Главные вкладки

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: органы чувств для 3 класса.
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Титова Ирина Анатольевна

    Конспект урока по окружающему миру с использованием комплекса оперативного контроля знаний(КОКЗ) и с прилагающейся презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gotovyy_konspekt_uroka.docx98.45 КБ
    Файл organy_chuvstv.pptx1.46 МБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока  по окружающему миру

     с использованием комплекса оперативного контроля знаний (КОКЗ)   3 класс

    Автор: И.А.Титова

    Должность: учитель начальных классов

    Место работы:  г.о. Жуковский М.О. МОУ школа №13 с УИОП

    Учебный предмет: Окружающий мир

    Класс: 3 класс

    УМК «Планета знаний» 

    Учебник: Окружающий мир  И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин.

    АСТ-Астрель 2012г.

    Тема урока: Органы чувств

    Тип урока: урок введения «открытия» новых знаний

    Цели урока:

    1) познавательные:

    - познакомить учащихся  с органами чувств;

    - выяснить, чем они отличаются и какую функцию выполняют.

    2)метапредметные:

    - развивать логическое мышление, учить сравнивать предметы, находить их различия, распределять на группы, обобщать, делать выводы;

    - формировать умение ставить цели, задачи, уметь их удерживать в течении урока;

    - способствовать развитию творческих способностей учащихся; 

    - формировать коммуникативные умения;

    - развивать навыки сотрудничества.

    3)личностные:

    - воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету,  к познанию самого себя;

    Оборудование: 

    учебник И. В. Потапова, Е.В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир» 3класс, компьютерная  презентация «Органы чувств»; фонотека различных звуков; материалы для проведения практической работы (открытки,  духи, подсолнечное масло, уксус, соленый огурец, мандарин, конфета, лимон ).

    Технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

     

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе

    Учитель:  - Добрый день, ребята. Сегодня на уроке нас ждет много интересного.  Я желаю вам удачи.

     -  Работать вы  будете в группах. Надеюсь, вы покажите умение работать в группе. Будите выслушивать и уважать чужое мнение, уступать друг другу.

    Проверка домашнего задания.

    Учитель: - Скажите,  как называется раздел, который мы изучаем? ЧЕЛОВЕК. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

    - Какие системы органов мы знаем? ( дыхательная, кровеносная, пищеварительная).

    - Чтобы проверить ваши знания я подготовила мини-тест.

    - Мы проведем его, используя КОМПЛЕКС ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ (КОКЗ).

    Приготовьте пульты. (Те,  кому не хватило пультов, выполняют тест в бумажном варианте).

    Выставление оценок. Дети по электронному журналу, сами выставляют себе отметку, поднимая кружок нужного цвета.

    Физкультминутка. «Ленивые восьмерки»

    Учитель: - Молодцы. А чтобы настроится на дальнейшую работу, выполним «мозговую гимнастику».

    1. Актуализация опорных знаний. Мотивирование к учебной деятельности.  Слайды 1- 2

    Учитель: - Настроились? Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.  Кто такие исследователи? А чтобы определить предмет нашего исследования и сформулировать тему урока, я приглашаю вас на прогулку. Представьте, что вы тихо вошли в лес. Прислушались. Остановились. Провели рукой по  стволу дерева. Потом пригляделись и увидели на опушке землянику. Вдохнули  её запах и не удержались, съели одну ягодку.  А теперь вопрос.

    - Что узнали о ягодке?  ( Ягода красная, сочная, сладкая…)

    - А что вы можете сказать о стволе дерева?   ( Ствол белый, шершавый)

    - А какие звуки вы могли услышать в лесу?  (Пение птиц, шум листьев…)

    - Какие органы помогли вам узнать это? (глаза, уши, нос…)

    - Кто знает, как назвать их вместе? (органы чувств)

    - Сформулируйте тему урока.

          3.  Постановка темы и цели урока.  Слайд 3

    Учитель: -  Какой же объект нашего исследования? (органы чувств)

    - У каждой группы есть «лист исследования». Внесите объект исследования.

    (Учитель прикрепляет табличку на доску)

    -Сегодня на уроке мы исследуем, какие органы чувств есть у человека и какое значение они имеют для человека.

    - Поможет нам в этом практическая работа.

            4.  Практическая работа  (учебник стр. 35-36)

    Учитель: - Откройте учебник и прочитайте первое задание практической работы. (1ученик читает вслух)

    Задание №1.

    - Рассмотрите, что изображено на картинке.

     Ответьте на вопросы анкеты.  (Работа в группе)

    Проверка.  (Каждая группа дает ответ на один вопрос)

    1. Какие предметы изображены?
    2. Какого цвета тюльпаны?
    3. Какой цвет мимозы?
    4. Назовите цвет листьев?
    5. Что скажите про цвет фона?

    - Дайте ответ на вопрос практической работы.

    (Нам помогли глаза – орган зрения).

    - Внесите его в «лист исследования» . Учитель прикрепляет на доску.

    Учитель: - Для расширения багажа знаний, некоторым ученикам было дано задание, подготовить короткие сообщения и интересные факты про органы  чувств. Сегодня эти ребята выступят в роли учителя.

     Послушайте сообщение об органе зрения.

                Орган зрения – глаза – позволяют нам видеть окружающие предметы.

     Глаза – это шаровидные образования, заполненные прозрачной жидкостью.

    Впереди на глазном яблоке находится зрачок - отверстие, куда проникает свет. За ним расположен хрусталик, который делает изображения более четкими. Он направляет изображение на сетчатку. Когда луч света попадает на сетчатку, она посылает по зрительному нерву череду сигналов и изображения, которые на сетчатке получаются перевёрнутыми, вновь переворачиваются, и мы видим мир таким, какой он на самом деле.

          Но иногда головной мозг впадает в заблуждение: нам кажется, что мы видим то, чего на самом деле нет. Изображения, способные «обмануть» наш мозг, называют оптическими иллюзиями. Посмотрите на эти рисунки и попытайтесь выяснить, всегда ли можно верить своим глазам.   (Слайд 4,5, 6)

    Задание №2.

    Учитель: - Что предлагают выполнить во втором задании?

    (Дети закрывают глаза, учитель включает аудиозапись звуков)

    - Что услышали? Какой орган чувств помог?   (Уши – орган слуха)

    Учитель: - Занесите в «лист исследования». Учитель – на доску.

     - Следующее сообщение об органе слуха. Слайд 7)

               Звуковые волны сначала улавливает наружное ухо и направляет их в слуховой проход. Когда звуковые волны достигают барабанной перепонки, она вибрирует. Вибрации барабанной перепонки передаются косточкам среднего уха – молоточку, наковальне и стремечку. Слуховые косточки передают вибрации улитке, клетки которой посылают в мозг электрические сигналы.

    Учитель:

     - Благодаря ушам мы не только слышим звуки, но и поддерживаем равновесие тела. Расположенные в глубине ушей особые клетки постоянно сообщают мозгу, в каком положении находится наша голова. Стоит нам наклониться в сторону, мозг тут же приказывает мышцам восстановить равновесие.  Вестибулярный аппарат.

    Физкультминутка для ушей. «Думательный колпак»

    Задание №3.

     Учитель: - А сейчас  - третье задание. У каждой группы баночки  с различными веществами. С закрытыми глазами по запаху узнайте, что там.

     (Каждой группе  дается по два пузырька. Дети нюхают, называют. Что в пузырьках).

    - Какой орган помог это сделать?  (Нос – орган обоняния)

    - Записывайте в «лист исследования». Учитель – на доску.

    Сообщение  об органе обоняния. Слайд 8

         Нос человека способен распознавать  множество запахов. Внутри  носа, в его верхней части, находятся миллионы клеток, с тончайшими обонятельными волосками (рецепторами). Когда волоски улавливают частички пахучего вещества. Клетки посылают сигналы в мозг, который распознает запах.

    Задание №4.

    Учитель: - Ну, а сейчас вы выступите в роли дегустатора. Кто это? (Человек, который определяет вкус пищи).

     (От каждой группы по очереди приглашаются ученик, который с завязанными глазами определят вкус)

     Соленый огурец – соленый.

    Мандарин – сладкий.

    Лимон – кислый.

    Чеснок – горький.

    Яблоко – сладкий

    - Какой орган помог?  ( Язык – орган вкуса)

    Учитель: - Заносите в «лист исследования». Учитель – на доску.

    Сообщение об органе вкуса. Слайд 9

               Поверхность языка покрыта тысячами бугорков – вкусовыми сосочками. В них находятся вкусовые почки. Каждая почка состоит из множества вкусовых клеток, снабжённых тончайшими чувствительными - микроворсинками.  Во время еды вкусовые клетки посылают в мозг сигналы, что позволяет ему распознавать вкус пищи.

    У новорожденного малыша на языке 10 тысяч вкусовых почек. Но к старости их количество может  сократиться наполовину. Вот почему детям вкус некоторых продуктов кажется более резким. Чем взрослым.

     По мнению большинства, ученых язык способен распознавать 4 вкуса – сладкий, соленый, кислый, горький.     Показ.

    Задание № 5.

    Учитель: -Для последнего исследования у вас на столах карточки. Потрогайте. Какие они на ощупь?

    Бархатная бумага– шершавая.

    Белый лист бумаги – гладкий.

    Учитель: - Какай орган пришёл на помощь?

     Ответ.   (Кожа – орган осязания.)

    Заносится в «лист исследования». На доску вывешивается табличка.

    - Послушай те, как работает кожа.

    Сообщение об органе осязания. Слайд 10

              В коже находится много нервных окончаний. Когда мы касаемся какого-либо предмета, они посылают в мозг электрические сигналы.

    Мозг их обрабатывает и сообщает, к чему мы прикоснулись. Нервные окончания подчас оберегают нас от опасности. Например. Как только мы дотрагиваемся до горячей поверхности, они посылают предостережение в мозг, а он дает команду мышцам сократиться и отдернуть руку от опасного предмета, пока не случился тяжелый ожег.  

       5.  Включение новых знаний в систему знаний и их закрепление. 

    Учитель: - Закончились наши исследования. Пришло время проверить, какие «открытия» вы сегодня сделали. Посмотрите свои «листы исследования».

     

                                          D:\Файлы Ирины\Мамин ноут\Ирина фотографии\Фото класса\фото 3 класс\открытый урок окр.мир 3кл\IMG_0739.JPG

    - Сколько органов чувств у человека?  (5) 

    - Назовите, какие.  (Каждая группа называет по одному)

    - Какой орган контролирует и регулирует работу органов чувств?  (Мозг).

    Учитель: - Правильно. Мозг получает информацию об окружающем мире благодаря органам чувств, которые посылают ему сигналы. Он анализирует эти сигналы и преобразует в ощущения –зрительные, слуховые и т.д.

    -  Для проверки и закрепления знаний, выполним задание на  интерактивной доске.          Слайд 11

    Подойдите к доске (по очереди из каждой команды) и соедините   картинки с  названием органа чувств.

    - Будьте внимательны, количество может не совпадать.

    Учитель: 

    - Можем назвать органы чувств помощниками человека? ( Да)

    - Какое значение для человека имеют?    Познавать и ориентироваться в окружающем мире.

    - Важны ли они для человека?

    Учитель: - Вы правы. Сегодня мы на уроке убедились, что все органы чувств важны для человека, с помощью  них мы познавали  окружающий мир:  видели его краски, наслаждались его звуками,  вдыхали запахи, ощущали вкус. Нам без  органов чувств не обойтись. И очень важно, чтобы все эти  необходимые  человеку органы были здоровыми, невредимыми, что нужно для этого делать?

    Дети:  - Беречь их.  Слайд 12

    Учитель:  - Посмотрите на экран правильно поступают дети.

    - Откройте учебник на странице 36 и прочтите, как вам советуют авторы учебника беречь органы чувств.   (Работа в группе)

    - Каждая группа подготовит итоговое сообщение об органе чувств и заполняет таблицу.

    ( Таблица на обратной стороне «листа исследования»)

    Выслушиваются выступления групп.

    Физкультминутка «Йога для глаз».

    Творческое задание: нарисовать плакат «Окружающая среда и охрана органов чувств»

    1. Рефлексия

    Учитель: - Какая была тема урока?

    -Почему органы чувств называют помощниками? Какой орган контролирует работу органов чувств?

    Учитель: - Понравился вам урок? Интересно было познавать свой организм?

    Что понравилось больше всего?

    (Дети делятся своими впечатлениями от урока.)

    1. Домашнее задание   Слайд 13

    Учитель: На уроке  вы усвоили  и надеюсь запомнили органы чувств, дома вы повторите по учебнику стр. 35 – 37 и выполните задание № 33 в рабочей тетради на  стр. 13

    Учитель: - Все молодцы!  Урок окончен. Спасибо за работу.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 3

    Тема урока: Органы чувств

    Слайд 4

    Орган зрения глаз

    Слайд 5

    Веревочки параллельны ?

    Слайд 6

    Стороны квадрата прямые ???

    Слайд 7

    Орган слуха ухо

    Слайд 8

    Орган обоняния нос

    Слайд 9

    Орган вкуса язык

    Слайд 10

    Орган осязания кожа

    Слайд 11

    Соотнеси Орган слуха Орган зрения Орган обоняния Орган осязания Орган вкуса 1 4 6 3 5 7 2

    Слайд 12

    Органы чувств нужно беречь !

    Слайд 13

    Домашнее задание Учебник стр. 35 – 37, рабочая тетрадь стр.13 №33


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс

    Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс...

    Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"

    Технологическая карта урока и презентация...

    Презентация к уроку окружающего мира на тему "Органы чувств". 3 класс.

    Презентация к уроку окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств"....

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс

    Презентация к уроку окружающего мира по программе "Школа России" Плешаков, 3 класс. "Органы чувств"....

    Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Органы чувств" 3 класс

    резентация к уроку по окружающему миру на тему "Органы чувств" 3 класс...

    Методическая разработка по окружающему миру на тему "Организм человека", 3 класс.

    Методическая разработка к уроку окружающий мир, 3 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....