Экологический проект "Чистая вода- живая планета"
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Тверитина Светлана Николаевна

Разработка проекта с презентацией для использования в конкурсе,на уроке,на классном часу в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                            средняя общеобразовательная школа № 21

                  Экологический проект

           «Чистая вода - живая планета»

Авторы проекта:

Борисова Виктория 3-б класс

Борисов Сергей 3-б класс

Дьякова Екатерина 3-б класс

Николаев Владимир 3-б класс

Руководитель проекта:

Тверитина Светлана Николаевна

МОУ СОШ №21        

Консультант:

        

Сроки реализации:

03.03.2014г-17.03.2014г.

                                           

                                               

                                               Волгодонск

                   2014г.

               

             Содержание                                            

                                                                                                                  стр.

1.Введение                                                                                                     2                                                                                      

 

2.Значение воды на Земле                                                                        3-4

                                                               

3.  Причины загрязнения воды                                                                       5-6

                                                     

4.Опытно-экспериментальная работа по эколого-                              7

  экономической проблеме загрязнения воды                                

5.Правила бережного отношения к воде                                                 8

                                     

6.Заключение                                                                                                 9                    

                                                                       

7.Список источников                                                                                   9                                                                        

1.Введение

Если составить список необходимых для жизни вещей, то вода, конечно, его возглавит. Без нее совершенно невозможна ни одна из известных форм жизни. Человеческий организм примерно на 75% состоит из воды.  Именно воде планета обязана возникновением и развитием жизни, тогда, не будь ее, не было бы и нас. Многие  думают, что раз воды на земле больше, чем суши, то экономить ее незачем. Однако речь идет не о воде морей и океанов, а о пресной воде, запасы которой на планете не так уж и велики. Если вообразить мировой океан бассейном, то природной пресной воды в нем будет всего лишь столовая ложка. Из этой столовой ложки, воды пригодной для питья совсем немного. С каждым годом на земле запасы пресной воды истощаются, причем виной тому деятельность человека. При работе над проектом мы рассматривали несколько вопросов: Каково значение воды для живых организмов. Грозит ли планете дифицит воды? В каких странах он уже существует и как обстоят дела в России? Почему загрязняется вода? Каково состояние воды в нашем городе?

И, наконец, каким образом, нужно беречь и экономить величайшее богатство природы-воду.

Цель проекта:

  1. Воспитание бережного отношения к пресной воде.
  2. Умение быть экономными

Задачи:

  1. Узнать о запасах пресной воды.
  2. Выяснить, где мы теряем воду.
  3. Определить, как устранить потери воды.

Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.

Объект исследования: пресная вода.

Предмет исследования: как сберечь пресную воду.

План действий:

1. Поискать информацию о воде в библиотеке, в Интернете, провести опрос знакомых, родственников.

2.Обсудить проблемы загрязнения воды.

3.Систематизировать полученные данные и сделать выводы.

4.Приготовить презентацию.

5.Защитить свой проект.

2.Значение воды на Земле

    Что такое вода? Минерал - не имеющий цвета,
  Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
 Это главное таинство, главное чудо Планеты,
       Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

    Без воды на Планете немыслимо что-то живое.
      И вода вездесуща – и в недрах, и  над землей,
    И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
        Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.

                                         Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
                                         Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
                                         Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
                                         Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

                                          Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
                                           С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
                                           Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
                                            Ну, а если когда-то игра обернётся  бедой?

На уроках окружающего мира мы узнали, что

97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.

  • 3 % (то есть 39500 куб. км) – пригодны для человека. Там где есть жизнь, всегда есть вода.
  • Жизнь без воды невозможна.
  • Вода источник энергии.
  • Вода переносит тепло.
  • Вода - хороший растворитель.
  • В воде протекает огромное количество химических процессов.

А так же:

Большинство из нас знают о воде только то, что без нее «ни туды и ни сюды». А ведь она скрывает много загадочного, и многие ее свойства не изучены до сих пор.

Сколько состояний у воды?

Из школьной программы мы знаем, что вода – жидкое вещество, которое в зависимости от температуры может быть твердым и газообразным. На самом деле у нее не три состояния, а намного больше: пять - когда это жидкость, 14 – при минусовых температурах. А если вода перенасыщена метаном, она даже может загореться.

Всякая ли вода замерзает при температуре ниже нуля?

Не всякая. Очень чистой воде, избавленной от примесей, температуры чуть ниже нуля будет недостаточно – она по-прежнему останется жидкой. Но и для нее есть свой порог замерзания: просто он ниже, чем у обычной воды.

 В какой стране самая чистая вода?

Хотелось бы, конечно, вспомнить наши водные богатства, и в первую очередь – озеро Байкал. Но, увы, одно озеро погоды не сделает, а за чистой водой лучше ехать к нашим соседям – в Финляндию. Именно эта страна, по данным исследования ЮНЕСКО, заняла первое место среди 122 государств мира.

Какая вода быстрее превратится в лед – холодная или горячая?

Как ни странно, вторая, хотя перед тем как замерзнуть, ей нужно полностью остынуть. Это свойство воды причисляется к удивительным фактам: почему так происходит, ученые до сих пор не объяснили.

А что будет, если «переохладить» воду?

Заморозив воду до -120°, ученые с удивлением обнаружили, что она стала вязкой. Еще каких-то 15° ниже нуля – и получилось что-то похожее на стекло.

Беседуя с нашей школьной медсестрой, мы узнали, что вода убивает

Именно «водным» способом распространяются самые опасные для человека болезни. Сегодня подобным образом передается до 2/3 инфекций. По статистике, каждый год умирают около 25 млн. жителей планеты, испивших зараженной воды.

Но без нее нет жизни!

Все живое на нашей планете содержит воду и погибнет, если ее лишится. Животные – это вода на 75%, картофель – на 76%, арбуз состоит из нее на 96%. В теле человека около 70% воды, но в зависимости от возраста этот показатель меняется. В теле новорожденного ее более 85%, в теле старика – около 50%. Получается, при старении мы теряем воду. А за свою жизнь успеваем выпить около 35 тонн воды!

Вода-диетолог

«Сидеть на хлебе и воде» - значит голодать, но не от хорошей жизни. А ведь люди с избыточным весом действительно могут «сесть на одну воду», исключив из рациона другие напитки, и значительно сбросить вес. По мнению диетологов, это один из самых эффективных способов похудения.

Вода-кардиолог

Употребление достаточного количества воды в день – не менее шести стаканов – намного снижает риск сердечных приступов.

           

3. Причины загрязнения воды
Треть населения Земли испытывает в воде острый недостаток.  Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из - за их загрязнения. 

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями, возникла проблема промышленного и сельскохозяйственного загрязнения воды.

  Из интернета и журналов мы узнали, что ученые посчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить бы 10000 товарных вагонов в поездах. Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. В реках Дунай, Рейн, Волга купаться вообще нельзя. В сибирских реках из затонувшего леса появились микроорганизмы очень вредные для здоровья человека и животных. Озеро Байкал теряет способность самоочищаться. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. Даже в организме рыб происходят изменения, рыбы рождаются с двумя хвостами. 
Около 80% всех болезней в  развивающихся странах, связаны с нехваткой чистой воды.
Наша страна, пожалуй, самая водообеспеченная: в среднем обеспечение населения водой составляет 400 л на человека (из них 250 л питьевой в сутки).

На занятиях кружка «Юный патриот» мы знакомились с тем, как наши предки относились к воде. И многому мы могли  бы поучится у наших предков. Люди ценили воду,называли её кровью Земли. Русский народ создал огромное количество пословиц о воде. Вот некоторые из них: «Воды небесные поят землю», «Вода – всему господин, воды и огонь боится», « И тихая вода крутые берега подмывает», «Всегда жди лихой беды от большой воды». Вслушайтесь в однокоренные слова – Родина, родной, родимый...  Что же такое родник? Это небольшая струя воды, выбивающаяся из-под земли. Сама родная земля- матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающе холодная и полезная. На Руси родниковую воду берегли, строили для родников колодцы, часто очищали. А прохожий всегда мог попить ледяной водицы из ковша, оставленного у родника. Вода в родниках очень холодная, но, говорят в народе, даже окатившись ею зимой в мороз не заболеешь, наоборот – силы и здоровья прибавится. Сейчас же многие родники пропали,

  Наш родной город-Волгодонск находится на рубеже Дона и огромного Цимлянского водохранилища на востоке Ростовской области.  Цимлянское водохранилище, созданное в 1952 году, сегодня является  единственным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения для 169 тысяч  горожан. Водоёму уже больше 60 лет.
Его проблемы: это заиление, «цветение» водорослей в теплый период, загрязненность воды, наблюдаемое уменьшение водных и рыбных запасов и т.д.
Сегодня основной источник загрязнения ближайшей к Волгодонску части Цимлянского водохранилища – сам город, наши стоки, которые без всякой очистки попадают в море. Участки сброса  ливневых стоков в Цимлянское водохранилище (Сухо-Солёновская балка, район ТРЦ) являются наиболее загрязненным участком  моря. Горожане помнят чрезвычайную ситуацию осени 2009 года, когда в Волгодонске на два дня «пересох» водопровод: скопление сине-зеленых водорослей в месте водозабора не позволило подать в Волгодонск воду.  Проблема надежного обеспечения города питьевой водой одна из главных в нашем городе.  Но мало только заботы государства, необходимо и нам беречь воду. Вода – это жизнь. Поэт В. Маяковский в одном из своих стихотворений обращался к людям так: «Эй, горожане, берегите воду! Бережней относитесь к вашему водопроводу!» Подумайте! При утечке воды из крана за 10 минут вытекает ведро. Сколько ведер воды утечет за 1 час? За 1 сутки? Если вода течет струйкой величиной со спичку, то за сутки утечет 40 ведер, а в ведре 10 литров.  В кран вода попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из водохранилища  направляется в трубы, где после очистки, попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны.

Тучки на небе сгустились,
А затем они открылись,
Капли  с неба потекли -

Получились ручейки.
Ручейки сбежались в речку
«Здесь с волною будем течь мы!»
Переполнилась река,
Затопляя берега,
Чтобы речка не бурлила,
И дома не затопила.
Это наш водоканал
Воду с речки забирал.
Путешествует водичка,
Чтобы мы умыли личико,
Чтоб напиться мы могли.
Применялось для еды.
Без воды нам никуда,
Потому и знаю я,
Как она по трубам ходит
В каждый дом сама заходит
Только кран свой открути
Побежит струя воды
 А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы  теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Многие люди  пользуются  водой неразумно: Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию.  Неплотно  закрываем  кран, и вода потихоньку капает. Направляясь в столовую, моем  руки, открыв кран полностью. Сколько литров вытечет за сутки?  Наблюдая за краном, который неплотно закрыт,  мы выяснили, что

Время

Количество воды

1 минута

6 капель

1 час

360 капель = 35 мл

1 сутки

840 мл

1 месяц

25 л 200 мл

4.Провели исследование по пользованию водой

Перед тем как начать производить исследование, нужно переписать показания квартирных водосчетчиков . Показания счетчиков : холодная вода - 108,253 кубических метров, горячая вода - 61,121 кубических метров.

 Экономия воды в результате выключение воды во время чистки зубов. 
Выясним, какое количество воды можно сэкономить, если выключать воду во время чистки зубов (2 раза в день по 2 минуты). 
Чистим зубы 2 минуты, не выключая воду, и проверяем показания счетчиков. Показания счетчика холодной воды стали: 108,265 (увеличились на 12 литров), горячей: 61,131 (увеличились на 10 литров). Вывод: изменение показаний обоих счетчиков в сумме указывает на то, что если бы мы выключили воду во время чистки зубов, то могли бы сэкономить 22 литра. Если учитывать, что человек чистит зубы 2 раза в день, то, значит, за один день он расходует впустую 44 литра  воды. Если подсчитать расход использованной впустую воды семьей из трех человек, то получится: 44 * 3 = 132 литра (!). Посчитаем, сколько воды могут сэкономить ученики одного класса (30 человек): 44 * 30 = 1320 литров. А теперь посмотрим, сколько воды могут сэкономить ученики одной школы ( 1 тысяча человек): 44 * 1000 = 44000 литров. Это за один день. За месяц 1 человек экономит: 44 * 30 = 1320 литров, семья из трех человек: 1320 * 3 = 3960 литров, ученики одного класса: 1320 * 30 = 39600 литров, ученики одной школы: 1320 * 1000 = 1320000 литров. За год один человек сэкономит: 44 * 365 = 16060 литров, семья из трех человек: 16060 * 3 = 48180, ученики одного класса сэкономят: 16060 * 30 = 481800 литров, ученики одной школы: 16060 * 1000 = 16060000 литров. Результаты исследования поместим в таблицу

Экономия воды в результате выключения воды во время чистки зубов 

1 человек

Семья из 3-х человек

Ученики одного класса (30 человек)

Ученики одной школы (1 тысяча человек) 

                                        Экономия воды за1день (л)

44

132 

1320 

44000 

                                       Экономия воды за 1 месяц, (л)

1320

3960 

39600 

1320000 

                                        Экономия воды за 1 год

16060

48180

481800

16060000


                                                                      Выводы 

Воду надо экономить! Прежде всего - это отразится на снижении оплаты за воду каждой семье. В масштабах всей страны экономия позволит получить миллиарды рублей. В мире большое количество людей испытывают недостаток питьевой воды, а тем более недостаток в воде для хозяйственных нужд. 

Интересные факты 
- Если семья сэкономит хотя бы 20% водопроводной воды от того объема, который она использует, то за год такое количество может образовать озеро диаметром 200 метров, а глубиной – 2 метра. 
- Выбирая определенные продукты, можно тоже экономить воду. 
- Оказывается, чтобы вырастить 500 граммов ячменя, требуется 650 литров воды. 
- Вегетарианцы тоже экономят воду. На выращивание животных для мяса требуется много воды. 
- Стоимость 70 литров горячей воды равняется стоимости одного яблока, стоимость 1000 литров горячей воды равняется стоимости 300 граммов сыра, стоимость 2700 литров горячей воды равна стоимости рубашки из хлопка, а цена 100000 литров горячей воды равна стоимости ноутбука. 

5.Правила бережного отношения к воде

Мы призываем!


1.Обрати внимание, не течет ли зря вода из крана

2. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран.

3. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.

 4 Для уменьшения расхода воды рекомендуем вместо принятия ванны ограничиться душем. Расход воды во время купания снизится приблизительно втрое.

5. Старайтесь не допускать засыхания остатков пищи в тарелках и кастрюлях. На то, чтобы их отмыть, понадобится немало воды.

6. Вы также можете использовать элементарные способы повторного использования. Просто поместите миску в раковину под руки, пока вы моете овощи. Затем повторно используйте ее для полива комнатных цветов. 
Внесение этих изменений в свой обычный образ жизни, поможет не только сэкономить счета за воду, а и сохранить водные запасы нашей планеты на долгие годы. 

6.Заключение

Работа над проектом помогла нам понять насколько остро стоит на сегодняшний день проблема сохранения водных ресурсов планеты, ведь всё живое на Земле не может обходится без воды, а запасов пресной воды, так необходимой нам для жизни, очень мало.

В процессе работы мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоёмов, сделали выводы о необходимости бережного и экономного отношения к воде.

Работа помогла нам понять, что беречь воду- значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

7.Список источников

Большая энциклопедия.

Кирилла и Мефодия, 2008

Начальная школа. Справочник школьника. М.: 1996

Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Мир вокруг нас.

  Чижевский А. Е. Я познаю мир.  Детская

энциклопедия.Экология. М.: 1997

Вагнер Ю. Наука для всех. Удивительные рассказы о  

  природе. – М.: АСТ: Астрель, 2002.

РИА Новости  http://ria.ru/documents/20100322/215718166.html#ixzz2vOsuV2MP Интересные факты 

Значение воды у славян: rodobozhie.ucoz.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Чистая вода-живая планета".

Данный проект был разработан для участия в городском конкурсе.Можно использовать на уроке окружающего мира в 3 классе....

Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»

«Все великое начинается с малого»Пояснительная записка     Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна  проблема: ухудшения качества ...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра «Живая планета»

Цель:    воспитывать интерес к природе и её обитателям.                  Задачи: -расширен...

Введение в образовательную программу «Юный эколог» (экологическая игра «Живая планета»

Конспект  открытого занятияТема: Введение в образовательную программу «Юный эколог» (экологическая игра «Живая планета»Цель: Сформировать у детей первичный интерес к занят...

Экологическая игра «Живая планета»

Внеклассное мероприятие по окружающему миру...

Классный час на экологическую тему: «Чистая вода-живая планета» 3 класс

Разработка классного часа на экологическую тему...