конспект урока по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы" 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Шевченко Елена Викторовна

Конспект урока  в 3 классе по теме: "Почва - важнейшая часть экосистемы" с использованием технологии РКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_3_klasse_po_teme_pochva.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Шевченко Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №15, г. Хабаровска

Конспект урока

Шевченко Елены Викторовны учителя начальных классов

 МБОУ СОШ № 15 имени Пяти Героев Советского Союза

3 класс  УМК «Школа 2100»

2 четверть

Тема:  «Почва – важнейшая часть экосистемы»

Цель  урока:

познакомиться со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы

объяснять причину плодородия почв с учётом новых знаний.

 уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к почве.

Задачи:

для формирования познавательных УУД

  •  развитие умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, опытов, текста;
  •  развитие умений классифицировать по признакам и обобщать информацию, выявлять сущность и особенности объектов.

для формирования коммуникативных УУД

  •  развитие умения работать в паре, группе;
  •  развитие умения слушать и понимать других;
  •  развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

для формирования регулятивных УУД

  • развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

для формирования личностных УУД

  • развитие умений объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к почве.
  • Создавать у учащихся положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Тип урока: усвоения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, частично – поисковая, исследовательская.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска,  раздаточный материал, компьютер, проектор, персональные компьютеры на парте, микроскопы, материал для исследования.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Методические рекомендации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

5

6

1

Организа

ционный

Стадия «Вызов»

(актуализация опорных

 знаний)

Настрой на работу.

Организует класс:

-приветствие

-беседа о настроении, с которым  дети пришли на урок

Приветствуют учителя, определяют своё настроение по эмоциональному термометру.

Игра «Верите ли вы, что…»

Слайд 2.

Слайд 2. (тема урока)

Слайд 3.

(кластер)

1) Подводит с помощью вопросов к формулированию темы урока.

-Сегодня начнем наш урок с игры «Верите ли вы, что…»

У вас на парте таблица. Вам необходимо заполнить первую строку таблицы. Я буду читать вопросы, а вы,  поставите знаки «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

… ветер может разрушить горы?

… опавшие осенью листья вредят почве?

… 1см почвы образуется за 300 лет?

… чем больше в почве перегноя и минеральных веществ, тем она   плодороднее?

… растения участвуют в образовании почвы?

… почва и камень родственники?

… почва – наша кормилица?

- В конце урока мы вернемся к таблице и сравним результаты.

2) Определение темы урока.

-Какое слово часто повторялось в моих вопросах?

- Какова тема сегодняшнего урока?

3) Приём «Кластер» (работа в парах)

- Подумайте и скажите, как вы ответите на этот вопрос: « Что такое почва?». Какие слова у вас ассоциируются со словом «почва»?

Заполняют 1 строку таблицы.

Почва.

Дети высказывают предположения. На доске открываются все утверждения детей.

3

Постановка целей урока

Слайд 4. (тема и вопросы, на которые будем искать ответ)

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

- Обсудите в паре, а  что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей

- Какую цель поставит каждый для себя? (спросить 2-3 чел)

-Для чего необходимы эти знания?

- Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле  почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? 

2- 3 человека формулируют цели урока, объясняют, для чего необходимы эти знания.

4

Поиск решения проблемного вопроса.

стадия «Осмысление»

Проведение опытов, наблюдений (работа в паре).

Слайд 5.

- Сегодня мы с вами будем исследователями. Работать будете в паре. О чем нужно помнить, работая в паре?

Координирует действия уч-ся, направляет работу в парах.

Опыт№ 1

Рассмотреть образец почвы. Высказать предположения, из чего состоит почва.

Опыт № 2

Бросить горсточку почвы в стакан с водой. Посмотреть и предположить, что поднимается вверх, что содержится в почве.

Попробовать сформулировать вывод .

Опыт №3

Рассмотреть образец почвы в микроскоп. Предположить из чего состоит почва.

Побуждает к высказыванию своего мнения, обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников.

На основании опытов сделать вывод:

- Из чего состоит почва?   (Проверка по слайду 5).

Вспоминают правила работы в паре:

нужно уметь договариваться, выслушивать точку зрения одноклассника…

Развивают навыки анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогии.

развивают умение работать в паре.

Предположения детей:

- песок, глина;

- в почве содержится воздух;

- мелкие камушки.

Физминутка

Работа с учебным текстом ( приём «Инсерт»)

(с.44-45)

(слайд 6)

а) Самостоятельное чтение текста с пометами.

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

б) Проверка понимания прочитанного.  

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Самостоятельная аналитическая работа.

Дети читают текст и делают на полях пометы.

Дети высказывают свои вопросы и предположения.

5

Первичное закрепление.  

игра «Задай вопрос однокласснику»

(слайд 7)

(слайд 8)

- Ваша задача задать вопрос одноклассникам по теме.

Давайте подведём итог.

- Что такое почва?

 - Из чего состоит почва?

- Как вы думаете почва – это вещество?

 -Прокомментируйте рисунки. Значение слова «плодородие».      

- Как образуется почва?

- Кто помогает делать почву плодородной?

- Как называется плодородный слой почвы?

- Какой это слой, по сравнению с другими?

- Найдите название самой плодородной почвы?

Дети объясняют, где на рисунке плодородная почва и смысл слова «плодородие»

6

Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 9 (верите ли вы)

Подводит итог занятия, выводит результат на экран

-Какой проблемный вопрос решали на уроке?

- Что нового узнали?

- Кому хочется узнать больше о почве?

- Возвращаемся к нашей таблице. Заполняем 2 строку.

- Сравнить варианты ответов.

- На какой вопрос мы не получили ответа? (вопрос на внимание)

- Можно ли считать плодородие почвы богатством страны?

Дети отвечают на вопросы.

- Что такое почва?

- Какими свойствами она обладает?

Заполняют 2 строку таблицы, сравнивают результаты, делают выводы.

- Плодородие – это богатство страны.

- Самые плодородные почвы – черноземы.

Приём «Синквейн»  

- Как нужно относиться  к плодородию почвы?

- Что нужно делать, чтобы сберечь плодородие почвы?  

- Какие исследовательские умения вы осваивали, изучая почву?

Самооценка своей деятельности (определяют своё настроение эмоциональному термометру)

Домашнее задание: Составить синквейн по  теме «Почва»

 (напомнить детям правила составления)

Анализируют свою  работу в парах.

-Рыхлить, чередовать посев различных культур, не уничтожать дождевых червей, не засорять мусором и т.д.

- Учились наблюдать, собирать информацию, выслушивать мнения одноклассников, делать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе"Все профессии важны"

В конспекте представлена интересная подача материала, разнообразные формы изучения материала и контроля на уроке. При проведении урока использованы различные информационные технологии....

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект урока по окружающему миру "Всепрофессии важны, все профессии нужны" УМК "Начальная школа 21 века" расширяет представления учащихся о профессиях, продуктах труда, способствует формированию у...

Конспект урока по английскому языку во 2 классе на тему: «За знаниями – в сказку!» (по книге Эрика Карла «Очень голодная гусеница» (“The very hungry caterpillar”)), часть I (тема рассматривается в двух частях)

Целью урока является организация обучающихся 2 класса для повторения названия дней недели, чисел, названия фруктов, цветов, продуктов питания при внедрении нового преподавателя в сформированный учебны...

Конспект урока по английскому языку во 2 классе на тему: «За знаниями – в сказку!» (по книге Эрика Карла «Очень голодная гусеница» (“The very hungry caterpillar”)), часть II (тема рассматривается в двух частях)

Целью урока является организация обучающихся 2 класса для повторения названия дней недели, чисел, названия фруктов, цветов, продуктов питания при внедрении нового преподавателя в сформированный учебны...

План-конспект урока "Все профессии важны" окр.мир. 2 класс

Данный материал поможет подготовить открытый урок или классный час по теме "Профессии"...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Все профессии важны"

Конспект урока по программе "Школа России" во 2 классе....