Урок "Воздух. Состав воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Цели урока  "Воздух. Состав воздуха": создать условия для знакомства с составом воздуха;    развивать умение работать с информацией;    привлечь внимание учащихся к необходимости бережного отношения к     окружающей среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdukh_sostav_vozdukha.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Воздух. Состав воздуха

Цель: создать условия для знакомства с составом воздуха;

            развивать умение работать с информацией;

            привлечь внимание учащихся к необходимости бережного отношения к  

            окружающей среде

1. Актуализация знаний

- Что нельзя отнести к природе?                       (Презентация Слайд1)

- На какие группы можно разделить эти предметы?       (слайд2)

- Какие предметы относятся к живой природе?               (слайд3)

- Какие предметы относятся к неживой природе?          (слайд 4)

2. Введение в тему.

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

 - Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Атмосфера) (слайд 5) 

Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

Составьте слово по первым буквам в названиях предметов.       (слайд 6)  

.(Воздух.)                              (слайд7)

На экране тема урока.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы  на уроке ?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово: «Воздух»

Среди ответов выделим наиболее повторяющиеся:

- Чем важен воздух всем обитателям Земли?

- А какой он, воздух, из чего состоит?

- Атмосфера

- Поставим цель перед собой на уроке? (Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого.)

 План работы на урок.

  • Важность воздуха.
  • Состав воздуха.
  • Сделать вывод.

3.Работа по теме урока

Опыт 1 

Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха. (слайд 8) 

- Работа с учебником

С116  Работа в паре сменного состава.  Выпишите самое главное из статьи.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Её толщина превышает 1000 км. Воздух в атмосфере Земли располагается слоями – чем ниже, тем плотнее. Чем выше – тем реже, поэтому дышать труднее. Воздух – «фабрика погоды» (образуются облака, тучи, дуют ветры)

- Задания после прочтения:

Доказать, что воздух находится везде:

((Показываю детям пустую пробирку.)

- Что в этой пробирке? (Ничего нет.)

Что ж, давайте проверим, действительно ли там пусто (топлю пробирку в стакане с водой). Видите. Из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, – «пусто». Так что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали пузырьки? (Воздух.) Дети приводят ещё доказательства: опустили ложку в стакан (руку в воду) – увидели пузырьки воздуха и т.д

- Каково значение воздуха?

Опыт 2

Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Без еды человек может обходится несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

Всего 200 лет назад учёные установили, что

- Работа с учебником

С117-118     Прочитать. Найти самое главное.

 Воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало. (слайд9)

Азот -……………………………………………

Углекислый газ -………………………………………..

Кислород - ………………………………………………

Рассмотреть диаграмму. Составить  подобную, но столбчатую

- Как вы думаете, какой из газов воздухе для нас самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом).                           ( Слайд 10)

Да, мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден. ( Слайд 11)

Опыт 7.

Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит.)

А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3... погасла. Почему?

Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше.

( Слайд 12)Обсуждается текст

 «Всё живое давно бы     задохнулось, если бы    не растения. И дуб-    великан, и травинка,     и крохотные водоросли     жадно ловят углекислый    газ, он необходим растениям для питания. А     возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля,     парки, сады – все растения на Земле вместо     углекислого газа дают нам живительный кислород.     Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух»

4. Отдых

5  -А как ещё человек использует воздух?             (Слайд13)

6 –          О чём говорят эти кадры?                         Слайд 14 

- Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа..

Слайд 15       Как загрязняется воздух

Слайд 16       Какие примеси содержит воздух

- А что происходит с воздухом у нас дома? Какой он у нас в квартире?

Слайд 17      Отчего ухутьшается самочувствие человека

Слайд 18       Аллергены

Слайд 19       Бытовые источники загрязнения воздуха

Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто?

В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.

7. Итог урока

Какова была наша цель?

1. Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого.

2. Сделаем вывод. Надо бережно относиться к окружающей среде так как …………………………………………………………………………

8. Рефлексия

- На воздушном шарике изобразите своё настроение с которым вы уходите с урока и если можно объясните свой рисунок Возможно, что у кого-то будет тревожное, задумчивое изображение лица, так как задумались над  тем как предотвратить загрязнение воздуха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Состав воздуха"

Урок по системе Л.В.Занкова, окружающий мир "Состав воздуха"...

Открытый урок по теме "Состав воздуха" 2 класс учебник Н.Я. Дмитриевой

Урок изучения нового материала. Содержит много интересного теоретического материала. В урок включены занимательные опыты, относящиеся к теме урока....

тест "Состав воздуха"

Тест включает следующие вопросы:1. Какого газа в воздухе больше всего?2. Какой газ поддерживает горение?3. Какой газ применяют для изготовления удобрений?4. Какого газа в воздухе меньше всего?5. Какой...

Открытый урок познания мира 4 класс «Состав воздуха. Воздушная оболочка Земли»

Материал урока помогает детямлегко  усвоить данную тему....

технологическая карта урока окружающего мира "Значение воздуха для жизни. Состав воздуха "

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему "Значение воздуха дляжизни. Состав воздуха". УМК "Планета Знаний"...