Открытый урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кулиева Юлия Евгеньевна

Урок направлен на исследование полезных ископаемых в деятельности человека и необходимости их бережного использования. Формирование умение работать в  группе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые».

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

- Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

- Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 - Воспитывать толерантности.

Формирование личностных универсальных УД:

  1. Формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к школе, к Родине.
  2. Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формирование познавательных универсальных УД:

  1. Развивать устную речь, творческие способности, самостоятельные навыки.
  2. Учить применять полученные знания на практике.
  3. Прививать любовь к Родине, доброжелательное отношение к товарищам.

Формирование регулятивных универсальных УД:

  1. Развивать общеинтеллектуальные умения (анализа, сравнения, обобщения).
  2. Учить работать с алгоритмом действия при изучении нового материала, строить речевые высказывания в устной форме.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповаяфронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, гвоздь, стакан с водой, белая бумага.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока.

До начала урока раздать бумажки 3х цветов по 6 штук – далее они сформируют группы.

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята, мы начинаем наш урок. Сегодня у нас урок окружающего мира.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

- С собой на урок я взяла вот эту шкатулку. Что бы мы смогли ее открыть, нам нужно найти к ней ключик. Для этого нам нужно пройти через одно препятствие – кроссворд.

- Готовы? Начнем.

Вопросы:

1. Защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

Это экологическая … (Безопасность)

2. Всё, что нужно людям для жизни (потребность)

3. Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. (товар)

4. Наука, изучающая правила ведения всего хозяйства людей (экономика).

5. Всё что окружает нас – растения, животные, вода, воздух, камни, песок, солнце, луна, звёзды,- это … (природа).

6. Она весь мир кормит, сама же ничего не ест (земля).

б

е

з

о

п

а

с

н

о

с

т

ь

п

о

т

р

е

б

н

о

с

т

ь

т

о

в

а

р

э

к

о

н

о

м

и

к

а

п

р

и

р

о

д

а

з

е

м

л

я

- Посмотрите, что же нам помогло разгадать кроссворд? (знания)

- Давайте скорее уже откроем наш сундучок!

Сундук, в котором лежат: уголь, мел, песок, украшения.

- Ребята, а что же лежит внутри? (Богатства)

- Выберете один предмет, который вам больше всего понравился.

3 этап. Проблема.

- Посмотрите, остался песок, мел, уголь. Ребят, а это богатства или нет?

- Откуда это берется? – Это есть в природе?

- Кому он нужен?

- Давайте, будем разбираться, богатство это или нет.

- А как это все можно назвать по другому?

- Как вы думаете? (Полезные ископаемые)

4 этап. Реализация плана. Фронтальная работа.

- Давайте с вами разберемся, что же такое полезные? А что значит ископаемые?

- Исследование. Что такое «полезные» и «ископаемые» 

http://festival.1september.ru/articles/580693/img1.gif

- Теперь попробуйте дать определение «Полезные ископаемые».

(«Полезные ископаемые» - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют).

- А какие полезные ископаемые добывают у нас в Якутии? (алмазы, уголь и т.д.)

- Якутия — край несметных богатств, которыми щедро одарила ее природа. Великие богатства ее недр — алмазы, золото, серебро, олово, уголь, нефть, газ.

О сказочных богатствах северного края существуют целые легенды и сказания. В одном из преданий рассказывается о том, что в давние времена небесный Создатель, Творец Земли решил раздать свои сокровища людям, чтобы они служили им, чтобы у людей была широкая и свободная жизнь, благодать и изобилие. Однако, когда он пролетал над Якутией, ему стало так холодно, что он рассыпал все сокровища над ней. Основное богатство республики — алмазы, «волшебные камни огня». Недаром ее называют «Алмазной Якутией».

- Какие богатства в недрах нашей земли? – Чем еще славится Якутия?

- Правильно, уголь.

5 этап. Работа в группах. (Сперва дать задание – потом выполнять)

- Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + ‘ КОЛОС’+ Г

- Что изучают геологи? 

- Как вы думаете, кто такие геологи?

- Сейчас, группа с синими карточками, будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о месторождении полезных ископаемых. В этом вам поможет карта, которая лежит у вас на столе.

- Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь вашей карте дается текст. Используйте его.

Перед рассказами поработаем с понятиями: 

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие туннели. (Дети читают приготовленные сообщения)

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства).

- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас группа с желтыми карточками,  будет выявлять - исследовать уголь и заносить данные в таблицу. 

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Каменный уголь

Твердое; тяжелый

черный

горючесть

топливо

- А вот третья группа, будет шахтерами

- Как вы думаете, кто такие шахтеры?

Шахтёр — человек, добывающий полезные ископаемые из недр земли.

- Горнорабочий, работающий в шахтах.

Их задача – Узнать способы добычи угля. – Как можно его добывать? (Шахты)

- Ребят, как только вы все сделаете – дайте мне сигнал. – Руки поднимите к верху в замок, образуя шалаш.

- Задача каждой группы ясна? Приступаем к выполнению работ.

6 этап. Выступление групп. 

- Выступаем прямо с места.

- Предоставим слово нашим геологам.

«Мы геологи только что вернулись с экспедиции….»

-Какие свойства этого образца вы выявили? (он твёрдый, но хрупкий, превращается в угольную пыль, чёрного цвета, блестит, непрозрачный, он тонет в воде и не растворяется, горючий). Какое свойство самое главное?

- Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

- Предоставим слово нашим шахтерам.

- Далее выступят наши исследователи.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств? (Полезные ископаемые – это источник нашей жизни).

- Ребят, мы дали им название природные богатства, а полезны ли они для людей?

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

7 этап. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Раз, два, три. Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку, (Присели на пол.) 
Разомнем мы ножки. 
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) 
Раз, два, три! Согнем левую ножку, 
Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) 
И немного подержали. 
Головою покачали (Движения головой.) 
И все дружно вместе встали. (Встали.) 

8 этап. Вывод.

- Какие открытия для себя сделали?

- Какая информация была для вас новой?

8 этап. Рефлексия.

- Ребята, а только ли это богатства? - Где еще можно встретить богатства?

- Чем мы сегодня обогатились?

- Что для человека является самым большим богатством? (знания)

- Не только уголь, алмазы, песок, драгоценности богатства, а еще и знания!

9этап. Домашнее задание.

Для геологов: - Найти информацию: Кто открыл месторождения угля в г. Нерюнгри. (Саима Каримова)

Для исследователей: исследовать - Как образуется каменный уголь.

Для шахтеров: - Сообщение на тему: «Какими еще богатствами славится наш край»

Наш урок я хотела бы закончить следующими строками:

Полезных ископаемых земля хранит немало.

Так долго миллионы лет она их создавала,

И строя дом, кирпичный дом, кидая уголь в печь-

Мы скажем им спасибо и будем их беречь!

- Спасибо всем за урок! Я была рада встретится и поработать с такими интересными детьми!



Предварительный просмотр:

Месторождение угля.

В Якутии имеются большие запасы местных топлив, значительно дешевых, чем дизельное топливо, это каменный и бурый уголь, которые мы и рассмотрим.

На территории Республики располагаются четыре крупных угольных бассейна, самым крупным из них является Ленский угольный бассейн, его площадь составляет 750000 кв. км. Общим геологическим запасом 1647 млрд. т.  Разрезы: Кировский, разрез Мироновский, разрез Кемпендяйский, разрез Кангаласский, разрез Харбалахский. 2) Тунгусский угольный бассейн; 3) Зырянский угольный бассейн – разрезы: Зырянский, Тихонский. 4) Южно-Якутский угольный бассейн – разрез Нерюнгринский.

Задание – отметить на карте все разрезы расположенные на территории Республики Саха (Якутия).



Предварительный просмотр:

Каменный уголь. Исследовать по плану.

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Каменный уголь

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

http://festival.1september.ru/articles/580693/img2.gif

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;
  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый или хрупкий? Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании, какого свойства?

Задание – исследовать полезное ископаемое.



Предварительный просмотр:

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Каменный уголь



Предварительный просмотр:

Различные способы добычи угля, их преимущества и недостатки.

Уголь является наиболее востребованным полезным ископаемым. Способы добычи угля зависят от глубины, где расположен уголь. Известные способы добычи угля:

  • Открытый или карьерный. 
  • Закрытый шахтный способ.

Открытый способ добычи угля.

Открытый способ используется при глубине до 100 метров. При таком способе добычи снимается верхний слой почвы. 

Далее производят дробление породы при помощи экскаваторов, дробилок, водяных пушек, бульдозеров, иногда приходится применять буровзрывную отбойку угля.

Преимущества добычи угля открытым способом:

  • Скорость добычи.
  • Экономичность.
  • Относительная безопасность.

Недостатки:

  • Ощутимый вред окружающей среде.
  • Уголь, добытый таким способом, содержит много примесей.

Закрытый способ добычи.

Такой способ применяется при большой глубине расположения угля.

Для доступа к угольным пластам бурят горизонтальные или вертикальные туннели с использованием горных машин, таких, как дробилки, мельницы и т.д. Машина для добычи угля дробит угль на куски, и затем передает их на землю в автомобили по конвейерной ленте.

Преимущества:

  1. Уголь добывается высокого качества.
  2. Приносит меньше вреда окружающей среде.

Недостатки:

  1. Наиболее опасный способ добычи.
  2. Требует существенных финансовых вложений.

Различные способы добычи угля.

От того, на какой глубине находятся угленосные породы, зависит и способ добычи угля. Если уголь залегает на глубине до 100 метров, то добыча обычно ведётся открытым способом. Так называется снятие верхнего слоя земли над месторождением, при котором полезное ископаемое оказывается на поверхности. Преимущества добычи угля открытым способом: скорость добычи, экономичность, относительная безопасность. Недостатки: ощутимый вред окружающей среде, уголь, добытый таким способом, содержит много примесей.

Для добычи с большой глубины используется шахтовый метод, при котором доступ к полезном ископаемым осуществляется посредством создания специальных подземных ходов – шахт. Преимущества: уголь добывается высокого качества, приносит меньше вреда окружающей среде. Недостатки: наиболее опасный способ добычи, требует существенных финансовых вложений.

Задание - рассказать о месторождениях угля в Якутии  с помощью карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира, проведенный в 1 классе

Тема урока:  Кто такие птицы?Цели: познакомить с птицами как одной из групп животных; организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц; познакомить с их...

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Полезные ископаемые"

1. Тема урока: Полезные ископаемые.2. Предмет: окружающий мир 3. Класс: 34. Автор: Сажина Л.Ю.5. Тип урока: практическая работаЦель урока: изучить свойства полезных ископаемых.Задачи урока:1. Ра...

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Безграничны ли запасы полезных ископаемых"

Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие техн...

Открытый урок окружающего мира в 1 б классе на тему : «Что такое хвоинки?»

Открытый урок по предмету окружающий мир на тему " Что такое хвоинки?"...

Урок-игра по окружающему миру в 3-м классе по теме: "Полезные ископаемые"

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного проц...

Открытый урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Животноводство"

Цели: формировать представление о животноводстве, его отраслях.Задачи: обобщить знания учащихся о растениеводстве; актуализировать знания о домашних животных; помочь выявить особенности животноводства...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...