Экологический проект "Чистая вода-живая планета".
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Кузнецова Оксана Александровна

Данный проект был разработан для участия в городском конкурсе.Можно использовать на уроке окружающего мира в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_chistaya_voda-zhivaya_planeta.rar594.51 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 21

Экологический проект

«Чистая вода-живая

планета»

Авторы проекта :    Кабанова Алина 3 Г класс

                        Васильев Илья 3 Г класс

                        Сорванова Снежана 3 В класс

                        Мальченко Данил 3 В класс

Руководитель проекта :    Кузнецова Оксана Александровна

                                 МОУ СОШ № 21

                                учитель начальных классов

Сроки реализации

проекта:               07.02.2013-19.03.2013г.

                              г. Волгодонск.

                                 2013 г.

                           Содержание.

                                                                                                                              Стр.

1.                         Введение.                                                                                   2

2.                     Значение воды на Земле.                                                       3-4

3.                    Причины загрязнения воды.                                                    4-5

4.             Опытно-экспериментальная работа по эколого-                     5-7

              экономической проблеме загрязнения воды.

5.              Правила бережного отношения к воде.                                     7-8

6.                        Заключение.                                                                              8-9

7.                     Список источников.                                                                       9

                    1.Введение.

«Воду нужно беречь!» - твердят родители и учителя, дома и в школе. Об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же её беречь, если её вон сколько вокруг?

Дома отвернул кран – течет хорошим напором, широкой струёй. Хочешь – холодная, хочешь – горячая. Готовь еду, стирай, купайся, сколько влезет. А вот по городу и за городом- сколько водоемов, рек. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаёшь понимать, зачем же воду так беречь, если её огромные объёмы, куда ни взгляни. «Так нужно ли беречь воду?» - задумались мы. Действительно ли, так важно значение воды в жизни человечества?

 Ответом на этот вопрос и послужила наша работа.  

                     Цели проекта:

  1. Изучить значение воды и причины ее загрязнения на примере водоемов г. Волгодонска.
  2. Рассчитать количество используемой воды на одного человека в день.
  3. Опытным путем определить несложный и эффективный способ очистки воды.
  4. Разработать правила бережного использования воды.
  5. Сделать выводы об эколого-экономическом потреблении воды.                     

 

    2.Значение воды на Земле.

Вода – колыбель жизни, именно воде наша планета Земля обязана возникновением и развитием всего живого. Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах. Например, средняя ель весит 100 кг, из них 80 кг – вода, нарцисс весит 100 граммов, из них 85 г – вода. Наше тело на 2/3 состоит из воды. Новорожденный малыш на 80% состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении.

Таким образом, всему живому нужна вода, и особенно, чистая. Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека. Все живые существа нуждаются в воде. Каждый человек ежедневно выпивает около двух литров воды. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы. Каждый день мы едим суп, пьем чай, компот.

Сотни литров в день уходят на стирку, купание, другие потребности каждого из нас. Без воды нельзя построить дом. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнет всё живое.

Вода используется на любом производстве для охлаждения, промывания, увлажнения.

На сегодняшний день ситуация с мировыми водными ресурсами может быть названа крайне тяжелой. Многие регионы планеты испытывают недостаток воды. При этом в отношении воды питьевого назначения ситуация просто критическая. Для того, чтобы наглядно увидеть, в какой ситуации находится население планеты в плане обеспеченности водными запасами, приведём следующие примеры. В целом из 10 жителей планеты:

  • 5 имеют доступ к водопроводу в своём доме;
  • 4 не имеют приемлемого с санитарной точки зрения туалета;
  • 3 получают воду из безопасных источников;
  • 2 не имеют доступа к удобным и безопасным источникам воды.

Одной из главных причин недостатка воды является её повсеместный перерасход. Приведём несколько красноречивых примеров:

  • В среднем на планете 70% всей доступной пресной воды используется на нужды сельского хозяйства. Причём более половины этой воды теряется вследствие неразвитости применяемых технологий.
  • В ХХ веке использование воды возросло в 6 раз по сравнению с предыдущими столетиями.
  • Вода на планете используется крайне неравномерно ( в США на каждого жителя расходуется в среднем 380 л воды в день, в Германии- 129 л в день, а во многих развивающихся странах- не более 20-30 л в день.
  • Во многих крупных регионах, таких как США, Индия, Китай вода из подземных источников расходуется быстрей, чем пополняется, прямым следствием чего является угроза острого дефицита воды в недалеком будущем.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что запасы водных ресурсов наравне с качеством воды являются одними из наиболее важных проблем современности, и от их решения зависит в конечном итоге будущее человечества.

3.Причины загрязнения воды.

В настоящее время вода находится в опасности. Из-за потепления климата на планете основные запасники пресной воды- ледники- тают всё быстрее и быстрее. Не лучше ситуация обстоит и с водоёмами. В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., появилось множество путей загрязнения водоёмов.

Водоёмы загрязняются нефтью и нефтепродуктами, что приводит к появлению нефтяных пятен, которые препятствуют проникновению кислорода, это вызывает гибель растений и животных.

Тремя основными источниками загрязнения рек и озёр являются сточные воды, промышленные выбросы и отходы сельского хозяйства. Реки, загрязненные стоками, впадают в море, делая его опасным для человека. Сточные воды наносят непоправимый вред всем обитателям рек, озёр, морей. Они создают благоприятную почву для вредных вирусов и бактерий.

В ходе проектной деятельности мы собрали информацию об экологических проблемах водоемов в городе Волгодонске. Что касается Цимлянского водохранилища, то на сегодняшний день остро обозначились следующие основные проблемы:  

  • загрязнение воды водохранилища сточными водами, одним из последствий которого является интенсивное развитие сине- зеленых водорослей в акватории водохранилища;
  • снижение рыбопродуктивности Цимлянского водохранилища;
  • разрушение берегов Цимлянского водохранилища;
  • заиление ложа водохранилища, что помимо прочего снижает его полезную ёмкость.

Одним из основных загрязнителей Цимлянского водохранилища является судоходство. Кроме того, загрязняют водохранилище сточные воды. Наибольший объём сточных вод сбрасывается в водохранилище на территории Волгоградской области.

Не менее острыми проблемами характеризуется и вся водохозяйственная система Нижнего Дона. Среди основных можно назвать следующие:

  • загрязнение сточными водами;
  • просадка уровня воды Нижнего Дона;
  • снижение рыбопродуктивности;
  • зарастание и заиление рукавов в дельте Нижнего Дона;
  • разрушение берегов Нижнего Дона.

Донская вода сейчас не отвечает нормам по многим показателям: например, содержание нефтепродуктов там в 1,5- 2 раза превышает показатели, почти на всем протяжении от плотины Цимлянского водохранилища до устья Дон загрязнён ионами меди и легко окисляемыми органическими веществами. Кстати, нефтепродукты встречаются в 45% проб, то есть загрязненность ими донских вод- обычное состояние. Наиболее загрязненными являются участки реки у городов Аксай, Ростов, Азов. Причём по органике и нефтепродуктам- независимо от сезона, по нитратам- зимой, а по фенолам- летом. Как в притоках, так и в русле Дона, в зимний период наблюдается наихудшее качество речной воды.

В последние десятилетия значительно снизилась возможность самоочищения Дона от загрязняющих веществ. Так, на месте промытых песчаных осадков стали преобладать илистые отложения, в которых содержание загрязняющих веществ на некоторых участках увеличилось от 3 до 25 раз.

Воду, конечно, пытаются очищать, отстаивать и «облагораживать» хлоркой. Но реальная опасность этих водорослей в том, что они забивают водозаборные сооружения, и могут возникать осложнения с подачей питьевой воды городам и селам. В Волгодонске была аналогичная ситуация несколько лет назад: жители на несколько дней (около недели) остались без воды до тех пор, пока не расчистили водозаборы. Это большая и пока нерешенная проблема.

Степень загрязненности реки Дон можно проиллюстрировать следующими данными:

В 2010 году качество воды в местах водозаборов не отвечало гигиеническим требованиям по химическим показателям в 56,1% проб, по микробиологическим показателям- 44,4%, в зонах рекреации соответственно в 48% и 50,4%.

Основными источниками поступления загрязняющих веществ в р. Дон являются предприятия ЖКХ. Значителен вклад также промышленных объектов, сельского хозяйства, загрязняющего водные объекты дренажными водами оросительных систем и за счёт неконтролируемого смыва с сельхозугодий почвенного слоя, насыщенного минеральными удобрениями и гербицидами, а также судоходство.

                4.Исследование.

1) Опыты по очистке воды.

При чрезвычайных ситуациях, связанных с автономным выживанием в природных условиях особое значение приобретает проблема очистки воды. Мы предполагаем, что в таких ситуациях можно найти способ, который поможет обеззаразить воду, чтобы использовать ее в пищу. Цель работы: определение несложного и эффективного способа очистки воды.

Задачи:

  1. Рассмотреть существующие способы очистки воды и определить менее сложные.
  2. Попробовать очистить воду несколькими способами.
  3. Определить её чистоту и сделать выводы.

Объект исследования- талая вода.

Методы исследования- наблюдение, анализ, эксперимент.

Исследования качества воды проводились по следующим показателям: наличие осадка, прозрачность, наличие осадка, прозрачность, наличие запаха, сила запаха. Способов дезинфекции воды существует множество. Мы выбрали на наш взгляд более простые способы очистки воды.

Для очистки воды был набран снег, который растопили и профильтровали через неплотную ткань. Получившуюся талую воду разлили в одинаковом количестве в колбы. В каждой колбе очистили воду разными способами:

1 колба- добавили несколько капель йода, из расчета 3 капли на 1 литр воды;

2 колба- использовали активированный уголь, размельчили 2 таблетки и высыпали в воду. Спустя несколько часов профильтровали через неплотную ткань.

3 колба- очищали при помощи дистиллятора.

Вода, очищенная разными способами, отстаивалась в течение суток.

Определение чистоты воды.

Чтобы определить пригодность воды к употреблению, мы проверили её на содержание разных примесей. Определение чистоты проводили для каждой колбы отдельно. Оценили воду по органолептическим показателям.

Опыт № 1.

Цель: Определение цвета воды и наличия осадка.

Ход работы: После отстаивания колбы с водой рассматривали на фоне белой бумаги.

Опыт № 2.

Цель: Определение прозрачности воды.

Ход работы: Подготовили печатный шрифт разных размеров, начиная с высоты шрифта в 0,5 см, следующие размеры были 0,4; 0,3; 0,2 и т. д. Колбы с одинаковым количеством воды располагали над шрифтом на высоте 4 см, определяли, какой размер шрифта отчётливо виден.

Опыт № 3.

Цель: Определение наличия запаха и его интенсивности.

Ход работы: Для определения наличия запаха и его характера привлекали несколько человек, старались определить на что похож запах.

Результаты исследований.    

Качество воды.

Вода, очищенная с помощью йода.

Вода, очищенная с помощью активированного угля.

Вода, очищенная с помощью дистиллятора.

Цвет

Желтоватый

Светло-серый

Бесцветная

Наличие осадка

Немного, песчинками.

Немного, песчинками

Без осадка

Прозрачность

Виден шрифт 0,4 см

Виден шрифт 0,4 см

Виден шрифт 0,3 см

Наличие запаха

Специфический

Землистый

Без запаха

Сила запаха

Отчётливый

Слабый

Отсутствует

Итог

3 место по очистке от примесей

2 место по очистке воды от примесей

1 место по очистке воды от примесей.

Вывод: По результатам наших опытов можно сказать, что из тех способов, которые мы применили для очистки воды, чище всего оказалась вода, очищенная методом испарительного дистиллятора. На втором месте- вода, очищенная активированным углем. Она была немного прозрачнее, не было неприятного запаха. На третьем месте- вода, очищенная йодом.

2) Расчёт среднего количества используемой воды на одного человека в день.

Разрабатывая проект, мы провели небольшое исследование и рассчитали среднее количество используемой воды на одного человека в день. Для этого каждый из нас посчитал и записал свой расход воды в день, а затем мы нашли среднее арифметическое для каждого значения. Результат мы записали в таблице.

    Для чего нужна вода

   Расход воды в день

    Умывание

    10 л (+45 л туалет)

    Купание

    40л

    Приготовление пищи

    5 л

    Мытье посуды

    10 л

    Стирка

    15 л

    Мытье полов, окон

    50 л

    Полив цветов

    6 л

    Итого

    181 л

 

    5.Правила бережного отношения к воде.

Повлиять на снижение загрязнения воды нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными отходами, тяжёлыми металлами простой гражданин, к сожалению, не в силах. Тем не менее, нельзя уходить от вопроса бережного отношения к воде никому из нас. В соответствии со статьёй 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Поэтому охрана окружающей среды, в том числе, и водных ресурсов-это почетная обязанность каждого гражданина Российской Федерации.

Исходя из проведенного исследования, мы вывели следующие правила бережного отношения к воде:

  1. Всегда обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, сразу же закрой кран.
  2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струёй. Прикрой немного кран. Это не помешает умываться, а воды утечёт меньше.
  3. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стакан и закрывай кран. Полоскать рот из стакана очень удобно. А сколько воды можно сберечь!
  4. Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струёй. Лучше поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
  5. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, нужно сразу же вызвать работников коммунальной службы.
  6. Нельзя мусорить на берегах рек и мыть в них машины.

Если мы будем знать и выполнять эти правила, мы поможем сберечь воду- самое ценное сокровище нашей планеты!!!

                6.Заключение.

  • Проделанная работа помогла нам понять насколько остро стоит на сегодняшний день проблема сохранения водных ресурсов планеты, ведь всё живое на Земле не может обходиться без воды, а запасов пресной воды. Так необходимой нам для жизни, очень мало.
  • В процессе работы мы расширили свои знания о воде, узнали о причинах загрязнения водоёмов, на основе исследования сделали выводы о необходимости бережного и экономного отношения к воде.
  • Работа помогла нам осознать простую, но очень важную истину: беречь воду- это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира!

          7.Список источников.

1. «Глобальная экология» Н. Ф. Винокурова и В. В. Трушин, Просвещение,1998.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

3. «Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения» И. К. Гавич, Агропромиздат,1985.

4. «Экология и экологическая безопасность» Ю. Л. Хохотунцев, Издательский центр «Академия»,2004.

5. www.vseozemle.ru

6. www.watersite.ru

7. www.vokrugsveta.ru

8. Доклад председателя комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Г. И. Скрипки «Экологические проблемы Цимлянского водохранилища и экосистемы Нижнего Дона».

     

      

     

     

     

   

 

Выступаем на городском конкурсе проектов по теме «Чистая вода- живая планета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический утренник "Береги свою планету" 3-4 классы

На фоне занимательного инсценирования, конкурса загадок, игр, интеллектуальных заданий, веселых песен дети постигают законы природы, получают представление о взаимосвязи природы и человека, учатся нес...

Экологический праздник "Наш дом - планета Земля" 4 класс

Инсценирование сказки, интеллектуальный конкурс "Эрудит", игры "Аукцион", "Сосчитай-ка", "Хорошо или плохо", стихи, плакат с фигурками животных и птиц, цветов и деревьев, которые дети украшают по ходу...

День защиты от экологической опасности “Землянам – чистую планету!”

День защиты от экологической опасности “Землянам – чистую планету!” в летнем загородном лагере...

Внеклассное мероприятие. Экологическая агитбригада «Спасем нашу планету»

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи...

Экологический праздник "Наш дом-планета Земля"

Земля наш общий дом, и её нужно охранять....

Экологический проект "Чистая вода- живая планета"

Разработка проекта с презентацией для использования в конкурсе,на уроке,на классном часу в 3 классе...

Классный час на экологическую тему: «Чистая вода-живая планета» 3 класс

Разработка классного часа на экологическую тему...