« Где и куда?» Учимся определять направления.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Мизонова Ольга Владимировна

Комбинированный урок окружающего мира для 1 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия на тему:

« Где и куда?» Учимся определять направления.

выполнена :Мизоновой О.В.

учителем ГБОУ СОШ № 39

Сызрань 2012г.

Окружающий мир.

1 класс.

Тема: Где и куда? Учимся определять направления.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Обучающая: научить рассматривать и характеризовать местоположение и

направление различных предметов с различных позиций смотрящего

человека  ( где стоит?; куда смотрит?; откуда?).  Сформировать умение

находить предметы в заданном направлении.

Развивающая: развитие пространственной ориентации.

Воспитательная: формирование культуры речевого общения, умения слушать

и вступать в диалог.

Прогнозируемые результаты: теоретические-дети будут объяснять

направление КУДА , использовать слова «вперёд», «назад», «вправо»,

«влево» и направление ГДЕ, использовать слова «справа», «слева»,

«посередине», «за», «перед» .

Предметные умения: дети смогут ориентироваться в пространстве .

В ходе урока будут формироваться УУД.

Личностные УУД: формирование адекватной позитивной осознанной

самооценки , способности к рефлексии.

Регулятивные  УУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что

подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД : умение слушать собеседника, участвовать в

диалоге

Познавательные УУД : осознанное и произвольное построение речевого

высказывания в устной форме, уметь объяснять мир.: объяснять

месторасположение предметов относительно позиции смотрящего человека

( Где стоит? Куда смотрит? Откуда?)

Информационно- технологические ресурсы: презентация ситуационных

иллюстраций на интерактивной доске,  индивидуальные сигнальные

карточки ( красная, зеленая , желтая ) для самооценки. Плакат для

гимнастики глаз , запись легкой музыки для физминутки. Учебник «

Окружающий мир» 1 класс (2012)  – 1 часть и индивидуальная рабочая

тетрадь( 2012г.)  к учебнику « Окружающий мир» (Я и мир вокруг) 1 класс

Вахрушева А.А., Бурского О. В., Раутина А. С., Окружающий мир, 1 класс:

Методические рекомендации для учителя к учебнику « Я и мир вокруг» под

редактированием А. А. Вахрушева. « Школа 2100» ( 2010 г.). Изучаем правила

дорожного движения- разработки уроков и тематических занятий в 1-4

классах. Лавриенская Е. Ю..2009г.Четыре цветных карандаша.


Этапы урока

Формирование УУД

1.

Организационный момент

Задача: создать позитивный настрой

Форма организации УПД: фронтальная

Методы обучения: словесные

Деятельность учителя: приветствие в

стихотворной форме.

Деятельность ученика: готовность к уроку,

приветствие учителя.

Форма контроля: самопроверка готовности к

уроку

Регулятивные УУД:

Самоорганизация.

2.

Актуализация знаний.

Задача: повторить слова определяющие

направления ГДЕ,КУДА.

Форма организации УПД: коллективная,

игровая.

Методы обучения:  словесный ,проблемно-

поисковый, практический.

Деятельность учителя: выявить пробелы и

устранить их , подвести к восприятию новой

темы , которая основывается на знаниях

предыдущей.

Деятельность ученика: применение

усвоенного материала на практике , анализ.

Форма контроля: фронтальная

Познавательные УУД :

Рефлексия , контроль и

оценка процесса и

результатов действия.

Коммуникативные УУД :

Качественная

характеристика,

использование слов,

объясняющих  « где,

куда ?»

3.

Новая тема.

Задача: проанализировать местоположение и

направление предметов  ; с позиций

смотрящего человека ( Где стоит? ;Куда

смотрит? ; Откуда? ) Учить детей строить план

для решения практических задач и решать их

придерживаясь этого плана, анализируя и

сопоставляя.

Форма организации УПД : проблемно-

ситуативная, практическая, наглядная .

Методы обучения: словесная

Деятельность учителя: создание проблемы ,

обучение постановке цели, составлению

плана для решения практической задачи и

придерживаясь плана решению проблемы.

Проведение физминутки для глаз ,

направленной на снятие напряжения.

Релаксация под спокойную мелодию.

Деятельность ученика:, Рассматривает

проблему, анализирует, высказывает свои

предположения, сверяет с мнениями других,

анализирует, делает выводы, а далее под

руководством учителя составляет план

решения проблемы и учится его

придерживаться до достижения цели.

Форма контроля: Самооценка , фронтальная

Познавательные УУД:

Построение логической

цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

Самооценка, анализ .

Целеполагание (

соотнесение уже

известного , усвоенного

и еще неизвестного.

4.

Систематическое закрепление знаний.

Задача: формировать умение

ориентироваться в пространстве по картинке.

Форма организации УПД: проблемно- ситуативная, в парах , коллективно.

Методы обучения: словесный, наглядный

Деятельность учителя: создать проблему,

краткий инструктаж, ее разрешения. Подвести

детей к выводу о жизненной необходимости

владения и использования новых знаний и

умений. Краткий обзор правил пешеходного

перехода через перекресток с учетом новых  

знаний.

Деятельность ученика: рассматривание ,

прогнозирование , постановка цели ,

планирование , решение поставленной

учебной задачи строго по плану.

Форма контроля:

Регулятивные УУД:

осознание качества и

уровня  усвоения нового

материала.

Коммуникативные УУД :

формирование

культуры речевого

общения.

5.

Самостоятельная работа.

Задача: проверить умение применять новые

знания на практике, выявить  пробелы, учится

самостоятельно решать практические задачки.

Форма организации УПД: индивидуальная

Методы обучения: практическая работа

Деятельность учителя: контроль ,

консультация.

 

Деятельность ученика: применение новых

знаний на практике.

Форма контроля: самооценка, фронтальная.

Познавательные УУД :

структурирование

знаний.

Личностные УУД :

Формирование

адекватной,

позитивной, осознанной

самооценки,

способности рефлексии.

6.

Подведение итогов:

Задача: сформировать умение самоконтроля.

Форма организации УПД: коллективная.

Деятельность учителя : формирование умения

анализировать  свою работу и оценивать ее.

Деятельность ученика : рефлексия, анализ

своей работы.

Форма контроля : самооценка.

Регулятивные УУД :

осознание того , что уже

усвоено и что еще

подлежит усвоению.

Личностные УУД :

способность рефлексии

Формы организации УПД .

  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.
  3. В паре.
  4. Игровая , обучение в сотрудничестве.
  5. Практическая.
  6. Проблемно- ситуативная.

1.Организационный момент.-----------------------------------------------------

Пусть снежинки, пусть ветра,

Пусть морозец дразнит,

Все равно бегу с утра

В школу, как на праздник.

На вопросы я теперь

Отвечаю внятно,

И куда девалась лень-

Просто непонятно.

В. Арчаков

-Кто из вас испытывает такие же радостные чувства при встрече со школой?

-Кто учиться не ленится?

-Сегодня мы снова потренируемся в употреблении слов, обозначающих

различные направления.

2. Актуализация знаний.----------------------------------------------------------------

Игра- тренировка «выполни команду.

---------------------------------------------------------

-Поднимите вверх правую руку ( опустите).

-Закройте левый глаз (откройте).

-Повернитесь налево ( направо).

-Сделайте шаг вперёд ( назад).

====Кто выполнил все команды без ошибок? (поднимите руку).

- Как вы думаете , а  что произойдёт если люди забудут слова « налево,

направо, вперёд, назад» ?    (Невозможно будет объяснить куда идти, ехать.)

- Почему?   ( Эти слова указывают направление КУДА идти, ехать).

- Мы сейчас играли и некоторые ребята ошиблись в выполнении команд «  

налево, направо», что с такими ребятами может произойти?    ( Могут

заблудиться.)

- Почему?   ( Им объяснят дорогу, а они свернут не в ту сторону.)

Игра  « Магазин».

----------------------------------

Работа в парах: продавец, покупатель.

На парте разложены книги, тетради, пеналы.

- Какие слова помогли нам найти и купить товар?   (« справа, слева, посередине, за , перед»)

- Почему?  ( Они объясняют направление  ГДЕ находится предмет.)

ИТАК:

Какие слова объясняют направление ГДЕ , КУДА?.

3.Новая тема.-------------------------------------------------------------

-Как вы думаете, а всегда ли удаётся точно обнаружить то место,

направление  которого вам указали?

Это ты, зайчишка? Здравствуй!

У ежа сегодня праздник,

В гости он меня зовёт,

Где , скажи мне , он живёт?

Черепаха, ты сверни-ка

На тропинку вдоль оврага

Будет луг, правей держи,

Там в траве живут ежи.

-Представьте себя на месте черепахи. Вы отыскали бы ЕЖА ?

-Почему ?

***

Ситуационная задача « Состоится ли встреча друзей ? ».

------------------------------------------------------------------------------

Работа с учебником.с.30 Работа в паре.

Читающий ученик читает задание.

Соседи по парте анализируют ситуацию и способы ее решения.

Выслушивание мнений.

-Укажите карандашом место встречи.

-Достаточно ли было назвать слова « слева от фонтана» для места встречи?

-Почему?

-Объясните Мише, где он должен ждать Петю.

- Что вы предприняли, чтобы ваше объяснение было понятным?

***

Чтобы решить эту задачу нам надо составить план.

==Внимательно рассмотреть картинку.

==Сколько дорог ведут к фонтану? (4)

==Что расположено на каждой дороге по пути к фонтану?( На одной ничего,

на второй лавочка с левой стороны, на третьей лавочка с правой стороны , на

четвертой по 1 лавочке с правой и левой стороны).

==По какой дороге придёт Миша?

Красным карандашом нарисуем первый путь до фонтана , слева от фонтана

поставим точку, Синим…. Зеленым…. Коричневым…..

-Объясните Мише, где он должен ждать Петю? Если ты придешь по тропинке

с лавочкой на правой стороне, то встретимся слева от фонтана.

*****САмооценивание (Понял- красный кружок, частично понял-зеленый, непонял- желтый)

.

***

Чтение вывода в красной рамке.

НАПРАВЛЕНИЯ «вперёд, назад, вправо, влево» МОГУТ ЗАВИСЕТЬ ОТ

ТОГО,ГДЕ ЧЕЛОВЕК СТОИТ И КУДА СМОТРИТ.

Практикум «Подумай, отгадай, реши».с.31

-Рассмотрите на рисунке рыбку и медузу.

-Можно ли определить у них стороны?

-Попробуйте их назвать.

Демонстрация  движения игрушечной рыбки и медузы.

Дети.-Рыбка плывет правой стороной к нам, а теперь левой.

-Как вы определили? (Головой вперед плывет, а хвост сзади. А у медузы все

стороны одинаковые и она висит в воде- определить невозможно.)

Чтение вывода в учебнике.

Физкультминутка.

«В зоопарке» с.32

-Вспомните, что вы видели, когда были в зоопарке?

-Где находились звери?

-Где стояли вы, рассматривая животных?

-Кого видели звери?

-Откуда и куда они смотрели?

-Посмотрите на картинки, объясните различия.

4. Систематическое закрепление знаний.---------------------------------------

Инсценировка «Робот» . ( работа в парах по заданию в учебнике на с.33.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Изобретатель дает команды  употребляя слова, обозначающие направление,

а робот должен  точно их выполняя дойти до игрушки. Зрители ОЦЕНИВАЮТ

правильность подачи команд и их выполнение.

Презентация ситуационных иллюстраций на интерактивной доске.

Краткий обзор правил пешеходного перехода через дорогу.

- Девочке нужно попасть в магазин , кто подскажет как ей это

сделать?(перейти дорогу прямо, а потом повернуть направо и еще раз

перейти дорогу)    В библиотеку?.....В парк?....

-Что  нужно сделать выходя на дорогу? (посмотреть на светофор)

-А если он сломался? (посмотреть налево)

-А потом? (дойдя до середины дороги посмотреть направо)….

5. Самостоятельная работа.---------------------------------------------

На с. 32 рассмотреть рисунки, определить какой портрет кошки нарисовал

каждый из ребят. Карандашом провести соединяющую линию от портрета к

ребенку.

***Составить план решения этой задачи.

-Внимательно рассмотреть рисунок с ребятами.

-Определите, как расположены предметы по отношению к коту.

-Определить, какой стороной сидит кошка к каждому из ребят.

-Соотнести портрет с художником.

Самооценивание ( красный зеленый желтый)

-Какие слова нам помогли?

-Что они обозначают?

***

6. Подведение итогов.

-На протяжении всего урока мы наблюдали и сравнивали то, что можете

видеть вы и другой человек - ваш друг, робот. И в каждом случае вы

обнаруживали для себя что-то новое. Итак, почему важно быть точными в

словах, обозначающих место, положение , направление.?

А сейчас мы еще раз проверим…

-Послушайте стихи задачки и скажите, найдут ли их герои своих адресатов по

таким ответам.

-Где живет он, я не знаю.

Подскажите, а то опоздаю.

-Где живет он? В самой чаще,

 Самой-самой настоящей.

Прямо по тропинке пойдешь,

В чаще там его найдешь.

Кошка моя потерялась,

Я найти ее старалась

.Улеглась и дремлет кошка

На скамейке справа от дорожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся определять время по часам

Анимированное пособие к урокам математики для 1-2 классов, которое позволит учителю наглядно продемонстрировать ход минутной и часовой стрелок, научить детей основным правилам определения времени по ч...

Учимся определять время по часам

Учимся определятьвремя по часам...

Презентация к уроку во 2 классе. Учимся определять начальную форму

Презентация к уроку во 2 классе по теме: "Учимся определять начальную форму". УМК ПНШ...

Конспект урока русского языка Учимся определять начальную форму. 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универ...

Учимся определять время по часам

Учимся определять время по часам...

Конспект урока "Учимся определять род, число, падеж имен прилагательных"

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Начальная шкорла 21 века"...