Методическая разработка урока окружающий мир Почва – важнейшая часть экосистемы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ракитина Наталия Леонидовна

Урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc666.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир»

Класс      3

Автор разработки:  учитель начальных классов        Ракитина Наталия Леонидовна

Тема: «Почва – важнейшая часть экосистемы»

УМК: «Школа 2100»

Уровень:  базовый

Цели:

 – Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

 – Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Предметные: -  познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

Организация образовательного пространства

small_shop_items_catalog_image1420 документ-камера

small_shop_items_catalog_image1393интерактивная доска

Цифровой микроскоп Kena T-1050цифровой микроскоп

a8d0f87a9317cb3354500b4337e02fb9система контроля и мониторинга качества знаний PROClass

  • ноутбук учителя

Для опытов:

 №1: салфетки, горшочек с почвой,

 №2: почва, стакан с водой, ложка,

Для учителя: держатель, спиртовка, блюдце с землёй, образцы почвы, прозрачный стакан с водой, горшочек с почвой.

Учебные пособия:

  • А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов Окружающий мир: 3 кл.: Учебник.- М.: БАЛАСС.
  • А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь.- М.: БАЛАСС.

Ход урока

I.   Организационный момент. Дети поделены на 2 группы.

ΙI.  Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

(Образовательная технология «Проблемный диалог»)

- Сегодня, ребята, я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию. Чем занимаются учёные в лаборатории?

- Но прежде, чем начать любое исследование необходимо определить ОБЪЕКТ исследования. Вот и мы с вами сейчас определим объект нашего исследования, отдагав загадку:

 small_shop_items_catalog_image1393 Есть на свете чудесная кладовая.

Положешь в неё мешок зерна,

Получишь десять.

Горсть семян превращаются в целую кучу огурцов.

- Сказка ли это? (нет)

- Чудесная кладовая есть на самом деле. И называется она?  (ПОЧВА)

- Итак, объектом нашего исследования будет   ПОЧВА.

В XIX веке в России возникла наука – ПОЧВОВЕДЕНИЕ, основоположником которой стал Василий Васильевич Докучаев. За 200 лет учёные сделали немало открытий. И многое о почве уже известно.

- А тогда, зачем мы будем исследовать почву, если учёные уже многое открыли?

(предположения детей)

- Какова же  цель нашего исследования?  (Узнать новое о почве)

- Вот несколько методов исследования:

 Прочитать книги о том, что исследуешь.

Спросить у других людей, у специалистов.

 Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.

 Найти информацию в глобальных компьютерных сетях.

 Провести опыт

- А как вы думаете, в нашей лаборатории, какой будет основной метод исследования, судя по тому, что у вас на столах?  (ОПЫТ)

- Для проведения опыта, нам понадобятся специальные халаты. Оденьте их и занимайте места в лаборатории.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

- Вы видели, ребята, когда размножают растения отростки ставят в воду. А почему,  они не растут в воде?  (нет питательных веществ, нет воздуха)

- Давайте сейчас узнаем, какие силы почвы дают жизнь маленьким растениям. Для этого мы проведём первый эксперимент:

Цифровой микроскоп Kena T-1050- На ваших столах на белом поддоне лежит образец почвы. Поставьте его под микроскоп. Что мы наблюдаем с вами на мониторе?  (минералы, соли, глину)

- Какой можно сделать вывод?  (почва состоит из различных веществ)

- Учёные такое предположение называют ГИПОТЕЗА. А гипотезу нужно обязательно проверить. Давайте проведём ещё несколько экспериментов, чтобы ДОКАЗАТЬ или ОПРОВЕРГНУТЬ нашу гипотезу.

Второй эксперимент:

- У вас на салфетках лежит горсть почвы. Возьмите вторую салфетку, положите её сверху  и придавите. Что вы наблюдаете?  (появилось тёмное пятно)

- Почему салфетка потемнела?  (от воды)

- Какой вывод можно сделать? (в почве есть вода)

Третий эксперимент:

- Возьмите стакан с водой. Добавьте туда почвы. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного, и посмотри на дно. Что вы наблюдаете?  (пену, пузырьки)                   - Значит, в почве есть воздух.

- Присмотритесь внимательно, что вы видите?  (травинки, палочки)

- Какой вывод можно сделать? (в почве есть мёртвые организмы)

- А что с ними будет происходить в почве?  (высыхать, загнивать)

- И образуется в почве перегной.

Эксперимент (проводит учитель)

Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва. Взять несколько капель воды из стакана. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло. Подержать блюдце (стекло) над огнем.  

small_shop_items_catalog_image1420 - Что вы наблюдаете?   (вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты)

- Значит, в почве есть соли или минеральные вещества, которые могут растворяться в воде.

- Проведём ещё один эксперимент. Он длительный по времени, поэтому я заранее его приготовила для вас. Пластиковую бутылку разрезала на 2 части.  В одну часть (воронку) я насыпала почву. Вставила её в оставшуюся часть и поставила под настольную лампу.

small_shop_items_catalog_image1420small_shop_items_catalog_image1393- Посмотрите, что оказалось на дне. Что вы видите?  (личинки, червяка)

- Что доказывает это исследование?  (в почве есть живые организмы)                                     - Ребята, наша гипотеза подтвердилась?  (Да, почва состоит из различных веществ)            

    IV. Итог урока. 

   В.В.Докучаев назвал почву – мёртвый живой организм. Хотите узнать почему?

- Для этого давайте воспользуемся ещё одним методом исследования.  И посмотрим мультфильм.

- За что аплодировали червячку Кузе?   (он совершает круговорот веществ в почве)

–Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.

Работа в учебнике.

– Работа с рисунком на с. 45 и текстом: определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.)

– На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.)

– Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же количество перегноя. (Рассматривают коллекции. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах).

– Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.)                                                                                                                    

V. Рефлексия.

Цель: научит школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

a8d0f87a9317cb3354500b4337e02fb9- Наша лаборатория подходит к концу. И я вас сейчас попрошу ответить на несколько вопросов. Для этого возьмите пультики.  

small_shop_items_catalog_image1393(на интерактивной доске) тест PROCLass

  1. Я сегодня больше узнал используя метод:

A    Провести опыт

B    Найти информацию в глобальных компьютерных сетях

C    Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме
D    Прочитать книги о том, что исследуешь

  1. Мне понравилось работать:

A    одному

B    в паре

C    классом

  1. Сегодня на уроке:

A    я ничего нового не узнал

B    открыл для себя новое

C    у меня ещё много вопросов

Ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и старание.

Оценивание.

VIII. Домашнее задание: стр.45, №5. Приготовить сообщение о своих наблюдениях за жизнью обитателей почвы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Почва -важнейшая часть экосистемы"

урок окружающего мира  в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100"...

Урок по окружающему миру "Почва – важнейшая часть экосистемы"

Урок  окружающего мира по УМК «Гармония»,  3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави...

Конспект урока окружающего мира по теме "Почва-важнейшая часть экосистемы."

з классрабочая программа "Школа 2100"урок изучения нового материала...

методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...

конспект урока по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы" 3 класс.

Конспект урока  в 3 классе по теме: "Почва - важнейшая часть экосистемы" с использованием технологии РКМЧП....

Урок окружающего мира 3 класс "Почва - важнейшая часть экосистемы", ОС "Школа 2100"

Урок мастер-классЦели:- Образовательные:1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ3)продолжит...