Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: органы чувств для 3 класса.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Титова Ирина Анатольевна

Конспект урока по окружающему миру с использованием комплекса оперативного контроля знаний(КОКЗ) и с прилагающейся презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_konspekt_uroka.docx98.45 КБ
Файл organy_chuvstv.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  по окружающему миру

 с использованием комплекса оперативного контроля знаний (КОКЗ)   3 класс

Автор: И.А.Титова

Должность: учитель начальных классов

Место работы:  г.о. Жуковский М.О. МОУ школа №13 с УИОП

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

УМК «Планета знаний» 

Учебник: Окружающий мир  И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин.

АСТ-Астрель 2012г.

Тема урока: Органы чувств

Тип урока: урок введения «открытия» новых знаний

Цели урока:

1) познавательные:

- познакомить учащихся  с органами чувств;

- выяснить, чем они отличаются и какую функцию выполняют.

2)метапредметные:

- развивать логическое мышление, учить сравнивать предметы, находить их различия, распределять на группы, обобщать, делать выводы;

- формировать умение ставить цели, задачи, уметь их удерживать в течении урока;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся; 

- формировать коммуникативные умения;

- развивать навыки сотрудничества.

3)личностные:

- воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету,  к познанию самого себя;

Оборудование: 

учебник И. В. Потапова, Е.В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир» 3класс, компьютерная  презентация «Органы чувств»; фонотека различных звуков; материалы для проведения практической работы (открытки,  духи, подсолнечное масло, уксус, соленый огурец, мандарин, конфета, лимон ).

Технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе

Учитель:  - Добрый день, ребята. Сегодня на уроке нас ждет много интересного.  Я желаю вам удачи.

 -  Работать вы  будете в группах. Надеюсь, вы покажите умение работать в группе. Будите выслушивать и уважать чужое мнение, уступать друг другу.

Проверка домашнего задания.

Учитель: - Скажите,  как называется раздел, который мы изучаем? ЧЕЛОВЕК. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

- Какие системы органов мы знаем? ( дыхательная, кровеносная, пищеварительная).

- Чтобы проверить ваши знания я подготовила мини-тест.

- Мы проведем его, используя КОМПЛЕКС ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ (КОКЗ).

Приготовьте пульты. (Те,  кому не хватило пультов, выполняют тест в бумажном варианте).

Выставление оценок. Дети по электронному журналу, сами выставляют себе отметку, поднимая кружок нужного цвета.

Физкультминутка. «Ленивые восьмерки»

Учитель: - Молодцы. А чтобы настроится на дальнейшую работу, выполним «мозговую гимнастику».

  1. Актуализация опорных знаний. Мотивирование к учебной деятельности.  Слайды 1- 2

Учитель: - Настроились? Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.  Кто такие исследователи? А чтобы определить предмет нашего исследования и сформулировать тему урока, я приглашаю вас на прогулку. Представьте, что вы тихо вошли в лес. Прислушались. Остановились. Провели рукой по  стволу дерева. Потом пригляделись и увидели на опушке землянику. Вдохнули  её запах и не удержались, съели одну ягодку.  А теперь вопрос.

- Что узнали о ягодке?  ( Ягода красная, сочная, сладкая…)

- А что вы можете сказать о стволе дерева?   ( Ствол белый, шершавый)

- А какие звуки вы могли услышать в лесу?  (Пение птиц, шум листьев…)

- Какие органы помогли вам узнать это? (глаза, уши, нос…)

- Кто знает, как назвать их вместе? (органы чувств)

- Сформулируйте тему урока.

      3.  Постановка темы и цели урока.  Слайд 3

Учитель: -  Какой же объект нашего исследования? (органы чувств)

- У каждой группы есть «лист исследования». Внесите объект исследования.

(Учитель прикрепляет табличку на доску)

-Сегодня на уроке мы исследуем, какие органы чувств есть у человека и какое значение они имеют для человека.

- Поможет нам в этом практическая работа.

        4.  Практическая работа  (учебник стр. 35-36)

Учитель: - Откройте учебник и прочитайте первое задание практической работы. (1ученик читает вслух)

Задание №1.

- Рассмотрите, что изображено на картинке.

 Ответьте на вопросы анкеты.  (Работа в группе)

Проверка.  (Каждая группа дает ответ на один вопрос)

  1. Какие предметы изображены?
  2. Какого цвета тюльпаны?
  3. Какой цвет мимозы?
  4. Назовите цвет листьев?
  5. Что скажите про цвет фона?

- Дайте ответ на вопрос практической работы.

(Нам помогли глаза – орган зрения).

- Внесите его в «лист исследования» . Учитель прикрепляет на доску.

Учитель: - Для расширения багажа знаний, некоторым ученикам было дано задание, подготовить короткие сообщения и интересные факты про органы  чувств. Сегодня эти ребята выступят в роли учителя.

 Послушайте сообщение об органе зрения.

            Орган зрения – глаза – позволяют нам видеть окружающие предметы.

 Глаза – это шаровидные образования, заполненные прозрачной жидкостью.

Впереди на глазном яблоке находится зрачок - отверстие, куда проникает свет. За ним расположен хрусталик, который делает изображения более четкими. Он направляет изображение на сетчатку. Когда луч света попадает на сетчатку, она посылает по зрительному нерву череду сигналов и изображения, которые на сетчатке получаются перевёрнутыми, вновь переворачиваются, и мы видим мир таким, какой он на самом деле.

      Но иногда головной мозг впадает в заблуждение: нам кажется, что мы видим то, чего на самом деле нет. Изображения, способные «обмануть» наш мозг, называют оптическими иллюзиями. Посмотрите на эти рисунки и попытайтесь выяснить, всегда ли можно верить своим глазам.   (Слайд 4,5, 6)

Задание №2.

Учитель: - Что предлагают выполнить во втором задании?

(Дети закрывают глаза, учитель включает аудиозапись звуков)

- Что услышали? Какой орган чувств помог?   (Уши – орган слуха)

Учитель: - Занесите в «лист исследования». Учитель – на доску.

 - Следующее сообщение об органе слуха. Слайд 7)

           Звуковые волны сначала улавливает наружное ухо и направляет их в слуховой проход. Когда звуковые волны достигают барабанной перепонки, она вибрирует. Вибрации барабанной перепонки передаются косточкам среднего уха – молоточку, наковальне и стремечку. Слуховые косточки передают вибрации улитке, клетки которой посылают в мозг электрические сигналы.

Учитель:

 - Благодаря ушам мы не только слышим звуки, но и поддерживаем равновесие тела. Расположенные в глубине ушей особые клетки постоянно сообщают мозгу, в каком положении находится наша голова. Стоит нам наклониться в сторону, мозг тут же приказывает мышцам восстановить равновесие.  Вестибулярный аппарат.

Физкультминутка для ушей. «Думательный колпак»

Задание №3.

 Учитель: - А сейчас  - третье задание. У каждой группы баночки  с различными веществами. С закрытыми глазами по запаху узнайте, что там.

 (Каждой группе  дается по два пузырька. Дети нюхают, называют. Что в пузырьках).

- Какой орган помог это сделать?  (Нос – орган обоняния)

- Записывайте в «лист исследования». Учитель – на доску.

Сообщение  об органе обоняния. Слайд 8

     Нос человека способен распознавать  множество запахов. Внутри  носа, в его верхней части, находятся миллионы клеток, с тончайшими обонятельными волосками (рецепторами). Когда волоски улавливают частички пахучего вещества. Клетки посылают сигналы в мозг, который распознает запах.

Задание №4.

Учитель: - Ну, а сейчас вы выступите в роли дегустатора. Кто это? (Человек, который определяет вкус пищи).

 (От каждой группы по очереди приглашаются ученик, который с завязанными глазами определят вкус)

 Соленый огурец – соленый.

Мандарин – сладкий.

Лимон – кислый.

Чеснок – горький.

Яблоко – сладкий

- Какой орган помог?  ( Язык – орган вкуса)

Учитель: - Заносите в «лист исследования». Учитель – на доску.

Сообщение об органе вкуса. Слайд 9

           Поверхность языка покрыта тысячами бугорков – вкусовыми сосочками. В них находятся вкусовые почки. Каждая почка состоит из множества вкусовых клеток, снабжённых тончайшими чувствительными - микроворсинками.  Во время еды вкусовые клетки посылают в мозг сигналы, что позволяет ему распознавать вкус пищи.

У новорожденного малыша на языке 10 тысяч вкусовых почек. Но к старости их количество может  сократиться наполовину. Вот почему детям вкус некоторых продуктов кажется более резким. Чем взрослым.

 По мнению большинства, ученых язык способен распознавать 4 вкуса – сладкий, соленый, кислый, горький.     Показ.

Задание № 5.

Учитель: -Для последнего исследования у вас на столах карточки. Потрогайте. Какие они на ощупь?

Бархатная бумага– шершавая.

Белый лист бумаги – гладкий.

Учитель: - Какай орган пришёл на помощь?

 Ответ.   (Кожа – орган осязания.)

Заносится в «лист исследования». На доску вывешивается табличка.

- Послушай те, как работает кожа.

Сообщение об органе осязания. Слайд 10

          В коже находится много нервных окончаний. Когда мы касаемся какого-либо предмета, они посылают в мозг электрические сигналы.

Мозг их обрабатывает и сообщает, к чему мы прикоснулись. Нервные окончания подчас оберегают нас от опасности. Например. Как только мы дотрагиваемся до горячей поверхности, они посылают предостережение в мозг, а он дает команду мышцам сократиться и отдернуть руку от опасного предмета, пока не случился тяжелый ожег.  

   5.  Включение новых знаний в систему знаний и их закрепление. 

Учитель: - Закончились наши исследования. Пришло время проверить, какие «открытия» вы сегодня сделали. Посмотрите свои «листы исследования».

 

                                      D:\Файлы Ирины\Мамин ноут\Ирина фотографии\Фото класса\фото 3 класс\открытый урок окр.мир 3кл\IMG_0739.JPG

- Сколько органов чувств у человека?  (5) 

- Назовите, какие.  (Каждая группа называет по одному)

- Какой орган контролирует и регулирует работу органов чувств?  (Мозг).

Учитель: - Правильно. Мозг получает информацию об окружающем мире благодаря органам чувств, которые посылают ему сигналы. Он анализирует эти сигналы и преобразует в ощущения –зрительные, слуховые и т.д.

-  Для проверки и закрепления знаний, выполним задание на  интерактивной доске.          Слайд 11

Подойдите к доске (по очереди из каждой команды) и соедините   картинки с  названием органа чувств.

- Будьте внимательны, количество может не совпадать.

Учитель: 

- Можем назвать органы чувств помощниками человека? ( Да)

- Какое значение для человека имеют?    Познавать и ориентироваться в окружающем мире.

- Важны ли они для человека?

Учитель: - Вы правы. Сегодня мы на уроке убедились, что все органы чувств важны для человека, с помощью  них мы познавали  окружающий мир:  видели его краски, наслаждались его звуками,  вдыхали запахи, ощущали вкус. Нам без  органов чувств не обойтись. И очень важно, чтобы все эти  необходимые  человеку органы были здоровыми, невредимыми, что нужно для этого делать?

Дети:  - Беречь их.  Слайд 12

Учитель:  - Посмотрите на экран правильно поступают дети.

- Откройте учебник на странице 36 и прочтите, как вам советуют авторы учебника беречь органы чувств.   (Работа в группе)

- Каждая группа подготовит итоговое сообщение об органе чувств и заполняет таблицу.

( Таблица на обратной стороне «листа исследования»)

Выслушиваются выступления групп.

Физкультминутка «Йога для глаз».

Творческое задание: нарисовать плакат «Окружающая среда и охрана органов чувств»

  1. Рефлексия

Учитель: - Какая была тема урока?

-Почему органы чувств называют помощниками? Какой орган контролирует работу органов чувств?

Учитель: - Понравился вам урок? Интересно было познавать свой организм?

Что понравилось больше всего?

(Дети делятся своими впечатлениями от урока.)

  1. Домашнее задание   Слайд 13

Учитель: На уроке  вы усвоили  и надеюсь запомнили органы чувств, дома вы повторите по учебнику стр. 35 – 37 и выполните задание № 33 в рабочей тетради на  стр. 13

Учитель: - Все молодцы!  Урок окончен. Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Тема урока: Органы чувств

Слайд 4

Орган зрения глаз

Слайд 5

Веревочки параллельны ?

Слайд 6

Стороны квадрата прямые ???

Слайд 7

Орган слуха ухо

Слайд 8

Орган обоняния нос

Слайд 9

Орган вкуса язык

Слайд 10

Орган осязания кожа

Слайд 11

Соотнеси Орган слуха Орган зрения Орган обоняния Орган осязания Орган вкуса 1 4 6 3 5 7 2

Слайд 12

Органы чувств нужно беречь !

Слайд 13

Домашнее задание Учебник стр. 35 – 37, рабочая тетрадь стр.13 №33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс...

Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока и презентация...

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Органы чувств". 3 класс.

Презентация к уроку окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств"....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира по программе "Школа России" Плешаков, 3 класс. "Органы чувств"....

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Органы чувств" 3 класс

резентация к уроку по окружающему миру на тему "Органы чувств" 3 класс...

Методическая разработка по окружающему миру на тему "Организм человека", 3 класс.

Методическая разработка к уроку окружающий мир, 3 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....