Открытый урок по теме "Состав воздуха" 2 класс учебник Н.Я. Дмитриевой
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Рачкова Татьяна Николаевна

Урок изучения нового материала. Содержит много интересного теоретического материала. В урок включены занимательные опыты, относящиеся к теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_vozduha._otkrytyy_urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Худоеланская ООШ

Т е м а  у р о к а :

2  к л а с с.

Учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова.

Программа Л.В. Занкова.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление

Учитель Рачкова Т.Н.

2008 – 2009 уч.год

Цели урока:

Дидактическая цель:

- создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Педагогические цели:

- усвоить новые знания о составе воздуха, рассмотреть  значимость                                          каждого компонента  в жизни людей, животных и растений;

- формировать надпредметные умения, учиться оперировать новыми понятиями;

- развивать любознательность, интерес к изучению окружающего мира;

- воспитывать бережное отношение ко всему, что необходимо для сохранения жизни на Земле.

-формировать умение работать в группах.

Цели развития познавательного процесса:

Диагностическая цель:

-выявить время устойчивости внимания при использовании компьютерных технологий, докладов учащихся, проведении опытов и т.п.

Познавательная цель:

-выявить результативность и эффективность выбранных приемов изучения нового материала.

Исследовательская цель:

- исследовать эффективность выбранных форм работы: компьютерные технологии, подготовка докладов учащимися, проведение опытов, работа в парах и группах.

Цели профессионального и личностного развития учителя:

- совершенствование мастерства в работе по развивающей программе обучения

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Ребята, посмотрите в коробочки, которые стоят у вас на партах. Что в них находится?

 (Коробочки  пустые.)

- А что в них действительно ничего нет?

( В них есть воздух.)

- А  что  это  такое  воздух?

(Это смесь газов.)

- Как называется воздушная оболочка Земли?

(Атмосфера.)

- Какова толщина атмосферы?

(1000 км.)

- Атмосфера – газовая оболочка Земли. Она вращается вместе с Землей. Атмосфера – это одежда нашей планеты, она сохраняет тепло, получаемое от Солнца, защищает Землю от метеоритов и космического мусора, спасает от влияния радиации, распространяет звуки, дает жизнь растениям и животным.

- Атмосфера состоит из 5 слоев:

1. Тропосфера до 7 - 18 км от Земли (у экватора выше, у  полюсов ниже). В ней формируется погода: образуются облака, выпадают осадки, происходят ураганы и грозы. С поднятием на каждый  км  становится холоднее на 6 градусов С

2. Стратосфера до 55 км. В ней бывают ураганные ветры. Температура повышается

3.Мезосфера от 55 до 80 км. Температура понижается до -80…-90 градусов С. Скорость ветра до 30 м/с.

4.Термосфера от 80 до 800 км. Температура продолжает повышаться и доходит до +1000 градусов С.

5.Экзосфера выше 800 км. Она слабо изучена. Предполагают что температура в ней еще выше и достигает +2000 градусов С.

2. Формирование новых знаний.

- Ребята, где есть воздух?

( Со всех сторон нас окружает воздух. Он заполняет все пустоты, есть в воде, в земле.)

- Можно ли увидеть воздух?

(Можем, если он загрязнен пылью или водяными парами)

- Кому воздух необходим? (Растениям и животным)

- Сколько времени человек сможет прожить без воздуха?

(Несколько минут)

- Есть ли у воздуха цвет? Запах? Вкус?

- Сегодня мы поговорим о составе воздуха. Как вы думаете из чего состоит воздух? Что из воздуха необходимо человеку? (Кислород)

- Рассмотрите таблицу состава воздуха. Какую часть воздуха составляет кислород?

- Кислород составляет 1/5 часть воздуха. Он необходим для дыхания и горения. (Вспомните опыт горения)

Доклад о кислороде ученика.

Опыт 1.

Закрепить свечу на дне тарелки пластилином. Налить в тарелку закрашенной воды. Зажечь свечу и закрыть ее сверху банкой. Через несколько секунд огонь погаснет, вода из тарелки поступает в банку на 1/5 часть банки.

Вывод. Кислород составляет 21 % воздуха – он сгорел, в банке остался азот и другие газы.

- АЗОТ составляет большую часть воздуха (78 %). Он необходим для роста растений и животных, но ни растения, ни животные не могут его самостоятельно добывать из воздуха. Растения добывают его из почвы, а животные и люди из пищи, содержащей белки.

Доклад учащегося об азоте.

- Кроме кислорода в воздухе есть и другие газы, но в очень маленьких коли-чествах. Это углекислый газ, водород, фосфор и другие. (1 %)

- Человеку для жизни необходим кислород, а выдыхает он углекислый газ. Растения же наоборот поглощают  углекислый газ, а выделяют кислород. Вот почему растения называют легкими планеты.

Доклад учащегося об углекислом газе.

Давайте проведем опыты по выделению углекислого газа.

Опыт 2.

Налейте в банку воды, добавьте по 2 чайные ложки уксуса и соды, медленно перемешай. Опусти в воду изюмины.

Результат. Сначала изюмины опустятся на дно, потом газовые пузырьки пристанут к поверхности изюмин и начнут подниматься на поверхность. На поверхности пузырьки лопнут, изюминки снова начнут опускаться и т.д.

Это из-за того что уксус и вода соединяясь, выделяют углекислый газ, он легче воды, поэтому увлекает изюминку за собой.

Опыт 3.

Возьмите воздушный шар, надуйте его. Что внутри шарика?

(Углекислый газ)

- Отпустите шарик. Почему он полетел с такой скоростью?

-Углекислый газ есть в газированных напитках, в сыре дырочки – это работа углекислогогаза, который образовался при брожении молока.

- Почему когда необходимо погасить свечу мы на нее дуем?

Доклад учащегося о фосфоре.

- Мы подробно разобрались с составом воздуха. Знаем что он находится вокруг нас. А как вы думаете можно ли воздух взвесить. Нам с вами сделать это сложно, а вот ученые его взвесили и узнали, что 1 литр воздуха весит чуть больше 1 грамма, 1 куб.метр весит 1,2 кг. Это значит что в нашем классе около 100 кг воздуха. На взрослого человека давит воздух весом 15 тонн! А мы этого не замечаем, т.к. внутри человека такое же давление. Измеряют давление барометром.

3. Закрепление изученного.

Кроссворд.

По вертикали: 2. Непрозрачный воздух. (Туман). 2. Самая большая часть воздуха,( Азот.) 3. Горячая подземная вода. (Гейзер.)  6. Теплое течение. (Гольфстрим.) 7. Пушинка, кристаллик снега. (Снежинка.)  9. Замерзшая, затвердевшая вода. (Лед.) 12. Строение земной поверхности. (Рельеф.)        13. Гора с кратером на вершине, через который извергается огонь, лава, пепел.( Вулкан.)

По горизонтали: 4.Прибор для измерения давления воздуха. (Барометр.)       5. Плавучая ледяная гора. (Айсберг.) 8. Очистка воды от нерастворимых примесей. (Фильтрование.) 10. Движение воздуха в горизонтальном направлении.( Ветер.) 11. Атмосферные осадки в виде небольших ледяных шариков. (Град.)  14. Гигантская волна, возникающая в океане в результате подводного землетрясения или извержения подводных вулканов.( Цунами.)

Итог урока:

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что вас удивило больше всего?

Рефлексия.

- Ребята, что это за предмет? (Глобус)

- Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли.)

- Если вам на уроке было интересно, прикрепите к глобусу  знак, обозначающий кислород, если вам было неинтересно прикрепите значок обозначающий углекислый газ, если вы чего-то не восприняли прикрепите значок, обозначающий азот.

Самоанализ урока.

Тема проведенного урока окружающего мира: «Состав воздуха».

 Цели урока:

Дидактическая цель:

- создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Педагогические цели:

- усвоить новые знания о составе воздуха, рассмотреть  значимость                                          каждого компонента  в жизни людей, животных и растений;

- формировать надпредметные умения, учиться оперировать новыми понятиями;

- развивать любознательность, интерес к изучению окружающего мира;

- воспитывать бережное отношение ко всему, что необходимо для сохранения жизни на Земле.

-формировать умение работать в группах.

Цели развития познавательного процесса:

Диагностическая цель:

-выявить время устойчивости внимания при использовании компьютерных технологий, докладов учащихся, проведении опытов и т.п.

Познавательная цель:

-выявить результативность и эффективность выбранных приемов изучения нового материала.

Исследовательская цель:

- исследовать эффективность выбранных форм работы: компьютерные технологии, подготовка докладов учащимися, проведение опытов, работа в парах и группах.

Цели профессионального и личностного развития учителя:

- совершенствование мастерства в работе по развивающей программе обучения.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

   

 Для выполнения целей урока я использовала такие формы работы, как компьютерные технологии в виде презентации по теме урока, были проведены опыты по выявлению наличия в воздухе кислорода, а также опыт по образованию углекислого газа. Все эти формы работы были призваны активизировать познавательную деятельность учащихся класса. На уроке применялись объяснительно – иллюстративный (презентация), репродуктивный (доклады  детей), исследовательский (проведение опытов) методы обучения.

Для наиболее полного выполнения целей урока  я использовала такие приемы, как беседа, сравнение, наблюдение, практические упражнения, работа в парах.

 На уроке соблюдались принципы научности, доступности, систематичности и последовательности. Время на уроке использовалось рационально. Первичное закрепление материала при работе с кроссвордом показало необходимый  уровень усвоения материала урока. Рефлексия проведенного урока показала высокий уровень интереса у учащихся.  Я считаю, что поставленные цели урока были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме «Лесные опасности" (УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.)

Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме "Лесные опасности" (УМК "Школа России", автор учебника Плешаков А.А.)...

Открытый урок по окружающему миру по учебнику А.А. Вахрушева по теме: «Мировое сообщество государств». в 4 классе

Тема: Мировое сообщество государств  Цели: 1. Создать у учеников первичные представления о понятии...

Открытый урок по математике 1 класс по теме "Прибавление и вычитание числа 3."по учебнику Моро.

Цели урока, основное содержание, презентация к уроку, итог урока, рефлексия....

Урок по окружающему миру , 3 класс, учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, тема "Природная зона- степь"

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»Урок окружающего мира в 3 классепо системе Л.В. Занкова.  Учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова...

Тест по окружающему миру 3 класс учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков "Древняя Русь"

Тест по окружающему миру 3 класс учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков "Древняя Русь"...