План работы экологического кружка
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Бекетова Ирина Михайловна

Предлагаемый план работы экологического кружка включает в себя основные темы изучения и сбережения природных богатств родного края. Учитывая то, что работа педагога в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья отличается от стандартной школьной педагогики, подбор материала для изучения осложнялся особенностями восприятия окружающего мира обучающимися с интеллектуальной недостаточностью. Многие разделы плана имеют чёткий региональный компонент, который может рансформироваться по выбору учителя другой климатической и природной зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_ekologicheskogo_vospitaniya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ПЛАН  РАБОТЫ
                ПО   ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ   ВОСПИТАНИЮ

                             «Наш дом- Планета Дон»

п/п

ТЕМА

Содержание, цели, методы

Оборудование

1

2

3

4

1

Беседа: диагнос-тика экологичес-ких знаний

Выявить уровень знаний детей о растениях и животных на начало учебного года.

Дидактическая игра «Путаница»

Комплекты карточек: «Животные разных классов», «Живая и неживая природа», «Природа и не природа», «Картинки с изображением роста и развития курочки, бабочки, лягушки, одуванчика»; «Растения», «Деревья», «Кустарники».

2.

Что такое природа?

Сформировать понятия «природа» и «не природа» (природа – это то, что существует вне зависимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека). Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

Словарная работа: природа, не природа, рукотворный мир

Комплект карточек «Природа – не природа»; игрушки; природные материалы, мяч

3.

Что такое живая природа?

Закрепить понятия «природа» и «не природа», «живая  природа». Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться.

Словарная работа: живая природа, дыхание, размножение

Комплекты карточек «Живая и неживая природа», «Курочка Ряба»; комнатное растение – каланхое; губка с водой; пророщенные растения

4.

Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер)

Закрепить понятия «неживая природа», «живая природа». Живая и неживая природа  как общий дом для всех живых существ.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?».

Словарная работа: неживая природа

Игрушка  ёжик; лист ватмана; краски; рисунки с изображением людей, животных и растений; клей

5.

Человек – частица природы. Природа – наш дом.

Раскрыть понятия:

- человек, как представитель живой природы: двигается, питается, дышит, размножается;

- связь человека с природой, её компонентами;

- человек – частица природы;

- природа – единственный дом человека

Два рисунка – природы и обычного дома; таблица с рисунками

6.

В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как  оно служит человеку?

Солнце как великий труженик: оно – источник света и тепла, оно помогает нам дышать, благодаря ему образуется ветер ( перемещение теплого и холодного воздуха).

Игрушка Карлсон; рисунок солнца.

7.

Осенняя  сказка «Почему желтеют листья?»

Раскрыть осенние явления в неживой природе; температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений  от условий внешней среды (короткий световой день). Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на посмтавленный вопрос, доказывать свою мысль. Создать  условия для любования красотой осеннего пейзажа.

Словарная работа:   вещество, хлорофилл

Аудиозаписи «Времена года», шума ветра; репродукции, рисунки-схемы осеннего и летнего листа; волшебное дерево, засушенные листь; бумага, краски

8.

Прогулка:  рассматривание плодов и семян

Научить различать плоды и семена деревьев и кустарников  ближайшего природного окружения, рассказать о значении  плодов и семян в жизнедеятельности  растений и животных.

Совершенствовать навыки  исследовательских действий, повышать их осознанность  и результативность.

Формировать бережное отношение к плодам и семенам растений.

Дидактическая игра «От какой ветки детки?»

Словарная работа: крылатки, сережки, желуди, каштан и т.д.

Плоды и семена растений

9.

Собираем  осенью урожай плодов

Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение с помощью графической модели, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на ощупь, на вкус, как используется человеком).

Словарная работа: овощехранилище, консервирование

Репродукция картины А.  и  С. Ткачевых

«Трудные будни»; муляжи овощей и фруктов; мяч; таблицы-модели

10.

Вершки-корешки

Продолжить знакомство с овощными культурами )две части растений: вершки – надземная и корешки – подземная).

Научить выбирать у растений съедобную часть: корешок или вершок.

Назвать растения, у которых съедобны и вершки и корешки (петрушка, лук).

Развивать умение по части находить целое.

Дидактическая игра «Вершки – корешки».

Словарная работа: вершки, корешки, ботва

Муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, свекла); рисунки корешков и вершков овощей

11.

Насекомые осенью: летом ползаем, прыгаем, летаем, а осенью засыпаем

Сформировать представление о классе «Насекомые»:

- насекомые – это маленькие животные, имеющие три части тела (лголова, грудь, брюшко), шесть ног, у многих есть крылья; - способах их передвижения – ползают, прыгают, плавают, летают;

- пище – питаются разными частями растений и их соками, некоторые едят других  маленьких  насекомых;

- вырастают из яичек, которые откладывают взрослые насекомые;

- насекомые живут везде: в воздухе и воде, на земле и в земле.

Установить зависимость  жизни насекомых от погодных условий ( от тепла), как они к этому приспособились.

Научить моделировать существенные признаки объектов, используя графическую дарвинскую модель при определении принадлежности животных в группе.

Дидактическая игра «Кто где зимует?»

Словарная работа: грудка, брюшко, насечка на брюшке

Комплект карточек «Насекомые»; графическая модель

12.

Какие бывают птицы: знакомство с перелетными и зимующими птицами

Рассказать о зимующих и перелётных птицах:

- их различие по существенному признаку (возможность удовлетворения потребности в пище);

- причины отлета птиц )исчезновение основного корма, замерзание водоёмов и земли, отмирание вегетативных частей растений);

- классификация птиц на зимующих (синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь, кукушка) в зависимости от характера корма и возможностей его добывания;

Как можно помочь птицам в зимних условиях.

Дидактическая игра «Кто  что ест».

Словарная работа: корм, перелетные, зимующие

Комплект карточек «Птицы»; таблица-модель; иллюстрации лета и осени

13.

Какие бывают животные; знакомство с дикими и домашними животными

Сформировать понятия «дикие» и «домашние» животные;

- рассказаить об их жизни и существенных признаках;

- домашние животные  живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться; дикие животные боятся человека, удовлетворяют свои потребности сами – добивают пищу, устраивают жилище,  спасаются от врагов;

- дикие и домашние животные – родственники.

- научить распознавать их по внешнему виду.

Словарная  работа: дикие, домашние

Телеграмма; клубок; два обруча; символы, рисунки диких и домашних животных; таблица-модели; оборудование для игры «Найди пару»; рисунки с заданиями

14.

Хвойное дерево – ель; кто дружит с ней?

Рассказать:

- о строении  ели (ствол; ветки; иголки зеленые, короткие, колючие, расположенные по одной на ветке; корень; шишки продолговатые, с семенами);

- отличии лиственных   деревьев от ели (по сезонам);

- экономном испарении влаги, что позволяет легко переносить зимний «водный голод»;

- роли ели в жизни животных: для дятла, белочки, мышки – столовая; для зайца, медведя, ежа – дом; для клеста – и дом и столовая.

Сформировать бережное отношение к елочкам.

Словарная работа: хвоя, хвойное дерево, ель, клест.

Рисунок мешка треугольной формы; три геометрические фигуры (треугольники); оборудование для игры ТРИЗ «Угадай-ка»; пособие «С кем дружит ель?»; игрушка заяка, шишки и еловая веточка; рисунки голых деревьев и ели.

15.

Кто как зимует: жизнь растений зимой

Рассказать:

- о состоянии растений поздней осенью и зимой;

- способах приспособления растений  к изменившимся условиям  существования ( не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя), как можно помочь им зимовать (не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли);

- о связи между состоянием растений и условиями среды(света недостаточно, холодно, вода и земля замерзли).

Сформировать  бережное отношение к растениям.

Словарная работа: запас питательных веществ, состояние покоя.

Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего  деревьев из календаря наблюдений; модель, характеризующая состояние основных факторов среды в разные сезоны (осенью и зимой)

16.

Кто как зимует: жизнь животных зимой

Сформировать представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят; у зайца и белки  меняется окраска и густота шерсти, пища; зимующие птицы приближаются к жилью человека; синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев; снегири – ягодами рябины; воробьи и голуби ищут  крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, в щели и подвалы домов; рыбы опустились на дно рек, озер – там спят.

Сформировать навыки  установления причинно-следственных связей.

Рассказать, как можно помочь животным в трудных условиях.

Словарная работа:  зимовка животных.

Комплект карточек «Животные»; пособия «Зимний лес», «Река», «Дерево»

17.

Жизнь  воды. Основные свойства воды

Выявить:

- свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы);

- значение воды на Земле: вода – широкая, удобная дорога; ничего не сделаешь без воды – ни хлеба не испечешь, ни дома не построишь.

Закрепить полученные ранее знания детей о ворде.

Словарная работа: жидкость, бесцветная, прозрачная, без формы

Прозрачные сосуды разной формы и величины; глобус; таблица; соль, сахар, песок (два стакана), ложка, валериана, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками

18.

Что  мы  знаем  о  воде?

Сформировать бережное отношение к воде.

Рассказать о различных состояних воды (жидкое, твердое, парообразное).

Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед на водоеме, половодье, сосульки; зимой вода холодная, летом – теплая.

Вспомнить основные свойства воды.

Дидактическая игра «Какой бывает вода?»

(о различном состоянии воды)

Словарная работа: состояние воды (жидкое, твердое, парообразное);

Ткман, роса, иней, водопад

Выставка рисунков детей на тему «Волшебница-вода»; комплект карточек «Волшебная-вода»; рисунок на логику; для каждого ребёнка по два стаканчика, салфетки, блюдце со льдом; банка с водой; кострюля с кипящей водой; стекло; лед.

19.

Круговорот воды в природе

Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете Земля. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе.

Развивать творческие способности детей.

Словарная работа: круговорот воды.

Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями, проигрыватель, аудиозаписи  загадок о воде

20.

Есть ли жизнь в воде? Как животные и растения приспособились жить в воде (на примере аквариума и его обитателей)

Рассказать:

- о водоеме – аквариуме как среде обитания животных и растений (аквариум заполнен водой, в нем живут растения – водоросли и мелкие животные – ракушки, улитки, рыбы);

- о том, что помогает рыбам и растениям жить в нем как в естественном водоеме;

- как животные и растения приспособились жить в воде (рыбы имеют обтекаемую форму, тело вытянутое, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами, тело покрыто чешуей; у растений корни, которые держат их, они приспособились дышать в воде);

- о создании необходимых условий для обитателей аквариума.

Словарная работа: водоросли, чешуя, жабры.

Аквариум с обитателями

21.

У воды, на воде, в воде

Рассказать:

- о водоеме – реке как среде обитания животных и растений (рыб, раков, улиток и т.д.), приспособившихся к жизни в воде;

- что  рыбы и другие животные имеют гладкое, обтекаемое тело, которое помогает им легко передвигаться, хорошо плавать; они находят пищу в воде; там же растет их потомство;

- что водные растения могут расти лишь в речке;

- что на берегу растут растения (травы, деревья)., которым требуется много влаги; живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой (утки, лягушки, стрекозы, комары).

Воспитывать интерес к жизни животных и растений.

Словарная работа: ива, кувшинка, кубышка, ряска, рогоз, личинка комара и стрекозы, рачки

Пособие «Река»; комплекты карточек «Лягушка», «Обитатели водно-предрежной зоны»

22.

Что в морской глубине, на самом дне?

Рассказать:

- о водоеме – море как среде обитания животных и растений;

- как живые организмы приспособились жить в морских глубинах?

- разница между морскими и речными обитателями.

Воспитывать любознательность, интерес к жизни морских обитателей.

Словарная работа (названия морских обитателей)

Иллюстрации карабля и подводной Людки; рисунки морских животных (кита, дельфина, морских чаек, летающей рыбы, морского конька, камбалы и т.д.)

23.

Всем ли нужна вода: растения и вода

Сформировать представление о потребности комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые – еще и опрыскивать; другие – с плотными, толстыми листьями, стеблями – засухоустойчивые, родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения.

Рассказать, что толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев – это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому её расходованию, поэтому поливать комнатные растения надо поразному, в соответствии с их потребностями во влаге.

Научить обнаруживать особенности внешнего строения растений, на этой основе  относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.

Словарная работа: влаголюбивые, засухоустойчивые (названия комнатных растений)

Пособия: «Пустыня», «Влажные тропические леса»; комнатные растения (кактус – колеус, алоэ – бальзамин, циперус -толстянка)

24.

Всем ли нужна вода: животные и вода

На  примере   обитателей  пусныни (верблюда, варана, тушканчика) показать, как некоторые животные приспособились экономить воду: верблюд запасается жиром, отложенным в горбе, при расположении  которого  образуется вода, необходимая организму, поэтому верблюд может долго не пить; другим  обычно хватает влаги, полученной  их съедаемых растений или животных.

Дидактическая игра «Найди  пару».

Словарная работа:  верблюд, ящерица-варан, тушканчик

Пособие «Пустыня», рисунки животных пустыни

25.

Золотая рыбка просит помощи

Воспитывать интерес к знаниям, формировать основы экологической культуры, логического мышления, творческого воображения.

Закрепить правила поведения в природе.

Словарная работа: танкер-нефтевоз, нефть

Иллюстрация наблюдательных экологических ситуаций в водоемах – реках, озерах, морях

26.

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха

Раскрыть понятие «воздух»:

- свойства воздуха: прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения;

- роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сформировать  ответственное отношение к растениям – «легким» планеты Земля.

Словарная работа: воздух, смесь газа, азот, кислород, углекислый газ, прозрачный

Мяч;   воздушный шар; емкость с водой; пустая бутылка

27.

Откуда прилетел ветер? Роль ветра в природе.

Раскрыть понятие «ветер» (это движение воздуха), показать роль ветра в жизни человека, животных и растений (уносит плохой воздух, гоняет тучи, распространяет семена растений); рассказать о разнообразии ветров: сильный-ураган, тайфун, смерч, слабый – бриз, муссон.

Словарная работа: тайфун, смерч, бриз, муссон.

Винтилятор; семена растений, аудиозапись со звуками различных ветров; рисунки различных ветров; рисунок «Воздух – смесь газов»

28.

Загадки природы: кто делает звуки?

Воспитывать интерес к окружающему миру природы; закрепить знания о воздухе и его работе: дает жизнь всему живому и делает ветер.

Раскрыть понятие «звук», колебиние воздуха; колебание – быстрое движение воздуха вперед и назад,  образование звуков в воздушной среде; учить различать звуки в природе.

Дидактическая игра «Невидимый мир»

Словарная работа: звук, колебание.

Аудиозапись различных звуков; ложка, стакан, балалайка

29.

Без билета по белу свету:  летающие семена

Учить различать плоды и семена деревьев, кустарников и цветов ближайшего окружения.

Рассказать, что растения вырастают из семян (на примере одуванчиков). Раскрыть способы перемещения семян растений (с помощью ветра, животных и человека).

Сформировать бережное отношение к плодам и семенам растений

Дидактическая игра «Кто разносит семена?».

Словарная работа: парашютики, крылатки

Семена и плоды различных растений (крылатки, парашютики, желуди, шишки, орехи и т.д.); комплект карточек «Одуванчик»

30.

Вот труба – над нею дым….

Рассказать о роли растений в поддержании  чистоты воздуха;; источниках загрязнения атмосферного воздуха, как они влияют на наше здоровье. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

Сформировать правила экологической безопасности.

Словарная работа: растения-пылесосы, смог

Иллюстрация, фотографии с изображением заводских труб, смогов, автомобильных дорог; игрушка Карлсон

31.

Что  за чудо-кладовой есть у матушки-земли: знакомство с почвой

Рассказать:

- об образовании  почвы, о роли животных и растений в этих процессах;

- составе почвы: вода, воздух, останки животных и растений ( питательные вещества), глина, песок;

- значение почвы в жизни животных, растений и человека.

Словарная работа: почва, перегной (питательные вещества)

Колба с почвой; спиртовка; щипцы; стекло; муляжи овощей и фруктов

32.

Обитатели почвы: знакомство с барсуком, кротом,  дождевым червем

Раскрыть понятия: «царство тьмы», «подвал», «обитатели почвы». Как животные приспособились жить в условиях темноты и влажности: у крота короткое овальное тело,  передние лапы похожи на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами.

Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы.

Воспитывать любовь к животным.

Словарная работа: «царство тьмы», подвал, барсук

Иллюстрации подвала, рисунки крота, барсука, дождевого червя

33.

Что такое полезное ископаемое?

Раскрыть  понятие «полезное ископаемое», их различные состояния в природе: жидкое, газообразное и твердое; как человек использует их? Воспитывать бережное отношение к дарам природы.

Словарная работа: полезные ископаемые, нефть, природный газ, каменный уголь, гранит, руда и т.д.

Коллекция горных пород; иллюстрации различных полезных ископаемых, способов их добычи.

34.

Песок и глина вокруг нас. Как человек использует их?

Сформировать уважительное и бережное отношение к полезным ископаемым, природным материалам и сделанным из них предметам.

Познакомить с образцами народных глиняных игрушек.

Раскрыть свойства песка и глины

Дымковская игрушка; альбом «В музее игрушек»; глина; песок; воронки; вода; вата; песочные часы%; тарелки, микроскоп

35.

КВН «Путешествие по царству природы»

Воспитывать интерес к знаниям, учить формулировать свои мысли, обощать и систематизировать материал разных тем.

Словарная работа: плотность, пластичность, сыпучесть, вязкость, чешуйки

Плакат «Планета Земля»; иллюстрации животных и растений; мягкие игрушки; комнатные растения; проигрыватель с различными записями (звуки природы, песня «Давайте дружить!»; карточки с заданиями; медали и грамоты; фигурные очки; выставка работ детей

36.

Беседа: диагностика экологических знаний

Выявить уровень знаний детей о растениях и животных на конец учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы предметного кружка "Любознайка" по математике и русскому языку с 1-го по 4-й классы

План работы предметного кружка "Любознайка" по русскому языку и математике, главной целью которого является развитие интереса к предметам, повторение изученного материала, подготовка к олимпиадам, кон...

План работы танцевального кружка "Землянички"

Программа дополнительного образования...

Планирование работы экологического кружка

С развитием общества, усовершенствованием технического развития и повышением уровня потребностей человечества все чаще возникают вопросы об экологической безопасности и приближении экологической катас...

План работы кукольного кружка

План работы школьного кукольного на 2012-2013 учебный год для учащихся первого класса....

План работы экологического кружка

Формирование экологической культуры детей, познание окружающей природы через исследовательскую деятельность, способствующей развитию и самовыражению детей,формирование заботливого отношения к природе ...

О работе экологического кружка

Дети часто слышат о том, что природу нужно беречь. Но что стоит за этими, давно ставшими привычными фразами? Как научить ребёнка  любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к люб...

Отчет о работе экологического кружка «Почемучки» во 2 классе

Отчет о работе зкологического кружка кружка во 2 классе за учебный год....