Курс "Уроки экологии"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме

Предлагаемый курс включает задания, позволяющие детям познать свое физическое Я - свою телесную сущность; свое духовное Я - субъективный внутренний мир; свое социальное Я - свои отношения с окружающим миром и другими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_uroki_ekologii.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

          Курс «Уроки экологии»

                         из опыта работы учителя начальных классов

                                                    МОУ «Каслинская СОШ №27»

                                               Дунаевой Светланы Александровны

                                    Касли

                                    2009 г.

                 Курс «Уроки экологии в начальной школе»

                                Пояснительная записка

     Двадцать первый век ознаменовал собой переход к гуманистической парадигме - теории, признанной всеми науками, ставящей во главу угла личность, способную к непрерывному самоизменению и развитию.

     Сегодня, когда в основном закончен переходный процесс во всех сферах российского общества, особое внимание обращено на развитие личности, в том числе личности учащихся общеобразовательной школы. Усилия ученых, как психологов, так и педагогов, направлены на организацию и разработку инновационных способов обучения подрастающего поколения. Поиск новых путей организации школьного обучения связан с необходимостью формирования творческой личности, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей.

    Самопознание - это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем. Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а ее реализация обеспечит готовность учащихся к образованию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для консолидации и единения людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров, жизненной философии.

    Для практической реализации модели развития самопознания детей младшего школьного возраста разработана экспериментальная программа, реализующая гуманистические идеи и подходы исследователей развивающего образования.

    Первая часть программы развития самопознания младших школьников направлена на осознание себя и своего места в окружающем мире, предполагает работу с текстовой информацией в процессе учебной деятельности. В дальнейшем, при обучении в старших классах, их знания будут расширяться и обогащаться.

   Вторая часть программы предполагает работу, непосредственно направленную на познание ребенка себя с использованием уже имеющихся знаний, на те изменения, которые происходят в процессе обучения, в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками и учителем.

      В процессе проведения занятий используются методы активного социального обучения: драматизация и анализ жизненных ситуаций; игровые ситуации; игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов; элементы аутотренинга и мышечной релаксации; психогимнастика. На занятиях используются психологические методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональное состояние.

       Предлагаемый курс включает задания, позволяющие детям познать свое физическое Я - свою телесную сущность; свое духовное Я - субъективный внутренний мир; свое социальное Я - свои отношения с окружающим миром и другими людьми. Уроки интегрируют в себе различные предметы, направлены на объединение знаний детей, полученных в школе, с имеющимся прошлым опытом ребенка.

       Самопознание младших школьников предполагает развитие трех основных составляющих образа Я на основе организации учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной, творческой деятельности.

      На схеме «Структура формирования самопознания» учебный курс представлен в виде трех пересекающихся кругов, отображающих три основные области познания, в которых идет развитие самопознания ребенка младшего школьного возраста в процессе обучения в начальной школе. Первый круг - область познания окружающего предметного и природного мира. Второй круг - это область, в которой происходит приобретение ребенком знаний о социальном мире. Третий круг - область познания ребенком своего внутреннего мира.

   

 

    В центре процесса самопознания находится сам ребенок, который сначала постигает свою принадлежность к живым существам, рассматривает себя как частицу окружающего мира, актуализируя имеющиеся у него опыт и знания, осознает свое отличие от растений и животных и свое сходство с ними. Идет понимание и осознание своего физического Я - схемы тела, внешности, половой принадлежности.

   Познание социального Я ребенком происходит на основе познания ближайшего окружения - семьи, сверстников, друзей, соседей, что помогает ребенку понять свои отношения, свое место среди окружающих его - людей.

      И, наконец, последний круг обращает ребенка к пониманию внутреннего мира - к духовному Я. Ребенок знакомится со своими чувствами, переживаниями, особенностями поведения, составляющими его индивидуальность.

    Экспериментальные программы воплощены в серию уроков для начальной школы. Понятие урок, в узком смысле, трактуется как форма организации учебно-воспитательногo процесса в школе, в широком смысле урок это те знания, которые получает ученик в процессе обучения.

    Уроки экологии ставят своей целью формирование экологических знаний учащихся начальной школы через работу с учебными текстами и решение продуктивных и творческих задач. Уроки разделены на три этапа в соответствии с усложнением содержания текста и работы, направленной на его понимание. Каждый раздел заканчивается уроком-обобщением, на котором дети делают рисунки к понравившимся рассказам, обсуждают интересующие их темы, пишут сочинения, выражающие их отношение к содержанию прочитанных рассказов. Кроме того, в уроки включены и лабораторные занятия, способствующие более углубленному усвоению изучаемых тем.

 

   

  Количество уроков экологии:

 Первый этап (2 класс) – 8 часов

 Второй этап (3 класс) – 8 часов

 Третий этап (4 класс) – 7 часов

Этап

№ урока

Дата

                              Тема

 Период

(класс)                                      

Первый

Вводный урок

Что такое экология?

2 класс

   1

Вода.

   2

Воздух.

   3

Почва.

   4

Растения.

   5

Животные.

   6

Урок-обобщение.

   7

Лабораторное занятие к первому этапу.

Второй

   1

Вода.

3 класс

   2

Воздух.

   3

Почва.

   4

Растения.

   5

Животные.

   6

Урок-обобщение.

   7

Что рассказало мне дерево. (урок-экскурсия)

   8

Что рассказал мне камень. (урок-экскурсия)

Третий

   1

Вода.

4 класс

   2

Воздух.

   3

Почва.

   4

Растения.

   5

Животные.

   6

Урок-обобщение.

   7

Палеонтологические раскопки. (лабораторное занятие)

 

Первый этап

 ВВОДНЫЙ УРОК

Тема: «Что изучает экология»

Цель:- сформировать первоначальные представления об экологии и её роли в жизни людей;

- познакомить с профессией – эколог.

Ход урока:

1. Орг. момент.

На одной планете                                     Рыжих белок для забавы,

Дружно жили дети.                                  Травку не топтали,

Не разоряли гнёзда птиц                          Рек не загрязняли!

Ради нескольких яиц,                               Все старательно, с умом

Не ловили по дубравам                            Берегли свой общий дом

                                                                    под названием Земля,

                                                                    Где живем и ты, и я!

                                                                                                     С. Крупина

2. Постановка проблемы урока.

   - Было бы чудесно, если бы все дети, все взрослые поступали так, но, к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек и ломают деревья, а мы все чаще и чаще слышим слово «экология».

Учитель прикрепляет к доске табличку с этим словом.

  - Ребята, а кто из вас слышал такое слово - «экология»? (Дети поднимают руки.) Если рук много, то учитель говорит:

- Посмотрите, как много ребят слышали это слово, а почему мы так часто слышим его?

3.Совместное «открытие знаний»

Если рук нет или их немного, то учитель продолжает:

- Давайте попробуем разобраться, что это слово означает. Как вы думаете, что такое экология?

Дети высказываются. Выслушав ответы детей, учитель предлагает определение.

Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

- Так, что же такое экология? (Наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле.)

- Почему нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле? (Ученики высказывают свои мнения.)

- От слова «экология» произошло слово «эколог».

Вывешивает на доске табличку со словом «эколог».

Экологи - это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения.

Ученые-экологи учат нас бережно относиться к миру природы: к воде, земле и воздуху, к растениям и грибам, к насекомым, рыбам, птицам и зверям.

Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов – зелёный. Он стал символом защиты Земли.  «Мир вокруг нас, Земля – это наш зелёный дом», - говорят экологи.

- Как экологи называют Землю? (Зеленый дом.)

После этого дети выходят из-за парт и размещают картинки с объектами окружающего мира в верхней части доски. Учитель помогает быстро их прикрепить.

 - Посмотрите, как прекрасна наша Земля, как чудесен наш Зеленый дом!

- О какой науке вы узнали?

На доске рисуется схема «Экология»

Схема 1. Экология.

     Схема заполняется последовательно.

Сначала прикрепляется табличка «Живые существа»

Вопрос: «Кто является живыми существами?»

После ответов детей вывешиваются таблички «Человек», «Растения», «Животные». 

Далее выясняется, какие растения и животные известны детям.

Какие животные дикие, а какие домашние.

Чем похожи животные на людей, и чем они отличаются от человека.

 Учитель просит детей назвать, какое животное есть у них дома, приносит ли это животное пользу и т.д.

Придумайте загадку про любое животное и загадайте её своим друзьям.(Работа в парах)

  -  Какие растения вам известны?

- Какую пользу приносят растения?

-Чем отличаются растения от животных и чем они похожи.?

(Дети называют любимые растения. Учитель предлагает нарисовать любимое растение или животное.)

 Проводится игра «На какое растение (животное) я похож».

Учитель прикрепляет к доске табличку «Среда обитания» и просит детей объяснить, как они понимают эти слова.

Далее используются таблички «Вода», «Воздух», «Почва». 

Выясняется, для кого вода (воздух, почва) являются средой обитания, как живые существа связаны со средой обитания.

4.Закрепление.

Срисуйте схему с доски в тетради и повторите, что изучает наука экология.

5. Итог урока.

- Что было интересно?

- О чём хотели ещё узнать на уроках экологии?

УРОК 1

Тема: «Вода»

Цель:- рассмотреть причины загрязнения водоёмов;

- повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

 Урок начинается с работы над схемой «Экология» (см. схему 1).

Ученики повторяют понятие экология, используя записи в тетради, и самостоятельно восстанавливают схему на доске.

2. Постановка проблемы урока:

                         Очень добродушная,

                         я мягкая, послушная,

                         но когда захочу

                         даже камень источу.

                                                               (Вода)

- Тема нашего урока - «Вода».

- Перечислите все, что называют водой.

На доске рисуется таблица (табл. 1).

                                                                        Вода

    Океан

    Море

     Река

    Озеро

   Ручей

    Родник

Учитель задает вопросы:

- Для чего нужна вода?

- Для кого вода является средой обитания?

3. Рассказ учителя.

      Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

(Учитель на магнитной доске составляет аппликацию из рисунков учащихся «Вода в жизни человека, растений и животных».)

    Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

    Но вода не только «поит», но еще и кормит - по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

   Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

    Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

   Вот она какая, вода!

 Бурное развитие промышленности в начале ХХ века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода? (Чистая.)

 Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями, возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

4. Совместное «открытие знаний».

- Как человек относится к воде?

Учитель дополняет ответы детей и рассказывает о том, что человек строит плотины, перегораживает реки, строит искусственные моря, сбрасывает в них отходы заводов и фабрик - ядовитые (токсичные) вещества, которые отравляют и загрязняют воду.

Такая вода не пригодна для жизни растений и животных, пить такую воду людям нельзя, купаться в ней опасно.

5. Самостоятельная работа.

Детям дается задание: прочитать рассказ И. Трифоновой «Зеленые волны».

Инструкция: читать, подчеркивать и выписывать слова, относящиеся к теме «Вода».

         Зеленые волны... «Цветет» Рыбинское водохранилище.С высокого берега это кажется очень красивым: малахитовыми узорами расписана гладь волн. Но ведь сине-зеленые водоросли  выделяют токсические вещества, не от них ли погибли огромные рыбины, выброшенные волнами на берег? Не от них ли крохотный чаёнок бьется в агонии на камнях? Прошло полчаса. Чаенок уже не шевелится.

   Но вот по реке в Ивановский ручей прошла баржа, спустив в воду изрядное количество нефти. Водоросли погибли, а на их месте расплылось масляное пятно.

        Может, уничтожать водоросли нефтью? Но это не выход:еще большее загрязнение воды Волге на пользу не пойдет.

      Часа через три нефтяное пятно уплыло вниз по течению, его место вновь заняли водоросли. Рассекая зеленую гладь, у поверхности воды плавают, задыхаясь, два крупных леща...

    Во что превратила наша бесхозяйственность главную артерию страны? Ведь не только выбросы с предприятий губят реки, но и искусственно созданные водохранилища:

из-за плохого протока воды и удобрений они «зацветают», превращая реки в малахитовые болота, красивые, но ядовитые.

6. Работа по содержанию текста.

      После чтения дети выписывают из текста слова по теме урока.

Проводится работа над выписанными словами с целью установления особенностей их понимания учащимися. Впоследствии эти термины и понятия дети будут использовать для проведения диалогов, бесед, составления рассказов по заданной теме.

7. Итог урока.

      В конце урока учитель задает вопросы для выяснения понимания прочитанного и предлагает использовать выписанные слова в качестве наглядной опоры:

- Как вы понимаете выражение «цветет море»?

- Почему погибли рыбы и крохотный чаенок?

- Что загрязняет нашу воду?

- Кто виноват в этом?

- Что бы ты сделал, чтобы спасти воду?

УРОК 2

Тема: «Воздух»

Цель: - воздух и его значение в природе;

- показать на примерах из жизни проблемы загрязнения воздуха.

Ход урока:

1.Актуализация знаний.

Урок начинается с работы над понятием экология с использованием схемы «Экология» (см. схему 1) и записей в тетрадях.

Затем дети вспоминают название и содержание рассказа, прочитанного на прошлом уроке.

2. Постановка темы урока.

-Сегодня тема нашего урока «Прозрачный невидимка».

- Кто же такой этот Прозрачный невидимка?

                 Через нос проходит в грудь

                  И обратный держит путь.

                 Он невидимый, и всё же

                 Без него мы жить не можем.

                                                          (Воздух)

После объявления новой темы - «Воздух» учитель задает вопросы:

 - Что вы знаете о воздухе?

- Зачем нужен воздух?

- Кому нужен воздух?

- Что загрязняет воздух?

3. Самостоятельная работа.

Далее дети читают текст «Воздух должен быть чистым!».

Инструкция: читать, подчеркивать и выписывать слова, связанные с темой «Воздух».

             Вся наша планета Земля окутана прозрачной шубой -  воздухом. Мы ее обычно не замечаем. Но если она вдруг исчезнет, мы не сможем прожить даже несколько секунд!

        Воздух не мешает нам передвигаться: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили. Но если двигаться в воздухе быстро, он не успевает расступиться, и его можно ощутить. Вспомните, как что-то давит на ладонь, высунутую в окно поезда.

      Человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнен. Многие фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.

      Загрязненный воздух угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

      В нашей стране принят закон об охране воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы.

     Отлично очищают воздух растения. Поэтому в городах и вокруг них создаются пояса парков, садов и лесов. Чем больше зелени в городе, тем чище и здоровее воздух, которым мы дышим.

4. Работа по содержанию текста.

      После чтения текста проводится работа над выписанными словами. Каждый ученик читает слова в соответствии со своим темпом чтения и своим уровнем чтения (вслух, про себя). Учитель знакомит детей со значениями выписанных ими слов.

5.Итог урока.

В конце урока дети отвечают на вопросы учителя по содержанию текста:

- Почему воздух должен быть чистым?

- Как можно очистить воздух от ядовитых веществ?

- Что бы ты сделал, чтобы воздух был чистым?

УРОК 3

Тема: «Почва»

Цель: - углубление представлений учащихся о почве как плодородном слое земли;

- о значении почвы.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

В начале урока дети повторяют понятие экология, вспоминают содержание рассказа прошлого урока.

2. Постановка  темы урока.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:

                         Бьют меня ногами,

                         Режут грудь ножами.

                         Каждый хочет растоптать.

                         А я с подарками опять.

                                                   (Земля)

         Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка.

Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

    Правильно, Земля.

У слова «земля» несколько значений. Одно из них - «почва», верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

3. Что такое почва?

-Что мы называем почвой? (Это верхний плодородный слой земли).

   Учитель показывает схему строения почвы, используя учебный плакат по природоведению.

4.Самостоятельная работа.

    Затем дети читают рассказ А.А. Плешакова «Как образуется почва».

Инструкция: читать, подчеркивать и выписывать слова, связанные с темой «Почва».

    Скалы и камни в природе непрерывно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых для растений.

     И все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием микробов получается перегной. Теперь тут могут поселиться и другие растения. Они дают еще больше перегноя. Так постепенно, очень, очень медленно, камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву. В ней селятся различные животные: насекомые, дождевые черви, кроты и многие другие. Они повышают плодородие почвы.

      Как видишь, почва не может появиться без живых существ.

      В то же время, растениям, животным почва необходима. Вот замечательное подтверждение того, что все в природе взаимосвязано!

4.Работа с текстом.

По завершению чтения проводится работа над выписанными словами, выясняется их значение. 

5. Итог урока.

 В конце урока учитель задает вопрос по содержанию текста:

- Из чего образуется почва?

- Для кого почва является средой обитания?

- Что вредит почве?

УРОК 4

Тема: «Растения»

Цель: - познакомить учащихся с основной классификацией растений;

- воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.

1. Актуализация знаний.

 В начале урока на доске дети составляют схему «Экология» (см. схему 1).

 Учитель просит назвать рассказы, которые дети прочитали, и задает вопросы:

- Что общего между всеми этими рассказами? (В них говорится о среде обитания.)

- Для кого вода является средой обитания?

- Для кого почва является средой обитания?

- Кому нужен воздух?

Пока учитель работает с классом, некоторые из учеников получают индивидуальные задания:

Задание 1. Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?

Ответ напишите.

(Ответ: Плодородие - основное свойство почвы. Плодородие способность почвы давать высокие урожаи культур. Для поддержания плодородия почвы нужно чередовать культуры на одном месте, поле. Правильно вспахивать почву. Препятствовать росту оврагов: сажать по склонам кустарники, деревья.)

Задание 2. Докажите существование связи между горными породами, растениями, животными и почвой.

(Ответ: Почва образовал ась на горных породах. В ее состав входят песок, глина – это горные породы. Растения, животные образуют перегной почвы.)

2. Постановка темы урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.

3.Актуализация знаний.

На доске - картинки с разнообразными растениями (по выбору учителя).

- Работа в группах: перечислите растения, которые знаете.

- На какие группы можно распределить эти растения? (Деревья, кустарники, травы.)

- Работа в парах: какие части растения вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)

- Какую пользу приносят растения?

- Как человек относится к растениям?

4. Знакомство с новой классификацией растений.

     Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

    Наука о растениях называется ботаникой. Учёные ботаники делят царство растений на несколько групп.

5.Самостоятельная работа в парах.

 Детям предлагается прочитать название рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Нужны ли лесу кустарники».

    Инструкция: читать, подчеркивать и выписывать слова, связанные с темой «Растения».

 

 Не бывает леса без деревьев. Но чтобы лес рос хорошо, ему нужны кустарники, например жимолость, калина, крушина и другие.

   Вот история о том, как в древние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

   Главный лесничий рассуждал так. Лес - это деревья, все остальное лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу...

   Прошел год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья.

Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья стали сохнуть?»

   А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие леса птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Тише и скучнее стало без птиц в лесу.

    Но тише и скучнее - это еще полбеды. Пока птиц в лесу было много, они каждый день тысячами истребляли опасных  для леса жуков и гусениц. А когда птиц не стало, началось для жуков и гусениц привольное житье, развелось их видимо- невидимо.

    Вот деревья и начали сохнуть от того, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не сгубили бы их, и не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных насекомых...

6. Работа по содержанию текста.

      После чтения рассказа проводится работа над выписанными словами, объясняется их значение.

      С помощью выписанных слов дети отвечают на вопросы по содержанию.

7. Итог урока.

- Что нового узнали о растениях?

- Какова роль растений в поддержании жизни на Земле.

УРОК 5

Тема: «Животные»

Цель: - Учить бережно относиться к животным;

- Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

1. Актуализация знаний.

 Урок начинается с работы над понятиями экология, среда обитания, живые существа.

Учитель предлагает вспомнить содержание рассказа прошлого урока.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы покидаем царство растений, и переходим к изучению животных.

- Когда вы слышите слово «Животные», то кого представляете?

- Какие группы животных вы знаете?

На доске – схема:

   

- Назовите диких и домашних животных.

3. Работа в группах.

 (Карточки с изображением различных животных классифицировать )

-Разложите карточки на две группы.

В одну положите всех домашних, а в другую - всех диких животных.

4. Самостоятельная работа в группах.

Затем дети читают название нового рассказа - «Гибель ежей» и записывают его название в тетради.

Инструкция: читать, подчеркивать и выписывать слова, связанные с темой «Животные».

     В прошлом году у нас закрыли кожевенный завод. Он загрязнял отходами производства реку Усманку. Как-то ходили мы с друзьями по его развалинам и видим: в куче рассыпанной и размоченной дождями краски кто-то шевелится. Подошли ближе - оказалось, в краску влипли ежиха и два ежонка. Один был уже мертвый, а ежиха почти задыхалась, потому что краска попала ей в нос. Кое-как длинной доской дотянулись мы до ежей, вытащили их, обмыли водой из ближней лужи. Кучу, краски забросали разным хламом и землей, чтобы хоть больше никто в нее не попал. Ежиху спасти не удалось, она ничего не пила, не ела и на третий день умерла. А ежонок начал пить молоко и быстро пошел на поправку. Сейчас он живет в нашем саду под дровами.

5. Работа по содержанию рассказа.

После чтения рассказа идет работа с выписанными словами.

Дети  самостоятельно объясняют значение выписанных слов.

 В случае затруднения учитель дает необходимые объяснения.

6. Итог урока.

- Что можете сказать о том, что узнали на уроке?

УРОК-ОБОБЩЕНИЕ

 Рисунок к прочитанному рассказу

Цель урока: определить сформированность первого уровня понимания и изменение познавательной активности ученика.

      Поскольку младшие школьники еще не владеют навыками письменно излагать свои мысли и содержание прочитанных рассказов, проводится интеграционный урок, который включает и урок рисования, и повторение изученного материала на уроках экологии первого этапа.

Ход урока:

1. Орг.момент.

Художники иллюстрируют книги, чтобы сделать их более интересными и понятными.

(Показ книги с иллюстрациями.)

2. Актуализация знаний.

- Что такое экология?

(Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.)

- О чём вы узнали на уроках экологии?

- С какими рассказами познакомились?

  • Зелёные волны.
  • Воздух должен быть чистым!
  • Как образуется почва.
  • Нужны ли лесу кустарники.
  • Гибель ежей.

3. Самостоятельное рисование.

   Затем на доске учитель выписывает названия прочитанных рассказов и предлагает детям нарисовать рисунок к рассказу, понравившемуся больше всего.

4. Обобщение пройденного.

    После выполнения детьми задания учитель показывает рисунки, просит каждого назвать рассказ, к которому был нарисован рисунок, и задает вопросы:

- Почему ты выбрал именно этот рассказ?

- Чем тебе понравился этот рассказ?

- Почему ты нарисовал именно это?

С помощью рисунков осуществляется контроль за пониманием детьми содержания текста, а также определяется их отношение к этому содержанию.

5. Итог урока.

- Что на уроках экологии было интересно?

- Что хотели бы ещё узнать?

- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?

- Помоги природе: посади дерево, сделай кормушку, запаси на зиму корм для птиц.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ К ПЕРВОМУ ЭТАПУ

    Для лабораторного занятия следует изготовить «исследовательский фартук». Американский педагог Сандра Каплан предложила руководство по использованию «исследовательского фартука» для работы с детьми от 5 до 9 лет. В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей с помощью «исследовательского фартука» на уроках экологии могут изучаться различные темы.

Его применение оказывает большое влияние на развитие самостоятельной поисковой работы младших школьников, их мышления, умение ставить проблему и находить пути ее решения.

    Использование «исследовательского фартука» помогает развивать у учащихся следующие умения:

. определять терминологию изучаемой темы;

. выделять ключевые слова;

. ставить вопросы;

. классифицировать информацию.

     «Исследовательский фартук» изготавливается из плотной бумаги или шьется из ткани, чтобы его можно было надеть, примерить, использовать для работы. На фартук пришиваются (приклеиваются) 5 карманов и делаются надписи: тема; функция;

свойства; виды; влияние (схема 2).

   

     Схема 2. Карманы «исследовательского фартука».

     Этапы проведения исследования на уроке:

    1. Выбор темы.

   Осуществляется в соответствии с общей темой одного из занятий.

   Тема может быть широкой или узкой. Например, в теме «Животные» более узкая тема - «Собаки», «Кошки» и n.д., В теме «Растения» ,более узкая тема- «Лекарственные растения».

   2. Постановка вопросов.

   Учитель задает вопросы высокого познавательного уровня, направляя мысль детей на понимание и усвоение выбранной темы.

  На каждом кармашке «исследовательского фартука» записаны ключевые слова, которые стимулируют возникновение вопросов, необходимых для изучения темы.

Виды: Какие бывают виды (породы) ... ?

Функция: Какие функции выполняют... ?

Свойства: Какие свойства у ... ?

Влияние: На что влияют (как влияют) ... ?

Пример к теме «Собаки».

Вопрос: Какие бывают виды (породы) собак?

Ответ: Боксеры, колли, немецкие овчарки и др.

Вопрос: Какие функции выполняют собаки?

Ответ: Сторожат дом, охраняют людей, играют с детьми, водят слепых и т.д.

Вопрос: Какими свойствами обладают собаки?

Ответ: Верные, отважные, умные...

Вопрос: Как влияют собаки на семью?

Ответ: Объединяют, устанавливают режим дня, улучшают настроение, снимают усталость и т.д.

3. Проведение исследования.

   Вся информация, которую собирают дети дома или в школе, записывается на отдельных карточках и затем классифицируется соответственно карманам «исследовательского фартука». Если дети затрудняются в подборе информации, учитель предлагает им готовый материал, записанный на карточках. Тогда задание детей облегчается, им остается только правильно разложить карточки по карманам «исследовательского фартука».

4. Подведение итогов.

   Факты, собранные в каждом кармане «исследовательского фартука», анализируются путем сравнения. Выделяется наиболее важная информация, которая обобщается детьми в виде устных или письменных рассказов, рисунков. Подведение, таким образом итогов дает возможность осмыслить информацию и обеспечивает более глубокое понимание темы.

Второй этап.

Урок 1.

Тема: «Вода».

В начале урока учитель задает детям вопросы:

- Какая наука изучает связь живых существ со средой обитания?

- Что такое среда обитания?

- Назовите, что относится к среде обитания.

- Для кого вода является средой обитания?

- Что мы понимаем под словом вода?

Дети вспоминают содержание рассказа И. Трифоновой о воде «Зеленые волны», прочитанного ранее.

Затем читается название нового рассказа «Невеселая радуга», которое записывается в тетрадях. Дети пытаются прогнозировать его содержание на основе заголовка.

Инструкция: читать рассказ, подчеркивать и выписывать слова, связанные с темой «Вода». Пересказать рассказ, используя выписанные слова. Придумать новое название к рассказу.

         Мы любим природу окрестностей нашего города. Но, к сожалению, от общения с ней часто испытываем больше огорчений, чем радости. Очередной наш поход был на правый берег Енисея к новому Октябрьскому мосту. Внимание всех сразу привлекла радужная пленка на воде. Красиво переливаясь на солнце разноцветными красками, нефтяные разводы растянулись вдоль берега на большое расстояние. Откуда взялась нефть? С нефтебазы? А может быть, виноват судостроительный завод? Да и речной транспорт активно загрязняет Енисей. Обратили внимание на прибрежные деревья, плавающие водоросли. Все имело нездоровый вид: вместо яркого зеленого цвета - серый с нефтяным блеском. А вокруг еще плавали старые, почти сгнившие бревна, отовсюду из воды торчали ржавые железные трубы. Мы и раньше слышали, что загрязняется родной наш Енисей. Но когда увидели это своими глазами, стало горько. Кто же посмел это сделать?

     На уроке учитель оказывает необходимую помощь в обнаружении новых слов, которая дается индивидуально. Как вариант, учитель может составить пересказ рассказа сам, используя выписанные слова одного из учеников.

В конце урока учитель просит ответить на вопросы:

- Что тебе понравилось в рассказе?

- Что тебе не понравилось в рассказе?

- Почему необходимо очищать реки, озера, моря?

- Как можно не загрязнять воду?

Тексты, предлагаемые ученикам на втором этапе, увеличиваются по объему и усложняются по содержанию.

УРОК 2

Тема: «Воздух» Урок начинается с повторения основных понятий - экология, среда обитания, живые существа и др.

Учитель объявляет тему урока - «Воздух» И предлагает прочитать название нового рассказа - «Яд с неба» Н. Громова. Дети высказывают предположение по поводу содержания рассказа.

Инструкция: читать рассказ, подчеркивать и выписывать слова, связанные с темой «Воздух». Пересказать рассказ, используя выписанные слова. Придумать новое название к рассказу.

В конце 60-х годов сотни озер в восточных районах Канады остались без рыбы и стали зарастать торфяным мхом. На полях стали гибнуть посевы. Ученые забили тревогу. В чем дело? Кто виноват? Оказалось, кислотные дожди.

Кислотный дождь превращает реки, озера и пруды в мертвые водоемы, уничтожает в них все живое. Он вымывает минеральные вещества из почвы, лишая растения питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Презентация детей по экологии

Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...

урок по экологии "Экология животного мира"

разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...

От экологии природы - к экологии души

Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...

Экология природы-экология души.

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А.         Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы  РМ, Почётный работник о...