Урок кубановедения в 3 классе «Моя родословная».
план-конспект урока (3 класс) по теме

Цель:Приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России своего края, своей семьи. Помочь ребенку открыть для себя красоту и добро, заключенные в недрах родного дома, семьи.

 

Задачи:

1.     Дать элементарные сведения о родословной человека.

2.     Формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников. Пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям.

3.     Воспитывать патриотические чувства: чувство радости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1

имени Б.Н.Куликова».

Конспект урока русского языка

по теме: « Упражнение

в распознавании типа

склонения имён существительных, употреблённых в косвенном падеже». (Слайд №2)

Автор: учитель начальных

классов МБОУ «СОШ №1

 им. Б.Н.Куликова»

Листопадова Г.В.

г. Семикаракорск

2011 год

Цели:

  1. учить определять  склонения  имён существительных

находящихся  в косвенных падежах;

  1. формировать умения учащихся определять типы склонения имен существительных, умение определять падеж имен существительных;
  2. развивать умения составлять текст, опираясь на его основную мысль;
  3. воспитывать бережное отношение к природе,  желание помогать птицам в зимний период.

Оборудование: 

                           учебник «Русского языка» Р.Н. Бунеев,

                           рабочая тетрадь,  

                           компьютер,

                           мультимедийный проектор,  

                           раздаточный материл;

                           (карточки с деформированным  текстом,

                            рисунки в виде солнышка  и тучки).

Структура урока:

  1. Организация внимания учащихся.
  2. Рефлексия.
  3. Минутка чистописания.
  4. Зарядка для пальчиков.
  5. Письмо по памяти.
  6. Словарная работа – игра «Угадай слово». Комментированное письмо.
  7. Беседа о значении витаминов для здоровья человека.
  8. Проверка домашнего задания. Таблица.
  9. Игра – физминутка  «Угадай склонение».
  10. Подготовка к изучению нового материала. Выборочное письмо.
  11. Проблемная ситуация.
  12. Изучение нового материала.
  1. Целевая установка.
  2. Индивидуальная работа у доски, в парах, группах.
  3. Взаимопроверка.
  4. Работа по учебнику.
  5. Зарядка для глаз.
  6. Разноуровневая самостоятельная работа.
  1. Обобщение и выводы по теме урока.
  2. Домашнее задание.
  3. Рефлексия.
  4. Создание ситуации успеха.

Конспект урока.

  1. Организация класса.
  2.  Рефлексия. (Слайд «Мелодия №2»)
  1. Ребята, посмотрите друг на друга, поприветствуйте, пожелайте друг другу удачи. Сядьте на свои места, закройте глаза, представьте,  что вы находитесь в роще, где  дует тёплый ветерок, светит ласковое солнышко и  деревья шелестом своей листвы успокаивают вас и подбадривают, т.к.  нам на уроке предстоит выполнить много  таких видов работ, которые требуют от вас повышенного  внимания.

  1. Чистописание. (Слайд №3)

-Итак, мы отправляемся вместе с лёгким ветерком в путешествие за знаниями. Давайте вспомним, как правильно пишется буква Ее без соединения и в соединении с другими буквами.

Ее

ел елл еллл Ес Есс Ессс

3. Письмо по памяти. ( Слайд №4)

а) Нахождение трудных мест.

-Прочитайте скороговорку. Назовите орфограммы.

-Заглавная буква в начале предложения, в собственных именах, безударная гласная - о- в слове хотела, проверочное слово - хочет, в слове –есть- мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.

Еле-еле Лена ела , есть из лени не хотела.

б) Зарядка для пальчиков.

-А сейчас мы будем запоминать скороговорку, выполняя зарядку для пальчиков:

-обе ладони лежат на столе: правая- вверх, левая- вниз, проговаривая, дети меняют положение ладоней.

в) Запись скороговорки по памяти.

г) Взаимопроверка.

  1. Словарная работа. Комментированное письмо.  (Слайд №5)

- А сейчас мы с вами проведем игру: «Угадай слово по описанию».

(Учитель загадывает загадку,  а дети, комментируя, записывают слово).

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный хвост.  (Морковь)  (Слайд №6)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки.            (Помидор)  (Слайд №7)

Летом - в огороде, свежие, зеленые,

А зимою - в бочке, крепкие, соленые.   (Огурец)            (Слайд №8)

Огурцы, помидоры, капуста, морковь, свёкла.

Назовите одним словом. (Овощи)                                    (Слайд №9)

Круглое, румяное я расту на ветке:

Любят меня взрослые, любят меня детки.  (Яблоко)      (Слайд №10)

Малина, смородина, клюква, земляника. Назовите одним словом. (Ягода) 

                                                                                               (Слайд №11)

Беседа о значении овощей и фруктов для укрепления здоровья человека.

-Какое значение имеют овощи и фрукты в жизни человека?

-Они снабжают наш организм витаминами.

-Для чего нужны витамины?

-Для укрепления иммунитета, чтобы человек не болел.

-Как вы думаете, где растут перечисленные  фрукты, овощи, ягоды?

-В огороде.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием нового словарного слова – огород              (Слайд №12).

-Какую орфограмму надо запомнить?

-2 безударные гласные -о- в корне.

-Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.

- Сохраняются ли  орфограммы в корне этих слов?

- Да, орфограмма сохраняется, т.к. в однокоренных словах пишется одна и та же гласная в корне.

5. Проверка домашнего задания.     (Слайд №13).

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Типы склонений имён существительных.

-Вспомните, какие существительные относятся к сущ-м 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения. Приведите примеры.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

        м.р.   - а, - я

       ж.р.  - а, - я

мама  папа

           м.р.   -      

с.р. -о, - е 

день  село

ж.р. - ь 

дочь   молодёжь

6.Игра – физминутка «Угадай склонение».  

-Если вы услышали сущ-е 1-го склонения - выполняете круговое вращение головой, если-2-го склонения - круговое вращение туловища, если3-го склонения –прыгаете на месте.

Рыбка, нос, мышь, слон, сумка, печь, деревня, село, рожь, камыш, речь, книга.

7. Подготовка к изучению нового материала.  

 Выборочное письмо по рядам. Игра на внимание. (Слайд №14)

-Посмотрите на экран и скажите какое слово лишнее в каждой группе: а)Улыбка, юноша, болезнь, природа. (Болезнь)      1 ряд

б) Награда, крыло, боец, упрямство.  (Награда)   2 ряд

в) Степь, зелень, посёлок, горсть.  (Посёлок)        3 ряд

-Запишите каждый ряд свои слова.

г) В лесу, на картине, к печи, дворец.  (Дворец)

-Почему слово дворец оказалось лишним? (Слайд № 15)

-Так как оно употреблено в именительном падеже.

-Что нужно сделать, чтобы определить склонение сущ-го, стоящего в косвенном падеже?

-Надо поставить это сущ-е в именительный падеж.

-Прочитайте памятку на с.91

8.Физминутка. (Слайд № 16)

У оленя дом большой (руки домиком)

Он глядит в своё окошко (левая  рука перпендикулярно правой)

Зайка по полю бежит (бегут)

В дверь к нему стучится (стучат)

Тук-тук дверь открой,

Там, в лесу охотник злой (большим пальцем показывают назад)

Зайка, зайка, забегай, (машут, зовут)

Лапку мне давай. (одну ладонь кладут на другую)

9. Закрепление изученного. Работа по учебнику.  (Слайд № 17)

-Сейчас, ребята, мы будем работать у доски. Выполняя упр.174 , будем учиться определять склонение имён сущ-х, стоящих в косвенном падеже.

-Прочитайте задание. Вспомните, что надо сделать, чтобы определить склонение сущ-х, стоящих в косвенном падеже.

1скл.                2скл.            3скл.

сода               стекло           смесь

масса            песок              печь

ваза               пузырь           мелочь

10.Работа в группах.

Класс делится на 6 групп (по вариантам, 3 группы получают задания 1-го варианта, 3 группы-2-го варианта)

-Ребята, каждая группа получает текст, где необходимо установить порядок записи предложений.

1 вариант (3группы) (Слайд №18)

                  Чем дятел кормится? (Г. Скребицкий)

  1. Живёт у нас в лесу птица.
  2. Сама чёрная, с белыми пестринками, а на затылке у неё пёрышки яркие, красные.
  3. Называется эта птица дятел.
  4. Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет.
  5. Сядет на дерево, да не на ветку, а прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук.
  6. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.

2 вариант (3группы) (Слайд №19)

                  Снегирь. (Ю. Дмитриев)

1.Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг.

2.А есть и такие, что прилетают к нам только зимой.

3.И называются они снегири, потому, что появляются у нас вместе со снегом.

4.Что за странное желание - жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно улетели на юг?

5.Дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, где очень сильные морозы.

6.Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.

( Дети зачитывают текст, на экран по ходу чтения выскакивают предложения)

Беседа о заботливом отношении к птицам в зимнее время.

-Ребята, как можно помочь зимующим птицам?

-Можно сделать кормушки и насыпать в них корм.

11.Работа в парах. (На каждом столе готовые тексты одного варианта)

-Выпишите из первых трёх предложений текста все сущ-е и определите склонение.

Проверка (Слайд №20)

1 вариант

Лес-2 скл, птиа-1 скл., затылок-2 скл., перо-2 скл., дятел-2 скл..

2 вариант

Птица-1 скл., холод-2 скл., юг-2 скл., зима-1 скл., снегирь-2 скл., снег-2 скл..

-Сделайте вывод. Как определить склонение сущ-х, стоящих в косвенных падежах?

-Нужно поставить сущ-е в именительный падеж.

12. Зарядка для глаз. (Слайд №21)

-Водим глазками за стрелочкой, следим за её движением.

13.Повторение изученного. (Слайд №22)

     Разноуровневая самостоятельная работа.

-Сейчас вы выберите себе задания по уровням, чтобы проверить свои знания. По звонку сдадите тетради для проверки.

1 уровень.

Выпишите из текста имена существительные, определите склонения.

2 уровень.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, определите склонения имён существительных.

 3 уровень.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, определите падеж и склонение имён существительных.

 

                                                          Зима.

      Подул студеный вет.р. Загудела з.ма в трубу: «Я иду-у-у…Я бреду-уу!». Зач.рствела грязь на д.роге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся д.ревня стала тёмная, скучная: и д.рога, и избы, и .г.род.

                                                             (Л.Воронкова).

14. Итог урока.

-Чему учились на уроке?

-Учились определять склонения имён сущ-х, употреблённых в косвенных падежах.

15. Домашнее задание.

-Выполнить упр. 178, выучить памятку на стр.191.

16. Рефлексия.

- Молодцы ребята! Вот наш урок подошел к концу. Вы не устали? Давайте отметим, каким был наш урок. (Мнение учителя)  (Слайд № 23)

Если он вам понравился, то покажите мне солнышко, если не понравился – тучку.

Пожелайте друг другу удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)

В  ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои  знания  о животных ...

«Краснодар–Екатеринодар: история и современность» презентация к уроку кубановедения 3 класс

В презентации рассказано об истории основания города Краснодара, казачестве на Кубани от переселения до наших дней....

календарно-тематическое планирование уроков кубановедения 1 класс

Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровской Славянского райо...

урок кубановедения 2 класс "Дары лета".

Конспект урока кубановедения во 2 классе по теме "Дары лета". В приложении находится всё необходимое для проведения урока....

Презентация к уроку кубановедения 3 класс

Презентация к уроку кубановедения 3 класс...

Урок кубановедения. 2 класс

Урок ,который я проводила во втором классе. Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, лиманы водохранилища....