программа "Мир за окном"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Колганова Екатерина Николаевна
Одним из важнейших организованных видов деятельности детей, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дети более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города, развитие речи. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon целевые прогулки и экскурсии207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, городу.

 Развивая у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение детей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.

Одним из важнейших организованных видов деятельности детей, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход.

 В процессе тематических экскурсий, прогулок,  походов ребенок получает первые представления  о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дети более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам  родного города.

Таким образом, прогулка - экскурсия дает ребенку возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется естественная любознательность,  обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время  дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.

 Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире [1, с.59].

Исследования ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление детей с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.

 Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы детей; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда [5, с.65].

Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся. И именно экскурсионные мероприятия этому способствуют. Роль экскурсий велика. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Социализация

Обогашение словаря

СБО

Цель программы: развитие важнейших социальных навыков способствующих успешной адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения тематических экскурсий.

Задачи:

  1. Познакомить детей с ментальной недостаточностью с общественными зданиями микрорайона, их назначением;
  2. Расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;
  3. Воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах;
  4. Стимулировать у детей с ментальной инвалидностью интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте;
  5. Оздоровить детей с ментальной инвалидностью в процессе пешеходных экскурсий.
  6. Познакомить детей с ограниченными возможностями здоровья с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;
  7. Обогащать словарный запас речи; уточнять и расширять знания детей по указанным темам.
  8. Формировать потребность детей  в речевом высказывании для общения со
    взрослыми и сверстниками;
  9. Развивать связную речь.

Принципы программы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
  • Принцип комплексности оздоровительной и воспитательной работы;
  • Принцип взаимосвязи с семьей и социальной средой;
  • Принцип построения отношений взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности;
  • Принцип энциклопедичности (отбор знаний из разных областей действительности),
  • Принцип уникальности места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края),
  • Принцип  интеграции знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль"

Урок чтения для 2 класса "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль" (УМК  "Перспективная начальная школа")...

«Окно в природу. Весенняя сказка»

Классы:1-4 специальные (коррекционные) классы VIIIвидаПредметы:  литературное чтение, ИЗО, ритмикаТип занятия: комбинированное коррекционно – развивающее занятие...

Чтение - окно в мир познания.

Беседа на родительском собрании....

Комнатные растения нашего класса. Сад на окне.

Разработка урока - презентации проекта "Сад на окне". Материал содержит презентацию учителя, конспект урока, буклет....

"Сад на окне".

Ученическая презентация "Как много комнатных растений?!"...

Работа по картине Т. Мавриной "Васильки на окне"

Ещё в старых советских учебниках по русскому языку были приложения – репродукции картин мастеров изобразительного искусства. Потом они исчезли и надолго. А теперь в новых учебниках возвращаются к хоро...

Нестандартный урок по русскому языку в начальной школе:"А нынче посмотри в окно..."

Тема:"Упражнение в написании слов с безударными гласными"....