РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Кулабухова Ольга Витальевна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (далее Рабочая программа) является частью образовательной программы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год (далее ОУ), утвержденной приказом по ОУ № 58-14 от 30.08.2013.

Программа разработана на основе:

‑ Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

‑ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.10  № 1897;

-Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённая в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (М.: Просвещение, 2011 г.)

‑ Годовой календарный учебный график Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом по ОУ №26-2 от 23.05.2014;

‑ Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга  на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом по ОУ №48 от 25.06.2014;

‑ Положение о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга, утвержденное приказом по ОУ №65-3 от 22.10.2013.

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №377 КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

пр. Стачек, д.107, к.4, Санкт-Петербург, 198303 тел.: (812)-753-71-50 факс: (812)-757-37-77

http://www.kirov.spb.ru/sc/377/; email: sc377@kirov.spb.ru 

РЕКОМЕНДОВАНА

к использованию

педагогическим советом

ГБОУ СОШ №377 Кировского района

Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ СОШ №377 Кировского района

Санкт-Петербурга

/И.Д.Захарченко/

протокол №1 от

пр №  от   .2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Кулабухова Ольга Витальевна

Санкт-Петербург
2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (далее Рабочая программа) является частью образовательной программы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год (далее ОУ), утвержденной приказом по ОУ № 58-14 от 30.08.2013.

Программа разработана на основе:

 Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.10  № 1897;

-Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённая в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (М.: Просвещение, 2011 г.)

 Годовой календарный учебный график Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом по ОУ №26-2 от 23.05.2014;

 Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга  на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом по ОУ №48 от 25.06.2014;

 Положение о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №377 Кировского района Санкт-Петербурга, утвержденное приказом по ОУ №65-3 от 22.10.2013.

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

 — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет "Окружающий мир" в ОУ изучается с 1 по 4 класс.

В 4классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год

В 4 классе проводятся экскурсии в разделе «Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края». Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам: «Глобус и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу «Родной край  - часть большой страны».

В основу Рабочей программы положены Методические рекомендации по Окружающему миру, 4класс авторов используемого УМК, внесены        

следующие изменения:

-Объединены   уроки «Проверь себя» и обобщающие уроки в конце каждого раздела;

- предусмотрены резервные часы – 3 часа (для учета праздничных дней и (или) необходимости отработки одной из тем)

Кроме того внесены следующие коррективы:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов по методическим  рекомендациям (

Всего часов по рабочей программе

Примечания

Природа России

10 часов

11

 Добавлен 1ч. Равнины и горы России

Родной край-часть большой страны

15

12

Поверхность нашего края 1 час вместо 2,Жизнь леса 1 час, вместо 2, Жизнь луга 1 час вместо 2

Страницы всемирной истории

5

6

Добавлен урок  обобщения по теме

Современная Россия

9

6

Путешествие по России.1 час вместо трех. Добавлен урок презентация проектов

Используемый УМК:

  1. Учебник  Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
  2. Рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс А.А Плешаков, Е.А. Крючкова
  3. Контрольно-измерительные материалы 4 класс
  4. Атлас-определитель От земли до неба А.А Плешаков
  5. Великан на поляне Книга для учащихся начальной школы А.А. Плешаков

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях

Тема  «Земля и человечество».

Учащиеся должны знать:              

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);              

- название океанов и материков; иметь представление о смене дня и ночи, времён года;        

- об экологических проблемах планеты и о путях сотрудничества стран мира  в   области охраны природы на планете.    

 уметь:              

 - определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и  показывать изученные географические объекты;                                                                                                                                                            

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме;                  

- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;                                                                         

- дать оценку зависимости экологической проблемы от деятельности человека;                    

- определить необходимые меры охраны природы, варианты личного участия  в сохранении  природного окружения.

Тема «Природа России»    

Учащиеся должны знать:           

- положение России на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

- представление о природном равновесии в этих зонах;

- названия морей, рек, озер, гор России и положение их на карте;

- правила безопасного поведения у моря.

  уметь:  

 1 уровень      

- называть природные зоны России и показывать их на карте;

2 уровень           

- различать природные зоны России по отличительным признакам;

        - устанавливать сходства и различия зон России;

- исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;

        3 уровень           

- выполнять задания творческого характера;

        - составлять план ответа;

        - самостоятельно строить структурно – логическую схему.

Тема «Родной край – часть большой страны».

Учащиеся должны знать:                    

-  положение своего края на карте, поверхность, водоемы сообщества;

-  использование и охрана природы родного края;

-  правила поведения в природе;        

-  особенности сельского хозяйства края.

уметь:                    

-  показать на карте свой край;

         -  различать важнейшие полезные ископаемые края, растения и животных, которые характерны для леса, водоема родного края;

-  основные сельскохозяйственные растения, животные края.

   - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения о   своем крае;

- излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа.

Тема «Страницы всемирной истории»

Учащиеся должны знать:                 

 - что и как изучает предмет «История»;

- откуда берет начало история человечества;

- названия эпох истории и человечества;

- виды исторических источников (вещественные, письменные и устные).

уметь:                

- определять эпоху истории человечества;

- определять последовательность исторических событий;

- соотносить год с веком;

- рассказать о событиях той или иной эпохи;

- дать оценку происходящему;

           - самим находить и проводить примеры из других источников

Тема «Страницы истории Отечества»

Учащиеся должны знать:

- истоки истории Отечества;

- наиболее важные события в истории Отечества и их даты;

- народы, населяющие Россию;

- исторические и культурные памятники страны;

- достопримечательности родного края;

- выдающихся людей, прославившие родное Отечество;

- историю возникновения городов.

уметь:                        

- рассказать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края;

         - описывать жилище, предметы быта, одежду разных времен отечественной         истории;

           - называть наиболее значительные памятники культуры Отечества, имена их создателей;

           - называть имена людей, которые оставили след в развитии Отечества, в его освобождении от врагов;

- применять счет лет в истории;

- показывать на карте исторические объекты;

        - работать с текстом, выделять главное в тексте, пересказать содержание, самостоятельно строить рассказ;

- объяснять отдельные исторические термины;

- связно и логично отвечать на вопросы;

- самостоятельно выполнять творческие задания;

Тема «Современная Россия»

Учащиеся должны знать:        

- государственное устройство нашей страны;

- символику Российского государства;

- основные законы страны;

- права ребенка;

- государственные праздники Российской Федерации;

уметь:                

- рассказать о государственном устройстве Российской Федерации;

- назвать основные документы, защищающие права человека и ребенка;

- различать государственные символы современной России;

- называть и рассказывать о государственных праздниках современной России, о их различиях и особенностях;

Текущий контроль ведется в форме устного опроса, с помощью фронтальных письменных работ: самостоятельных, контрольных, тестовых..

Возможно применение других форм текущего контроля.

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные.

         В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и          способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;  

 - самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

        - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами; 

- работать с различными картами;

- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;  

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

            К концу 4 класса учащиеся должны знать:

           -Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

           -способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

            -что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

            -некоторые современные экологические проблемы;

             -природные зоны России;

             -особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

             -исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

             -важнейшие события и великих людей отечественной истории;

             -государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

            Учащиеся должны уметь:

           -распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и          

            животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных                                     животных своего края;

            - проводить наблюдения природных тел и явлений;

            -в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;        приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

            - соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

           -  приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

             -  приводить примеры народов России;

            -  самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и     обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

            - применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

             -владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Тематическое планирование 4 класс (окружающий мир)

Название раздела и тем        

Всего часов

примечание

Земля и человечество

9

1

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце

1

2

Планеты Солнечной системы. Смена день ночь, времена года

1

3

Звёздное небо – велика книга природы.

1

4

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

1

5

Мир глазами историка.

1

6

Когда и где?

1

7

Мир  глазами эколога

1

8

Сокровища Земли под охраной человечества

1

9

 Обобщение по теме «Земля и человечество»

1

Природа России

11

10

Равнины и горы России

1

11

Моря, озёра, и реки России

1

12

Природные зоны России

1

13

Зона Арктических пустынь

1

14

Тундра

1

15

Леса России.

1

16

Лес и человек

1

17

Зона степей

1

18

Пустыни

1

19

У Чёрного моря

1

20

Обобщение  по теме «Природа России»

1

Родной край – часть большой страны

12

21

Наш край

1

22

Поверхность нашего края

1

23

Водные богатства нашего края

1

24

Наши подземные богатства

1

25

Земля - кормилица

1

26

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

1

27

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1

28

Жизнь  в пресных водоёмах

1

29

Растениеводство в нашем крае

1

30

Животноводство в нашем крае

1

31

Обобщающий урок. Я знаю родной край

1

32

Наши проекты

1

33-34

Резерв

2

Страницы Всемирной истории

6

1

Начало истории человечества

1

2

Мир древности: далёкий и близкий

1

3

Средние века: время рыцарей и замков

1

4

Новое время: встреча Европы и Америки

1

5

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

6

 Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

1

Страницы истории отечества

20

7

Жизнь древних славян

1

8

Во времена Древней Руси

1

9

Страна городов

1

10

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

11

Трудные времена на Русской земле

1

12

Русь расправляет крылья

1

13

Куликовская битва  

1

14

Иван III

1

15

Мастера печатных дел

1

16

Патриоты России

1

17

Петр Великий

1

18

Михаил Васильевич Ломоносов

1

19

Екатерина Великая

1

20

Отечественная война 1812 года

1

21

Страницы истории XIX века

1

22

Россия вступает в XXвек

1

23

Страницы истории 20 -30 годов

1

24

Великая война и Великая Победа

1

25

Страна, открывшая путь в космос

1

26

 Обобщение по теме «Страницы истории отечества»

1

Современная Россия

6

27

Основной закон России и права человека

1

28

Мы – граждане России

1

29

Славные символы России

1

30

Такие разные праздники

1

31

Путешествие по России

1

32

Наши проекты

1

33

Обобщение по теме  « Современная Россия»

1

34

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа По Окружающему миру 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО ДЛЯ 4 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное...

Рабочая программа по математике для 1 класса на 2014-2015 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№12Согласовано...

Рабочая программа по математике в 4 классе за 2014-2015 у.г.

В рабочей программе размещена пояснительная записка и тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на 2015-2016 учебный год

УМК - "Школа России". В программе представлена пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру (1 класс), календарно-тематическое планирование....