Проблемный диалог на уроках в начальной школе.
статья по теме

Букаткина Лариса Михайловна

 В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

   

  Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке. Проблемное обучение даёт возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье; овладение им элементарной культурой деятельности и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию. Проблемное обучение – одно из средств повышения творческих возможностей личности.

Совершенно очевидно, что без необходимой подготовки учителя к работе в новых условиях, без перестройки его мышления на новые цели обучения и воспитания невозможны реальные сдвиги в учебном процессе.

        При обзоре литературы по данной теме, я столкнулась с некоторыми взглядами учёных. По мнению Матюшкина А.М. в работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» принцип проблемности позволяет изучать явление целостно, выделять в нём существенные связи в форме законов, явлений, закономерностей, в то же время видеть динамику развития явления, формировать у учащихся диалектическое, творческое мышление. Махмутов М.И. в работе «Проблемное обучение» рассматривает специфику постановки проблемной ситуации - она должна охватывать весь круг проблем, которые будут изучаться в данной системе уроков, включать в учебный процесс субъективный опыт ученика, затрагивать его личную сферу, способствовать духовному росту и развитию личности. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Цель работы по теме: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения в начальной школе.

Объектом исследования данной работы выступает проблемное обучение в начальной школе как педагогический процесс.

Предмет исследования –  проблемный диалог в обучении как фактор актуализации возможностей проблемного обучения в начальной школе.

Гипотеза исследования: проблемный диалог становится фактором, реализующим возможности проблемного обучения, если:

- он создаётся систематически,

- учитывает индивидуальные особенности обучающихся,

-  ведёт к развитию мотивации к учению и познавательных интересов младших школьников.

При изучении поставленной проблемы возникли следующие задачи:

1.     Изучить дидактическое обоснование методов проблемного обучения.

2.     Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования и воспитания в начальной школе.

3.     Проанализировать технологию проблемно-диалогического обучения.

4.     Выявить особенности создания проблемного диалога на уроке.

5.     Выявить эффективность создания системы проблемных диалогов  в обучении младших школьников.

6.    Апробирование на практике технологии проблемно-диалогического обучения.

Трудность, с которой придётся столкнуться при создании различных видов проблемных ситуаций - это необходимость добиться того, чтобы ученики обнаружили проблему, осмыслили её и встали перед выбором необходимости её разрешения. Однако  я считаю, что именно такой подход в обучении наиболее эффективен, нацелен на развитие индивидуальных особенностей учащихся, он увлекает и развивает.

2 . Понятие и методы проблемного обучения

Мышление  необходимо человеку, прежде  всего  для того, чтобы  все более глубоко отражать  непрерывно изменяющиеся условия  жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое необходимо является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе поисков и открытия нового человек имеет дело с неизвестным. Тем самым определяется основная задача и одновременно и самая главная трудность любого мышления. Как вообще можно познавать неизвестное, если мы о нем еще ничего не знаем? Уже философы Древней Греции всерьез осознавали эту исходную и всеобщую трудность мыслительной деятельности. Они выразили ее в форме следующего парадокса мышления: если я (уже) знаю, что я ищу, то, что же мне еще искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу, то как я могу искать?[1] Такой парадокс отчасти правильно выражает важнейшее противоречие всякого мышления – противоречие между начальными и конечными стадиями мыслительного процесса.

 В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.[2]Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой    проблемных ситуаций. Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знании о предмете, способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной ситуации - неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.

«Проблемная ситуация» и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельностей преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. В традиционном типе обучения активизация учебной деятельности в значительной степени достигалась именно за счёт повышения интереса учащихся, возбуждения их желания и т. д. Не преуменьшая значения такой мотивации, необходимо подчеркнуть, что именно проблема - первопричина активного мышления, непосредственный его побудитель, детерминирующий высший уровень мыслительной деятельности. Эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения, но никак не равнозначным его эквивалентом. Теоретические положения и примеры сущности проблемного обучения и его структуры должны быть связаны с такой важнейшей категорией дидактики, как методы обучения. Метод - средство реализации теории обучения в повседневной практике, основной инструмент в технологии процесса обучения. В истории философии «метод» - это средство научного исследования (Ф. Энгельс), способ деятельности (Дж. Милль), правила, как действовать (И. Кант) и форма движения содержания (Г.-В. Ф. Гегель).Польский педагог В.Оконь пишет: «Метод обучения - это систематически применяемый способ работы учителя и учеников, позволяющий ученикам овладевать наукой, одновременное умением использовать её на практике, а также развивать интеллектуальные способности и интересы».[3]1В более поздней литературе метод определяется как система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности.[4]2

Таким образом, дидактический метод - это система педагогических правил и регулятивных принципов диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных деятельностей учителя и учащихся, применяемая для решения определённого круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической цели.

В соответствии с принципами организации процесса проблемного обучения и характером деятельности учителя и учащихся целесообразно выделять следующие общие методы обучения:

1. Метод монологического изложения. В основе этого метода лежит монологическое изложение с применением вопросов (по М. Ф. Морозову) или размышляющее изложение (по Н. Г. Дайри).

2. Метод показательного изложения. Этот метод основан на сочетании монологического изложения с показом учащимся логико-психологических особенностей раскрытия сущности того или иного понятия в истории данной науки.

Соотношение этих двух методов зависит от содержания учебного материала, от учебного предмета и дидактической цели урока. Создав проблемную ситуацию, учитель организует анализ учащимися фактического материала, демонстрирует сам путь научного познания, заставляя учеников быть соучастниками научного поиска.

3. Метод диалогического изложения. Сущность диалогического метода изложения состоит в том, что, излагая материал, учитель привлекает учащихся к формулировке проблемы и к поиску путей её решения, к совместному выводу и «открытию» закона, правила и т. д. Учитель целенаправленно и систематически создаёт проблемные ситуации и управляет деятельностью учащихся, активно участвующих в анализе фактического материала, в его обобщении и формулировании выводов. Здесь характерно сочетание репродуктивного и частично-поискового методов учения.

Диалогическое проблемное изложение как бы ступень для перехода к четвёртому способу организации обучения - к применению системы проблемных вопросов, познавательных задач и бесед. В этих случаях сокращается изложение новых знаний учителем, они приобретаются школьником в процессе самостоятельных работ.

4. Метод эвристического изучения представляет собой передачу информации в форме беседы, задач и заданий.

5. Метод исследовательского изучения. Учебный процесс организуется путём применения учителем системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. Все этапы познавательного процесса учащиеся «проходят» самостоятельно, используя главным образом продуктивно-практический и поисковый методы учения.

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В Образовательной системе «Школа 2100» реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

        При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.

2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)

3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.

4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: перебивание, негативная оценка услышанного.

3. Технология проблемно-диалогического обучения

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Методы постановки учебной проблемы

Учебная проблема существует в двух основных формах:

1)  как тема урока;

2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.                  

Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением»;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

          Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь, творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.

Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.

Методы поиска решения учебной проблемы

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие:

  1. побуждающий к гипотезам диалог;
  2. подведение к знанию.
  3. Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому знанию можно, либо так или иначе проработав звено постановки проблемы, либо пропустив его вообще.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы:

  • побуждающий к гипотезам диалог;
  • подводящий от проблемы диалог;
  • подводящий без проблемы диалог.

Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив открытие знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь открытым знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.

Необходимыми условиями организации учебного диалога являются:

а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;

б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать принять мнение ребёнка;

в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;

- учебный диалог ограничен во времени;

- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;

- учебный диалог требует полных ответов;

- учебный диалог требует предварительной подготовки.

5. Практическая часть

Предметная специфика проблемного диалога

Технология проблемно-диалогического обучения носит общепредметный характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В то же время становится очевидным, что данная технология имеет определенную предметную специфику, наиболее ярко выраженную у побуждающего диалога.

Посредством подводящего диалога на уроках  открытия нового знания я сначала помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.  Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Открытие новых знаний всегда наиболее интересный и творческий этап урока. Ученики  быстрее и легче делают выводы, определяют тему урока и составляют правила правописания, если предшествующим этапом будет этап актуализации тех знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для открытия новых знаний по теме урока. Обобщающий вопрос помогает детям сформулировать тему урока, самостоятельно вывести понятие. Благодаря зрительному восприятию детям легче было удерживать  логическую цепочку знаний, которые помогли осознать создавшееся противоречие. Знакомство с правилом в учебнике, после того как оно самостоятельно составлено детьми, вызывает у учащихся, как правило, положительные эмоции, так как правило в учебнике совпадает с выводами детей. Создается ситуация успеха на уроке. Важными на этом уроке являются развивающие задачи. Учащиеся добывают знания сами, а не получают их в готовом виде.        

Технология проблемно-диалогического обучения реализуется на любом предметном содержании. Достигается понимание учениками материала урока, так как до всего додумался сам. На этапе совместного «открытия» знаний можно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак,  каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.

Приведу пример фрагмента урока русского языка по теме «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании». На одном этапе урока использовала мотивацию на основе рефлексии. После актуализации знаний и определения темы урока предложила работу в группах.

1-я группа будет работать над безударными гласными в приставке;

2-я группа – в корне;3-я группа – в окончании существительных.

Учитель. – Сейчас вам самим нужно сделать выбор, в какой группе работать. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова чаще всего вызывает затруднение, или в какой части слова часто бывают ошибки.

На столах выставлены таблички с названиями групп: «Приставка», « Корень», «Окончание».

Учитель. – Определите группу, в которой будете работать.  Обсудите правила работы в группе.

1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

2. Выслушать мнение каждого.

3. Найти общее решение.

4. Выбрать выступающего.

Учитель. – Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы.

Затем учащиеся работают с текстами, ищут в нём нужную орфограмму. Работают, применяя алгоритм проверки безударных гласных. Задают друг другу в группах вопросы. Таким образом, мотивация на основе рефлексии дала возможность заинтересовать детей и начать диалог в группах.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке

        Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» создание проблемной ситуации произошло на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв, а внизу транскрипция.

рдцстнзднвст

[рц]  [сн]  [зн]  [вт]

Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.

Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука?

Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.

Учитель. – А почему могут слышаться два звука?

Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.

Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?

Дети. – Эта буква звука не обозначает.

Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук?

Дети. – Согласная.

Учитель. – Это может быть буква «ь»?

Дети. – Нет, только буква, обозначающая согласный звук.

Учитель. –  Если мы что- то не видим, то как мы говорим?

Дети. - Невидимое.

Учитель. – А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать? Дети. – Непроизносимый.

Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы.

Для уроков окружающего мира наиболее характерными являются проблемные ситуации  с удивлением или затруднением. Их я организую разными приемами: 1) одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения; 2) сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал; 3) организую ситуацию на противоречии житейского представления  учащихся и научного факта и др.

В любом случае  возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением»,  дальше - побуждающий диалог. Основная задача урока окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность. Используемая в преподавании курса окружающего мира технология проблемно-диалогического обучения помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни. Этапы урока: актуализация знаний, создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока, а далее - побуждающий диалог, первичное закрепление нового знания, проверка самостоятельной работы.

Сравним особенности побуждающего диалога на уроках математики, русского языка, окружающего мира.

На уроках русского языка наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Например, прошу учеников написать слова или предложение на новое правило, определить новую часть речи и т.д. при этом возможна следующая форма организации работы в классе. Один или два ученика работают у доски, с мнением которых фронтально работающий класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме это задание, как правило, вызывает разброс мнений учеников. В какой бы форме не создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания, полученные результаты я озвучиваю. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.

На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершается.

Например, на уроке математики в 3 классе по теме:  «Умножение двузначного числа на однозначное» подвела класс к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4х6, 20х3, 9х8, 10х6 и т. д. Последним был о выражение 14х6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата?

Дети. – Мы такие ещё не решали.

Учитель. – В чём затруднение?

Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное.

Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «с затруднением».

        Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14х6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую гипотезу, даже ошибочную. Карточки помещаю на доску. Начинаю подводящий диалог, который помогает выбрать верный вариант решения.

Учитель: – Какой вариант решения наиболее удобный? (Сравнивают).

Дети: – Тот, который основан на знании таблицы умножения. (Были и другие варианты).

Учитель: – Какие выражения, встретившиеся в устном счёте, помогли бы найти значение выражения 14х6?

Дети: – 10х6=60 и 4х6=24. 60+24=84

Опираясь на свои наблюдения и в результате диалога, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Ученики работают в парах. У каждой пары набор карточек, которые необходимо разложить в нужном порядке, чтобы вывести алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. В результате очередной дискуссии выводим алгоритм, который фиксируется на доске.

1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. (10+4)

2. Записываю новое выражение. (10+4)х6

3. Умножаю десятки на число. 10х6

4. Умножаю единицы на число. 4х6

5. Складываю произведения. 10х6+4х6

6. Нахожу результат. 60+24=84

Новое открыто!

Затем подвожу к реализации знания. Предлагаю учащимся сформулировать вопросы по изученному материалу и задать их друг другу. При помощи диалога анализируем вопросы и ответы. Затем дети сами придумывают выражения нового вида и делают вычисления, пользуясь алгоритмом.

Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных детей, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.

Сравнивая этап постановки проблемы на уроках русского языка и математике, можно сделать следующий вывод. Сходство методики заключается в том, что для создания проблемной ситуации ученикам предлагается практическое задание на новый материал. Однако на уроке русского языка это задание ученики обычно выполняют, причем по-разному. Возникает проблемная ситуация со столкновением мнений. На математике класс такое задание, как правило, не выполняет вообще и возникает проблемная ситуация с затруднением. Столкновение мнений учащихся на уроке русского языка очевиднее при вызове двух человек к доске, при групповой работе. Затруднение на математике требует фронтальной формы. Естественно, что после возникновения разных проблемных ситуаций на каждом предмете разворачивается свой побуждающий диалог.

Данная технология делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.


[1]Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2003. www.gumer.info

[2]Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970. С.48

[3]1Оконь В.В. Основы проблемного обучения. М., 1986. С.54-55

[4]2 Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.: Астрель, 2004.С.579



Предварительный просмотр:

Ф. И. О. учителя:    Букаткина Лариса Михайловна

Класс: 2

Предмет: окружающий мир.

Тема урока: «Ориентироваться на местности с помощью компаса».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока: создать условие для формирования умения научиться ориентироваться на местности с помощью компаса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  (в соответствии с ФГОС)  УУД

Метапредметные: 

Р.:- самостоятельно или с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Р.:- выполнять задание по составленному плану, сверять свои действия с ним; 

Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Р.: -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Р.: - проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

Р.: - оценивать правильность выполнения заданий.

П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

П.: - понимать значение справочников, словарей, энциклопедий; пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта

П.: - понимать значение знаков и символов в жизни общества.

К.: - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебных заданий;

К.:- осуществлять взаимопроверку при выполнении учебных заданий;

К.:- ставить вопросы друг другу.

К.:- слушать и понимать речь других.

Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности:

- оценка результатов учебной деятельности, используя знаково-символические средства.

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Учебно-методический комплекс урока: 

Дидактические сопровождение:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2011.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2012.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Оборудование: индивидуальные компасы,  рабочие тетради, таблички с названием основных сторон горизонта,

Материалы для познавательной деятельности обучающихся: Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ.  ред. Проф. Л.И. Скворцова. -  «Издательство «Мир и Образование», 2005.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задачи: развития

универсальных учебных действий

I.

 Мотивация.

Самоопределение к учебной деятельности учащихся

Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите одну из «мордашек», соответственно своему настроению.

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Устное сообщение учителя.

Корректирует настроение одной - двумя фразами, дополнительно настроев на работу

Подготовка класса к работе

Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р.: целеполагание;

Л.: самоопределение

II.

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности  к построению учебных действий

Выявление уровня знаний.

1. Фронтальная беседа

- Кто помнит русскую народную сказку «Маша и Медведь»? Что произошло в этой сказке с Машей?

- А почему Маша самостоятельно не смогла выйти из леса?

- Что такое ориентирование на местности?   (Приложение №2)

У. -Что такое горизонт?

О. - Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

У. – Что такое линия горизонта?

О. – Это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью.

У. - Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу?

У. – Назовите промежуточные стороны горизонта.

2. Индивидуальная работа

- Ученица определяет  по репродукции картины Шишкина И.И. «Рожь» стороны горизонта. 

3. Самостоятельная индивидуальная работа.  (Приложение № 3)

1.Организовывает повторение знаний и умений, для погружения в проблему.

2. Активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.

3. Организовывает самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

Дети отгадывают загадку и запоминают отгадку.

Выполняют самостоятельную работу  по карточкам.

П.: развитие логического мышления;

П.:- подведение под понятие;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения;

К.:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Р.:- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

 Р.:- с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

III. Выявление места и причин затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

У. – Определите направление окон в классе?

Достаточно ли нам тех знаний, которыми мы владеем? Итак, что мы знаем и что умеем?

На доске появляется таблица (Приложение № 4).

О. – Нет, здесь нет мхов, нет деревьев.

Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва.

Пытаются решить проблему, опираясь на личный опыт и на свои уже имеющиеся знания и умения.

Фиксируют проблему.

Составляют таблицу «Что я знаю? И Что я умею?»

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

IV.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

У. - Что нам делать? Откуда мы можем узнать, что нам может помочь, кто нам может помочь?

- Обратимся в толковый словарь (Приложение №2)

О. Читают и  подчёркивают.

Ориентирование –

Нам нужен, какой - то прибор….

Найти из разных источников прибор, изучить его, и научится  им пользоваться.

У. - Найти, прибор, для определения сторон горизонта.

У. – Мы нашли прибор, можем мы отправляться в путешествие?

О. – Нет, мы не знаем, как им пользоваться.

У. – Наша задача: научатся пользоваться компасом и ориентироваться на местности с помощью компаса. Куда нам обратиться за помощью?

О. – В учебник.

Изучение компаса

По учебнику с. 75.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Работают со словарями и  карандашом, отмечают «что я знаю ..» и «что я нового узнал …»

Совместно с учителем формулируют понятия и способы действий, которые  им нужно уточнить и научиться правильно их применять.

П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

 Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Р.:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Р.: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания.

V.

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: построения учащимися нового способа действий и формирований умений его применять

Работа по учебнику с.75

Изучение памятки «Как пользоваться компасом» и применение  действий на практике.

Организует учебное исследование, для выделения понятия.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Совместно с учителем проводят коллективное исследование с опорой на схему.

Читают каждый этап и выполняют задания с комментированием во внешней речи в группе.

Р.:- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

Р.: - контроль, коррекция, оценка;

К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

П.: - выполнение действий по алгоритму;

VI.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач

 Выполнение задания в рабочей тетради № 1, №2, №3, с.29- 30.

Организует самостоятельную коррекционную работу.

Самостоятельно выполняют задание небольшого объёма на новый способ действий.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства.

VII.

Этап включения в систему знаний и повторений.

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

Практическая работа по освоению приёмов ориентирования по компасу

Организует деятельность по применению новых знаний.

Организует коррекционную работу, практическую работу,

Решают задания на включение нового знания в систему знаний.

Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка.

П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П.: планирование работы по устранению неуспеха;

Р.: планировать работу по устранению ошибок.

VIII.

Этап рефлексии деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Оцените свои достижения на уроке.

- Что получилось?

- Что не получилось?

- Почему не получилось?

- Оцените своё настроение по результатам работы.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, деятельности на уроке, проговаривают способ «открытия» нового знания. Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?

-Что было интересным?

- Над чем надо поработать?

 

Контрольно-оценивающая деятельность.

Определяют типичные недочёты, причины неудач, отмечают положительное в работе, обращают внимание на индивидуальное творчество.

Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка.

П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П.: планирование работы по устранению неуспеха;

Р.: планировать работу по устранению ошибок.

1 уровень – учебник: прочитать текст на с.74-75, запомнить определение слова «компас», его устройство и правила пользования им.

2 уровень -  рабочая тетрадь № 6, с.31-32.

3 уровень – подготовить сообщение об  истории компаса.

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Объясняет сущность домашнего задания.

Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную разных источниках.



Предварительный просмотр:

Тип урока: усвоение новых знаний.

Тема: «Народные промыслы. «Золотая хохлома»

Цель: 1) сформировать представление учащихся о понятии «народные промыслы»;

2) познакомить с народным творчеством, с изделиями народных промыслов, с профессией «резчик по дереву»;

3) развивать эстетический вкус посредством воображения и логического мышления;

4) формировать идентичность гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  (в соответствии с ФГОС)  УУД

Предметные: научатся: различать народные промыслы по орнаментам и изделиям; освоят технологию изготовления изделия «папье-маше».

Метапредметные: Р.:- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника и видео уроку; 

Р.:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Р.:- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; 

Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

П.: - делать выводы о значении народных промыслов для развития  декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности:

- оценка результатов учебной деятельности, используя знаково-символические средства.

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

I.

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности учащихся

Включение деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Читает стихотворение (Приложение № 1)

-Покажите одну из «мордашек», соответственно своему настроению. (Учитель корректирует настроение одной -двумя фразами, дополнительно настроев на работу.)

Подготовка класса к работе

Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Л.: самоопределение

II.

Актуализация опорный знаний.

Выявление уровня знаний. Введение в новую тему.

Учитель загадывает загадки:

(Приложение № 2)

-Какие слова отгадки мы возьмём на урок, а какие нам не нужны?

- А ещё мы возьмём пословицу «Глаза боятся, а руки делают»

- Как вы её понимаете?

Дети отгадывают загадки и запоминают отгадки.

Дружбу, время, книгу.

Дети анализируют пословицу и выражают свои мысли.

Р.: целеполагание;

Р.: развитие памяти, внимания;

К.: работа в группе;

Л.: самопроверка и проверка товарища;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

III.

Самоопределение к деятельности

- Прочитайте на с. 24 учебника тему нашего урока.

- Что такое «народные промыслы»?

- А что об этом говорят наши словари?  (Приложение № 3)

- Какие народные промыслы вы знаете?

- С каким народным промыслом мы сегодня познакомимся?

- Этот промысел в народе называют «золотая хохлома».

- Что бы вы хотели узнать об этом промысле?

Сформулируйте тему урока.

Какое изделие мы будем сегодня делать?

- Какую технику использовать?

Читают тему урока в учебнике с.24

Выслушиваются все ответы учащихся.

 Читают и подчёркивают определение, которое относится к уроку.  (Мелкое ремесленное производство.)

Ученики, опираясь на личный опыт называют народные промыслы.

- Почему этот промысел назвали «золотая хохлома»? Откуда пришло такое название? Что оно обозначает?

- Какие цвета использовали мастера?

- Что изображалось на посуде, какие элементы использовались?

- Способы нанесения орнамента?

- Папье–маше.

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.:- формулировать тему урока с опорой на учебник после предварительного обсуждения;

К.: постановка вопросов, умение формулировать мысль;

IV.

Первичное усвоение новых знаний

1).  Организует беседу, выявляющую представления детей о народном промысле – хохлома.

Путешествуем во времени

- Прочитайте на с. 24 учебника текст «Хохлома».

Беседа по прочитанному:

- Что нового вы узнали? И Что уже знали?

2). Использование ИКТ: электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс «История хохломы».

- Какая информация для вас была интересной и полезной?

3) Подбор цветов

Использование ИКТ: электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс «История хохломы».

- Почему в народе хохлому называют «золотой».

Смотрят и слушают видеоролик о народных умельцах Хохломы.

Дети читают текст с карандашом и отмечают «что я знаю ..» и «что я нового узнал …»

Дети рассказывают с опорой на учебник и видеоролик.

Выделяют основные цвета хохломы.

  - Преобладает жёлтый цвет.

П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

 Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу;

V.

Физкультминутка

Учитель предлагает отдохнуть и выполнить физкультминутку под руководством одного из учеников.

Один ученик проводит физкультминутку для всего класса (Приложение № 4)

Р.: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания.

VI.

Творческая практическая деятельность учащихся

1. Составим план работы (Учебник с. 25.) (Приложение № 5)

 При обсуждении плана организации рабочего места учитель предлагает учащимся прослушать звуковой видеоролик (ИКТ) и проверить рационально ли размещён материал и инструменты на столе.

При обсуждении приёмов работы с бумагой, клеем и ножницами учитель предлагает детям вспомнить технику безопасности при работе с ножницами.

2. Организует практическую деятельность учащихся.

Детям предлагается посмотреть видеоролик изготовления изделия. (ИКТ)

Читают каждый этап и подробно объясняют все действия.

Опираясь на знаки объясняют как работать с ножницами, бумагой и клеем.

- При работе с ножницами - Нельзя!

а). Держать их открытыми на столе.

б). Поворачиваться и разговаривать с соседом.

в). После работы класть на отведённое место им на столе.  

Самостоятельно выполняют задание пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Р.:- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

Р.: - контроль, коррекция, оценка;

К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

доступных для изготовления изделиях;

П.: - выполнение действий по алгоритму;

VII.

Рефлексия

Организует рефлексию.

Оцените свои достижения на уроке.

- Что получилось?

- Что не получилось?

- Почему не получилось?

- Оцените своё настроение по результатам работы.

- Учитель предлагает, нескольким ребятам выполнить работу в форме тестов, используя ИКТ (Электронное приложение учебника).

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Оценивают себя по алгоритму самооценки (Приложение № 6)

Учащиеся выполняет тестовую работу. Второй ученик перед выполнением работы проверяет работу первого ученика.

П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства;

Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка.

VIII.

Итог урока.

Выставка работ.

Организует выставку работ.(Приложение № 7)

Корректирует ответы детей, следит, чтобы была произведена оценка работе, а не личных качеств ученика.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?

-Что было интересным?

- Над чем надо поработать?

 

Определяют типичные недочёты, причины неудач, отмечают положительное в работе, обращают внимание на индивидуальное творчество.

(Приложение № 7)

Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка.

П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П.: планирование работы по устранению неуспеха;

Р.: планировать работу по устранению ошибок.

IX.

Домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания:

1 уровень - подобрать информацию о народных умельцах;

2 уровень -  подготовить рассказ о них;

3 уровень – найти пословицы, поговорки, загадки и другой интересный материал по теме урока.

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Дети благодарят друг друга аплодисментами.

П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную разных источниках;

Дети убирают свои рабочие места, помогают друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный диалог на уроках в начальной школе

1.Теоретическое обоснование1.1. Понятие и методы проблемного обучения.............................................. 1.2. Технология проблемно-диалогического обучения...........................

Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе

В статье говорится о том, что применение технологии проблемного обучения дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Методический семинар "Применение технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"

В материале описан опыт применения технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе....

Учебно-методическая разработка "Проблемная ситуация - одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе"

Проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действий.Типы проб...