"Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Митракова Ольга Николаевна

Конспект урока по предмету " Окружающий мир" , 1 класс, ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_zimuyut_ptitsy.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Где зимуют птицы?

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить и расширить знания об особенностях птиц.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить и расширить знания детей о птицах зимующих и перелетных.
  2. Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.

Развивающие:

 - развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи урока:

  1. Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  2. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь  «Окружающий мир,  1 класс – О.Н. Федотова и др., письмо Буратино, загадки, иллюстрации перелетных и зимующих птиц

 

Ход урока

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Ι. Организация класса на работу.

М.: Словесный. Слово - учителя.

Доброе утро, ребята! Я вновь рада встречи с вами! . Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

                                   Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.                          

Ну-ка, проверьте , ребята

Вы  готовы начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ,конечно  впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

1-2 мин.

Учитель заходит в класс.

II. Фенологическая минутка

М.: Словесный.  Слово - учителя.

- Сейчас узнаем о погоде за окном сегодня

- Сегодня 29 ноября. Погода ясная. На улице -14 градусов, ветер южный слабый.

Ученики рассказывают о погоде, учитель делает записи на доске.

III. Повторение ранее изученной темы.

VΙ. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.

Физкультминутка

Физкультминутка

 М.: Устная проверка. Актуализация знаний.

1.Беседа 

- Послушайте!

      Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду.

- О каком времени года я прочитала?

- Как вы догадались, что речь идёт об  осени?

- Почему я вам прочитала р-з об осени?

Бродит осень по дорогам. Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть.

 Какие ещё  приметы осени мы не назвали?.

2. Игра.

-У вас на столах конверты с мозаикой. -Работать     будете в паре со своим соседом. Посмотрим, что у вас получится.              

- Когда вы справитесь с работой, подайте сигнал!   У кого что получилось? Оцените свою работу и работу своего товарища. ( Я –молодец и ты -молодец)

- Назовите своих птиц.( учитель вывешивает картинки птиц, которых называют дети: петух, курица, гусь, сова, филин, цапля, гусь, ласточка, индюк ).

- На какие две группы можно поделить всех этих птиц?

М.: Словесный. Беседа.

Давайте послушаем разговор скворца и цапли.

-Здравствуй, скворушка!

-Что ты такая печальная, цапля?

- Ах голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик важно вышагивал, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький воробьишко  болтал, что бывает зима и какой-то трескучей мороз.  Может быть, это правда?

- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

-Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

- Кто догадался , о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- Да, мы сегодня поговорим о птицах,  и о том, как птицы готовятся к зиме .

- А кто скажет, о какой из наших групп мы будем говорить? Почему?

- Что же мы будем делать, чтобы это выяснить?

П.: логический. Постановка проблемы.

Попробуем выяснить, почему одни птицы улетают, а другие остаются.

Очень трудно так стоять, ногу на пол не спускать. И не падать, не качаться, за соседа не держаться! ( два раза, на обе ноги)

П.: Логический. Выявление причин перелета или зимовки птиц.

Посмотрите на рисунки стр.30 учебника. Почему птицы разделены на две группы?

– Те птицы, которые улетают в теплые края на зиму, называются перелетными птицами.

А тех птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами.

– Назовите перелетных птиц.

– Назовите зимующих птиц.

Сейчас я познакомлю вас ещё с некоторыми зимующими птицами.

(презентация « зимующие птицы»)

М.: Практический. Наблюдение окр. мира.

- Гуляя вчера на прогулке, каких птиц вы видели?

-Верно, кажется, все перелетные птицы уже улетели в теплые края. С берез облетели последние листья. Наступила глубокая осень. На дворе – ноябрь.

М.: Словесный. Беседа.

П.: Логический. Решение проблемы.

– Почему же некоторые птицы улетают на юг?

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

– Больше или меньше их стало с приходом осени? В какую погоду их становится меньше?

– А чем еще питаются птицы?

Птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других – плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

В эту пору в своих дворах мы видим синиц, воробьев, ворон. Их называют оседлыми. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. : Эти птицы летом живут в северных лесах, а осенью прилетают к нам зимовать.

Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ , ЗИМУЮЩИЕ.

Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Учитель: А мы можем помочь птицам?

Дети: Зимой птиц нужно подкармливать. Нужно делать кормушки.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

( физкультминутка про дерево)

(Посмотрели вправо, влево.)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

М.: Словесный. Беседа.

Технический.  Работа с хрестоматией.

Откройте хрестоматию на стр. 18-19. Послушайте внимательно текст статьи «Почему птицы осенью улетают в теплые края»

Какие птицы питаются  семенами трав, деревьев, кустарников?

Какие птицы питаются мышами и мелкими зверьками?

Обитают ли в наших краях эти птицы?

Учитель: А сейчас послушайте разговор воробья и куропатки и подумайте, как они готовятся к зиме.

И н с ц е н и р о в к а

- Ах, воробей, ты к зиме тоже вылинял?

- Ничего я не вылинял! Это вы, куропатки, зимние шубки понадевали. А я житель городской, круглый год в димесезонном пальто прыгаю.

- Ты же был пестреньким, в пятнышках, а теперь сереньким стал!

- Это у меня на перышках светлая каемочка выросла, закрыла пятнышки. Вот я и посветлел.

- И всегда таким будешь?

- Как бы не так? За зиму перышки обтреплются, укоротятся, и к весне опять стану пестреньким!

Учитель: Как эти птицы готовятся к зиме?

Дети: Птицы меняют окраску, наращивают пух.

 Об осени

- Идет дождь, птицы улетают на юг, листопад.

На дворе поздняя осень

Дети собирают мозаику.

Дети называют тех птиц, что у них получились.

Дикие и домашние.

Потому, что они на зимовку улетают в другие страны

О птицах.

О второй. О домашних птицах заботится человек!

Думать, читать, слушать, делать выводы

Одни зимой улетают, другие остаются зимовать.

Журавль, жаворонок, ласточка, скворец

Сорока, синица, воробей, ворона

Голуби и синицы

Птицы улетают на юг, т.к им нечем питаться 

Да. Стрекозы, мошки, комары, мух, их много.

С приходом осени их стало меньше

Плодами и семенами растений

Не все птицы улетаю, они перебираются ближе к дому человека

Воробей, синица, снегирь, клесты

Аист, филин, сова

Все эти птицы, кроме аиста

ΙV. Закрепление изученного материала.

V. Итог урока. Оценка деятельности учащихся.

М.: Практический. Технический. Работа с рабочей тетрадью.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 21-22.

Выполните задание 21 самостоятельно. Отметь рисунки тех птиц, которые улетают из наших мест с наступлением холодов. Раскрасьте рисунки снегиря и синицы. Остаются ли эти птицы зимовать в наших краях? Посоветуйтесь со свом соседом.

- А пока вы выполняете, я включу вам фонограмму птичьих голосов.

- Посмотрите на рисунки на стр. 29 задание 28. Назови птиц и подпиши их названия. Какие из них могут прилететь зимой к вашим кормушкам? Нарисуй кормушку, которую ты сможешь сделать сам(а).

 Ребята, наш урок подошел к концу.  Я надеюсь, что каждый из вас сегодня узнал много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

-Как птицы готовятся к зиме?

-Как называют птиц, которые не улетают на юг?

-Почему их так называют?

-Каких зимующих птиц вы запомнили?

- Мы ответили на вопросы, которые задали себе в начале урока?

-Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы– наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь , охранять и помогать в трудную минуту.

Оцените свою работу на уроке? А работу  своих товарищей?

 - Мы – молодцы.

Дома с родителями вы можите смастерить кормушки, которые нарисовали в своих тетрадях!

К р о с с в о р д  «Перелетные птицы».

– Определите, какие птицы собрались в дальнюю дорогу в теплые края, и решите кроссворд.

- Молодцы, помогли разгадать кроссворд .

Некоторые улетают в тёплые страны, кто-то перебирается ближе к жилью людей, кто-то меняет окраску, наращивают пух

Чиж,

 утка,

стриж,

скворец,

 ласточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»

Конспект  урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Уроки по немецкому языку по теме "Зима. Погода зимой"

В методической разработке по теме "Зима. Погода зимой" размещен материал 2 уроков (сценарий урока и мультимедийная презентация к нему). Разработка каждого урока представлена по плану: тема; задачи уче...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....