Урок окружающего мира по теме "Пустыня"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Квасова Елена Геннадьевна

Формирование представлений об особенностях природной зоны пустыни, одна из форм работы - работа в группах. Активизация учебной деятельности через использование на уроке датчика температуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_pustynya.doc64 КБ
Office presentation icon pustynya.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока:  В пустыне вовсе не пусто.

Цели:    сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни.

Планируемые результаты:

Личностные:  сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни.

Метапредметные:  

Регулятивные: организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Познавательные: показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира от тепла и влаги.

Коммуникативные:  организовать работу в группах.

Предметные:  сформировать представление об особенностях  природной зоны пустыни.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс  1 часть (автор А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс  1 часть (автор А.А. Плешаков, карта «Природные зоны России», презентация «Пустыня», задания для работы в группах, датчик температуры, емкости с песком, интерактивный тест «Степь», дидактич. материал            

ЭТАП

ЦЕЛЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Оргмомент

Актуализация знаний обучающихся

Вспомнить ранее изученный материал о зоне степи

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

-Какой раздел в мире природы мы изучаем?

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо.

- Мы изучаем природные зоны в разделе «Природа России».

Выполнение интерактивного теста о степи

Показ на карте

План работы

Целеполагание

Знакомство с новой темой

Показ на карте

Погодные условия

Растения

Физкультминутка

Животный мир

Пустыня и человек

Работа в группах

Исследования

Рефлексия

Домашнее задание, оценивание

Создать проблемную

ситуацию,определить тему урока, поставить цель,наметить план учебных действий.

Определить зависимость климатических условий от тепла и влаги.

Узнать особенности растительного и животного мира

Выяснить особенности труда и быта людей.

В какой природной зоне побываем сегодня?

Вот желтая страница -пустынная страна.

 Песок по ней кружится, несется как волна.

 Неведомо откуда, неведомо куда.

 Бредут по ней верблюды, степные поезда.

 Идут они в кочевье под музыку звонков.

 Лежачие деревья растут среди

песков.

 Безлиственные сучья к сухой земле пригнул

 Живучий и колючий кустарник саксаул.

 А ветер носит тучи горячего песка.

 Идет песок летучий на приступ как войска.

По каким признакам определили природную зону?

Вспомните,  в какой последовательности знакомимся с каждой природной зоной. Составьте план.

Может быть, еще какие – то вопросы добавите о пустыне?

Определите для себя учебную цель: Что хочу узнать, чему научиться…

Пустыня – как думаете, от какого слова произошло название этой природной зоны? (пусто)

Обратимся к словарю – определение

Так ли пусто в пустыне?

Следуем нашему плану…

Показ на карте

Слайд 1

Слайд2

Виды пустынь – песчаные, глинистые, каменистые

Барханы – валы из песка

Такыр – растрескавшийся глинистый участок

Слайд3

Рассказ о погодных условиях

Бурнус – плащ с капюшоном

Слайд 4

Мираж – игра световых лучей, обманчивый призрак, видение

Слайд5

Оазис- островок растительности в пустыне около естеств водоема

Новые слова: барханы, такыр, оазис, мираж, бурнус – на доску

Человек, побывавший в пустыне начинает особенно ценить воду.

Пункт плана Растительный мир

Гербарий

Слайд6

Верблюжья колючка с корнями до 20м. Что вас удивляет? Зачем такие корни?

О чем говорит название?

Следующие растения: колосняк, джузгун, саксаул.

Как приспособились?

Слайд7

Ребята, я предлагаю нам побыть немного в роли ученых – исследователей. Представьте себе палящее солнце пустыни… Где сильнее нагревается поверхность: где голый песок или где он покрыт растениями? Ваши предположения?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся датчиком температуры, емкостями с песком, которые будем искусственно нагревать лампой вместо солнца, включаем ее так, чтобы одинаково нагревалась поверхность в обоих горшочках. Мы продолжаем урок, но через некоторое время проведем измерения.

Ну, что, ребятки, жарко в пустыне? Предлагаю перенестись в другую пустыню, чтобы охладиться - в снежную Арктическую и повторять за пингвинами веселые движения

Обратимся к плану урока.

У нас остались важные вопросы.

Предлагаю работу в группах: одна группа  исследует материал о животных пустыни и заполняет предложенную таблицу, а другая группа исследует материал о занятиях человека в пустыне и тоже заполняет соответствующую  таблицу.

Как работаете?

Сначала группа знакомится с материалом учебника – читаем, потом совместно заполняем таблицу: один пишет – все помогают, готовим выступающего, который представляет рассказ по таблице.

Нужна помощь – сигналите!!!

Рассказ о животных

Слайд8

Как приспособились животные к данной зоне?

Слайд9

Выберите и расселите животных пустыни на карте.

Составьте цепи питания (на доске)

Расскажите о занятиях человека и о возникших в связи с этим экологических проблемах Слайд 10-11

Создан заповедник «Черные земли»

Обратимся к нашему эксперименту.

Подключаем датчик температуры к компьютеру, открываем программу измерения температуры, рассматриваем график. Вместе с помощником берем емкость с песком, защищенную растительностью, вставляем датчик, следим за измерениями температуры. Останавливаем, сохраняем.

Берем емкость с голым песком. Что наблюдаем?

ПОЧЕМУ так происходит?

Если не можете ответить сейчас, предлагаю отыскать ответ дома в информационных источниках до следующего урока

Итак, вопросы плана закончены, подводим итог.

Достигли ли вы поставленной цели? Что узнали, чему научились?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

На партах есть помогалочки – начало вывода

1. сегодня я узнал…

 2. было интересно…

 3. было трудно…

 4. я выполнял задания…

 5. я понял, что…

 6. теперь я могу…

 7. я почувствовал, что…

 8. я приобрел…

 9. я научился…

 10. у меня получилось …

 11. я смог…

 12. я попробую…

 13. меня удивило…

 14. урок дал мне для жизни…

 15. мне захотелось…

Кто хотел бы получить индивидуальное задание вместе с животным пустыни – магнитиком на память?(рассказы о скарабее, мираже, оазисах, верблюде, заповеднике «Черные земли»

Стр122-130, раб. тетрадь

 

Пустыня

Составляют план на доске по порядку

Формулируют цель

Пусто

Длинные корни.

Чтобы достать воду.

Верблюжья – пища верблюдов, колючка – вместо листьев колючки

Варианты ответов

Помогают в подготовке к исследованию

Выполняют физминутку.

Работа в группах

Работа

Сначала группа знакомится с материалом учебника – читаем, потом совместно заполняем таблицу: один пишет – все помогают, готовим выступающего

Представление таблиц от групп.

Рассказ о животных

Расселяют животных пустыни

Рассказ о занятиях людей и экологических проблемах.

Помогают при измерении, наблюдают за показаниями температуры

Помогают при измерении, наблюдают за показаниями температуры

Голый песок нагрелся сильнее

Варианты ответов

Подводят итог

Выбор задания

.

 

.

.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пустыня

Слайд 2

Погодные условия Пустыню можно назвать «страной солнца». Осадков мало. Летом ночи прохладные, а днем температура в тени доходит до + 45 0 С. Песок может нагреваться до + 80 0 С. Песчаная Глинистая каменистая Пустыни...

Слайд 3

Кочевники в восточной Азии и северной Африке носят длинную одежду, закрывающую голову - бурнусы «А ветер тучи носит горячего песка. Идет песок летучий на приступ, как войска …»

Слайд 4

Миражи 26

Слайд 5

Оазис

Слайд 6

Что растет в пустыне? саксаул джузгун верблюжья колючка колосняк 10

Слайд 7

Приспособления растений к условиям жизни в пустыне : маленькие листья или крохотные чешуйки сбрасывание листьев и даже молодых побегов с наступлением жары растения-насосы ( корни 20-30 метров ) низкорослые растения легкие семена

Слайд 8

Кто живет в пустыне? верблюд корсак тушканчик ушастый еж сайгак круглоголовка скарабей песчанка скорпион удавчик песчаный саджа саджа 10

Слайд 9

Приспособление животных Ночной образ жизни Некрупные животные Защитная окраска Быстро передвигаются Впадают в спячку

Слайд 10

Чем занимаются люди в пустыне? животноводство растениеводство

Слайд 12

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...