Методическая разработка урока по предмету "Мир вокруг нас" по теме "Золотое кольцо России". УМК "Школа России", 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Рябинина Светлана Владимировна

Урок построен в форме путешествия по " Золотому кольцу  России".  Учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и достопримечательностями городов "Золотого кольца", оценить их значимость и красоту. Данный урок способствует воспитанию любви к России, к её обычаям и традициям, чувства гордости за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zol_koltso_ryabininoy.doc484 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Золотое кольцо России.


Цели урока
. Проверить знания детей по теме «Золотое кольцо России», расширить и дополнить их новыми знаниями, вызвать интерес к данной теме, приобщать детей к работе со справочной литературой;
развивать эмоциональную сферу и творческие способности детей; воспитывать любовь к России, к её обычаям и традициям, чувство гордости за свою страну.

           
Оборудование. Рисунки по теме «Моя Россия», предметы народных промыслов, финифть, часы «Чайка», магнитофон, мультимедийная презентация, матрешки, карточки с заданиями, кроссворд.


                                             Ход урока.
I .Организация класса.
           Прозвенел звонок, начинается урок.
Потрите ладошки друг об друга и поделитесь своим теплом с теми, кто вас окружает. Покажите своё настроение на урок. Спасибо. Садитесь.
Слайд 1.
II. Актуализация ранее полученных знаний.
Формулирование  темы урока.
                 - Слайд 2.
                                 
На фоне музыки ученица ( в русском сарафане)  рассказывает стихотворение.      О России петь
                             Что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам....
О России петь
что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать
...
О России петь что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть...
                                             И.Северянин
Учитель. Россия! Особенно звучит это слово, полное глубочайшего смысла. Это страна с богатейшей историей и традициями, страна удивительных пейзажей. Обширна и многообразна наша страна. Полноводны реки, высоки горы. Прекрасны города, разбросанные по стране Россия.
- Назовите города, которые образуют Золотое кольцо. Слайд 3.
- Послушайте стихотворение и подумайте: почему кольцо? Почему золотое?
                                                  Города старинные,
                                                  Звон колоколов.
                                                  Словно птицы
- лебеди
                                                  Суздаль и Ростов.
                                                  На широкой Волге
                                                  Плёс и Кострома,
                                                  Башенки резные

                                                     Чудо - терема.                                                    


Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя.
Города старинные                                       Города старинные
-
Мастерами славные.                                   К солнышку лицом -
Улицы кузнечные,                                      Для России стали
Улицы гончарные.                                      Золотым кольцом.
Площади торговые,                                                         Вл. Степанов
Праздничные ярмарки.    
                                       
Ответы детей.


                 - Вы хотите познать истинную Россию? Лучшая возможность                                                                                                                                                       познакомиться с городами Золотого кольца. Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Слайд 4

Сформулируйте нашего урока.


Ш. Проверка домашнего задания.
Проверим материал прошлого урока. Отгадайте загадку:
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье, ну и объеденье! (Бублики.)
- Выберите бублик с заданием.
1. Откуда отправляемся в путешествие?
               Из Москвы, столицы нашей Родины.
Слайд 5.
2. Сергиев Посад. Почему город имеет такое название? Слайд 6.
3. О каком городе идёт речь?
     В этом городе большое количество архитектурных и археологических                                                                        памятников. Один из них
Спасо-Преображенский собор. Слайд 7.
4. Самый крупный город Золотого кольца, основан князем Ярославом                 Мудрым.
                                                  Ярославль.
Слайд 8.


                                        Звучит звон колоколов
5. Закройте глаза и  подумайте, в какой город лежит наш путь. Как вы определили?  Слайд 9.

Колокольные звоны это голос Родины, народа, подлинное духовное
творчество. Россия всегда была сильна своей верой, верой в Бога.

Слайд 10.
Индивидуальная работа.
1. Рассмотрите данные предметы. Как они связаны с темой урока? Финифть, часы «Чайка
- Что особенно вас заинтересовало при подготовке домашнего задания? Ответы 2 З учеников.
Итог проверки домашнего задания.

IУ. Работа по теме урока.

Учитель. Наше знакомство с городами Золотого кольца продолжается. А моими помощниками будут Маша и Саша ( дети в русских костюмах).


             Кострома это город улыбка. Слайд 11.
             Белоснежный,
            Голубой,
            И синий,
            И зелёный город Кострома.
            В нём,
            Как на ладони,
            Вся Россия,
            Здесь она

             История сама.
             Древен он, а поглядите

             Молод.
            Гостю доброму
            По
-русски рад!
            Как улыбка, этот славный
            Город

             Деревень окрестных
           Стольный град.                                                
Д. Бедный
В 330 км к северу
востоку от Москвы на обоих берегах Волги уютно расположилась Кострома. Основана в 1152 году. А откуда пошло название города? Одни исследователи считают, что в основе названия лежит слово «кострум» - крепость, по другой версии название связывают с языческим обрядом. «Костромой» называют в этих местах праздник, напоминающий масленицу. В 15 веке Кострома была уже достаточно крупным городом. Появляются первые каменные храмы: Троицкий ( слайд 12), а также Богоявленский монастырь (слайд 13). Кострома знаменита музеями деревянного зодчества (слайд 14). Кострома удивительным образом сохранила обаяние старого купеческого волжского города. Даже не изменилось название главной торговой улицы города Молочная гора. Но главное только в Костроме можно купить совершенно необыкновенные изделия из чистого натурального льна. Яркие салфетки, скатерти, постельное бельё выглядят на лотках торговцев настоящим произведением искусства.
А вы хотите хотя бы ненадолго попасть в сказку? Тогда вы обязательно должны побывать в Костроме. Ведь Кострома
родина Снегурочки.

                                      Слайд 15.
                         
Физминутка.               ( Под музыку «Кострома»)  


2. «Наконец добрались до Плёса. Он сразу нас обворожил и мы решили остановиться. Да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим».
Слайд 16.
                          (Из воспоминаний художницы С.П.Кувшинниковой)
История у Плёса богатая, несмотря НА ТО, что мал городок: и сейчас, и
прежде население его редко превышало три тысячи человек. Основан в
1410 году Василием 1. На самом деле Плёс куда старше своей официальной даты рождения. Раскопки археологов подтвердили, что ещё задолго до 15 века на этом месте стоял древний город Чувиль. Судя по находкам, жили здесь искусные гончары, кузнецы, ювелиры, резчики по дереву.

Слайд 17..Архитектурными памятниками являются церковь Варвары, Троицкая церковь, Успенский собор (слайд 18). В Плёс стоит приехать хотя бы затем, чтобы побывать в доме музее И.И.Левитана (слайд 19). Левитан приезжал в Плёс трижды и за это время написал более 30 картин. Бывал в городе и известный певец Ф.И.Шаляпин (слайд 20). Удивительное место Плёс. Навсегда остаётся в памяти, в сердце. Слайд 21.

Слайд 22.
3.  Определите название следующего города ( на матрёшках написаны буквы, дети должны расставить их по росту).  
                                 ВЛАДИМИР     слайд 23
- А где родилась известная всему миру матрёшка?
Город Владимир считается жемчужиной Золотого кольца. Основан в 1108 году князем Владимиром Мономахом.


                               
Инсценировка.

( Выходят дети в костюмах летописцев)


Летописец 1.
Раздробленная Русь... Ослабленная, ограбленная, истекающая кровью от набегов врагов. Не хотели князья объединяться в одно государство, не хотели делиться властью и богатством. И был тогда на Руси на всех людях стон и туга, скорбь неутешная и слёзы непрестанные...
Летописец II.  В то далёкое время кияжеством Владимиро Суздальским правил князь Андрей Боголюбский. И был он самовластцем. Пожелал он властвовать безраздельно и над прочими русскими князьями, объединив тем самым Русь.

Выходит Андрей Боголюбский с боярами.  
Андрей. Не бывать Руси раздробленной, бессильной перед врагами. Должна Русь дать отпор супостатам и сохранить всё то, что было нажито нашими предками! А кто из князей супротив меня пойдёт, будет силой взят!
                                             
Уходят.
Летописец 1. Так и случилось: многие русские князья присоединились к Андрею, многие княжества были силой захвачены, но единой стала Русь, могучей твердыней.
Летописец П. Много красивейших городов было в то время на Руси, но пожелал Андрей Боголюбский править из Владимира. И стал при нём Владимир крупнейшим очагом русской культуры. То была твердыня, к которой с почтением относились другие европейские государи. И твердыня
это так чудесно украсилась, что до сих пор от соборов и церквей дух захватывает!
Летописец II. При въезде в город высятся Золотые ворота Владимира (слайд 24),  одновременно служившие городу и узлом обороны, и торжественным въездом.
Летописец 1. В 1161 году был воздвигнут Успенский собор ( слайд 25) в центре Владимира на высокой береговой круче. И виден он был ото всюду, и гордо царил над городом и округой!
В этом соборе находилась величайшая русская святыня
икона Владимирской богоматери. Внутреннее убранство храма ослепительно

 сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями. А через 250 лет
после постройки Успенского собора великий Рублёв украсил его своими фресками.
                           
Выходит Андрей Боголюбский с боярами.
Андрей. Бояре мои верные! В печали князь ваш. Скорблю по сыну своему любимому Изяславу. Найдите мне зодчих умелых, чтобы выстроили на
лугу церковь прекрасную в память о сыне моём и в умиротворение моей печали...».
                                       
Уходят.
Летописец 1. Так гласит предание о церкви Покрова на Нерли (слайд 26). И действительно, рядом с водной гладью, на заливных лугах, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной вырос лёгкий одноглавый храм, чудесный в своей изящности, ясности и неброской красоте.

Летописец II. После смерти Андрея Боголюбского править стал брат его, Всеволод. Перед его славой и властью трепетали все страны. Построенный при нём Дмитриевский собор (слайд 27), в 1197 году, должен был олицетворять и эту силу, и эту власть.
Дмитриевский собор величественен и строен; но это не женская грация Церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и величавость.

Слайд 28.
4. Работа по группам.
- Наш путь лежит в город Суздаль.  Слайд 29.
О Суздале самостоятельно прочитайте материал учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Слайд 30.
1. Как называют город Суздаль?
2. Когда были возведены первые каменные постройки?
З. Назовите архитектурные памятники Суздаля.
Суздальский Кремль, Спасо
-Евфимиевский монастырь, Покровский собор

Слайд 31 – 35.
V. Закрепление изученного материала. Работа в парах.
- Вот такое оно Золотое кольцо очень родное России элатоглавой.
Разгадайте кроссворд (
слайд 36). Он поможет вам проверить знания, полученные во время путешествия. А работать вы будете  в парах.
1. Широкая часть реки между двумя изгибами.
2. Музей деревянного зодчества.
З. В этом городе находится замечательный памятник старины
Золотые ворота.
4. Название города произошло от слова «угол».
5. Главный, важный монастырь.
б. Красивые эмалевые украшения.
7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим.

                                 VI. Подведение итога урока.   

Слайд 37.                                                                                                                                                                                           - Наше путешествие по городам Золотого кольца закончилось.
- Чем оно вам запомнилось?

- Какие вопросы возникли?

_ О чём расскажете своим родителям?
Покажите своё настроение.

Пусть солнышко прикоснётся к вашему сердцу и зажжёт маленький огонёк доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. А чем больше будет вокруг доброты, тем прекраснее будет становиться наша страна – Россия.  Слайд 38.

                              Угощаем всех гостей баранками и конфетами.
 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 3 классе (УМК "Школа России"). Увеличение числа в несколько раз.

Методическая разработка урока содержит интересный познавательный материал для обучающихся при изучении темы "Увеличение числа в несколько раз". В ходе урока используется работа в парах,  а также ...

Методическая разработка урока с презентацией по литературному чтению. 2 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению с презентацией А.Введенский "Учёный Петя", "Лошадка"...

Методическая разработка урока "Окружающий мир". 4 класс. УМК Школа России. Тема: Куликовская битва.

Методическая разработка урока "Окружающий мир". 4 класс. УМК Школа России. Тема: Куликовская битва. Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии "Развитие критического мышлен...

Методическая разработка урока в 3 классе по окружающему миру: "Москва - столица России"

Разработка содержит богатый материал к уроку "Окружающий мир " в 3 классе....

Методическая разработка урока.Урок математики 2 класс УМК "Школа России"

Тема: МиллиметрЦель урока: создание условий для систематизации, обобщения знаний о новой единице измерения длины, умения преобразовывать более мелкие единицы измерения длины в более крупные, совершенс...