Обобщающий урок по окружающему миру в 4 классе по разделу «Природа России».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Полищук Ольга Константиновна

В разработке урока использованы такие технологии: "Модерации", "АМО", работа в парах, группах, игровые. Представлены различные интерактивные методы. Применен деятельностный подход в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающий урок по разделу «Природа России»

Класс: 4

Цели урока: обобщить знания по теме «Природа России», уметь выделять особенности природных зон России, развивать наблюдательность, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь;  воспитывать любовь к Родине, умение работать в группах, парах, коллективе.

Планируемые результаты:

Познавательные: выделение особенностей природных зон России, их сравнение между собой; различение животного и растительного мира в пределах одной природной зоны, определение хозяйственного поведения человека в зависимости от условий его обитания;

Коммуникативные: уметь контактировать со своими одноклассниками, совместно выполнять поставленные задачи, без конфликтов;

Регулятивные: уметь оценивать достижения своих одноклассников и собственные в условиях определенной деятельности;

Личностные: понимать понятие «Родина», ее особенности, уметь определять приоритеты для себя при выборе места проживания в своей стране.

Оборудование: ватман 8 листов, 8 маркеров, 8 фотографий природных зон, разрезанных на пазлы, таблица природных зон на каждого обучающегося (см. ниже), клей – 8 шт. , микрофон, или предмет его заменяющий, таблички с надписями: «Погода», «Растения», «Животные», «Хозяйственная деятельность человека», конверт с надписями для игры «Собери вещи», где будут указаны природная зона и время года.

Использованные технологии: «Модерации» (частично), АМО (частично), игровые, здоровьесберегающая, работа в группах или парах (зависит от того, как учитель распределит обучающихся и количества человек в классе).

Ход урока:

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Метод «Микрофон».

(Учитель берет микрофон или предмет, заменяющий его предмет, задает вопрос обучающимся и передает им микрофон для ответа).

- Какие природные зоны России вам известны? Перечислите.

- Что такое зона высотной поясности? Где она находится?

- В какой природной зоне проживаем мы? В чем ее отличительные особенности от других?

- Важно ли разбираться в природных зонах России и их особенностях? Почему?

- Могут ли эти знания повлиять на выбор вами места проживания в России? Каким образом?

3) Актуализация знаний

Игра «Пазлы».  Работа в парах.

  - Перед вами пазлы. В них зашифрованы фотографии природных зон России. (Арктическая пустыня, тайга, тундра, зона смешанных лесов, зона хвойных лесов, лиственных лесов, степь, пустыня, субтропики).

( Раздать пазлы по одному на парту. Можно добавить лесостепь и полупустыня, в зависимости от количества детей в классе или сократить их количество.)

- Ваша задача собрать пазл и назвать название природной зоны, представленной на нем, а также обосновать, почему вы так считаете.

4) Обобщение и систематизация знаний

1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Беседа.

 - Продолжим нашу работу. Рассматривая каждую природную зону, мы с вами останавливались на 4 важных пунктах. Они помогают нам четко дать ей характеристику. Давайте сейчас выделим, чем же они отличаются один от другого.

 (С помощью наводящих вопросов учителя, обучающиеся выделяют четыре главных раздела, по которым определяют отличия каждой природной зоны. Вывешивает надписи с их названиями.

Разделы:

 1. Погода. 2. Растения. 3. Животные. 4. Хозяйственная деятельность человека.)

2. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) Метод «Автобусная остановка»

- Чтобы четко понять, умеете ли вы определять признаки природных зон России, я хочу поиграть с вами еще в одну игру «Автобусная остановка».  Разделимся на две команды. Первая команда у нас будет идти по первому маршруту движения автобуса. Она должна разделиться на 4 группы.  Перед ней будет 4 ватмана, с названиями природных зон, расположенных по кругу. В каждом ватмане 4 раздела, которые мы с вами выделили. По моему сигналу, группы становятся напротив ватманов.  На первой остановке, смотрят природную зону, указанную на листе бумаги, и заполняют первый раздел «Погода».  По сигналу переходят ко второму, а группа, следующая за ними, к их ватману, и заполняете следующий раздел «Растения». Всего у вас 4 остановки. За 4 остановки вы должны заполнить все разделы, не исправляя предыдущих ошибок. Вторая команда движется по своему маршруту. (Природные зоны на ватманах: арктическая пустыня,  тайга,  тундра,  смешанных лесов, степь, пустыня, субтропики.)

5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Метод «Автобусная остановка» 2 часть.

 (После  окончания маршрута, обучающиеся выбирают модератора, который зачитывает материал, на ватманах, исправляет допущенные ошибки с помощью собственных комментариев или комментариев одноклассников).

6) Применение знаний и умений в новой ситуации

Игра «Собери вещи»

- Мы с вами вспомнили, какие есть природные зоны России, выделили их основные признаки. А теперь мы представим, что отправляемся в путешествие в одну из них. Я предлагаю вам вытянуть карточку. На ней записано время года и природная зона, в которую вы отправляетесь. Ваша задача назвать одежду, которую вы возьмете в свое путешествие, и объяснить свой выбор.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

  1. Беседа:

- Какая природная зона вам запомнилась больше всего? Почему?

- Какую природную зону вы бы выбрали для своего проживания? Обоснуйте.

2. Домашнее задание:

С помощью учебника и полученных знаний на уроке, заполнить таблицу природных зон, выданную на уроке. Использовать ее данные при подготовке к контрольной работе.

Примерная таблица природных зон России:

Название природной зоны:

  1. Погода:

Умеренный климат:

теплое лето, холодная зима

Смешанные леса

  1. Растения:

Береза, дуб, клен и пр.

  1. Животные

Заяц, лисица, синица.

  1. Хозяйственная

деятельность человека

Животновотство, овощеводство, садоводство и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"

Данный материал предназначается  для урока в  з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Перспектива "Охрана природы зимой"

Конспект урока по окружающему миру по теме  "Охрана природы зимой" + презентация...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: "Охрана природы зимой" )УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с правилами охраны зимой в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц.Планируемые результатыПредметные:знать правила охраны природы во врем...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. Обобщение. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- обобщение знаний о городах Золотого кольца России;Планируемые результаты:Предметные:- знать: достопримечательности городов Золотого кольца России-уметь: находить на карте г...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 1 ч. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Планируемые результатыПредметные: Знать посл...