Приём " Как ты думаешь?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Максимова Елена Евгеньевна

Приём "Как ты думаешь?" на уроках окружающего мира 1 класс Школа России , с соблюдением всех УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova_e.e.-priem_trkm_kak_ty_dumaesh-itog.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района

Максимова Елена Евгеньевна

                                               Учитель начальных классов

                                                         1 категория

                                                Урок окружающего мира

                                                             1 класс

                                                  УМК: «Школа России»

Тема: Октябрь уж наступил.

«Использование приема «Как ты думаешь?» для формирования УУД учащихся 1 класса на уроке окружающего мира»

Санкт-Петербург

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………..……………………….…3

  1. Технология развития критического мышления. Прием «Как ты думаешь?»……………………………………………………………..……5
  2. Технологическая карта урока окружающего мира  «Октябрь уж наступил»………………………………………………………………...…9

Заключение……………………………………………………………………….13

Литература……………………………………………………………………….14

Приложения………………..…………………………………………………….15

                                                         Введение.                                                                                                                  В связи с введением новых ФГОС  изменяются и требования к выпускникам школ. Учащиеся должны научиться добывать знания самостоятельно,  учиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижения новых уровней развития личности учащихся      ( компетентностей) и общеучебных (универсальных  учебных) действий, которые закладываются в школе, действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.    Требования к результатам освоения образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.  Включение работы по технологии критического мышления  позволяет  ученику расти, ведь она прежде всего направлена к учащемуся, к его личности, его индивидуальности. Эта технология была выбрана, потому что  она позволяет решить  вопрос развития коммуникативной культуры, что достаточно важно  на данном этапе работы с классом.  Ученики в классе все  умеют читать, любят высказывать свое мнение, открыты. Уже на подготовительных курсах  начинали работать в парах. Ребята идут на контакт друг с другом и с удовольствием включаются в работу по группам. В процессе работы по ТРКМ учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы.  Во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.

  1. Технология развития критического мышления. Прием «Как ты думаешь?»

   Универсальные учебные действия формируются эффективно у младших школьников при использовании различных образовательных технологий.

   В настоящее время одной из педагогических технологий, активно используемых педагогами для формирования всего спектра УУД, является технология развития критического мышления (RWSt) - целостная система приёмов и стратегий формирования навыка критического мышления в процессе чтения и письма.         

Главная цель технологии  развития критического мышления -  развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

 Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: умение формулировать собственное мнение и позицию.

   Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция): научиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение.

    Познавательные УУД включают общеучебные, логические,учебные действия, а также постановку и решение проблемы: научится работать с текстовой информацией; освоение ознакомительного и поискового чтения.   Коммуникативные УУД: умение учитывать разные мнения , уметь убеждать; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; организовывать учебное сотрудничество; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

 Основные фазы технологии RWSt .

 1.Стадия вызова. «Пробуждение» имеющихся знаний, самостоятельное целеполагание и планирование изучения темы.

2.Стадия осмысления. Получение новой информации.

3. Стадия рефлексии. Осмысление и рождение нового знания. Ответы на вопросы: «Что узнал?», «Как узнал?»

Реализации этой технологии помогает прием «Игра «Как ты думаешь?»

Этот прием способствует оптимизации работы учащихся с текстовой информацией. Практика показывает, что этот прием хорошо приживается в начальной школе, повышает интерес учащихся к образовательному процессу и дает положительную динамику в уровне обученности детей.

Прием «Игра «Как ты думаешь?»

I этап. Подготовительный.

Учитель готовит:

- доску с игровым полем;

- разноцветные метки для команд ( по количеству вопросов);

-игровые поля (по количеству команд);

- 8 карточек с вопросами для 5 человек;

-карточки с разными цветами для деления на группы.

 II этап. Ход игры.

Ученики вытаскивают карточки и рассаживаются по группам.

Cтадия  вызова

1.         Один человек из группы перемешивает карточки и раздает их участникам группы.

2.        Каждый самостоятельно, ни с кем не советуясь, читает то, что написано на карточках. Затем кладет каждую из них текстом вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться.

3.        Когда все члены группы разложат свои карточки, начинается обсуждение каждой карточки.  Один человек зачитывает карточку, все остальные согласовывают ее по месту нахождения на листе.  Карточки, вызвавшие спор, откладываются с игровых полей.

4.        Учитель вывешивает все результаты  на доску, используя разные цвета.

Стадия осмысления

1.        Индивидуальная работа с источником информации (текстом).

2.        Каждый член  группы, прочитав текст,  подчеркивает высказывание, подтверждающее или опровергающее  содержимое карточки.

3.        Все члены группы обсуждают местонахождение каждой карточки и перекладывают ее по необходимости в соответствии с прочитанным текстом.

4.        Учитель корректирует  все  результаты  на доске, используя разные цвета.

Стадия  рефлексии.

         1. Группа возвращается к игровому полю. При возникновении разногласий, спорные    вопросы   обсуждаются в группе, также можно обратиться к другим группам.

        2. Учитель знакомит с результатами работы.


  1. Технологическая карта урока окружающего мира

Название урока

Октябрь уж наступил

Предмет

Окружающий мир

УМК

«Школа России»

Класс

1 класс

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока

для учителя

для ученика

создать условия для формирования представлений о  признаках октября; продолжить формирование навыков общения в группе,  способствовать развитию монологической речи, наблюдательности,  умению сопоставлять,  выделять необходимую информацию.

Определить изменения в живой и неживой природе с наступлением октября.


Образовательные результаты

Предметные

определить изменения в живой и неживой природе в октябре.

Метапредметные

Познавательные:

  • учиться работать с информацией (работа с текстом, смысловое чтение, заполнение  таблицы)

Коммуникативные:

  • соблюдать  правила ведения диалога;
  • определять функций участников группы и способов их взаимодействия; согласовывать работу в группе;
  • аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • обмениваться знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи

Регулятивные:

  •  согласовывать группе последовательности действий по разработке маршрута;
  • выполнять необходимых расчётов и заполнение маршрутного листа;
  • определять цель выполнения заданий;
  • выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (на стадии рефлексии)

Личностные

  • создавать историко-географический образ родного края – Северо-западного региона России,
  • развивать познавательную активность и самостоятельность при планировании своих действий.

Образовательная среда урока

  •  игровые поля (5 шт.);
  •  карточки с высказываниями;
  •  тексты В. Бианки «Октябрь»;
  • карточки для составления синквейна.

Форма работы на уроке

группы постоянного состава

 (примерно 5 групп по 4-5 учеников)

 Этапы урока

Этап

Действия учителя

Действия ученика

I.Подготови-тельный

  • Подготавливает доску с игровым полем, разноцветные метки для команд, тексты, карточки;
  • ставит и поясняет цели урока, предлагает разделиться классу на группы

вытягивают жребии, объединяются в группы

II. Ход игры

Стадия вызова

  • предлагает одному из участников перемешать карточки и раздать их  каждому члену группы;
  • предлагает учащимся прочитать высказывание на карточке и, ни с кем не обсуждая, расположить карточку на соответствующем игровом поле;
  • предлагает учащимся совместно  обсудить и согласовать  местоположение каждой карточки, убедить в неверном расположении и  при необходимости   переложить карточку;
  • предлагает отложить спорные карточки за пределы игрового поля;
  •  контролирует временные рамки;
  • фиксирует на доске результаты работы групп.
  • один ученик перемешивает карточки и раздает их  всем участникам группы (Приложение 2);
  • каждый ученик читает свою карточку и выкладывает ее на соответствующее поле (Приложение 3);

Верно

Неверно

  • обсуждают  и согласовывают в группе местоположение каждой карточки, при необходимости убеждают в ее неправильном расположении;
  • перекладывают карточки;
  • откладывают спорные карточки за пределы игрового поля;
  • сообщают учителю результаты своей работы;

Стадия осмысления

  • раздает ученикам тексты;
  • предлагает  прочитать текст, найти и подчеркнуть высказывания;
  • контролирует временные рамки;
  • вывешивает на доску результаты работы групп,  сообщает ученикам правильную информацию;
  • совместно с учениками обсуждает оставшиеся спорные вопросы;
  • получают тексты (Приложение 1);
  • индивидуально читают текст, находят и подчеркивают высказывания;
  • обсуждают в группе местонахождение каждой карточки;
  • перекладывают по необходимости карточки  в соответствии с прочитанным текстом;
  • сообщают учителю результаты своей работы;
  • Получают правильную информацию;
  • совместно с учителем  обсуждают оставшиеся спорные вопросы;

Стадия рефлексии

  • предлагает по необходимости переместить  карточки на поле;
  •  по необходимости помогает урегулировать спорные моменты;
  • Фиксирует результат на  доске;
  • Предлагает учащимся в группах составить  синквейн, используя в случае необходимости карточки –подсказки.

  • Группа возвращается к игровому полю, при необходимости перемещает некоторые карточки на поле;
  • При возникновении разногласий спорные моменты обсуждаются в группе, можно обратиться к другим группам;
  • Помогают учителю фиксировать результат на общем игровом поле на доске;
  • Составляют в группе Синквейн, используя при необходимости карточками –подсказками.


Заключение

  Урок с использованием приема технологии развития критического мышления дает возможность не только адекватно воспринимать информацию, но и  получать ее, оперировать ею. Таким образом, на основе уже имеющегося знания рождается новое. У учащихся накапливаются определенные  умения и навыки работы с текстовой информацией.

   Очень ценным является то, что ребенок добывает знания собственным трудом и может поделиться с другими без опасения быть непонятым. У учащихся формируются навыки самостоятельной работы с информацией.

   На уроке решается вопрос развития коммуникативной культуры.  Учащиеся  активно включаются в работу.  Так как все дети умеют читать, не возникло вопросов по работе с текстом.  Учитель организует деятельность обучающихся, применяя групповой и индивидуальный методы. Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися на этапе рефлексии.

 Данный прием вызвал большой интерес у учащихся. Следует продолжать работу по организации уроков с использованием различных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н.. Муштавинская И.В.-Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС.-СПб.: КАРО, 2013.- 176с.
  2. Иваньшина Е.В. – Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: учебно-методичексое пособи.- СПб.: СПб АППО, 2013.-56.с.
  3. Муштавинская И.В. - Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя -Учебно-методическое пособие.-СПб.: КАРО, 2013.-144с.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Текст В. Бианки «Октябрь»

Октябрь-листопад, грязник, зазимник.

  Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь. Скучает на заборе мокрая ворона. Ведь ей тоже скоро в путь: летовавшие   у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, а на их место также незаметно перемещаются такие же вороны, родившиеся на севере. Выходит, и ворона- птица перелётная. Там, на дальнем севере, ворона - первая прилётная, как у нас- грач, и последняя отлётная.

  Покончив с  первым своим делом - раздеванием леса, осень принимается за второе: студит и  студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются  хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались на ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы - ятови – зимовать там, где не замерзает вода. Мягкий хвостатый тритон - харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды - пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.

  Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Звери - кто одевается  в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает берлогу. Готовятся…

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Карточки с высказываниями

  1. Мягкий хвостатый тритон зимует в пруду.

5. Все чаще по утрам  лужи покрываются хрупким ледком.

  1. Льдом покрываются стоячие воды.

6. Осень студит и студит воду.

        

  1. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки.

7. Летовавшие у нас серые вороны откочевывают к югу.

  1. Ветры срывают с леса последние листья.

8. Ворона - птица перелётная.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Игровое поле

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Карточки-помощницы для составления синквейна.

осень

октябрь

листопад

отлёт

листья

тёплый

золотой

мокрый

холодный

сердитый

студит

срывает

скучает

падает

моросит

унылая пора

люблю

нравится

грущу

любуюсь

подготовка

голые деревья

месяц осени

листодёр

отлёт птиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём и оформление родительских пожертвований

Документы, которые могут быть использованы при оформлении денежных средств через доверенность на приобретение имущества, работ, услуг и передаче их школе. Правильно оформленные средства, собранные ро...

Урок математики. "Устный приём сложения вида 26 + 2"

Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Устный приём сложения вида 26 + 2". УМК "Школа России". Презентация включает в себя устный счёт, объяснение нового материала, закрепление и релакса...

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...

Приёмы ТРКМ

Бортовые журналы...

Приёмы развития памяти, или мнемотехнические приёмы

Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие - нибудь списки слов и цифр, подробное содержание главы какой - то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...