Открытый урок окружающего мира, проведенный в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Тема урока:  Кто такие птицы?

Цели: познакомить с птицами как одной из групп животных; организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц; познакомить с их  разнообразием; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строе­ние пера птицы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть ос­новной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; на­зывать птиц с помощью атласа-определителя; описывать птиц по плану. Оборудование:  конверт с письмом, картинки с изображением птиц; у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_15.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира проведенный в 1 классе

Тема урока:  Кто такие птицы?

Цели: познакомить с птицами как одной из групп животных; организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц; познакомить с их  разнообразием; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строе ние пера птицы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть ос новной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; на зывать птиц с помощью атласа-определителя; описывать птиц по плану. Оборудование:  конверт с письмом, картинки с изображением птиц; у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация знаний

1.        Беседа

-        Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе? (Ответы детей.)

-        Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей?

 -  Отгадайте загадку.

На дне, где тихо и темно,  

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Сом - это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой ко жей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2,5 м, а масса - 150 кг. Днем сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся ак тивными. Считается, что в природе сом может прожить 80 лет.

2.        Работа с перфокартами

(Учитель раздает детям перфокарты с названиями рыб.)

- Какие рыбы речные, а какие морские? Закрасьте кружочки: речные рыбы - зеленым цветом, морские рыбы - синим цветом.

-Ой ребята, я совсем забыла, когда я шла в школу то встретила почтальона и он передал вам письмо. Вот оно. Как вы думаете от кого оно.

(Учитель достает из конверта письмо и читает: «Дорогие пер воклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так мно го интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зеленом доме?»)

- А вы хотите узнать кого Муравьишка услышал в лесу? (Голоса птиц)

  1. Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу? (Птиц.)
  2. Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
  3. Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравь ишка? (Нет.)
  4. Почему? (Бабочка насекомое.)
  5. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О птицах.)
  6. Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Кто такие птицы?)

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. 

IV. Работа по теме урока

1.        Игра «Кто больше»

-        Вспомните, каких птиц вы знаете.

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)

Молодцы! Сколько птиц назвали!

-        А как можно отличить птиц от других животных? (Ответы детей.)

2.        Работа по учебнику

  1. Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу.)
  2. Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)

-        Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисо ванных животных относится к птицам? (Курица, у нее есть крылья.)

—        Но ведь курица летает плохо, а ее ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на с. 37. Найдите общий при  знак всех птиц. (Это перья.)

  1. Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело ко торых покрыто перьями.)

Муравьшка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 36 и познакомиться со строением птицы (Работу можно провести в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями.)

-        Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)

V.        Физкультминутка «Воробей» с гимнастикой для глаз (2 мин.)

Воробей взлетел повыше: (Руки в стороны – взмахи, как крыльями.)
Видно все с высокой крыши. (Встать на носочки, приложить руку ко лбу, посмотреть в обе стороны)
- Я люблю своих друзей. (Руки вперед, в стороны, на пояс)
Зачирикал воробей.

- Следите глазами за воробьем, не поворачивая головы. (На указке воробей. Учитель выполняет движения «восьмерка»)

VI.        Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

(На каждой парте лежат разные по размеру, форме и цвету перья птиц.) Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)

-        Каждое перо имеет стрежень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

  1. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.
  2. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.

Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)

-        Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.

  1. Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)
  2. А теперь отрежьте кусочек и опустите в воду. Утонуло ли пер?
  3. Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)

-        Подумайте, для чего нужны птицам большие перья. (Чтобы летать.)

-        Для чего же нужны маленькие перышки? {Для тепла.)

Из истории письма.

- А как человек использует перья? (для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)

Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди пи сали гусиными перьями?

(Учитель может рассказать и показать, как писали перьями.)

4.        Беседа, работа по учебнику

Еще раз рассмотрите птиц на с. 37. Вспомните их названия.

Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам птиц назовите с помощью атласа-определителя. (Самопроверка по учебнику (с. 90).)

-        А все ли птицы умеют летать?

—        Отгадайте загадки.

И петь не поет,

И летать не летает

За что же тогда

                           Его птицей считают? (Страус.)

Страусы не умеют летать, но у них длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.

Скажи-ка мне, Какой чудак

И днем и ночью

 Носит фрак? (Пингвин.)

Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу - рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, зато у них есть лапы — ласты, которые помогают им пла вать. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, их крылья выполняют другие функции.

 — Эти животные не умеют летать, но они являются птицами.

- Почему? (Их тело покрыто перьями.) (На доске появляются картинки с изображением пингвина, страуса.)

-        Отгадайте, о какой птице идет речь.

(По мере отгадывания учитель показывает картинки с изобра жением птиц, о которых идет речь.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

 Спотыкалочку. (Утка.)

Ночь, как смола, черным-черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко.

 А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава. Это ухает... (сова).

Чёрный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор.

Хвост, как упор. (Дятел.)

Спереди - шильце,

Сзади — вильце,

 Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце. (Ласточка.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

 И полоска шарфика. (Синица.)

-        Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану на с. 37. (Работа в парах.)

Пример рассказа

Сорока - птица средних размеров. Крылья черные, хвост длинный. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. (Заслушиваются три-четыре рассказа о разных птицах.)

-        Придумайте сказочную историю по нижнему рисунку нас. 37.

- А знаете ли вы, что птицы бывают перелетные и зимующие?

- Почему их так называют?

Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.

Когда прилетают птицы? Весной.

Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.

Зимующие – воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.

5. Работа в тетради.

№ 2 (с.26).

-        Что можно сказать об окраске перьев? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)

—        Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.

  1. Чем эти птицы похожи? (Имеют черное оперение.}
  2. Чем отличаются? (Размером.)

У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.

У галки серый только затылок, все остальное оперение черное.

Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглен, оперение синевато-чер ного цвета.

-        Выполните задание.

№ 3 (с.26).

-        А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмо трите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.

(Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика. Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о какой-либо птице. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узна ли, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о птицах.)

VII. Рефлексия

(На доске крупное изображение птицы. Учитель называет ча сти птицы, учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их. Затем учитель показывает части птицы, учащиеся называют их.)

-        Ребята наступила осень, а скоро зима. Птицам будет очень трудно добывать себе корм.

- Как мы им можем помочь?

У меня есть кормушка и я предлагаю вам посадить вашу птичку в кормушку.

VIII. Подведение итогов урока

  1. Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных назы вают птицами? (Тело, которых покрыто перьями.)
  1. Приведите примеры птиц.
  2. По какому плану мы описывали птицу?

Рекомендации для занятий дома

  1. Рассказать об одной из птиц по плану на с. 37 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира для 4 класса по теме "Я - житель наукограда"

Это урок был проведён в рамках конкурса "Педагогические таланты гоода Жуковского - 2008"...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"

Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....

Открытый урок окружающего мира в 3 классе "В царсте грибов"

Урок-презентация по УМК "Школа России" по программе А.А.Плешакова проводится в 3 четверти....

Открытый урок окружающего мира в1-2 классах по теме "Жизнь леса"

План -конспект урока окружающего мира на чувашском языке....

Открытый урок «Окружающего мира» в 4 классе по теме: «Здоровый человек - здоровый сон. О правильном питании»

На данном уроке формируютсся  у учащихся представления  о здоровом сне,  о правильном   питании, значении питания для человека. На подготовительном этапе ск...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...