Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Беляева Татьяна Сергеевна

Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            ПЛАН  УРОКА

Тема « Обобщение  по  разделу  «Здоровье  и  безопасность»

К уроку готовы?  Да.

Я надеюсь на вас, друзья.

Слушаем внимательно,

                Работаем старательно.

Выявление  темы  урока: Однажды  шли  три  странника.  В  пути  их  застала  непогода. Они  увидели  дом, постучали. Им открыл  хозяин  и  спросил: «Кто вы?»  Странники  ответили:  «Здоровье. Любовь. Богатство.  Пустите  нас  погреться.» «Жаль, но  у  нас  только  одно  место. Пойду , посоветуюсь  с  семьей,  кого  из  вас  впустить. Больная  мать  сказала : «Давайте  впустим  здоровье».  Дочь  предложила  впустить  -любовь,  а  жена – богатство.  Пока  они  спорили,  странники  исчезли.

     - Как  вы думаете,   кто  из  странников    очутился  у  нас  на  уроке?

     - О  чем  будем  говорить? ( о здоровье) Но  здоровья  не  бывает  без  чего?                  

     -Вспомните название  раздела. (Здоровье  и  безопасность)

     - Итак, назовите  тему  урока. ( здоровье  безопасность)

     -Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. А как люди путешествуют?  

     - Мы с вами отправимся в путешествие на корабле по морю «Здоровья». В этом путешествии мы вспомним отчего зависит наше здоровье и как нам его сохранить.

     -Закройте  глаза. Представьте, что все мы плывем по тихому, спокойному морю на большом красивом корабле. За бортом нашего корабля лениво плещутся волны. В лазурной синеве неба парят чайки. Наш путь пересекает стая дельфинов. И вот на горизонте  видны острова. Наш курс лежит к одному из островов этого чудесного архипелага. Мы спустились по трапу на песчаный пляж острова.

                                  АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ

      -Открываем глаза и перед нами расстилается остров.

      -Давайте пройдем  и узнаем что же это за остров. Как он называется?

Остров «Организм»

      -Вспомним ,из чего состоит организм человека.

ТЕСТ  «организм»

Какой орган управляет работой всего организма?

  • сердце;
  • мозг;
  • кишечник.

С помощью какого органа дышит человек?

  • мозг;
  • легкие;
  • желудок.

Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

  • легкие
  • желудок
  • сердце

Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.

  • желудок
  • печень

                     кишечник

Назови  то, что относится к внутреннему строению человека:

голова, скелет ,туловище, шея, мышцы, живо

-Для чего  необходимо  знать, как  устроен  наш  организм? (чтобы  быть  здоровым).                                                                                                                                        

ПОСТАНОВКА  ПРОБЛЕМЫ

        -Мне  знаком  один  мальчик,  который  очень  хорошо  знал  свой  организм, все  правила сохранения  и  укрепления   здоровья,  но  почти  никогда  их  не  выполнял. То  забывал, то  ленился, то   спешил  и  говорил  себе: «Вот   завтра   все  буду  делать  правильно,  а  сегодня  уж   как-нибудь».  Но  следующий  день повторялось  то же  самое, и через  день, и через  два…  Как  вы  думаете  будет  ли  этот  мальчик  здоров?      Правила  сохранения  и  укрепления  здоровья  приносят  пользу  только  тому ,  кто  следует   им  постоянно,  а  не  от  случая  к  случаю. Живет    по  этим  правилам.  О  таком  человеке  говорят :  он  ведет  здоровый  образ  жизни. А вы  знаете  правила здорового  образа  жизни?  Может  быть  попробуем их   сформулировать?

-Мы покидаем  остров  «Организм»  и  плывем  дальше. На  нашем  пути  следующий  остров «ПОМОЩНИКОВ  ЗДОРОВЬЯ»

-Каких  помощников  нашего организма,  здоровья  вы знаете? (ответы)

-Что  такое  гигиена?  (ответы  детей)

СООБЩЕНИЕ : Слово «гигиена»  в  переводе  с  греческого – целебный,  целительный,  оздоровительный. Люди  стремились  к  чистоте и  много  лет  назад. При раскопках  царского  двоца  на  острове Крит  в  Средиземном  море были  обнаружены бани. А в России  в  царской  армии  даже  был  ритуал  перед  боем  мыться  и  одевать  чистое  белье.  Почему?  На  чистой  коже  меньше   бактерий,  в случае  ранения  можно  избежать  заражения.                                                                                              

          -Давайте  вспомним  о  помощниках, которые  помогают  сберечь  здоровье.                   Игра  «какие  предметы нужны  для  соблюдения правил гигиены». Хлопните, если  слово  подходит: полотенце,  мыло, очки,   мочалка,  телефон,  шампунь, ножницы,  крем,  расческа, книга, тарелка, зубная  щетка, бинт,  карандаш.

          - Итак.  Назовите  правило  о  гигиене  тела.

Правило: Содержи  в  чистоте тело, одежду, жилище!

       

             Послушайте  стихотворение. О  чем  оно?

Одно из самых трудных дел –

Не делать сразу двадцать дел.

А что ни час – уметь всё время

Иметь на всё свой час и время:

И на веселье, и на труд.

На шум и шутки пять минут.

И на потеху – сладкий миг.

И долгий час  на чтенье книг!  ( о  режиме  дня)

Сейчас мы попробуем составить режим дня школьника.  

/На доске: расписан день по часам, а на карточках записаны дела, нужно соединить./        

              Режим дня

7.00  –  7.10  -                                                                                              

7.10  -   7.30  –

7.30  -   7.50 –

7.50 -    8.15 -

8.30  -   13.00 –

13.00  - 13.30 –

14.00 - 16.00 –

16.00 - 16.15 –

16.30 – 17.30 –

17.30 - 19.00 –

19.00 - 19.30 –

19.30 – 20.30 –

20.30 - 21.00 –

21.00 – 7.00 -

Зарядка, утренний  туалет

Завтрак

Дорога в школу

Занятия в школе

Обед

Прогулка, помощь семье

Полдник

Приготовление домашних заданий

Прогулка, помощь семье

Ужин

Свободное время

Приготовление ко сну

Сон

        -Какое  правило  мы  можем  составить  о  режиме  дня?

Правило: Помни  твердо, что  режим,  людям  всем  необходим.

                             ПИТАНИЕ

    -Что  в  режиме  дня  повторяется  4  раза?  (питание)

    -Может   ли  человек  быть  здоровым   без  полноценного  питания? Что  такое  полноценное  питание?  (употребление  пищи  богатой витаминами)

                                    ВИТАМИНЫ

 Не забывай в числе других продуктов

Побольше кушать овощей и фруктов.

Овощи и фрукты любят все на свете.

Взрослые и дети секреты знают эти.

Виноград и вишня лечат все сосуды,

Абрикос - для сердца, груша от простуды.

Апельсин, как витамин,

Знают все – не заменим.

  А  что  обозначает  слово  «витамин»?

СООБЩЕНИЕ: Слово «витамин» придумал  американский  ученый-биолог  Казимир  Функ. Он  открыл в  оболочке рисового  зерна  вещество  «амин»  и доказал,  что  оно  жизненно  необходимо. А  соединив «амин» с латинским словом  «вита», которое  обозначает  «жизнь»  получилось  слово  «витамин».  Витамины  есть  во  всех  продуктах, но  особенно  много  их  в овощах  и  фруктах.  Детям  необходимо   съедать  500-600 г фрутов  и  овощей  в  день

                  Сыграем  в  игру  «Полезное, неполезное»

        -Я  буду называть продукты. Если продукт полезен, вы хлопайте в ладоши, если не полезен – топайте ногами.

Рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, геркулес, пепси, подсолнечное масло. Фанта, морковь, торт, капуста, сникерс, яблоки, шоколад, груши, сухарики, помидоры, сморода.

       - Какое  правило  выведем?

ПРАВИЛО: Правильно  питайся!

       -Как  вы  понимаете  выражение  «Движение- это  кладовая   жизни»? Когда  человек  много  двигается?  (когда  занимается  спортом)

                    СПОРТ  ( послушайте  стихотворение)

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

Только помните, друзья,

Крепким стать нельзя мгновенно –

Упражняйтесь   постепенно.

         - Сыграем  в  игру «Доскажи  словечко»

1. Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят - нипочём,

Не угнаться за... (мячом).

Задание. Назвать игры с мячом

2.Эта птица - не синица,

Не орёл и не баклан.

Эта маленькая птица

Называется... (волан).

(Волан – легкий мячик с перьями или широким волнистым ободком для игры в бадминтон.)

Задание. Как называется игра с воланом?

З.На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то ... (лыжи).

4.Кто на льду меня догонит?

Мы бежим в перегонки.

И несут меня не кони,

а блестящие ...(коньки).

5.Мне загадку загадали:

Что это за чудеса?

Руль, седло и две педали,

Два блестящих колеса.

У загадки есть ответ

Это мой ...(велосипед).

6.Вот такой забавный случай!

Поселилась в ванной - туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик тёплый, подогретый.

На полу не видно луж.

Все ребята любят...(душ).

7. Это бодрость и здоровье

Это радость и веселье

Плюс хорошая фигура

Вот что значит... (физкультура)

        -Давайте  назовем  правило!

Правило: Люди  с  самого  рождения,  жить  не  могут  без  движении!

А  сейчас   ФИЗМИНУТКА

Дружно  встали!  1,2,3!

Мы  теперь  богатыри (руки  в  стороны)

Мы  ладонь  к  глазам  приставим  (ладонь  к  глазам)

Ноги  крепкие  расставим,

Поворачиваясь  вправо (поворот  вправо)

Оглядимся  величаво,

И  налево  надо  тоже   ( поворот  влево)

Поглядеть  из-под  ладошек.

И  направо  и еще (поворот вправо)

Через  левое  плечо ( поворот  влево).

Буквой  «А»  расставим  ноги.

Точно  в  танце  руки  в боки,

Наклонившись  влево,  вправо

Получается  на  славу.

     - Мы  продолжаем  наше  путешествие.  И  на  нашем    пути  возникает  остров. Посмотрите, каким  мрачным  он  выглядит! Как  неспокойно  море  вокруг  него! Как  вы думаете  может  называться  этот  остров?  Узнаем  чуть позже.

                     ОСТРОВ    БЕЗОПАСНОСТИ

    -И   нас  встречают    ДОМАШНИЕ  ОПАСНОСТИ. (Электробытовые приборы) Отгадайте  загадки:

 Кто по проводам
 В дом приходит к нам?
 По ночам, когда темно,
 Освещает дом оно?    (Электричество).
              А загудит его мотор,
              Глотает он и пыль, и сор.    (Пылесос).
 Ей набили мясом рот 
 И она его жует.
 Жует, жует, глотает,
 В тарелку отправляет.      (Мясорубка).
          После стирки, у простынки,
          Он разгладит все морщинки.

          Только ты его не тронь!
          Он горячий как огонь!      (Утюг).

    -Как  одним  словосочетанием  назвать  эти  предметы? (электробытовые приборы)

    -Какую опасность  они  представляют  для  жизни?

    -О  какой  опасности  идет  речь  в этой  загадке!  (О  ПОЖАРЕ)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

 Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

      -Давайте  повторим  правила  действий  при  пожаре  (СЛАЙД  )

     -Но  людей  могут  подстерегать  и ОПАСНОСТИ  ВНЕ  ДОМА.  Где?(например,на дороге )

     -Итак,  повторяем  правила  дорожного  движения.

Игра на внимание. «Да, нет»

-Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)

- Что хотите – говорите, красный цвет – проезда нет? (Да)

-Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

-Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? ( Нет)

-Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

-Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

- Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

-Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.  (
Лес.)

    Предлагаю  отправиться  в  лес.  (СЛАЙДЫ : ягоды, грибы)

    -Предлагаю выяснить хорошо ли  мы  знаем   лесные  опасности, решив  тест «Четвертое  лишнее» (СЛАЙД)

  • Шершень, оса, стрекоза, пчела. Стрекоза не жалящее. Пчела домашнее.
  • Змея, ящерица, уж, черепаха. Змея ядовитая. У черепахи панцирь.
  • Мухомор, волчье лыко, шиповник, вороний глаз. Шиповник не ядовит. Мухомор – гриб.
  • Боровики, ложные опята, мухомор, бледная поганка. Боровики съедобны.
  • Сорочий глаз, собачье лыко, опята – врунишки, вареная ежка. Угадайте

Вороний глаз, волчье лыко, ложные опята, сыроежка. Сыроежка съедобна

 

     -Где  еще  могут  подстерегать  опасности?  (на  реке)(Слайд)

Игра «да-нет»

   -А  кого  в нашем  учебнике  назвали  «Очень    подозрительным  типом»?(человека,  который  представляет  угрозу  для  жизни). Вспомним  правила  безопасности, закончив предложения.

   -Кто  догадался  как  называется  остров?  (ОСТРОВ  БЕЗОПАСНОСТИ)

   -Какое  правило  узнаем  на  этом  острове?

Правило:  Соблюдай  безопасность  дома,  на  улице, на  дороге, в   лесу   и  на  воде!

     -Наше  путешествие  подходит  к  концу.  Нам  пора  отправляться  домой.  А  пока  мы  возвращаемся  повторим  правила,  которые  мы составили  и  послушайте  стихи: (читают  дети)

Каждый твердо должен знать:

Здоровье нужно сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться,

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго, долго будут жить.

И запомни, ведь здоровье

В магазине не купить!

Приоткрыли тайну мы,

Как здоровым в жизни быть:

Кушать что и чем лечиться

И по жизни не грустить.

Посмотри вокруг: как мило

В небе солнышко проплыло,

Из земли растет цветок,

Слышен птичий голосок.

Утром ты, глаза открыв,

Поприветствуй этот мир,

Пожелай себе удачи –

О плохом и так судачат!

Создай свое ты настроенье!

Пускай вся жизнь будет везеньем!

Дружи со спортом – закаляйся,

Стань альпинистом – с гор спускайся!

Советов много дали мы.

Не сложно всех их соблюсти.

Стремитесь к жизни без болезней,

Старайтесь есть все, что полезно.

О нас чаще вспоминайте

И если что – не унывайте.

Вы совершенствуйте себя –

Для этого и жизнь дана!

    -Что  мы  выяснили  во  время  нашего  путешествия?  (нужно  соблюдать  правила  безопасности и беречь  свое  здоровье) Об  этом  важно  помнить?  А  что  мы  можем сделать  для того, чтобы  эти правила  узнали  и  другие  школьники,  люди) (журнал)

РАБОТА  ГРУПП

Задания  группам:

1.Оформить  обложку  к журналу.

2.Народная  мудрость  о  здоровье.  Собрать  пословицы.

3.Составить  «Азбуку  безопасности». а) дома; б) на  улице.

4.Составить  памятку  о  здоровом  питании. Выбрать  нужные  слова.

5.Составить  примерный  режим  дня.

                                  РЕФЛЕКСИЯ

  - Подберите  слова  на  каждую  букву  слова «здоровье», которые  имеют  отношение   к здоровью,  к  ЗОЖ.

З – здоровье,  закалка,  зарядка

Д -  диета,  душ,  диетолог, движение

О – отдых

Р – режим,  расческа, ракетка,  рюкзак

О –

В – вода,  витамины,  врач.

Ь

Е - еда

Представьте,  что  из  путешествия  вам  можно   отправить  домой   SMS на  выбор:

1.Все  в порядке! Правила  знаю,  здоровье  сохраняю.

2. Все  в  порядке! Правила  узнал. Буду  выполнять!

 

                                                                                         


   

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс

Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс УМК "Школа России"...

Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе

Тема урока: «Планета заболела»Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классеХод урока.I. Организационный этап.Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне учитель читает стихи.Ах, как часто, ...

Обобщающий урок по окружающему миру в 1 классе "Виды животных"

Класс был поделён на группы. В течение недели каждая группа работала над своим заданием. Дети самостоятельно подбирали загадки, картинки и фотографии животных. Учитель помог обобщить материал. В...

Обобщающий урок по окружающему миру в 4 классе "Страницы всемирной истории"

Урок-игра с использованием интерактивной доски (типа IPBoard) содержит различные задания на правильный выбор варианта ответа, кроссворд, интерактивную игруСтраницы всемирной истории-презентацияView mo...

Обобщающий урок по окружающему миру в 4 классе по разделу «Природа России».

В разработке урока использованы такие технологии: "Модерации", "АМО", работа в парах, группах, игровые. Представлены различные интерактивные методы. Применен деятельностный подход ...

Обобщающий урок по окружающему миру КВН "Эта удивительная природа" 3 класс

Обобщающий урок по окружающему миру УМК Школа России  разделу "Эта удивительная природа". В игровой форме ребята повторяют материал....