Главные вкладки

    План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Щербакова Юлия Николаевна

     

    Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы»

     Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.

    Задачи:

    Обучающие: учить выделять признаки окружающих предметов и обнаруживать их взаимосвязи.

    Развивающие: развивать творческие способности учащихся; умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

    Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,  бережное отношение к окружающим предметам.

    Оборудование:

    Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, мерный стакан, колба, миска с водой, брусок, пустая бутылочка, воздушные шарики; опыт «круговорот воды в природе».

    Раздаточное: 

    ·        по 6 наборов: стакан с водой, колбочка, шприц, воздушный шарик, шашка, карандаш;

    ·        карточки с изображением объектов живой и неживой природы;

    ·        таблицы.

    Ученики работают в группах.  6 групп по 4 человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc68.5 КБ
    Office presentation icon tverdye_tela_zhidkosti_i_gazy._1_klass.ppt2.92 МБ
    Microsoft Office document icon tablitsy_detyam.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы»

     Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.

    Задачи:

    Обучающие: учить выделять признаки окружающих предметов и обнаруживать их взаимосвязи.

    Развивающие: развивать творческие способности учащихся; умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

    Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,  бережное отношение к окружающим предметам.

     

    Оборудование:

    Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, мерный стакан, колба, миска с водой, брусок, пустая бутылочка, воздушные шарики; опыт «круговорот воды в природе».

    Раздаточное:  

    • по 6 наборов: стакан с водой, колбочка, шприц, воздушный шарик, шашка, карандаш;
    • карточки с изображением объектов живой и неживой природы;
    • таблицы.

    Ученики работают в группах.  6 групп по 4 человека.

    ХОД УРОКА:

    1. Оргмомент.         

    Слайд 1 Чтоб природе другом стать,
    Тайны все её узнать,
    Все загадки разгадать,

    Научитесь наблюдать.

    Будем вместе развивать
    У себя внимательность,

    А поможет всё узнать
    Наша любознательность.

    Итак, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.

    2. Повторение изученного материала.

    - Ребята, с чем мы познакомились на прошлом уроке? (с природными богатствами). На какие группы их можно разделить? (живые природные богатства, неживые и силы природы).

    3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

    Слайд 2  - На экране и у вас на столах изображения различных объектов живой и неживой природы. Разделите их на 3 различные группы. Какие предметы вошли в первую группу? Вторую? Третью?

    Слайд 3

    - Какой общий признак у предметов 1-й группы, как их назвать? (твердые тела) Второй (жидкости) и третьей (газы).

    - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока (О твердых телах, жидкостях и газах). Слайд 4 Тема на доске.

    - Действительно, сегодня мы с вами познакомимся с неживыми физическими телами, которые отличаются своими состояниями, бывают твердыми, жидкими и газообразными.

    - Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? (да, нет)
    - Наши мнения разошлись. Кто же прав?
    Поставим задачи на урок:

    - изучить твердые тела, жидкости и газы;

    - определить какие свойства у твердых тел, жидкостей и газов;

    - чем схожи и чем отличаются друг от друга.

    4.Исследовательская работа. 

    - Чтобы решить поставленные задачи мы проведём несколько опытов. Для этого мы мысленно перенесёмся в исследовательскую лабораторию. Слайд 5

    А что такое лаборатория? (Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования.)
    И мы будем лаборантами. (Лаборант- сотрудник лаборатории). 

    Слайд 6  Но чтобы начать проводить различные опыты, нужно знать правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

    1)      Внимательно слушать старшего лаборанта;

    2)      Не шуметь, не мешать друг другу;

    3)      Выполнять все задания.

    Результаты опытов будем заносить в таблицу.

    Слайд 7 Итак, нам нужно определить какие свойства у твердых тел, жидкостей и газов.

    Опыт 1  Проверим Имеют ли они форму?

    Обратите внимание на различные предметы на ваших столах.

    1. Возьмите ручку, карандаш, винтик. Переложите его, переверните, попробуйте изменить его форму. Придайте ему форму круга или овала. Получатся? (нет) Меняется ли форма твердых предметов, когда мы помещаем их в разные сосуды? (нет) Какой вывод можем сделать?

    Вы правы: у твёрдых предметов есть замечательное свойство – они имеют постоянную форму. Их можно переворачивать, перекладывать на другое место – их форма не меняется.

    1. Возьмите стакан с водой. Что можете сказать о форме? Перелейте жидкость в колбу. Что заметили? Перелейте обратно в стакан и сделайте вывод.

    Правильно: жидкости не имеют определённой формы. Они заполняют ту форму, в которой находятся.

    3) Возьмите воздушный шарик, надуйте. Чем вы его заполняете? (газом) Сравните шарики ваши с моими. Что заметили? Какой вывод можем сделать.

    Верно: газы не имеют определенной формы. Они заполняют ту форму, в которой находятся.

    Обратите внимание, если шарик не завязать, что произойдет? (он сдуется). Все это из-за того, что газы не любят находиться в одном месте, они имеют свойство заполнять все пространство.  Воздух не находится около пола или потолка, он заполняет собой всю комнату, да и всю нашу планету.

     - Как мы догадаемся, что кто-то забыл закрыть кран газовой плиты? Почему это опасно? Что нужно сделать?

            Итак … вывод со слайда 7

    Заполним таблицу:

    Опыт

    Твердые тела

    Жидкости

    Газы

    1. Имеют форму?

    да

    - нет

    - нет

    Слайд 8  Опыт 2

             А можно ли сжать эти тела и вещества? Проверим на опыте.

    1. Попробуйте сжать твёрдое тело руками. Сделайте вывод.
    2. А сжимать жидкость и газ мы будем при помощи шприца.

            

            Проделай опыт с водой, сделайте вывод.

            Проделай опыт с воздухом, сделайте вывод.

    Слайд 9 Заполним таблицу:

    Опыт

    Твердые тела

    Жидкости

    Газы

    1. Имеют форму?

    да

    - нет

    - нет

    1. Можно сжать?

    - нет

    - нет

    да

            Слайд 10 Физминутка

    Слайд 11 Опыт 3

    Продолжим наши исследования.  Следующий опыт Что легче? Мы будем выяснять на примере деревянного бруска, воды и воздуха.

    Выполняю опыт сама.

    В миску с водой опускаю деревянный брусок. Тонет? (нет) Какой вывод сделаем Слайд 12 (он легче воды). Как это свойство древесины люди научились использовать? Слайд 13 (лодки, плоты, корабли – для передвижения по воде).

    Возьмем пустую бутылочку. В ней, по нашему предположению, ничего нет. Опущу её в воду. Что мы наблюдаем? (пузырьки)

    Мы видим пузырьки воздуха. Он был в бутылочке, а вода вытолкнула его из бутылки. Мы можем сделать вывод, что воздух легче воды?  Слайд 14 (да, воздух легче воды).

    Как же люди используют это свойство воздуха?

    Слайд 15 Воздух в надувном круге удерживает нас на поверхности воды, надувная лодка, спасательный жилет наполнены воздухом.

    Слайд 16 Заполним таблицу:

    Опыт

    Твердые тела

    Жидкости

    Газы

    1. Имеют форму?

    + имеют

    - нет

    - нет

    1. Можно сжать?

    - нет

    - нет

    + можно

    1. Что легче?

    деревянный брусок

    Вода

    воздух

            5. Проблемный вопрос.

            - Какое знакомое вам вещество мы встречаем в природе во всех трёх состояниях? Про это даже есть загадка. Слайд 17

                             Я и туча, и туман,

                             Я ручей и океан,

                             Я летаю и бегу,

                             И стеклянной быть могу.

            Ребята, действительно, только вода, если ее нагреть превратится в пар, а если ее охладить – станет твердым телом, льдом.

            

            6. Совместное «открытие» новых знаний.

    Изменения,  происходящие с водой имеют свое название. Мы сейчас посмотрим ролик. Вы мне постараетесь назвать этот природный процесс. Слайд 18 (просмотр ролика «Круговорот воды в природе»).  Как называется путешествие воды?  – круговорот воды в природе. Слайд 19

            Сейчас нам учитель физики продемонстрирует наглядно, как это путешествие воды происходит. (Постановка опыта).

            

            7. Закрепление.

            Слайд 19.        Расскажите о путешествии воды, опираясь на схему на доске. (один рассказывает, оальные помогают, дополняют)

            8. Итог урока.

            Итак, подведем итог урока, таблица – ваша помощница. Слайд 20

            Что нового узнали на уроке?

            С какими основными состояниями веществ мы познакомились?

            Ответили ли мы на главный вопрос урока?

            В чём же различие твёрдых тел, жидкостей и газов?

            

            9. Рефлексия. Слайд 21

            - На обратной стороне таблица ваши имена, оцените свою работу на уроке.

    Конспект открытого урока-исследования

    по окружающему миру

    в 1 в классе

     «Твердые тела, жидкости и газы»

    (Образовательная система «Школа 2100»)

    Урок разработала и провела:

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     МБОУ СОШ  № 16

                                                                                     Щербакова Юлия Николаевна

    Ишимбай, 2013г.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Опыт

    Твердые тела

    Жидкости

    Газы

    1. Имеют форму?

    2. Можно сжать?

    3. Что легче?

    деревянный брусок

    вода

    воздух

    Опыт

    Твердые тела

    Жидкости

    Газы

    1. Имеют форму?

    2. Можно сжать?

    3. Что легче?

    деревянный брусок

    вода

    воздух

    Опыт

    Твердые тела

    Жидкости

    Газы

    1. Имеют форму?

    2. Можно сжать?

    3. Что легче?

    деревянный брусок

    вода

    воздух

    Опыт

    Твердые тела

    Жидкости

    Газы

    1. Имеют форму?

    2. Можно сжать?

    3. Что легче?

    деревянный брусок

    вода

    воздух

                    

    Даша                                Катя

            

                    Юля                                        Максим

                    Вика                                        Артем

                    

                    Луиза                                Ангелина

                    Игнат                                Адель

                    

                    Сеймур                                Кристина

                    Вадим

                    Валерия                                Илья

                    Максим                                Лия

    Опыт

    Твердые тела

    Жидкости

    Газы

    1. Имеют форму?

    2. Можно сжать?

    3. Что легче?

    деревянный брусок

    вода

    воздух

    Опыт

    Твердые тела

    Жидкости

    Газы

    1. Имеют форму?

    2. Можно сжать?

    3. Что легче?

    деревянный брусок

    вода

    воздух

            

            Виолетта                                Данил

            

            Влад                                        Настя

            Вероника                                Вика

            

            Игорь                                Никита


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Учитель: Липатова В.И.

    Тема:Животные живого уголка и нашей местности.Цель: Закрепить и расширить знания детей о диких и домашних животных.Задачи:Обучающие:  формировать представления детей  о разнообразии жи...

    План-конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А. "Школа России"

    урок  составлен с учетом краеведческого материала. Курск - один из древнейших городов России, упоминается во многих источниках как пограничный город северян. Героизм курян воспет в гениальном про...

    План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром

    План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром в подготовительном классе....

    План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".

    Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...

    План конспект интегрированного урока математики и окружающего мира в 4 классе Тема: «Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала»

    Закрепляются знания учащихся по величинам с использованием краеведческого материала "Моя малая Родина" (Республика Калмыкия")....

    План-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).

    Материал представляет собой план-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).Цель·      Познакомить учащихся с различ...

    План-конспект урока "Урок-экскурсия по окружающему миру" 2 класс

    Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"....