Экологический утренник "Береги свою планету" 3-4 классы
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Тесёлкина Светлана Юрьевна

На фоне занимательного инсценирования, конкурса загадок, игр, интеллектуальных заданий, веселых песен дети постигают законы природы, получают представление о взаимосвязи природы и человека, учатся нести ответственность за окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Beregi_svoyu_planetu.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Экологический утренник

«Береги свою планету»

(3 – 4 классы)

        

                                                           Учитель начальных классов:

                                                           Тесёлкина Светлана Юрьевна

        

г. Балаково

Цель занятия:  дать представление о полной взаимосвязи человека и  

                               природы; об ответственности за окружающий человека мир

                               природы; показать детям, что человек – работник в царстве

                               природы; учить детей выполнять законы природы;

                               воспитывать чувство осознания своего единства с

                               окружающим миром; развивать активность,      

                               самостоятельность, мышление, воображение, творческие

                               способности учащихся.

Оборудование: большая картина леса, плакаты об охране природы,

                                выставка работ учащихся (рисунки, поделки, фотографии),

                                запись голосов птиц, рисунки животных, жетоны

Ведущий    Ребята,  сегодняшний утренник посвящён защите и охране

                     природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты,

                     которая нас окружает. Мы рвём цветы, ломаем ветки деревьев,

                     разоряем гнёзда птиц. Человек губит природу, отравляет

                     атмосферу, загрязняет водоёмы своими гигантскими заводами.

                     Улучшением состояния окружающей среды занимается совсем

                     молодая наука-экология.

Экология       Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья. Я - экология.

                        Удивительное время, началось новое тысячелетие. Наверное,

                         Человек должен собою гордиться. Ведь он покорил океаны,

                         Воздух, землю. Сделал большие достижения в области науки,  

                         техники, искусства, образования, но, к сожалению, много

                         сделал человек промахов, ошибок.

                         Большой проблемой оказался экологический кризис. Ведь

                         человек беспечно относится к природе и к тому, что она даёт,

                         сам при этом являясь частью природы.    

Ведущий     Внимание! Внимание! Экологическая тревога! Экологическая

                     тревога!

Ученик        Брошенная на землю бумага лежит 2 года, консервная банка-

                      30 лет, полиэтиленовый пакет-200 лет, стекло-1000 лет.

Ведущий      Посмотрите инсценированную сказку о загрязнении

                      окружающей среды.

        

                                                    Сказка «На пикнике»  

Ведущий      Вот как-то раз в урочный час,

                      В прекрасный солнечный денёк

                      Собрался дружный громкий класс

                      У костерка на огонёк.

                      С собою взяли, кто что мог:

                      Еды, питья, хоть завались.

                      А мне пора, звенит звонок.

                      Себя узнаешь ты, всмотрись.

Пёс               Р-р-р-аф! Р-аф! Я первый, никого.

                     Принёс тушёнку я с собой.

                     Вот банка, запах ничего.

                     Желаешь, поделюсь с тобой.

                     Хотя не дам, нас будет много,

                      Сейчас сюда придут друзья.

                      О! Кажется, ведёт дорога

                      Ещё кого-то!.. Эй! Сюда!

Кот               Привет, браток, не опоздал я?

                      Где остальные?

Пёс               Щас придут.

                      Чего принёс?

Кот              Я? Одеяло, чтоб на земле создать уют.

Пёс              А что поесть?

Кот              Мур, мур, дружочек,

                     Пакетик, правда, небольшой,

                     Селёдку, хлебушка кусочек,

                     Надеюсь, хватит нам с тобой?

Хрюшка     А вот и я, чистюля знатный.

                     В ведре помоев хватит всем!

Пёс              Да, прямо скажем, небогато,

                    Ну что, присаживайтесь, сэр!

Барашек    А вот и я, вот пепси, кола.

                    Стаканчики с собою есть.

                    Я рад вас всех увидеть снова.

                    А вы что принесли поесть?

Кот             Кефир и хлеб.

Пёс             А вот - тушёнка.

Хрюшка    А вот помои, хватит всем!

                  ( Разливают пепси, стаканы, бутылки бросают )

Барашек   Пусть поваляется, пустая,

                   Она уж больше не нужна.

                   Стаканы тоже побросаем,

                   Ведь не квартира, а земля.

Кот            Пакет пустой, его- туда же.

                   Остатки рыбы пусть гниют.

                   Мы никому про то не скажем.

                   Не видно нас, не засекут.

Пёс            Консервы съедены, ребята,

                  Пустая банка-прочь её,

                  Немножко было маловато.

Хрюшка  Питьё закончилось моё.

                  Ведро-пустое, бросим, братцы.

                  Мы сыты и довольны все.

Кот          А не устроить ли нам танцы,

                 Соскучился я по попсе!

                 ( Музыка, пляска )

                Выходит матушка-Земля. На ней зелёная накидка с мусором:

                пачки сигарет, бутылки, бумажки, стаканчики.  

Пёс           Мадам, Вы кто? Мы Вас не звали!

                 Как неопрятны Вы, грязны!

Хрюшка  О, сколько грусти в Вас, печали.

                  И чем же Вы огорчены?

Земля      Узнать меня должно быть трудно,

                 Хоть я-родимая Земля.

                 Такая-в праздники, такая-вбудни.

                 Да, вами я засорена.

                 Услышьте вы мою молитву,

                 К вам обращаю я её.

                 Ещё немного, я погибну,

                 Услышьте слово вы моё.

Ведущий Давайте выйдем все во двор.

                 Очистим мы земной ковёр

                 От мусора, нечистоты,

                 Кругом посадим мы цветы,

                 И станет больше доброты,

                 Надежды, веры, теплоты.

                Любить друг друга нам всегда!

                Мы смоем грязь, уйдёт беда!

           ( С Земли снимают накидку, собирают мусор в мешок, Земле

              одевают кокошник из цветов )  

Все            О, боже! Как она чиста!

                  Явилась миру красота!    

      

Ученик            Что значит человек без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей?

Без журавля над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёт он, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы.

Что человек – венец природы

И без природы нам конец?

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тишину:

Журчит, лепечет ручеек

О том, что путь далек-далек.

Упала шишка, скрипнул сук,

Жужжит, жужжит тяжелый жук,

Листва рассказывает сны ...

Ты слышишь голос тишины.

(Прослушивание «звуков леса»)

                                             

                                          

Ведущий          Сегодня за право называть себя лучшими экологами будут    

                         бороться команды 3 А, 3 Б, 4 Б классов. Ученик, ответивший

верно на вопрос, получает жетон. В конце утренника кол-во

жетонов подсчитывается и определяется победитель. Желаю

удачи.

Конкурс загадок

  1. В трубе задерживает дым, пыль, есть в сигаретах. (Фильтр)
  2. Черный воздух, облако, как пыль, бывает, когда топят печку. (Дым)
  3. Там квакают лягушки и растут камыши. (Болото)
  4. Это когда не бывает дождя, жарко, как в пустыне. (Засуха)
  5. Его выдыхают животные и люди, от него гибнет все живое. (Углекислый газ)
  6. То, что нас везде и всегда окружает. (Природа)
  7. То, что идет от солнца, а вечером от лампы. (Свет)
  8. Маленькие санитары природы, мы их не видим. (Микроорганизмы)
  9. Его выделяют растения. (Кислород)
  10. Птицы, рыбы, звери, цветы, деревья, человек. Все это вращается вместе с Землей и называется одним словом. (Биосфера)
  11. Рыбам – вода, зверю – лес, птицам – воздушное пространство, а в экологии это называется … (Среда обитания)
  12. В году их четыре. Сначала птицы прилетают, потом выводят птенцов, затем они улетают опять, а в это время медведь спит в берлоге. (Времена года).

Игра «Угадай кто я?»

Ведущий    У меня на рисунке изображено животное (заяц, ёж). Чтобы его

угадать, вы задаете мне конкретные вопросы, на которые я

отвечаю «да» или «нет». Кто быстрее догадается, кто это? Не

торопитесь с ответом, если не уверены, участник, давший

неверный ответ, выбывает из игры.

Игра «Найти названия животных»

банка – кабан                                                     багаж – жаба  

колосья – лось                                     кино – пони

дудочка – удод         пион – пони

осада – оса         зонтик - кот, кит  

волна – вол         каркас – рак

Инсценирование стихотворения «В некотором царстве»

Учитель  Сегодня к нам на утренник пожаловали Его Величество со своей

свитой. Послушайте, что они расскажут вам.

Ведущий В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь

со своим семейством.

Царь        Царь я, аль не царь?

Слуги      Царь, батюшка, царь!

Царь        Хочу я в век 21, год 2009 совершить путешествие и посмотреть,

что стало с моим царством-государством.

Ведущий Скажу вам по секрету, пробыл царь здесь, в нашем времени,

          неделю и вот результат.

Царь        И как же именуются эти хоромы?

Слуги        Средняя школа №4.

Царь        А-а-а ... А где же трон?

Слуги        Так вот же. Это теперь именуется стол учительский.

Царь        До чего неудобен этот ваш престол.

Ведущий  Да что вы, что вы, Ваше Величество. Здесь у нас журнал лежит,

        пособия всякие, а учитель на стуле сидит или у доски урок

        объясняет.

Царь        Что ж, и я тут посижу,

Речь вам умную скажу:

У меня нет интереса

До учебного процесса,

А вызывает интерес

Весь житейский ваш процесс.

Отвечайте мне немедля,

Чтоб вас всех попутал бес!

Ведущий  Не извольте гневаться, Ваша милость!

Царь        Как же так, как вам не стыдно!

        Мне порядку тут не видно.

Кто бумажки разбросал?

Кто скамейки поломал?

Где цветущие газоны?

И дорожки не метены.

Али снова печенеги

Совершили к нам набеги?

А казна моя? Пуста?

Царевна   Казначей, слуга наш верный!

Мы велим тебя казнить!

Что с богатством государства –

Вмиг извольте доложить.

Казначей Что творится! Не могу!

Я на Марс сейчас сбегу.

Сколько хлеба и воды

Здесь транжирят без нужды.

Царь        Ухожу в монастырь! Все!

Слушать больше не могу,

Сам ученых позову.

Эдак можно всю природу

Превратить в одни отходы.

Ведущий Ваше величество! Подождите, послушайте. Изучая экологию –

науку о нашем земном доме, планете Земля, мы учимся, как надо

себя вести в природе, рассказываем об этом малышам. Не

волнуйтесь, ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от

природы, и мы ее будем любить и охранять.

Царь         Что ж, отрадно слышать это.

Царевна   Батюшка любимый мой,

        Нам пора уж домой.

Царь        Погоди, царевна, дочь моя,

Ведь хочу услышать я,

Как природу охраняют

Новые мои друзья.

Возвращаюсь в свое царство,

В тридесто государство

И, надеюсь, мой урок

Будет вам, ребята, впрок.

Царевна   Чтобы вы дары природы

Умножали год от года.

Царь        Чтобы было что опять

        Своим внукам передать.

Все        Мы свою природу-мать

        Должны любить и охранять!

Конкурс интеллектуалов

  1. Дерево - символ России? (берёза).
  2. Нос птицы? (клюв).
  3. Какую траву знают даже слепые? (крапива).
  4. Из какого дерева делают спички? (осина).
  5. В воде купался, сухим остался? (гусь).
  6. Какая рыба в праздники надевает шубу? (селёдка).
  7. Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц).
  8. У кого уши на ногах? (у кузнечика).
  9. Что теряет лось каждую зиму? (рога).
  10. Двоюродные братья зайцев? (кролики).
  11. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).
  12. Какая рыба к старости становится горбатой? (горбуша).
  13. Кто может пить ногой? (лягушка).
  14. Чем больше колец, тем старше жилец (дерево).
  15. Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поймаешь (ящерица).
  16. Кто спит вниз головой? (летучая мышь).
  17. У кого самый чуткий нос? (бабочка).

Ведущий   Одна из отраслей экологии называется социальной; она

                   рассматривает взаимоотношения между людьми, показывает,

                   насколько они вежливы, добры, отзывчивы. Давайте и мы

                   будем относиться друг к другу с теплотой и пониманием,

                   будем дарить друг другу улыбки.

Песня «Улыбка»  

Подсчёт жетонов, награждение победителей

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Конспект урока по курсу

«Окружающий мир»

по теме

«Слух. Береги слух»

4 класс

        

                                                             Учитель начальных  классов:

                                                             Тесёлкина Светлана Юрьевна

2009

Загадки

Растения

1. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит. (Осина)

2. Что же это за девица, не швея, не мастерица.

    Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (Ель)

3. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

    А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей. (Берёза)

4. Стоят в поле сестрички - жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Животные

5. Он как ёлка, весь в иголках, ловит смело страшных змей,

    И хотя он очень колкий, обижать его не смей.

    Он в лесу живёт, но вхож и в сады, отважный … (ёж)

6. Кто по ёлкам ловко скачет и влезает на дубы?

    Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

7. Что за зверь лесной встал как столбик под сосной?

    И стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц)

8. Хвост пушистый, мех золотистый.

    В лесу живёт, в деревнях кур крадёт. (Лиса)

9. Водяные мастера строят дом без топора,

    Дом из хвороста и тины. Мастерят ещё плотину. (Бобры)

10.Сероватый, зубоватый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

11.В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца,

     не видывал солнца. (Крот)

12.Кто в лесу глухом живёт неуклюжий, косолапый?

     Летом ест клубнику, мёд, а зимой сосёт он лапу. (Медведь)  

Полезные ископаемые

1. Полезное ископаемое, которое называется голубое топливо. (Газ)

2. Полезное ископаемое, которое используется при строительстве

    и изготовлении посуды. (Глина)

3.  Полезное ископаемое, из которого получают бензин. (Нефть)

4. Полезное ископаемое, которое образовалось из морских организмов,

    их скелетов, раковин. (Известняк)

5. Полезное ископаемое жёлтого или белого цвета, образуется при  

    разрушении гранита и пропускает воду. (Песок)

6. Особая разновидность известняка, используется в строительстве при

    побелке стен, потолков, в школе – для письма на доске. (Мел)

Цель:  ознакомить учащихся с органами слуха, их значением и гигиеной;              

             расширять знания учащихся о бережном отношении к органам слуха;

             побудить учащихся дорожить тем, чем наделила природа, заботиться

             о безопасности и здоровье ушей; научить элементарным правилам

             бережного отношения к ушам.

Оборудование: кроссворд на плакате или доске; запись с пением птиц на

                            кассете; плакат с памяткой «Береги уши».

 

Учебник: «Окружающий мир».Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.

        

Ход урока

1. Организационный момент

    Игра «Кто самый внимательный?»

Учитель Два ученика стоят лицом к классу, а между ними – стул, где лежит

                  приз – конфета. Приз достанется тому, кто окажется самым

                  внимательным.

                  Расскажу я вам рассказ

                  В полтора десятка фраз,

                  Лишь скажу я слово «три»,

                  Приз немедленно бери.

                  Мечтает мальчик закалённый

                  Стать олимпийским чемпионом.

                  Смотри на старте не хитри,

                  А жди команду: «Раз, два,.. марш!»

                   

                  Когда стихи запомнить хочешь,

                  Их не зубри до поздней ночи,

                  А про себя их повтори.

                  Разок, другой, но лучше... пять!

                       

                  Недавно поезд на вокзале

                  Мне три часа пришлось прождать.

        Ну что ж вы приз, друзья, не взяли,

                  Когда была возможность взять?

  • Cкажите, ребята, какой орган помогал вам правильно выполнять условие игры? (Уши)
  • Правильно, кто хорошо и внимательно слушал, тот и получил приз.
  • Значит, без ушей нам никак нельзя обойтись в жизни. А подробнее об этом мы узнаем сегодня на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

1. Беседа – повторение по вопросам:

    -Может ли человек жить без органов зрения? Почему?

    -Что является органом зрения?

    -Какое значение имеют глаза в жизни человека?

    -Как надо беречь глаза?

    -Что нужно делать, если ваши глаза устали?

     -Какую пользу приносят для глаз брови и ресницы?

 

2. Разгадывание кроссворда.

 

    По горизонтали: 4. Отверстие в радужной оболочке глаза, через которое

                                   в глаз проникает свет. (Зрачок)  5. Отсутствие зрения.

         (Слепота). 6. Орган зрения. (Глаз). 7. Род оптического

                                   стекла с криволинейными или сферическими                  

                                   поверхностями.(Линза). 8. Волосок на краю глазного

                                   яблока. (Ресница). 9. Подвижный кожный покров

                                   глазного яблока. (Веко).

    По вертикали:    1. Дугообразная полоска волос над глазной впадиной.

                                   (Бровь). 2. Оптический прибор из двух линз или стекол.

                                   (Очки). 3. Часть глаза в виде прозрачной          

                                   двояковыпуклой эластичной линзы. (Хрусталик).

3. Формирование новых знаний.

1. Создание проблемной ситуации.

   (Учитель включает музыку с голосами птиц.)

   -Голоса каких птиц вы услышали?

   -Как вы узнали, что это поют птицы?

   -Чем вы услышали голоса птиц?

4. Физкультминутка.

    Мы шагаем, мы шагаем,

    Руки выше поднимаем,

    Голову не опускаем,

    Дышим ровно, глубоко.

    Руки в стороны мы разведём

    И покажем, как поплывём.

    Лодка по морю плывёт,

    Покажи, кто как гребёт.

    Подышали, ровно встали.

    Что ж, продолжим наш урок,

    Всё должны успеть мы в срок.

5. Объяснение нового материала.

Учитель Уши – другой важный орган чувств.

                 Мир человека наполнен звуками. Слушая и воспринимая звуки,

                 человек узнаёт о том, что вокруг него происходит, общается с

                 людьми, чувствует опасность, оценивает расстояние, наслаждается

              музыкой. Звук – это колебания воздуха. Наш орган слуха улавливает

              колебания частотой 16-20 тысяч в секунду. Путь, который проходит

              звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.

              Плохо быть глухим, поэтому орган слуха надо беречь. Не ковыряйте

              в ушах спичками, булавками и другими предметами. Оберегайте

              голову от ударов, которые могут повредить орган слуха. Избегайте

              сильных и резких звуков и шумов: они уменьшают остроту слуха.

              Если в ухо попадёт какой-нибудь предмет, или залетит насекомое,

              или возникнет боль в ушах, немедленно обращайтесь к врачу.

6. Закрепление изученного материала.

Учитель Предлагаю вам ответить на вопросы для любознательных:

        

               - Для чего служат животным уши?

               - Почему у человека мышцы, приводящие в движение ушные

                 раковины, утратили своё первоначальное значение?

               - Что происходит, когда человек погружается на большую глубину?

               - Почему нельзя быстро подниматься или опускаться на большую

                 глубину?

               - Почему артиллеристы, стреляя из орудий, закрывают уши и

                 открывают рот?

               - Почему в городах борются с шумом?

7. Итог урока.  

Учитель - О каком органе чувств эта загадка?

                 

                   У зверушки – на макушке.

                   А у нас – ниже глаз. (Уши)

               

                - Что интересного и полезного для себя узнали об этом органе?

                - Прочитайте по цепочке памятку «Береги уши» на плакате.

Памятка «Береги уши»

1. Регулярно мой уши с мылом и чисти туго скрученной ваткой.

2. Не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами.

3. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка, обратись к врачу.

 

Домашнее задание:   прочитать текст рубрики «Этот удивительный мир»

         на с.28, объяснить смысл пословицы «Всё хорошо в

                                      меру!» применительно к органам слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "У каждого в жизни единственный раз бывает свой первый, свой памятный класс"

     (Праздник проходит в классе, присутствует учитель, дети, родители и учителя, работающие в 4 классе. Помощь в проведении и участие в сценарии праздника принимали третье...

Классный час Поделись улыбкою своей. 3 класс.

Цель урока: сформировать в сознании детей понятие " улыбка"....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

литературно-экологическая викторина "Своя игра" презентация к уроку математики

Материал, который я размещаю на сайте, подготовлен мною к открытым урокам и воспитательным мероприятиям, также помещаю доклад к заседанию МО по своей теме творческого поиска, а именно "Здоровьесберега...

Внеклассное занятие на тему « Я люблю маму милую свою» ( 1 класс).

Внеклассное занятие на тему « Я люблю маму милую свою» ( 1 класс)....

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Школа России"

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Шк...