Конспект урока "Учимся определять род, число, падеж имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Хуснутдинова  Гульфина  Салимджановна

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Начальная шкорла 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_19.04.17g.docx43.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

Учитель

Хуснутдинова Гульфина Салимджановна

Программа

«Начальная школа XXI века»

Учебник

Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 2й часть. – М.: Вентана-Граф

Тема урока

Учимся определять род, число, падеж имен прилагательных

Тип урока

Открытие нового знания.

Цель

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий

Задачи

Научить определять род, число, падеж имени прилагательного по роду, числу, падежу имени существительного, с которым  оно связано

Развивать критическое мышление, умение  анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками

Проблема

Как определить  род, число, падеж имен прилагательных

Формируемые УУД

Предметные:

- Уметь определять род, число, падеж имен прилагательных по числу, роду и падежу имени существительного, с которым оно связано

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- добывать нужную информацию;

- делать выводы на основе обобщения;

-разрешать проблемную ситуацию;

-уметь работать индивидуально и в паре;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация;

-Лист самооценки индивидуальных достижений

Формы работы

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Методы

Постановка и решение проблемных ситуаций, наглядные, практические методы, приёмы  критического мышления, использование ИКТ

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

- Добрый день!

- Ребята, приложите руку к сердцу.

- Что вы чувствуете? Это бьются наши сердца.

- Про кого так говорят: «У вас доброе сердце!»?

- А каким человеком хочет быть каждый из вас?

- Я очень хочу, чтобы ваши желания исполнились!

– Сейчас урок русского языка.

– Чего  ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы...»

– А что необходимо сделать, чтобы у нас все на уроке  получилось?

– Мы настроили себя на деловой лад, серьёзную работу. Пусть все у нас получится!

-Девизом нашего урока будет:

«Добрая слава лучше богатства»

- Как понимаете смысл этого высказывания?

- Перед вами лежат листы «Мои достижения»

-Оцените свою готовность к уроку по пятибалльной системе.

Высказывают свое мнение

Объясняют смысл пословицы

Оценивают свою готовность к уроку на листах «Мои достижения»

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Чистописание

- Откройте тетради, запишите число, и вид работы с соблюдением орфографических правил

Создание учебной ситуации

Даны слова: яблоко, рисовать, арбуз, юла

Задание:

-Вам нужно составить буквосочетания для чистописания

В эти буквосочетания должны войти первые буквы слов среднего рода и мужского рода по формуле М.р ср.р.         ая

Ср.р ср.р         яя

-Запишите данные буквосочетания, соблюдая правила каллиграфического письма

ая  яя

 Добрая слава лучше богатства.

- Могут ли быть эти буквосочетания   значимой частью слова?

- Как она называется?

- У какой части речи могут быть такие окончания?

- С какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке?

Работают в тетради

Выполняют задания учителя

Записывают буквосочетания и пословицу, соблюдая правила каллиграфического письма

Определяют, что это окончания, говорят определение

Высказывают свое мнение

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 

 Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

- Напишите все, что вы знаете про имя прилагательное в столбце таблицы «Знаю»

1.Определение имени прилагательного.

- Найти все имена прилагательные. Сосчитайте их.

Маленькое солнце

На моей ладошке-

Белая  ромашка

На зелёной ножке.

С белым ободочком

Жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их,

Сколько их у речки!

- Кто сколько нашел? Давайте проверим.

- Оцените свою работу в листах «Мои достижения»

«5»- нашли 5 прил.

«4»  - 4 прил.

«3»  -3 прил.

«2» - 1-2 прил.

2. Проведем прием «Верные и неверные утверждения».

- Перед вами на столах лежат утверждения.

- Поработаем в паре.

- Какие правила работы в паре нам необходимо соблюдать?

- Обсудите и укажите «верные» утверждения знаком «плюс» и «неверные» - знаком «минус».

На эту работу – 1 минута.

1.Верно ли, что имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?

2.Верно ли, что имя прилагательное обозначает признак предмета

3.Верно ли, что имена прилагательные связаны с именами существительными

4.Верно ли, что имена прилагательные в предложении чаще всего являются  дополнениями

5.Верно ли, что нельзя определить  род, число и падеж имен прилагательных

- Проверяем по эталону.

- Оцените работу своей пары в листах «Мои достижения» по количеству правильных ответов:

«5» - 5 правильных

«4» - 4 правильных и т.д.

- Какие затруднения возникли?

Записывают все, что знают про имя прилагательное в столбце таблицы «Знаю»

Выполняют задание

Оценивают свою работу

в листах «Мои достижения»

Работают  в паре с «Верные и неверные утверждения». Повторяют правила работы в паре.

Оценивают свою работу в паре в листах «Мои достижения»

Выявляют затруднения

Личностные УУД:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- определять правила работы в парах;

Предметные УУД:

- правильно выделять имена прилагательные из ряда слов;

уметь объяснять простейшие алгоритмы при работе с заданием.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Постановка учебной задачи

- Предположите, какова тема нашего урока.

- Правильно. Сегодня на уроке будем учиться определять род, число, падеж имен прилагательных.

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

- Напишите все, что вы не знаете и хотите узнать про имя прилагательное в столбце таблицы «Хочу узнать»

- Какие цели и задачи  поставим перед собой

- Давайте, составим план работы

Называют тему урока

Записывают все, что  не знают и хотят узнать про имя прилагательное в столбце таблицы «Хочу узнать»

С помощью учителя определяют цель урока, задачи и составляют план

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке

Поиск решения (открытие нового знания)

1. Детям раздаются карточки со словами: яблоко, книга, ученик, умный, спелое, интересная,  весёлые

- Ребята, к доске выходят только те, у которых на карточках записаны имена существительные.

- Остальные ребята, посмотрите на свои слова и найдите себе пару - товарища.

- Как нашли себе пару?

- Правильно по роду имени существительного.

-Определите род имени прилагательного, связанного с существительным «книга»

- На какой вопрос отвечает  прилагательное женского рода,  и какие имеет окончания?

Аналогичная работа со словосочетаниями «спелое яблоко», «умный ученик»

- Максим, почему ты не  нашел себе пару?

- А как ты определил, что это имя прилагательное множественного числа?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные множественного числа?

- А у прилагательного «весёлые» мы можем определить род?

2. Задание на карточке:

- К данным именам прилагательным подобрать подходящие имена существительные и определить род и число  имени прилагательного.

1.Мягкий, тёплый, пушистый…..(….род, …ч.)

2.Сложная, незнакомая, интересная…(….род, …ч.)

3. Весёлые, смешные, озорные…….(…род, …ч)

4.Яркое, ласковое, весеннее…..(….род, …ч.)

5.Высокий, стройный, красивый…….(….род, …ч.)

Взаимопроверка.

- Оцените работу своего товарища в листах «Мои достижения» по количеству правильных ответов:

«5» - 5 правильных

«4» - 4 правильных и т.д.

3. Могут ли имена прилагательные изменяться по падежам.

У высокого дуба, солнечным днем, на новой странице, в левую сторону, к любимой бабушке, по песчаному дну, с верхнего этажа, под  большой сосной.

Работают у доски.

Наблюдают, как определить род имени прилагательного, делают выводы

Делают вывод:

род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

Делают вывод:

имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе. Число имени прилагательного определяем по существительному, с которым оно связано.

Оценивают работу своего товарища в листах «Мои достижения»

1 ученик работает у доски, комментируя свои действия.

Делают вывод:

падеж имени прилагательного определяем по существительному, с которым оно связано.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

Первичное закрепление нового материала

1.Работа в группе:

- Разработаем алгоритм  последовательности действий для определения таких грамматических признаков прилагательного, как род, число, падеж.

Задание 1 группы:  Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания    берёзовая роща.

(Детям выдаются разрезные полоски-карточки и лист:  определяю род,  определяю число,  определяю падеж.  Дети определяют последовательность действий и приклеивают на листе согласно нумерации полоски-карточки.)

Задание 2 группы:  Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания    по синему небу

(Детям выдаются разрезные полоски-карточки и лист «Алгоритм определения рода, числа, падежа прилагательного:  ставлю сущ. в начальную  форму, определяю род,  определяю число,  определяю падеж.  Дети определяют последовательность действий и приклеивают на листе согласно нумерации полоски-карточки.)

Задание 3 группы:  Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания    весёлой песни.

Задание 4 группы:  Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания    добрыми сказками.

Задание 5 группы:  Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания  о школьной жизни. 

2.Самостоятельная работа ( разно уровневые карточки)

Выплыло на ……. небо …….солнце. Жаворонок выпорхнул из …..гнезда и запел ……песенку. Заяц побежал по …..лугу за….травой.

Слова для справок: сочной, голубое, серебристую, родного, красное, росистому

1 уровень: вставить  подходящие по смыслу слова; подчеркнуть имена прилагательные;

2 уровень: вставить  имена прилагательные; определить род, число и падеж имён прилагательных

Повторяют правила работы в группе.

Работают  в группе, составляя алгоритм нахождения рода, числа и падежа имен прилагательных в  словосочетаниях, данных для каждой группы.  

Выполняют самостоятельную работу, выбирая задание по желанию

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе  (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия учебной деятельности.

(итог урока)

-Над какой учебной задачей мы с вами работали на уроке?

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

- Напишите все, что вы узнали про имя прилагательное в столбце таблицы «Узнал»

Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Какой был урок? Какое настроение?

А какими вы были на уроке?

- Использовать имена прилагательные!

- Оцените всю свою работу на уроке, подведя итог в листе «Мои достижения»

Записывают все, что узнали про имя прилагательное

в столбце таблицы «Узнал»

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Домашнее задание

Обязательный уровень:  стр.138 упражнение 510;

по желанию – придумать 5 предложений на тему «Весна», употребляя имена прилагательные

Записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Определи род, число, падеж прилагательных

Дорогие ребята! Потренируйтесь, пожалуйста, в определении рода, числа и падежа прилагательных. Удачи!...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

Конспект урока "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, единственного числа"

Конспект урока "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, единственного числа" разработан на основе образовательной программы  «Школа России» в со...

Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...