - красный кружок,                                  
  • с подсказкой - синий,                                      
  • полностью с помощью – зеленый.

Блиц-опрос

Проверь себя

-Какие страны расположены на севере Европы?

-Что такое фьорды и где их можно увидеть?

-В какой стране есть музей одного единственного корабля?

-Какая страна знаменита своими озёрами и аквапарками?

-В какой стране и в каком городе  вас встречает героиня сказки?

-Какое северное государство занимает отдельный остров?

-Возьмите листочки и заполните правую часть таблицы. Листочки сдайте.

- Что нового узнали?

- О каких странах мы сегодня говорили?

Домашнее задание.

- с. 110-118, с.119 задание 2.

 Приветствуют учителя

Учащиеся работают в проверочных тетрадях. 

Команда  представляющая Финляндию рассказывает о стране.

Слайды  12-18                                     Финляндия

  Финляндия – ближайшая к нам северная страна Европы. От Санкт – Петербурга до финской границы ехать на автомашине или на поезде всего несколько часов.

   Финляндия расположена на севере Европы, значительная часть ее территории находится за Северным полярным кругом. На суше граничит со Швецией, Норвегией и Россией, морская граница c Эстонией проходит по Финскому и Ботническому заливам Балтийского моря.                                                                 Официальное название Финляндии:  Финляндская Республика. Площадь государства Финляндская Республика - 338145 км².               В Финляндии, согласно специальному закону, принятому в 1922 г., два государственных языка — финский и шведский. Большинство населения Финляндии говорит на финском языке.                          Финляндия — республика. Высшая исполнительная власть в стране принадлежит президенту-  Саули Нийнистё

   Столица Финляндии –город  Хельсинки – расположен на скалистом полуострове у Финского залива. Центр Хельсинки напоминает старый Санкт-Петербург. Главный архитектурный ансамбль города строили видные петербургские зодчие. На одном из островов этнографический музей под открытым небом, другой остров - исторический заповедник, третий – зоопарк.

   Финляндия – морская страна. На западе и юге её омывают воды Ботнического и Финского заливов Балтийского моря. Побережье Финляндии сильно изрезано заливами и бухтами со множеством небольших островков. Финны называют свою родину Суоми, что в переводе на русский означает  «страна болот». Часто Финляндию  называют «страной тысячи озёр».                                                   Голубые озёра, образованные тысячи лет назад талыми ледниковыми водами, создают финские пейзажи. Озёра соединены между собой короткими речками. Реки, озёра, море богато рыбой.

    Климат в Финляндии суров. Ночные заморозки бываю здесь даже в июле. На каменистой почве, которую трудно обрабатывать, в суровом климате выращивают ячмень, рожь, пшеницу, сахарную свёклу. Склоны холмов, болота, берега озёр – хорошие пастбища для скота.

      На заводах из руды плавят металл, делают станки и машины, строят суда. Крупнейшая судоверфь расположена в городе Турку.  

Всё что можно сделать из дерева, производится в Финляндии: фанера, бумага, сборные дома, мебель. Страна славится своими аквапарками.

   В северной части страны, в Лапландии, живёт народ саами. Здесь развито оленеводство. Здесь же живёт Санта-Клаус.  

                                                                                                                Команда  представляющая Швецию рассказывает о стране.

Слайды  20-24            Швеция

   Швеция — государство в Северной Европе, расположенное в восточной и южной части Скандинавского полуострова. По площади Швеция занимает 449 964 км². На западе Швеция граничит с Норвегией, на северо-востоке — с Финляндией, а с востока и юга её омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива. На юге проливы Эресунн, Каттегат и Скагеррак отделяют Швецию от Дании. В состав Швеции входят два крупных острова в Балтике — Готланд и Эланд.  Название страны происходит от староскандинавского Svea и Rige — «государство свеев». Столица — Стокгольм.  Официальный язык шведский

  Глава государства — король Карл XVI Густав. Однако Швеция является конституционной монархией, поэтому король в настоящее время имеет ограниченную власть. Государство управляется правительством во главе с премьер-министром Фредрик Райнфельдт.

 Самый большой город в Швеции – её столица Стокгольм.  Он расположен на 14 островах, соединённых мостами. В городе много музеев. Музей-корабль «Васа» в Стокгольме – одна из самых главных достопримечательностей Швеции. Это единственный в мире музей, созданный для одного корабля.

Страна лесов и озёр, лугов и гор - Швеция известна своим тёплым летом и достаточно холодной зимой. Небогатая в целом почва и каменистый ландшафт побудили Швецию к разработке месторождений полезных ископаемых, производству стали и развитию лесного хозяйства, что, наряду с другими отраслями деятельности, позволило значительно повысить уровень экономики Швеции.

 И будни, и в праздники шведов нельзя представить без спорта. Даже в самых маленьких городках есть гимнастические залы, стадионы, бассейны, катки и снежные трассы.

   Швеция - родина спортивной гимнастики, шведская стенка изобретена здесь. Очень любят в стране лыжный спорт и хоккей.

Шведы и их соседи – норвежцы прославились в истории как мужественные мореплаватели. Их прозвали «северными людьми», а русские – варягами. Много столетий назад варяги отправлялись на лодках через Балтийское море, по Волхову и Днепру торговать с Киевской Русью.

Швеция – родина знаменитой писательницы Астрид Линдгрен (1907-2002) прожила долгую жизнь и повидала на своем веку немало. Но до самой глубокой старости она оставалась веселым, жизнерадостным человеком. Вот почему у нее такие симпатичные, веселые герои. Она придумала истории о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. Пеппи и Карлсона знают во всем мире.

Команда представляющая Данию рассказывает о стране.

Слайды  26-33                                     Дания

  Дания расположена на полуострове Ютландия и островах Фюн, Зеландия, Фальстер, Лолланн, Борнхольм, части Северо-Фризских и др. На юге полуострова Ютландия Дания граничит с Германией и омывается Северным и Балтийским морями; пролив Скагеррак отделяет Данию от Норвегии, проливы Каттегат и Эресунн — от Швеции. Формально в состав Дании входит самый крупный в мире остров — Гренландия, а также Фарерские острова. Площадь, занимаемая сушей, — 42 394 км².

   Государственный строй Дании — конституционная монархия. Согласно конституции глава государства — король, с января   — королева Маргрете II. Королева осуществляет законодательную власть совместно с однопалатным парламентом — фолькетингом.

Официальный язык – датский.

  Столица Дании – Копенгаген. Это крупнейший порт Скандинавии. Здесь на корабли, отправляющиеся в разные страны мира грузят яйца, масло, бекон, сыр, рыбу, рыбные консервы и фруктовые консервы – всё, чем богата Дания.

 В стране нет нефти, мало угля и руды – всё это привозят на кораблях в порты по морю. Но всё же в Дании развиты металлообработка, здесь делают прекрасные сельскохозяйственные машины, приборы, электронное оборудование, высококачественное медицинское оборудование. На верфях Копенгагена строят суда, которые идут на экспорт.

         На камнях у берега пролива Эресунн, разделяющего Швецию и Данию, примостилась бронзовая Русалочка, героиня сказки Х.К. Андерсена. Она давно стала символом Копенгагена и всей страны. В центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому сказочнику..

Команда представляющая Норвегию рассказывает о стране

Слайды   35-39                              Норвегия

      Норве́гия  — государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова и на огромном количестве прилегающих к Скандинавскому полуострову мелких островов, а также архипелаге Шпицберген , островах Ян-Майен и Медвежий в Северном Ледовитом океане. Зависимой территорией Норвегии является остров Буве в южной части Атлантического океана.

Площадь  385 186 км²

     Норвегия граничит с тремя государствами: Швецией — на востоке, с Финляндией и с Россией на северо-востоке. Страну омывают Баренцево море — на северо-востоке, Норвежское море — на западе и Северное море — на юго-западе.

Название страны происходит от древнескандинавского слова Norðrvegr — «путь на север».

Столица Осло  

Форма правления Конституционная монархия

Король  Харальд V

Премьер-министр  Йенс Столтенберг

  Официальные язык -  норвежский

     Большую часть поверхности земли в Норвегии занимают Скандинавские горы. Высокие плоскогорья покрыты ледниками, западные склоны прорезаны заливами - фьордами. Фьорды – самая знаменитая природная достопримечательность Норвегии. Это длинные, узкие морские заливы с крутыми скалистыми берегами.     Фьорды удивительно красивы.                                  Фьорды возникли благодаря ледникам. В течение тысячелетий ледники, медленно сползая с гор, прорезая в скалах глубокие ущелья, которые заполнила морская вода Часть побережья расположена за Полярным кругом, но благодаря теплому Северно-Атлантическому течению прибрежные воды не замерзают.  

   Люди этих краёв всегда связаны с морем. Это Северный край. Здесь растут ель, сосна, береза. В лесах лоси, олени, барсуки, бобры, рыси, куницы, горностаи. Там, где леса переходят в тундру, растительность меняется. В Норвегии много птиц, что связано с большим количеством озёр, куда прилетают на лето многие виды перелётных птиц.

   Рыболовство – занятие норвежцев, живущих на побережье. В национальной кухне рыба преобладает. Её едят вареной, вяленой, соленой. Норвежцы занимаются и звероводством, выращивают норку, развито животноводство. На земле сеют пшеницу, сажают картофель, морковь, свеклу, травы, кормовое зерно.

   

                                                                               

Команда представляющая Исландию рассказывает о стране

Слайды  41-44                          Исландия

  Исла́ндия  — «страна льдов» или «ледяная страна» — островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана почти у северного полярного круга. Территория государства состоит из острова Исландия, площадью 103 тыс. км2., и небольших островков около него. На севере Исландия омывается Гренландским морем, на востоке —       Норвежским морем, на северо-западе Датский пролив отделяет ее от Гренландии.                                                            

    Столица Рейкьявик расположена в уютной бухте в глубине залива. Небольшие двух-трёхэтажные дома с красными, зелёными, синими крышами придают Рейкьявику особое очарование.

Глава государства — президент Олафур Рагнар Гримссон

Официальный язык – исландский.

    Остров Исландия образовался относительно недавно в результате вулканической деятельности, не утихшей до настоящего времени. Всего в Исландии около 200 вулканов, 30 из них очень активны. Самые известные исландские вулканы — Гекла, Лаки, Аскья, Хваннадальсхнукюр.

     Суров здесь климат, снег держится почти полгода.   Растительность очень скудная, почти вся территория представляет собой каменистые россыпи, покрытые мхами и лишайниками или торфяными болотами. Значительные пространства вообще лишены растительности: это молодые лавовые поля и ледники.  Очень многочисленны в Исландии также горячие источники и гейзеры.  Их горячими водами исландцы обогревают дома и теплицы. Нередко бывают  землетрясения.

 В прибрежных водах Исландии много рыбы. Поэтому главное занятие жителей острова – морское рыболовство. Помимо предприятий по переработке рыбы в Исландии есть заводы по производству цемента, алюминия, небольшие машиностроительные, кожевенные, обувные, пищевые предприятия.

            

Учащиеся работают в группе.

Учащиеся меняются местами.

Учащиеся заполняют таблицы.

страна

площадь

столица

Глава государства

Государственный язык

флаг

достопримечательности

338145кв.км

Описание: E:\скандинавские страны\флаг финлян.png

449964кв.км

Описание: E:\скандинавские страны\флаг швеции.png

42393кв.км

385186кв.км

103000кв.км

Ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект по теме" Путешествие на север Европы".

Конспект урока - проекта по окружающему миру для 3 классаАвтор учебника А.А.Плешаков (3 кл., 2 часть) Тема урока:    Путешествие на север Европы (скандинавские страны).Цель проекта...

Урок окружающего мира "На севере Европы"

Урок окружающего мира по программе "Школа России"...

Урок окружающего мира тема: На Севере Европы

Можно использовать  как конспект урока....

Урок-презентация "На севере Европы"

Цель: познакомить детей с северными европейскими странами....

Конспект урока математики «На севере Европы» (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока окружающего мираТема: "На севере Европы"Цели деятельности учителя: формирование знаний о северо-европейских государствах; о странах Европы, культуре и традициях народов, в них...