Урок "Семья. Родословная". 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Краснова Марина Александровна

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Семья. Родословная", 1 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2013.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: «Окружающий мир», Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Тема: «Семья. Родословная».

Тип урока: урок изучения нового.

Цель: формирование представления о семье, как ячейке общества, ее роли в жизни человека, влиянии семьи на человека.

Задачи:

предметные: 

- создать условия для формирования у учащихся понятий родословная, семья, родственные отношения;

- содействовать ознакомлению с семьями одноклассников;

метапредметные: 

-содействовать развитию у  уч-ся УУД, необходимых для построения самостоятельных рассуждений и умозаключений;

- способствовать развитию творческого мышления;

-способствовать развитию умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

личностные:

-содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности;

- способствовать сплочению классного коллектива;

- помочь учащимся осознать ценность совместной работы.

Учебные материалы:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для 1 класса, ч.2. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011; толковые словари;

энциклопедическая и справочная литература;

слайдовая презентация.

Оборудовавание: ноутбуки учащихся для работы в группах с материалами для составления генеалогического древа (в случае отсутствия ноутбуков используется печатный раздаточный материал: схемы генtалогического древа, изображения членов семьи); карточки «Найди 7 отличий»;  опорные слова, слайд –презентация песни «С чего начинается Родина», пословицы, генеалогическое древо Пушкиных, презентация о семье  любого учащегося класса, музыка для релаксации, электронная физминутка, клубочек, нитки от него, кубики (на гранях отражается степень самостоятельности при выполнении работы:«Я могу сам», «Я затрудняюсь», «Я готов»).

Ключевые слова: семья, родословная, генеалогическое древо, семейные традиции.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Урок окружающего мира. Сегодня наши ученики постараются показать свою работу. Давайте, уважаемые коллеги, подбодрим первоклассников улыбками. Ребята, повернитесь ещё раз к гостям: все гости желают вам хорошей работы. И я желаю вам интересного урока.

Саморегуляция, как способ к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Актуализация знаний

Игра

Физминутка

Практическая работа

Подведение итогов. Рефлексия

Игра «Клубочек добрых пожеланий»

Физминутка

Звучит песня «С чего начинается Родина».

Учитель: Родина – это страна, в которой мы живем. А как она называется?

 В народе говорят: 
«
От Родины теплом веет».

-Почему так говорят?

(Учитель помещает на доску слово Родина.)

 Но у каждого из нас есть малая родина - та, где каждый родился.    родина
«Где родился, там и сгодился».     

-Как понимаете поговорку? 

родился

- Мне очень нравится поговорка «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

-Как её понимаете? родители

- Внимательно посмотрите на эти три слова: родина, родился, родители. Что общего в этих словах? (Все эти слова прикреплены на доску)

-Посмотрите в словаре значение слова род. 

-Ваши бабушки, дедушки, как по маминой, так и по папиной линии – кто они для вас? родственники 

-Можем поместить это слово в группу данных слов?

- Вы, ваши родители, бабушки, дедушки, прадедушки и прабабушки – все эти люди одного рода.

 -Что все они образуют?

-Найдите в словарях объяснение значения слова РОДОСЛОВНАЯ.

-Посмотрите, это  родословная рода Пушкиных…

- У меня для вас – сюрприз. В самом начале учебного года, когда вы только пришли в 1 класс, на занятиях проектной деятельностью мы пробовали рисовать генеалогическое древо семьи. Вот, что у вас получилось… (Работы А.Мориловой, С.Столярова,  И.Гуровой)

 -Ученица нашего класса Ира Гурова подготовила рассказ о своей семье. Конечно, сделала она это вместе с родителями, ведь в семье принять помогать друг другу: взрослые заботятся о своих детях и помогают им, а дети стараются оказать посильную помощь взрослым.

-Как назвать родственников, живущих вместе: маму, папу, родных братьев и сестер?

- Предлагаю игру, которая так и называется «Моя семья». (Задаю вопросы ученикам: то мальчику, то девочке, передавая клубок.)

Если я тебе мама, то ты мне...? 
Если я тебе дедушка, то ты мне...?
Если я тебе дядя, то ты мне... ?
Если я тебе дочка, то ты мне...?
Если я тебе брат, то ты мне...?
Если я тебе племянник, то ты мне...?

- Давайте подведем итог: Кто относится к семье? Кого относят к родословной? 

«Делу – время, потехе – час». - Предлагаю отдохнуть.

«Не сиди, сложа руки, да и не будет скуки», - говорят в народе. Вот и я вам предлагаю прислушаться к этой народной мудрости и поработать в группах. Попробуйте вместе, дружно в группе составить родословную семьи.

Инструктаж - презентация «Есть идея!»

Наш девиз: «Мы – группа, значит, мы способны действовать вместе!»

Чтобы я, в случае необходимости сумела оказать вам помощь, прошу с помощью кубиков показывать степень выполнения работы («Я могу сам», «Я затрудняюсь», «Я готов»).

Оказание консультативной помощи (по запросу учащихся)

- Готовы? Представьте, пожалуйста, родословную вашей условной семьи.

- Как видите, семья может быть разная – большая и совсем маленькая.  Главное, чтобы семья была дружной, чтобы в семье уважительно относились ко всем членам семьи, и особенно – к старшему поколению: родителям, бабушкам и дедушкам.

- Хочу рассказать вам одну притчу.

В давние времена жила-была на свете одна семья. В ней царили любовь и согласие.

    Дошел слух об этой семье до правителя тех мест, и спросил он у главы семьи:

- Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?

   Тот взял бумагу и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист правителю.

   Посмотрел правитель и удивился: три слова были начертаны на бумаге: 100 раз любовь, 100 раз прощение и 100 раз терпение

- Как говорится: всё в наших руках…

А у меня в руках клубочек. Давайте зарядим его волшебной силой… Скажем добрые пожелания всем семьям наших учеников, семьям наших гостей. А ниточки от клубочка возьмём домой. Пусть они оберегают наши семьи.

 Итак, начинаем…

- Я хочу, чтобы в ваших семьях были любовь и согласие… (Передаю клубочек ученику)

-Возьмите ниточки. Можно сделать из них закладку в книгу, повязать на любимую игрушку или просто положить в укромное местечко. А члены вашей семьи тоже могут зарядить эту ниточку своей волшебной силой – добрыми пожеланиями.

-Предлагаю ещё одну игру. Игра называется «Аплодисменты».

- Встаньте те, кто похож на папу…        Аплодисменты!

- Хлопните в ладоши три раза те, кто похож на маму…        Аплодисменты!

- Сядьте на корточки те, кто скучает по родителям, уезжая из дома…        Аплодисменты!

- Встаньте те, в чьей семье занимаются спортом…        Аплодисменты!

- Поставьте руки на пояс и сделайте наклоны влево и вправо  те, у кого нет секретов от родителей…        Аплодисменты!

(К кому приходят друзья в гости, кто помогает родителям по дому, кто любит семью и дорожит ею …)

– На этом наш урок подошел к концу. Хочется узнать ваше мнение об уроке. Что интересного вы узнали, чему научились? Поделитесь результатом своей работы на уроке, передавая друг другу клубок.

-Давайте подумаем, чему нам надо научиться на следующем уроке?

- Я благодарна вам за урок. Мне было интересно с вами вместе работать.

«По работе и награда»,  - говорят в народе. У меня ещё одно интересное задание для вас! Игра «Семь отличий».

http://lh6.ggpht.com/-M3mZDfF3Hqc/T0Oi_iHsioI/AAAAAAAACJ8/D1C2rEY-PtU/s640/%2525D0%25259F%2525D1%252580%2525D0%2525B5%2525D0%2525B7%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D1%252582%2525D0%2525B0%2525D1%252586%2525D0%2525B8%2525D1%25258F1.png

Слушают песню, смотрят слайд-презентацию

- Россия, Российская Федерация.

Высказывают своё мнение.

Высказывают мнение.

Высказывания учащихся.

-Часть слова –корень -род-. (Учитель помещает это слово напротив слов Родина, родился, родители).

Читают значение в словаре.

Родственники.

Высказывают мнение.

Родословную.

Нахождение и чтение толкования из словаря (в разных группах – разные словари: старинные и современные)

Рассматривание слайдов (древо, герб рода Пушкиных).

Смотрят слайды с изображением генеалогических древ.

Рассказ ученицы с сопровождением слайд-презентации.

- Семья.

Дети берут клубок  и отвечают на вопросы.

Высказывают  свои мнения, озвучивают понятия.

Выполнение физминутки на фоне песни о семье (слайдовая презентация)

Смотрят и слушают инструктаж, по необходимости уточняют задание.

Установка на совместную работу в группе.

Самостоятельная практическая работа в группах с использованием индивидуальных компьютеров по составлению родословной с фиксацией степени выполнения работы.

(Выполнение работы под спокойную русскую народную музыку)

Представитель от каждой группы демонстрирует на смарт – доске родословную семьи, составленной группой по заданию. В случае необходимости учащиеся из группы оказывают помощь.

Слушают притчу.

Дети берут клубочек и высказывают свои пожелания семьям (Желательно, чтобы клубок коснулся всех детей).

Берут ниточки.

Анализируя, выполняют движения по заданию учителя.

Дети называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, формулируют конечный результат своей работы на уроке, передавая клубок.

Дети находят отличия и фиксируют их на индивидуальных листах, затем на слайде презентации.

Использованная литература

        Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Плотникова А.Ю. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 1 класс, 2012.

        Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. С.П.Казачкова, М.С.Умнова. – М.: Планета, 2012.

        Захарова С.Б. Урок-отчёт. Семья. Родословная. http://festival.1september.ru

        Яндекс. Картинки.

        Картинки с сайта http:www.cwer.ru/klipart risovanaya semya

        http:www.nachalka.com

        http://studuplay.ru

        http://nsportal.ru

         http://muzofon.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории в з классе по теме:"Моя родословная"

Пропедевтический курсначального  исторического образования -3 класс, система Л.В.Занкова. На данном уроке дети знакомятся  с такими понятиями, как "предок", "родословная", "поколение". Учатся составля...

Рабочая программа по нравственному воспитанию 1 класс "Моя родословная".

Программа  внеурочной деятельности по нравственному воспитанию в 1 классе для изучения родословной и павил этикета....

Урок кубановедения в 3 классе «Моя родословная».

Цель:Приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России своего края, своей семьи. Помочь ребенку открыть для себя красоту и добро, заключенные в недрах родно...

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальных классов.Тема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)

Цель:- познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов;- нацелить на осознанное составление герба своей семьи;- укреплять межличностные отношения в семье;- повышать...

Урок истории в 3 классе "Моя родословная"

•Аннотация•  Я, Арсланова Римма Александровна, провела урок истории в 3 классе по теме «Моя родословная». На данном уроке были использованы информационно  - компьютерные технологии, заготовл...

1 класс, исследовательская работа "Моя родословная".

1 класс, исследовательская работа "Моя родословная". Выступление на научно-практической конференции, 2012 г. Презентация работы на личном сайте https://sites.google.com/site/zapzpvdyvp/metodicesk...

"Моя родословная. Фамильный герб." 4 класс

Урок курса ОРКСЭ ("Основы светской этики"), 4 класс...