Конспект урока " Русский дом".
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Соболева Полина Михайловна

Данный материал можно использовать во время урочной и во внеурочной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_dom.docx94.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока.

Внимательно рассмотрите первый слайд.

-Кого вы видите?

Дети, Отец, Мать.

-Что объединяет все эти слова? Связывает?

-Семья – от слова селение, дом, жилище.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Как вы понимаете эту пословицу?

Дом это место где нас любят и всегда ждут. Где помогают пережить любые сложности.

Дети

Отец

Мать

Дом

Тема нашего сегодняшнего занятия

«Русский дом – здоровье, счастье, удобство в нем!»

Строительство дома, сотворение домашнего мира – процесс священный.

Начало возведения жилища связывали с определенными сроками. Начинали строительство обязательно на восходе, когда набирает силу день – время добра.

Никогда не начинали строить при убывающей луне, иначе это отразится на благосостоянии семьи.

Был особый день, самый благоприятный для начала строительства. 21 марта, День весеннего равноденствия, праздник солнца и огня.

Представим, что сегодня именно такой день.

Мы начинаем строительство нашего дома.

Тщательно выбиралось место для будущего дома.

-Выберите самое лучшее с точки зрения наших предков место. Объясните свой выбор.

Место для строительства выбиралось достаточно высокое, сухое освещенное солнцем, укрытое от холодных ветров.

Никогда не строили на месте, где была березовая роща. Ее раскорчевка считалась великим грехом. Не разрешалось возводить дом там, где стоял сожженный дом. Это место «недоброе», сегодня мы его называем  энергетически неблагоприятным. Доброе место отслеживали по поведению животных.

 - Какое место мы выбираем?

Холмистая местность

Низменность

Березовая роща

Пепелище

Место выбрали. Теперь необходимо выбрать материал.

-Какой материал использовали для постройки домов и почему?

Русская земля богата лесами, дерево легко поддается обработке, дерево «дышит». В деревянном доме  сухо, летом прохладно, зимой тепло. Установлено, что в 40 градусный мороз, Вас могут защитить от холода деревянные стены толщиной всего 20 см, а кирпичные же для этого должны быть в 3 раза толще.

Использовали определенные породы деревьев.

 На Ваших столах лежат конверты. В конверте № 1 лежат бревна разных пород деревьев.

Выберите те, которые, по Вашему мнению, применялись в строительстве.

-Какие породы вы выбрали? Почему?

Наибольшее применение находили хвойные породы. Сосна при строительстве стен, а ель использовали для кровли крыши.

Предположите, почему именно хвойные породы были так ценны?

Прямизна, отсутствие дуплистости, позволяли раскалывать бревна для получения пластин. Смолистость этих пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению.

-А как же осина?

Крыши покрывались осиновыми дощечками, так как осина не боится ни дождя, ни снега и с годами становится прочнее.

Пожалуйста, приклейте бревнышки на листе.

Береза

Ель

Сосна

Дуб

Липа

Тополь

Осина

 - Какими инструментами обрабатывали древесину?

Дома на Руси рубили, именно рубили а не строили. Если дерево связано с духами, то чем же, как не орудием богов, можно его обрабатывать.

Топор воплощение золотой секиры Перуна, могучего бога, бога-воина и бога-труженика.

Даже когда славяне заимствовали у германских племен пилу, они не только не отказались от топора, но и отдавали ему предпочтение.

Да и современная наука доказывает, что опиленные бревна быстрее разрушаются, впитывают влагу.

А от удара топора древесные волокна уплотняются и не поддаются воздействию ветра  влаги.

 - А как же гвозди?

Их не использовали, они были дорогие, ржавели и разрушали древесину.

Выберите из конверта №2 нужный инструмент и приклейте его.

Топор

Пила

Бог Перун

Приступая, к закладке дома под первое бревно правого угла укладывали предметы – символы богатства, достатка, здоровья, святости?

- Что это может быть?

В конверте № 3, вы найдете нужные предметы для нашего дома. Приклейте в правом углу.

Дом строили «всем миром». Со временем появились плотники – профессионалы .Их считали людьми знающими. Многие думали, что они водились с нечистой силой и старались их не обидеть, хорошо накормить.

Дом строился достаточно быстро.

Вот и наш дом уже готов.

Возьмите дом в конверте № 3 и приклейте его на лист.

Черный ящик

Монетки

Зерно

Шерсть

Ладан

Сруб без отделки стоял примерно недели две.

Но что за дом без украшений?  Богаче всего украшали фасад. Это было лицо дома. Учитывалась не только красота резьбы и росписи, но и возможность защитить себя и свой дом от злых духов.

Орнамент мог быть животным или растительным. Но обязательно использовались знаки 4 стихий.

Вода: волнистая линия, зигзаг ,переплетенные линии.

Вода считалась первоосновой жизни, ее началом.

Земля: квадрат, прямоугольник, ромб.Безымянный.jpg

Огонь: круг.

Человек единственное существо владеющее этой стихией.

Воздух: образ птицы.

Великая стихия. Дышит, воздух, дыхание, душа.

Используя фломастеры украсьте свои дома используя знаки 4 стихий.

 - Какие знаки вы использовали и почему?

Дом готов. Можно переезжать. Самым счастливым днем переезда считали 14 сентября. День Симеона Столпника.

Сначала приглашали священника для освящения дома, затем звали родных и знакомых.

Согласно обычаю в дом сначала вносили…….

В конверте №4 выберите предметы и расставьте их в нужном порядке.

Домового переносили из старого дома в лапте, в который насыпали землю из под печи старого дома. Специально для домового ставили горшок каши и приговаривали.

«Батюшко, домовой

Хозяюшко заревой,

Сядь рядком

Поговорим ладком»

Поселим в наш дом домового. Приклейте его на лист.

Икона

Квашня с тестом

Черная кошка

домовой

На новоселье накрывали стол и яства носили определенные значения. Пироги предвещали добрые отношения с соседями, курица – «чтоб денег было, куры не клюют».

После застолья обязательно начинались песни и игры.

 Выбирайте себе русские народные инструменты.

Дружно и весело мы отметим новоселье.

(*дети под фонограмму играют на инструментах)

Фонограмма

РНП «Сени»

Вы узнали некоторые секреты постройки деревянного дома. Многими из них и сейчас может воспользоваться человек, который строит дом.

Сформулируйте 5 советов наших предков .

( с опорой на картинки)

На этом Наш урок закончен! Спасибо за работу, за сотрудничество и помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...