Главные вкладки

    Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Беляева Татьяна Сергеевна

    Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                ПЛАН  УРОКА

    Тема « Обобщение  по  разделу  «Здоровье  и  безопасность»

    К уроку готовы?  Да.

    Я надеюсь на вас, друзья.

    Слушаем внимательно,

                    Работаем старательно.

    Выявление  темы  урока: Однажды  шли  три  странника.  В  пути  их  застала  непогода. Они  увидели  дом, постучали. Им открыл  хозяин  и  спросил: «Кто вы?»  Странники  ответили:  «Здоровье. Любовь. Богатство.  Пустите  нас  погреться.» «Жаль, но  у  нас  только  одно  место. Пойду , посоветуюсь  с  семьей,  кого  из  вас  впустить. Больная  мать  сказала : «Давайте  впустим  здоровье».  Дочь  предложила  впустить  -любовь,  а  жена – богатство.  Пока  они  спорили,  странники  исчезли.

         - Как  вы думаете,   кто  из  странников    очутился  у  нас  на  уроке?

         - О  чем  будем  говорить? ( о здоровье) Но  здоровья  не  бывает  без  чего?                  

         -Вспомните название  раздела. (Здоровье  и  безопасность)

         - Итак, назовите  тему  урока. ( здоровье  безопасность)

         -Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. А как люди путешествуют?  

         - Мы с вами отправимся в путешествие на корабле по морю «Здоровья». В этом путешествии мы вспомним отчего зависит наше здоровье и как нам его сохранить.

         -Закройте  глаза. Представьте, что все мы плывем по тихому, спокойному морю на большом красивом корабле. За бортом нашего корабля лениво плещутся волны. В лазурной синеве неба парят чайки. Наш путь пересекает стая дельфинов. И вот на горизонте  видны острова. Наш курс лежит к одному из островов этого чудесного архипелага. Мы спустились по трапу на песчаный пляж острова.

                                      АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ

          -Открываем глаза и перед нами расстилается остров.

          -Давайте пройдем  и узнаем что же это за остров. Как он называется?

    Остров «Организм»

          -Вспомним ,из чего состоит организм человека.

    ТЕСТ  «организм»

    Какой орган управляет работой всего организма?

    • сердце;
    • мозг;
    • кишечник.

    С помощью какого органа дышит человек?

    • мозг;
    • легкие;
    • желудок.

    Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

    • легкие
    • желудок
    • сердце

    Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.

    • желудок
    • печень

                         кишечник

    Назови  то, что относится к внутреннему строению человека:

    голова, скелет ,туловище, шея, мышцы, живо

    -Для чего  необходимо  знать, как  устроен  наш  организм? (чтобы  быть  здоровым).                                                                                                                                        

    ПОСТАНОВКА  ПРОБЛЕМЫ

            -Мне  знаком  один  мальчик,  который  очень  хорошо  знал  свой  организм, все  правила сохранения  и  укрепления   здоровья,  но  почти  никогда  их  не  выполнял. То  забывал, то  ленился, то   спешил  и  говорил  себе: «Вот   завтра   все  буду  делать  правильно,  а  сегодня  уж   как-нибудь».  Но  следующий  день повторялось  то же  самое, и через  день, и через  два…  Как  вы  думаете  будет  ли  этот  мальчик  здоров?      Правила  сохранения  и  укрепления  здоровья  приносят  пользу  только  тому ,  кто  следует   им  постоянно,  а  не  от  случая  к  случаю. Живет    по  этим  правилам.  О  таком  человеке  говорят :  он  ведет  здоровый  образ  жизни. А вы  знаете  правила здорового  образа  жизни?  Может  быть  попробуем их   сформулировать?

    -Мы покидаем  остров  «Организм»  и  плывем  дальше. На  нашем  пути  следующий  остров «ПОМОЩНИКОВ  ЗДОРОВЬЯ»

    -Каких  помощников  нашего организма,  здоровья  вы знаете? (ответы)

    -Что  такое  гигиена?  (ответы  детей)

    СООБЩЕНИЕ : Слово «гигиена»  в  переводе  с  греческого – целебный,  целительный,  оздоровительный. Люди  стремились  к  чистоте и  много  лет  назад. При раскопках  царского  двоца  на  острове Крит  в  Средиземном  море были  обнаружены бани. А в России  в  царской  армии  даже  был  ритуал  перед  боем  мыться  и  одевать  чистое  белье.  Почему?  На  чистой  коже  меньше   бактерий,  в случае  ранения  можно  избежать  заражения.                                                                                              

              -Давайте  вспомним  о  помощниках, которые  помогают  сберечь  здоровье.                   Игра  «какие  предметы нужны  для  соблюдения правил гигиены». Хлопните, если  слово  подходит: полотенце,  мыло, очки,   мочалка,  телефон,  шампунь, ножницы,  крем,  расческа, книга, тарелка, зубная  щетка, бинт,  карандаш.

              - Итак.  Назовите  правило  о  гигиене  тела.

    Правило: Содержи  в  чистоте тело, одежду, жилище!

           

                 Послушайте  стихотворение. О  чем  оно?

    Одно из самых трудных дел –

    Не делать сразу двадцать дел.

    А что ни час – уметь всё время

    Иметь на всё свой час и время:

    И на веселье, и на труд.

    На шум и шутки пять минут.

    И на потеху – сладкий миг.

    И долгий час  на чтенье книг!  ( о  режиме  дня)

    Сейчас мы попробуем составить режим дня школьника.  

    /На доске: расписан день по часам, а на карточках записаны дела, нужно соединить./        

                  Режим дня

    7.00  –  7.10  -                                                                                              

    7.10  -   7.30  –

    7.30  -   7.50 –

    7.50 -    8.15 -

    8.30  -   13.00 –

    13.00  - 13.30 –

    14.00 - 16.00 –

    16.00 - 16.15 –

    16.30 – 17.30 –

    17.30 - 19.00 –

    19.00 - 19.30 –

    19.30 – 20.30 –

    20.30 - 21.00 –

    21.00 – 7.00 -

    Зарядка, утренний  туалет

    Завтрак

    Дорога в школу

    Занятия в школе

    Обед

    Прогулка, помощь семье

    Полдник

    Приготовление домашних заданий

    Прогулка, помощь семье

    Ужин

    Свободное время

    Приготовление ко сну

    Сон

            -Какое  правило  мы  можем  составить  о  режиме  дня?

    Правило: Помни  твердо, что  режим,  людям  всем  необходим.

                                 ПИТАНИЕ

        -Что  в  режиме  дня  повторяется  4  раза?  (питание)

        -Может   ли  человек  быть  здоровым   без  полноценного  питания? Что  такое  полноценное  питание?  (употребление  пищи  богатой витаминами)

                                        ВИТАМИНЫ

     Не забывай в числе других продуктов

    Побольше кушать овощей и фруктов.

    Овощи и фрукты любят все на свете.

    Взрослые и дети секреты знают эти.

    Виноград и вишня лечат все сосуды,

    Абрикос - для сердца, груша от простуды.

    Апельсин, как витамин,

    Знают все – не заменим.

      А  что  обозначает  слово  «витамин»?

    СООБЩЕНИЕ: Слово «витамин» придумал  американский  ученый-биолог  Казимир  Функ. Он  открыл в  оболочке рисового  зерна  вещество  «амин»  и доказал,  что  оно  жизненно  необходимо. А  соединив «амин» с латинским словом  «вита», которое  обозначает  «жизнь»  получилось  слово  «витамин».  Витамины  есть  во  всех  продуктах, но  особенно  много  их  в овощах  и  фруктах.  Детям  необходимо   съедать  500-600 г фрутов  и  овощей  в  день

                      Сыграем  в  игру  «Полезное, неполезное»

            -Я  буду называть продукты. Если продукт полезен, вы хлопайте в ладоши, если не полезен – топайте ногами.

    Рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, геркулес, пепси, подсолнечное масло. Фанта, морковь, торт, капуста, сникерс, яблоки, шоколад, груши, сухарики, помидоры, сморода.

           - Какое  правило  выведем?

    ПРАВИЛО: Правильно  питайся!

           -Как  вы  понимаете  выражение  «Движение- это  кладовая   жизни»? Когда  человек  много  двигается?  (когда  занимается  спортом)

                        СПОРТ  ( послушайте  стихотворение)

    Утром бег и душ бодрящий,

    Как для взрослых, настоящий!

    На ночь окна открывать,

    Свежим воздухом дышать,

    Ноги мыть водой холодной,

    И тогда микроб голодный

    Вас вовек не одолеет.

    Только помните, друзья,

    Крепким стать нельзя мгновенно –

    Упражняйтесь   постепенно.

             - Сыграем  в  игру «Доскажи  словечко»

    1. Не обижен, а надут,

    Его по полю ведут.

    А ударят - нипочём,

    Не угнаться за... (мячом).

    Задание. Назвать игры с мячом

    2.Эта птица - не синица,

    Не орёл и не баклан.

    Эта маленькая птица

    Называется... (волан).

    (Волан – легкий мячик с перьями или широким волнистым ободком для игры в бадминтон.)

    Задание. Как называется игра с воланом?

    З.На снегу две полосы,

    Удивились две лисы.

    Подошла одна поближе:

    Здесь бежали чьи-то ... (лыжи).

    4.Кто на льду меня догонит?

    Мы бежим в перегонки.

    И несут меня не кони,

    а блестящие ...(коньки).

    5.Мне загадку загадали:

    Что это за чудеса?

    Руль, седло и две педали,

    Два блестящих колеса.

    У загадки есть ответ

    Это мой ...(велосипед).

    6.Вот такой забавный случай!

    Поселилась в ванной - туча.

    Дождик льётся с потолка

    Мне на спину и бока.

    До чего ж приятно это!

    Дождик тёплый, подогретый.

    На полу не видно луж.

    Все ребята любят...(душ).

    7. Это бодрость и здоровье

    Это радость и веселье

    Плюс хорошая фигура

    Вот что значит... (физкультура)

            -Давайте  назовем  правило!

    Правило: Люди  с  самого  рождения,  жить  не  могут  без  движении!

    А  сейчас   ФИЗМИНУТКА

    Дружно  встали!  1,2,3!

    Мы  теперь  богатыри (руки  в  стороны)

    Мы  ладонь  к  глазам  приставим  (ладонь  к  глазам)

    Ноги  крепкие  расставим,

    Поворачиваясь  вправо (поворот  вправо)

    Оглядимся  величаво,

    И  налево  надо  тоже   ( поворот  влево)

    Поглядеть  из-под  ладошек.

    И  направо  и еще (поворот вправо)

    Через  левое  плечо ( поворот  влево).

    Буквой  «А»  расставим  ноги.

    Точно  в  танце  руки  в боки,

    Наклонившись  влево,  вправо

    Получается  на  славу.

         - Мы  продолжаем  наше  путешествие.  И  на  нашем    пути  возникает  остров. Посмотрите, каким  мрачным  он  выглядит! Как  неспокойно  море  вокруг  него! Как  вы думаете  может  называться  этот  остров?  Узнаем  чуть позже.

                         ОСТРОВ    БЕЗОПАСНОСТИ

        -И   нас  встречают    ДОМАШНИЕ  ОПАСНОСТИ. (Электробытовые приборы) Отгадайте  загадки:

     Кто по проводам
     В дом приходит к нам?
     По ночам, когда темно,
     Освещает дом оно?    (Электричество).
                  А загудит его мотор,
                  Глотает он и пыль, и сор.    (Пылесос).
     Ей набили мясом рот 
     И она его жует.
     Жует, жует, глотает,
     В тарелку отправляет.      (Мясорубка).
              После стирки, у простынки,
              Он разгладит все морщинки.

              Только ты его не тронь!
              Он горячий как огонь!      (Утюг).

        -Как  одним  словосочетанием  назвать  эти  предметы? (электробытовые приборы)

        -Какую опасность  они  представляют  для  жизни?

        -О  какой  опасности  идет  речь  в этой  загадке!  (О  ПОЖАРЕ)

    Рыжий зверь в печи сидит,

    Рыжий зверь на всех сердит.

    Он от злости ест дрова

     Целый час, а может два.

    Ты его рукой не тронь,

    Искусает всю ладонь.

          -Давайте  повторим  правила  действий  при  пожаре  (СЛАЙД  )

         -Но  людей  могут  подстерегать  и ОПАСНОСТИ  ВНЕ  ДОМА.  Где?(например,на дороге )

         -Итак,  повторяем  правила  дорожного  движения.

    Игра на внимание. «Да, нет»

    -Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)

    - Что хотите – говорите, красный цвет – проезда нет? (Да)

    -Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

    -Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? ( Нет)

    -Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

    -Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

    - Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

    -Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

    Дом со всех сторон открыт,
    Он резною крышей крыт.
    Заходи в зелёный дом,
    Чудеса увидишь в нём.  (
    Лес.)

        Предлагаю  отправиться  в  лес.  (СЛАЙДЫ : ягоды, грибы)

        -Предлагаю выяснить хорошо ли  мы  знаем   лесные  опасности, решив  тест «Четвертое  лишнее» (СЛАЙД)

    • Шершень, оса, стрекоза, пчела. Стрекоза не жалящее. Пчела домашнее.
    • Змея, ящерица, уж, черепаха. Змея ядовитая. У черепахи панцирь.
    • Мухомор, волчье лыко, шиповник, вороний глаз. Шиповник не ядовит. Мухомор – гриб.
    • Боровики, ложные опята, мухомор, бледная поганка. Боровики съедобны.
    • Сорочий глаз, собачье лыко, опята – врунишки, вареная ежка. Угадайте

    Вороний глаз, волчье лыко, ложные опята, сыроежка. Сыроежка съедобна

     

         -Где  еще  могут  подстерегать  опасности?  (на  реке)(Слайд)

    Игра «да-нет»

       -А  кого  в нашем  учебнике  назвали  «Очень    подозрительным  типом»?(человека,  который  представляет  угрозу  для  жизни). Вспомним  правила  безопасности, закончив предложения.

       -Кто  догадался  как  называется  остров?  (ОСТРОВ  БЕЗОПАСНОСТИ)

       -Какое  правило  узнаем  на  этом  острове?

    Правило:  Соблюдай  безопасность  дома,  на  улице, на  дороге, в   лесу   и  на  воде!

         -Наше  путешествие  подходит  к  концу.  Нам  пора  отправляться  домой.  А  пока  мы  возвращаемся  повторим  правила,  которые  мы составили  и  послушайте  стихи: (читают  дети)

    Каждый твердо должен знать:

    Здоровье нужно сохранять.

    Нужно правильно питаться,

    Нужно спортом заниматься,

    Руки мыть перед едой,

    Зубы чистить, закаляться,

    И всегда дружить с водой.

    И тогда все люди в мире

    Долго, долго будут жить.

    И запомни, ведь здоровье

    В магазине не купить!

    Приоткрыли тайну мы,

    Как здоровым в жизни быть:

    Кушать что и чем лечиться

    И по жизни не грустить.

    Посмотри вокруг: как мило

    В небе солнышко проплыло,

    Из земли растет цветок,

    Слышен птичий голосок.

    Утром ты, глаза открыв,

    Поприветствуй этот мир,

    Пожелай себе удачи –

    О плохом и так судачат!

    Создай свое ты настроенье!

    Пускай вся жизнь будет везеньем!

    Дружи со спортом – закаляйся,

    Стань альпинистом – с гор спускайся!

    Советов много дали мы.

    Не сложно всех их соблюсти.

    Стремитесь к жизни без болезней,

    Старайтесь есть все, что полезно.

    О нас чаще вспоминайте

    И если что – не унывайте.

    Вы совершенствуйте себя –

    Для этого и жизнь дана!

        -Что  мы  выяснили  во  время  нашего  путешествия?  (нужно  соблюдать  правила  безопасности и беречь  свое  здоровье) Об  этом  важно  помнить?  А  что  мы  можем сделать  для того, чтобы  эти правила  узнали  и  другие  школьники,  люди) (журнал)

    РАБОТА  ГРУПП

    Задания  группам:

    1.Оформить  обложку  к журналу.

    2.Народная  мудрость  о  здоровье.  Собрать  пословицы.

    3.Составить  «Азбуку  безопасности». а) дома; б) на  улице.

    4.Составить  памятку  о  здоровом  питании. Выбрать  нужные  слова.

    5.Составить  примерный  режим  дня.

                                      РЕФЛЕКСИЯ

      - Подберите  слова  на  каждую  букву  слова «здоровье», которые  имеют  отношение   к здоровью,  к  ЗОЖ.

    З – здоровье,  закалка,  зарядка

    Д -  диета,  душ,  диетолог, движение

    О – отдых

    Р – режим,  расческа, ракетка,  рюкзак

    О –

    В – вода,  витамины,  врач.

    Ь

    Е - еда

    Представьте,  что  из  путешествия  вам  можно   отправить  домой   SMS на  выбор:

    1.Все  в порядке! Правила  знаю,  здоровье  сохраняю.

    2. Все  в  порядке! Правила  узнал. Буду  выполнять!

     

                                                                                             


       

                                                                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс

    Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс УМК "Школа России"...

    Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе

    Тема урока: «Планета заболела»Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классеХод урока.I. Организационный этап.Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне учитель читает стихи.Ах, как часто, ...

    Обобщающий урок по окружающему миру в 1 классе "Виды животных"

    Класс был поделён на группы. В течение недели каждая группа работала над своим заданием. Дети самостоятельно подбирали загадки, картинки и фотографии животных. Учитель помог обобщить материал. В...

    Обобщающий урок по окружающему миру в 4 классе "Страницы всемирной истории"

    Урок-игра с использованием интерактивной доски (типа IPBoard) содержит различные задания на правильный выбор варианта ответа, кроссворд, интерактивную игруСтраницы всемирной истории-презентацияView mo...

    Обобщающий урок по окружающему миру в 4 классе по разделу «Природа России».

    В разработке урока использованы такие технологии: "Модерации", "АМО", работа в парах, группах, игровые. Представлены различные интерактивные методы. Применен деятельностный подход ...

    Обобщающий урок по окружающему миру КВН "Эта удивительная природа" 3 класс

    Обобщающий урок по окружающему миру УМК Школа России  разделу "Эта удивительная природа". В игровой форме ребята повторяют материал....