План работы экологического кружка
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Предлагаемый план работы экологического кружка включает в себя основные темы изучения и сбережения природных богатств родного края. Учитывая то, что работа педагога в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья отличается от стандартной школьной педагогики, подбор материала для изучения осложнялся особенностями восприятия окружающего мира обучающимися с интеллектуальной недостаточностью. Многие разделы плана имеют чёткий региональный компонент, который может рансформироваться по выбору учителя другой климатической и природной зоны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_ekologicheskogo_vospitaniya.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Наш дом- Планета Дон»
№ п/п | ТЕМА | Содержание, цели, методы | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Беседа: диагнос-тика экологичес-ких знаний | Выявить уровень знаний детей о растениях и животных на начало учебного года. Дидактическая игра «Путаница» | Комплекты карточек: «Животные разных классов», «Живая и неживая природа», «Природа и не природа», «Картинки с изображением роста и развития курочки, бабочки, лягушки, одуванчика»; «Растения», «Деревья», «Кустарники». |
2. | Что такое природа? | Сформировать понятия «природа» и «не природа» (природа – это то, что существует вне зависимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека). Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу. Дидактическая игра «Природа – не природа». Словарная работа: природа, не природа, рукотворный мир | Комплект карточек «Природа – не природа»; игрушки; природные материалы, мяч |
3. | Что такое живая природа? | Закрепить понятия «природа» и «не природа», «живая природа». Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться. Словарная работа: живая природа, дыхание, размножение | Комплекты карточек «Живая и неживая природа», «Курочка Ряба»; комнатное растение – каланхое; губка с водой; пророщенные растения |
4. | Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер) | Закрепить понятия «неживая природа», «живая природа». Живая и неживая природа как общий дом для всех живых существ. Дидактическая игра «Кто в домике живет?». Словарная работа: неживая природа | Игрушка ёжик; лист ватмана; краски; рисунки с изображением людей, животных и растений; клей |
5. | Человек – частица природы. Природа – наш дом. | Раскрыть понятия: - человек, как представитель живой природы: двигается, питается, дышит, размножается; - связь человека с природой, её компонентами; - человек – частица природы; - природа – единственный дом человека | Два рисунка – природы и обычного дома; таблица с рисунками |
6. | В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку? | Солнце как великий труженик: оно – источник света и тепла, оно помогает нам дышать, благодаря ему образуется ветер ( перемещение теплого и холодного воздуха). | Игрушка Карлсон; рисунок солнца. |
7. | Осенняя сказка «Почему желтеют листья?» | Раскрыть осенние явления в неживой природе; температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений от условий внешней среды (короткий световой день). Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на посмтавленный вопрос, доказывать свою мысль. Создать условия для любования красотой осеннего пейзажа. Словарная работа: вещество, хлорофилл | Аудиозаписи «Времена года», шума ветра; репродукции, рисунки-схемы осеннего и летнего листа; волшебное дерево, засушенные листь; бумага, краски |
8. | Прогулка: рассматривание плодов и семян | Научить различать плоды и семена деревьев и кустарников ближайшего природного окружения, рассказать о значении плодов и семян в жизнедеятельности растений и животных. Совершенствовать навыки исследовательских действий, повышать их осознанность и результативность. Формировать бережное отношение к плодам и семенам растений. Дидактическая игра «От какой ветки детки?» Словарная работа: крылатки, сережки, желуди, каштан и т.д. | Плоды и семена растений |
9. | Собираем осенью урожай плодов | Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение с помощью графической модели, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на ощупь, на вкус, как используется человеком). Словарная работа: овощехранилище, консервирование | Репродукция картины А. и С. Ткачевых «Трудные будни»; муляжи овощей и фруктов; мяч; таблицы-модели |
10. | Вершки-корешки | Продолжить знакомство с овощными культурами )две части растений: вершки – надземная и корешки – подземная). Научить выбирать у растений съедобную часть: корешок или вершок. Назвать растения, у которых съедобны и вершки и корешки (петрушка, лук). Развивать умение по части находить целое. Дидактическая игра «Вершки – корешки». Словарная работа: вершки, корешки, ботва | Муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, свекла); рисунки корешков и вершков овощей |
11. | Насекомые осенью: летом ползаем, прыгаем, летаем, а осенью засыпаем | Сформировать представление о классе «Насекомые»: - насекомые – это маленькие животные, имеющие три части тела (лголова, грудь, брюшко), шесть ног, у многих есть крылья; - способах их передвижения – ползают, прыгают, плавают, летают; - пище – питаются разными частями растений и их соками, некоторые едят других маленьких насекомых; - вырастают из яичек, которые откладывают взрослые насекомые; - насекомые живут везде: в воздухе и воде, на земле и в земле. Установить зависимость жизни насекомых от погодных условий ( от тепла), как они к этому приспособились. Научить моделировать существенные признаки объектов, используя графическую дарвинскую модель при определении принадлежности животных в группе. Дидактическая игра «Кто где зимует?» Словарная работа: грудка, брюшко, насечка на брюшке | Комплект карточек «Насекомые»; графическая модель |
12. | Какие бывают птицы: знакомство с перелетными и зимующими птицами | Рассказать о зимующих и перелётных птицах: - их различие по существенному признаку (возможность удовлетворения потребности в пище); - причины отлета птиц )исчезновение основного корма, замерзание водоёмов и земли, отмирание вегетативных частей растений); - классификация птиц на зимующих (синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь, кукушка) в зависимости от характера корма и возможностей его добывания; Как можно помочь птицам в зимних условиях. Дидактическая игра «Кто что ест». Словарная работа: корм, перелетные, зимующие | Комплект карточек «Птицы»; таблица-модель; иллюстрации лета и осени |
13. | Какие бывают животные; знакомство с дикими и домашними животными | Сформировать понятия «дикие» и «домашние» животные; - рассказаить об их жизни и существенных признаках; - домашние животные живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться; дикие животные боятся человека, удовлетворяют свои потребности сами – добивают пищу, устраивают жилище, спасаются от врагов; - дикие и домашние животные – родственники. - научить распознавать их по внешнему виду. Словарная работа: дикие, домашние | Телеграмма; клубок; два обруча; символы, рисунки диких и домашних животных; таблица-модели; оборудование для игры «Найди пару»; рисунки с заданиями |
14. | Хвойное дерево – ель; кто дружит с ней? | Рассказать: - о строении ели (ствол; ветки; иголки зеленые, короткие, колючие, расположенные по одной на ветке; корень; шишки продолговатые, с семенами); - отличии лиственных деревьев от ели (по сезонам); - экономном испарении влаги, что позволяет легко переносить зимний «водный голод»; - роли ели в жизни животных: для дятла, белочки, мышки – столовая; для зайца, медведя, ежа – дом; для клеста – и дом и столовая. Сформировать бережное отношение к елочкам. Словарная работа: хвоя, хвойное дерево, ель, клест. | Рисунок мешка треугольной формы; три геометрические фигуры (треугольники); оборудование для игры ТРИЗ «Угадай-ка»; пособие «С кем дружит ель?»; игрушка заяка, шишки и еловая веточка; рисунки голых деревьев и ели. |
15. | Кто как зимует: жизнь растений зимой | Рассказать: - о состоянии растений поздней осенью и зимой; - способах приспособления растений к изменившимся условиям существования ( не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя), как можно помочь им зимовать (не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли); - о связи между состоянием растений и условиями среды(света недостаточно, холодно, вода и земля замерзли). Сформировать бережное отношение к растениям. Словарная работа: запас питательных веществ, состояние покоя. | Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев из календаря наблюдений; модель, характеризующая состояние основных факторов среды в разные сезоны (осенью и зимой) |
16. | Кто как зимует: жизнь животных зимой | Сформировать представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят; у зайца и белки меняется окраска и густота шерсти, пища; зимующие птицы приближаются к жилью человека; синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев; снегири – ягодами рябины; воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, в щели и подвалы домов; рыбы опустились на дно рек, озер – там спят. Сформировать навыки установления причинно-следственных связей. Рассказать, как можно помочь животным в трудных условиях. Словарная работа: зимовка животных. | Комплект карточек «Животные»; пособия «Зимний лес», «Река», «Дерево» |
17. | Жизнь воды. Основные свойства воды | Выявить: - свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы); - значение воды на Земле: вода – широкая, удобная дорога; ничего не сделаешь без воды – ни хлеба не испечешь, ни дома не построишь. Закрепить полученные ранее знания детей о ворде. Словарная работа: жидкость, бесцветная, прозрачная, без формы | Прозрачные сосуды разной формы и величины; глобус; таблица; соль, сахар, песок (два стакана), ложка, валериана, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками |
18. | Что мы знаем о воде? | Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о различных состояних воды (жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед на водоеме, половодье, сосульки; зимой вода холодная, летом – теплая. Вспомнить основные свойства воды. Дидактическая игра «Какой бывает вода?» (о различном состоянии воды) Словарная работа: состояние воды (жидкое, твердое, парообразное); Ткман, роса, иней, водопад | Выставка рисунков детей на тему «Волшебница-вода»; комплект карточек «Волшебная-вода»; рисунок на логику; для каждого ребёнка по два стаканчика, салфетки, блюдце со льдом; банка с водой; кострюля с кипящей водой; стекло; лед. |
19. | Круговорот воды в природе | Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете Земля. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе. Развивать творческие способности детей. Словарная работа: круговорот воды. | Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями, проигрыватель, аудиозаписи загадок о воде |
20. | Есть ли жизнь в воде? Как животные и растения приспособились жить в воде (на примере аквариума и его обитателей) | Рассказать: - о водоеме – аквариуме как среде обитания животных и растений (аквариум заполнен водой, в нем живут растения – водоросли и мелкие животные – ракушки, улитки, рыбы); - о том, что помогает рыбам и растениям жить в нем как в естественном водоеме; - как животные и растения приспособились жить в воде (рыбы имеют обтекаемую форму, тело вытянутое, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами, тело покрыто чешуей; у растений корни, которые держат их, они приспособились дышать в воде); - о создании необходимых условий для обитателей аквариума. Словарная работа: водоросли, чешуя, жабры. | Аквариум с обитателями |
21. | У воды, на воде, в воде | Рассказать: - о водоеме – реке как среде обитания животных и растений (рыб, раков, улиток и т.д.), приспособившихся к жизни в воде; - что рыбы и другие животные имеют гладкое, обтекаемое тело, которое помогает им легко передвигаться, хорошо плавать; они находят пищу в воде; там же растет их потомство; - что водные растения могут расти лишь в речке; - что на берегу растут растения (травы, деревья)., которым требуется много влаги; живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой (утки, лягушки, стрекозы, комары). Воспитывать интерес к жизни животных и растений. Словарная работа: ива, кувшинка, кубышка, ряска, рогоз, личинка комара и стрекозы, рачки | Пособие «Река»; комплекты карточек «Лягушка», «Обитатели водно-предрежной зоны» |
22. | Что в морской глубине, на самом дне? | Рассказать: - о водоеме – море как среде обитания животных и растений; - как живые организмы приспособились жить в морских глубинах? - разница между морскими и речными обитателями. Воспитывать любознательность, интерес к жизни морских обитателей. Словарная работа (названия морских обитателей) | Иллюстрации карабля и подводной Людки; рисунки морских животных (кита, дельфина, морских чаек, летающей рыбы, морского конька, камбалы и т.д.) |
23. | Всем ли нужна вода: растения и вода | Сформировать представление о потребности комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые – еще и опрыскивать; другие – с плотными, толстыми листьями, стеблями – засухоустойчивые, родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Рассказать, что толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев – это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому её расходованию, поэтому поливать комнатные растения надо поразному, в соответствии с их потребностями во влаге. Научить обнаруживать особенности внешнего строения растений, на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым. Словарная работа: влаголюбивые, засухоустойчивые (названия комнатных растений) | Пособия: «Пустыня», «Влажные тропические леса»; комнатные растения (кактус – колеус, алоэ – бальзамин, циперус -толстянка) |
24. | Всем ли нужна вода: животные и вода | На примере обитателей пусныни (верблюда, варана, тушканчика) показать, как некоторые животные приспособились экономить воду: верблюд запасается жиром, отложенным в горбе, при расположении которого образуется вода, необходимая организму, поэтому верблюд может долго не пить; другим обычно хватает влаги, полученной их съедаемых растений или животных. Дидактическая игра «Найди пару». Словарная работа: верблюд, ящерица-варан, тушканчик | Пособие «Пустыня», рисунки животных пустыни |
25. | Золотая рыбка просит помощи | Воспитывать интерес к знаниям, формировать основы экологической культуры, логического мышления, творческого воображения. Закрепить правила поведения в природе. Словарная работа: танкер-нефтевоз, нефть | Иллюстрация наблюдательных экологических ситуаций в водоемах – реках, озерах, морях |
26. | Воздух вокруг нас. Свойства воздуха | Раскрыть понятие «воздух»: - свойства воздуха: прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения; - роль воздуха в жизни человека, животных и растений. Сформировать ответственное отношение к растениям – «легким» планеты Земля. Словарная работа: воздух, смесь газа, азот, кислород, углекислый газ, прозрачный | Мяч; воздушный шар; емкость с водой; пустая бутылка |
27. | Откуда прилетел ветер? Роль ветра в природе. | Раскрыть понятие «ветер» (это движение воздуха), показать роль ветра в жизни человека, животных и растений (уносит плохой воздух, гоняет тучи, распространяет семена растений); рассказать о разнообразии ветров: сильный-ураган, тайфун, смерч, слабый – бриз, муссон. Словарная работа: тайфун, смерч, бриз, муссон. | Винтилятор; семена растений, аудиозапись со звуками различных ветров; рисунки различных ветров; рисунок «Воздух – смесь газов» |
28. | Загадки природы: кто делает звуки? | Воспитывать интерес к окружающему миру природы; закрепить знания о воздухе и его работе: дает жизнь всему живому и делает ветер. Раскрыть понятие «звук», колебиние воздуха; колебание – быстрое движение воздуха вперед и назад, образование звуков в воздушной среде; учить различать звуки в природе. Дидактическая игра «Невидимый мир» Словарная работа: звук, колебание. | Аудиозапись различных звуков; ложка, стакан, балалайка |
29. | Без билета по белу свету: летающие семена | Учить различать плоды и семена деревьев, кустарников и цветов ближайшего окружения. Рассказать, что растения вырастают из семян (на примере одуванчиков). Раскрыть способы перемещения семян растений (с помощью ветра, животных и человека). Сформировать бережное отношение к плодам и семенам растений Дидактическая игра «Кто разносит семена?». Словарная работа: парашютики, крылатки | Семена и плоды различных растений (крылатки, парашютики, желуди, шишки, орехи и т.д.); комплект карточек «Одуванчик» |
30. | Вот труба – над нею дым…. | Рассказать о роли растений в поддержании чистоты воздуха;; источниках загрязнения атмосферного воздуха, как они влияют на наше здоровье. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. Сформировать правила экологической безопасности. Словарная работа: растения-пылесосы, смог | Иллюстрация, фотографии с изображением заводских труб, смогов, автомобильных дорог; игрушка Карлсон |
31. | Что за чудо-кладовой есть у матушки-земли: знакомство с почвой | Рассказать: - об образовании почвы, о роли животных и растений в этих процессах; - составе почвы: вода, воздух, останки животных и растений ( питательные вещества), глина, песок; - значение почвы в жизни животных, растений и человека. Словарная работа: почва, перегной (питательные вещества) | Колба с почвой; спиртовка; щипцы; стекло; муляжи овощей и фруктов |
32. | Обитатели почвы: знакомство с барсуком, кротом, дождевым червем | Раскрыть понятия: «царство тьмы», «подвал», «обитатели почвы». Как животные приспособились жить в условиях темноты и влажности: у крота короткое овальное тело, передние лапы похожи на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы. Воспитывать любовь к животным. Словарная работа: «царство тьмы», подвал, барсук | Иллюстрации подвала, рисунки крота, барсука, дождевого червя |
33. | Что такое полезное ископаемое? | Раскрыть понятие «полезное ископаемое», их различные состояния в природе: жидкое, газообразное и твердое; как человек использует их? Воспитывать бережное отношение к дарам природы. Словарная работа: полезные ископаемые, нефть, природный газ, каменный уголь, гранит, руда и т.д. | Коллекция горных пород; иллюстрации различных полезных ископаемых, способов их добычи. |
34. | Песок и глина вокруг нас. Как человек использует их? | Сформировать уважительное и бережное отношение к полезным ископаемым, природным материалам и сделанным из них предметам. Познакомить с образцами народных глиняных игрушек. Раскрыть свойства песка и глины | Дымковская игрушка; альбом «В музее игрушек»; глина; песок; воронки; вода; вата; песочные часы%; тарелки, микроскоп |
35. | КВН «Путешествие по царству природы» | Воспитывать интерес к знаниям, учить формулировать свои мысли, обощать и систематизировать материал разных тем. Словарная работа: плотность, пластичность, сыпучесть, вязкость, чешуйки | Плакат «Планета Земля»; иллюстрации животных и растений; мягкие игрушки; комнатные растения; проигрыватель с различными записями (звуки природы, песня «Давайте дружить!»; карточки с заданиями; медали и грамоты; фигурные очки; выставка работ детей |
36. | Беседа: диагностика экологических знаний | Выявить уровень знаний детей о растениях и животных на конец учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы предметного кружка "Любознайка" по математике и русскому языку с 1-го по 4-й классы
План работы предметного кружка "Любознайка" по русскому языку и математике, главной целью которого является развитие интереса к предметам, повторение изученного материала, подготовка к олимпиадам, кон...
План работы танцевального кружка "Землянички"
Программа дополнительного образования...
Планирование работы экологического кружка
С развитием общества, усовершенствованием технического развития и повышением уровня потребностей человечества все чаще возникают вопросы об экологической безопасности и приближении экологической катас...
План работы кукольного кружка
План работы школьного кукольного на 2012-2013 учебный год для учащихся первого класса....
План работы экологического кружка
Формирование экологической культуры детей, познание окружающей природы через исследовательскую деятельность, способствующей развитию и самовыражению детей,формирование заботливого отношения к природе ...
О работе экологического кружка
Дети часто слышат о том, что природу нужно беречь. Но что стоит за этими, давно ставшими привычными фразами? Как научить ребёнка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к люб...
Отчет о работе экологического кружка «Почемучки» во 2 классе
Отчет о работе зкологического кружка кружка во 2 классе за учебный год....