Открытый урок окружающего мира, проведенный в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема урока: Кто такие птицы?
Цели: познакомить с птицами как одной из групп животных; организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц; познакомить с их разнообразием; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; называть птиц с помощью атласа-определителя; описывать птиц по плану. Оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением птиц; у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_15.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающего мира проведенный в 1 классе
Тема урока: Кто такие птицы?
Цели: познакомить с птицами как одной из групп животных; организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц; познакомить с их разнообразием; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строе ние пера птицы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть ос новной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; на зывать птиц с помощью атласа-определителя; описывать птиц по плану. Оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением птиц; у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
- Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе? (Ответы детей.)
- Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей?
- Отгадайте загадку.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Сом - это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой ко жей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2,5 м, а масса - 150 кг. Днем сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся ак тивными. Считается, что в природе сом может прожить 80 лет.
2. Работа с перфокартами
(Учитель раздает детям перфокарты с названиями рыб.)
- Какие рыбы речные, а какие морские? Закрасьте кружочки: речные рыбы - зеленым цветом, морские рыбы - синим цветом.
-Ой ребята, я совсем забыла, когда я шла в школу то встретила почтальона и он передал вам письмо. Вот оно. Как вы думаете от кого оно.
(Учитель достает из конверта письмо и читает: «Дорогие пер воклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так мно го интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зеленом доме?»)
- А вы хотите узнать кого Муравьишка услышал в лесу? (Голоса птиц)
- Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу? (Птиц.)
- Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
- Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравь ишка? (Нет.)
- Почему? (Бабочка — насекомое.)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О птицах.)
- Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Кто такие птицы?)
Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Игра «Кто больше»
- Вспомните, каких птиц вы знаете.
(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)
Молодцы! Сколько птиц назвали!
- А как можно отличить птиц от других животных? (Ответы детей.)
2. Работа по учебнику
- Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку-летягу.)
- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
- Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисо ванных животных относится к птицам? (Курица, у нее есть крылья.)
— Но ведь курица летает плохо, а ее ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на с. 37. Найдите общий при знак всех птиц. (Это перья.)
- Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело ко торых покрыто перьями.)
Муравьшка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 36 и познакомиться со строением птицы (Работу можно провести в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями.)
- Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)
V. Физкультминутка «Воробей» с гимнастикой для глаз (2 мин.)
Воробей взлетел повыше: (Руки в стороны – взмахи, как крыльями.)
Видно все с высокой крыши. (Встать на носочки, приложить руку ко лбу, посмотреть в обе стороны)
- Я люблю своих друзей. (Руки вперед, в стороны, на пояс)
Зачирикал воробей.
- Следите глазами за воробьем, не поворачивая головы. (На указке воробей. Учитель выполняет движения «восьмерка»)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа в парах
(На каждой парте лежат разные по размеру, форме и цвету перья птиц.) Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)
- Каждое перо имеет стрежень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
- А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.
- Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)
- Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)
- А теперь отрежьте кусочек и опустите в воду. Утонуло ли пер?
- Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)
- Подумайте, для чего нужны птицам большие перья. (Чтобы летать.)
- Для чего же нужны маленькие перышки? {Для тепла.)
Из истории письма.
- А как человек использует перья? (для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)
Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди пи сали гусиными перьями?
(Учитель может рассказать и показать, как писали перьями.)
4. Беседа, работа по учебнику
Еще раз рассмотрите птиц на с. 37. Вспомните их названия.
Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам птиц назовите с помощью атласа-определителя. (Самопроверка по учебнику (с. 90).)
- А все ли птицы умеют летать?
— Отгадайте загадки.
И петь не поет,
И летать не летает
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус.)
Страусы не умеют летать, но у них длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.
Скажи-ка мне, Какой чудак
И днем и ночью
Носит фрак? (Пингвин.)
Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу - рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, зато у них есть лапы — ласты, которые помогают им пла вать. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, их крылья выполняют другие функции.
— Эти животные не умеют летать, но они являются птицами.
- Почему? (Их тело покрыто перьями.) (На доске появляются картинки с изображением пингвина, страуса.)
- Отгадайте, о какой птице идет речь.
(По мере отгадывания учитель показывает картинки с изобра жением птиц, о которых идет речь.)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка.)
Ночь, как смола, черным-черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава. Это ухает... (сова).
Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор.
Хвост, как упор. (Дятел.)
Спереди - шильце,
Сзади — вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце. (Ласточка.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
- Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану на с. 37. (Работа в парах.)
Пример рассказа
Сорока - птица средних размеров. Крылья черные, хвост длинный. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. (Заслушиваются три-четыре рассказа о разных птицах.)
- Придумайте сказочную историю по нижнему рисунку нас. 37.
- А знаете ли вы, что птицы бывают перелетные и зимующие?
- Почему их так называют?
Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.
Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.
Когда прилетают птицы? Весной.
Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.
Зимующие – воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.
5. Работа в тетради.
№ 2 (с.26).
- Что можно сказать об окраске перьев? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)
— Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.
- Чем эти птицы похожи? (Имеют черное оперение.}
- Чем отличаются? (Размером.)
У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.
У галки серый только затылок, все остальное оперение черное.
Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглен, оперение синевато-чер ного цвета.
- Выполните задание.
№ 3 (с.26).
- А сейчас нам предстоит научиться рисовать птичку. Рассмо трите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.
(Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика. Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о какой-либо птице. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узна ли, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о птицах.)
VII. Рефлексия
(На доске крупное изображение птицы. Учитель называет ча сти птицы, учащиеся по очереди выходят к доске и показывают их. Затем учитель показывает части птицы, учащиеся называют их.)
- Ребята наступила осень, а скоро зима. Птицам будет очень трудно добывать себе корм.
- Как мы им можем помочь?
У меня есть кормушка и я предлагаю вам посадить вашу птичку в кормушку.
VIII. Подведение итогов урока
- Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных назы вают птицами? (Тело, которых покрыто перьями.)
- Приведите примеры птиц.
- По какому плану мы описывали птицу?
Рекомендации для занятий дома
- Рассказать об одной из птиц по плану на с. 37 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.
Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...
Открытый урок окружающего мира для 4 класса по теме "Я - житель наукограда"
Это урок был проведён в рамках конкурса "Педагогические таланты гоода Жуковского - 2008"...
Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"
Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....
Открытый урок окружающего мира в 3 классе "В царсте грибов"
Урок-презентация по УМК "Школа России" по программе А.А.Плешакова проводится в 3 четверти....
Открытый урок окружающего мира в1-2 классах по теме "Жизнь леса"
План -конспект урока окружающего мира на чувашском языке....
Открытый урок «Окружающего мира» в 4 классе по теме: «Здоровый человек - здоровый сон. О правильном питании»
На данном уроке формируютсся у учащихся представления о здоровом сне, о правильном питании, значении питания для человека. На подготовительном этапе ск...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?
Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...