Главные вкладки

    Обобщающий урок по окружающему миру в 3-м классе по теме: "Сохраним и сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Дворецкая Светлана Валерьевна

    Цели урока: закрепление знаний по теме, обобщение материала.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОЛГОРЕЧЕНСК»

            

    Обобщающий урок

     по окружающему миру

    в 3-м классе по теме:

    "Сохраним и сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву"

    Разработала и провела

    учитель начальных классов

    Дворецкая Светлана Валерьевна

    Урок проводится в конце изучения темы. Класс делится на группы по 6 человек.

    Цели урока: закрепление знаний по теме, обобщение материала.

    Задачи:

    • развивать умения работать в малых группах;
    • воспитывать бережного отношения к природным ресурсам России.

    Оборудование 

    • у учителя: листы с заданиями на каждую группу (см. Приложение 1), портреты М. В. Ломоносова, В. В. Докучаева, песок, вата, чистые листы плотной и простой бумаги, образцы полезных ископаемых, плакат с названием полезных ископаемых.
    • у учащихся: чистые листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, на каждую группу стакан с загрязнённой водой, чистый стакан.

    ХОД УРОКА

    I. Сообщение темы и цели урока.

    – Сегодня на уроке мы с вами будем работать в малых группах. Вы должны помнить, что только слаженная работа всех её участников приведёт к хорошему результату. Желаю всем вам удачи

    На доске висит плакат, на котором в хаотичном порядке разными цветами и разным шрифтом написаны следующие слова: вода, воздух, почва, известняк, гранит, торф, уголь, глина, песок, нефть, соль, руда, мрамор, мел, газ, кварц, слюда.

    – Внимательно посмотрите на плакат и постарайтесь запомнить написанные на нём слова. (Плакат демонстрируется 1 минуту). А сейчас вспомните и запишите на листе бумаги всё, что запомнили.
    Что объединяет все эти слова?
    (Всё это природные ресурсы нашей планеты)

    – Верно! Это тема нашего урока. Сегодня на уроке мы вспомним, какими свойствами обладают воздух, вода, полезные ископаемые и почва, какую роль они играют в природе и нашей жизни, как и от чего, нужно их охранять!
    За каждое задание вам будут начисляться очки. Побеждает команда, которая набирает большее количество очков, но проигравших среди нас не будет. Как вы думаете почему?

    II. Проведение игры.

    1 тур игры. Тела, вещества, частицы.

    – Вспомните, какими могут быть тела? Для этого каждая группа должна показать расположение частиц в теле, представив себя частицами этого тела. Представители подойдите к столу и вытащите карточку, вернитесь к своим командам, обсудите и покажите.

    На карточках написаны тела: капля воды, пузырёк воздуха в воде, камень, карандаш, капля молока, воздух в воздушном шарике, проволока.
    Дети выполняют задание одновременно в разных местах класса за 2-3 минуты, по окончании работы учитель называет тело, а учащиеся других групп определяют правильность выполнения задания. За задание даётся 2 балла.

    – Вы справились с этим заданием. А теперь проверим, как вы умеете определять вещества. Обсудив в группе, заполните таблицу.

    Тело

    Вещество

    Подкова

     

    Кирпич

     

    Стекло

     

    Медная проволока

     

    За каждое правильное определение команда получает по 1 очку.

    – Угадайте, кто это: великий учёный, историк, поэт, художник, его именем назван Московский университет, одним из первых он доказал существование мельчайших подвижных частиц из которых состоят тела. Обсудите и напишите его фамилию на бланке ответов.
    – На этом первый тур закончен. Подведём его итоги.

    Баллы фиксируются на бланках ответов и на доске.

    2 тур. Температура.

    – Большую роль в жизни растений, животных, человека играет температура. Давайте вспомним, при помощи какого прибора измеряется температура, и какие осадки будут при определённой температуре.

    Учащиеся заполняют пропуски в бланке ответов.

    Прибор для измерения температуры называется ___________
    Какие осадки будут при температуре:

    +18o – _____________________
    – 6
    o –  _______________________
    0
    o –  __________________

    Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.

    3 тур. Воздух.

    – Вспомните состав воздуха, его свойства. Обсудите группой и заполните пропуски.

    Состав воздуха: _____________________________________ .
    Воздух является газом _________________ и бесцветным, он не имеет _____.
    При нагревании воздух ________________, при охлаждении он ______________________,
    воздух плохо проводит __________________________________.

    – Где человек использует свойства воздуха?

    Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.

    4 тур. Вода.

    – Следующий предмет нашего обсуждения занимает большую часть нашей планеты. Что же это? Правильно! Речь пойдёт о воде.
    – Что общего есть в свойствах воды и воздуха?
    – В каких трёх состояниях бывает вода? Обсудите, запишите.
    – Что произошло с водой, которая находится у вас на столе в стакане? Можно ли её пить? Что нужно сделать, чтобы её очистить? Обсудите в группе и решите, что вы возьмёте с моего стола для очистки воды. Представители подойдите ко мне и сделайте свой выбор.

    Учащиеся совместно делают фильтры.

    – О качестве ваших фильтров мы будем судить в конце урока по очищенной воде.

    5 тур. Полезные ископаемые.

    – Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Чтобы их использовать необходимо, знать их свойства. Сейчас вам предстоит описать свойства, предоставленного вам образца полезного ископаемого.

    Дети работают в группе, представители описывают. Ребята других групп дополняют ответы.

    – Обсудите и запишите в бланке ответов свои варианты.

    Зачеркните лишнее.

    Глина, перегной, природный газ, нефть, монеты, дождевые черви, соль, известняк, торф – это полезные ископаемые.

    Закончите предложения.

    • В шахтах добывают … 
    • По скважине поднимается …
    • При помощи взрывчатки добывают …
    • На болотах залегает … 
    • Открытым способом со дна озёр добывают …
    • Открытым способом в карьерах добывают… 

    Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.

    6 тур. Почва.

    – На прошлом уроке мы с вами проводили опыты с верхним плодородным слоем земли. Как он называется?
    – Вспомните из опытов состав почвы, обсудите, запишите.

    Состав почвы: __________________________________________
    _______________________________________________________
    _______________________________________________________ .

    – Угадайте, о ком идёт речь: русский учёный, создатель науки о почвах. Его главная книга называется “Русский чернозём”. Он называл почву кормилицей и считал, что она для нас дороже нефти, угля и золота. Напишите свой ответ.

    Кто это? __________________________________________________ .

    Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.

    7 тур. Охрана природных ресурсов страны.

    – Человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо. Мы забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Так и полезные ископаемые нашей планеты могут быть использованы полностью. Вода и воздух на нашей планете становятся с каждым годом всё загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?
    – Сейчас вы совместными усилиями создадите плакаты, которые напомнят всем окружающим об охране природных запасов нашей планеты.

    Подводятся итоги.

    III. Подведение итогов игры.

    – Вот и закончился наш урок. Сегодня не будет проигравших, потому что мы вместе повторили какими свойствами обладают воздух, вода, полезные ископаемые и почва, какую роль они играют в природе и нашей жизни, как и от чего нужно их охранять. А сейчас мы выясним, кто же лучше всех справился с задачами нашего урока.

    Подсчёт очков на листах самими учащимися и на доске учителем. Объявление результатов. Выставление оценок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)

    Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...

    Урок - проект по окружающему миру в 3-м классе "Полезные ископаемые"

    Цели: Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.Способствовать развитию внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обоб...

    Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Полезные ископаемые"

    1. Тема урока: Полезные ископаемые.2. Предмет: окружающий мир 3. Класс: 34. Автор: Сажина Л.Ю.5. Тип урока: практическая работаЦель урока: изучить свойства полезных ископаемых.Задачи урока:1. Ра...

    Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Безграничны ли запасы полезных ископаемых"

    Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие техн...

    Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва" (УМК "Планета знаний")

    Задачи:Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный...

    Урок-игра по окружающему миру в 3-м классе по теме: "Полезные ископаемые"

    Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного проц...

    Открытый урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые».

    Урок направлен на исследование полезных ископаемых в деятельности человека и необходимости их бережного использования. Формирование умение работать в  группе....