Методическая разработка урока "Окружающий мир". 4 класс. УМК Школа России. Тема: Куликовская битва.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Хорошун Виктория Анатольевна

Методическая разработка урока "Окружающий мир". 4 класс. УМК Школа России. Тема: Куликовская битва. Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Приём: «Зигзаг -2».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока.

Программа: Школа России.

Предмет: Окружающий мир. 4 класс.

УМК: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Москва. «Просвещение». 2011г.

Место урока: седьмой урок в теме «Страницы истории Отечества».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Тема: Куликовская битва.

Цель: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.

Задачи:  1)учащиеся ознакомятся с  основными    сведениями   по теме Куликовская битва;

                2) учащиеся научатся извлекать информацию нужного содержания из фильма и текста;

               3)  научатся вступать в коммуникации в группе и в паре;

               4) на материале урока будет сформировано чувство уважения и гордости за свой народ.

 Формируемые УУД:

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: раздаточный материал на партах с текстами, таблицами, карточки 6 цветов с вопросами-заданиями, ноутбук, экран.

Ход урока.

         1 этап урока: организационный.  (1-2 мин)

Задача: настроить учащихся на  учебную  деятельность.

Добрый день, ребята! Я  с нетерпением ждала нашей встречи, так как мне очень хочется снова отправиться вместе с вами в путешествие по страничкам истории нашей родной страны. Покажите сигналом, вы готовы к путешествию?

          2 этап урока.  Мотивация учебной деятельности. (4 мин.)

Задача: 1) Мотивация учащихся на познавательную деятельность (стадия вызова).

               2)Выявление области знания и незнания.

Хорошо. Тогда в путь. Сегодня утром мне принесли необычное письмо из лаборатории исторических наук.

 -На доске  в таблице записано его содержание. Вы видите даты и события, связанные с ними.  Молодой сотрудник лаборатории просит вас помочь ему проверить соответствие даты и события.  Соедините верно  прямой линией.  

- Спасибо, вы молодцы. Хорошо усвоили все изученные даты.

-А  все ли они  вам известны? С каким событием вы ещё не знакомы?

(Предполагаемый ответ: Мы не знакомы с событием 1380 года – Куликовской битвой.)

дата

событие

1237 год

монголо-татары разрушили Киев

1238 год

полчища монголо-татар разорили Владимир

1240 год

 Хан Батый    сжёг   Рязань

15 июля 1240 года

Куликовская битва

5 апреля 1242 года

Невская битва со шведами и немецкими рыцарями

8 сентября 1380 года

Ледовое побоище

               3 этап урока: Целеполагание. (4  минут)

Задача: вместе с учащимися сформулировать цель и задачи урока.

- Что бы вы хотели узнать о нём?

(Предполагаемые ответы детей: Кто участники этой битвы? Что защищали или что завоёвывали те, кто участвовал в ней?  Где она состоялась ? Были ли использованы какие-то военные приёмы для победы? Кто победил? Какое историческое  значение имела эта битва?)

(Вопросы записываются на доске).

- У вас много интересных вопросов. Значит, цель нашего урока… продолжите мою фразу.

(Предполагаемый ответ: Узнать всё о Куликовской битве).

- Предлагаю проверить свои силы, возможно, вы уже что - то знаете о Куликовской битве или   слышали. Поработаем в парах: возьмите у вас на столах  бортовые журналы. (Приложение 1). В центре вы видите крупно напечатанные слова. Они имеют отношение к нашей теме урока. Прочитайте. Вам показались эти слова знакомыми? Соедините в колонке слева правильное значение слов. Если вы впервые встретили эти слова, попытайтесь предположить их значение и тоже соедините пары в колонке слева. Поднимите руки, кто уверен, что все слова хорошо знает.  

Давайте сформулируем,  какие же задачи мы будем решать на уроке.

(Предполагаемые ответы детей:  ответим на вопросы, где и как состоялась битва, какие события предшествовали ей,  кто  герои и каково значение  для истории нашего народа.)

На уроке вы будете работать в паре, в группе. Чему вас научит такая форма работы?

(Предполагаемые ответы детей:  мы научимся сотрудничать, договариваться, общаться.)

                     4 этап урока: Физкультминутка.

Задача: организовать минутку отдыха и расслабления, восстановления сил учащихся для продолжения работы.

                     5 этап урока: Усвоение  новых знаний. (20 минут)

Задача: через просмотр фильма и работу с текстом выбрать и подготовить краткое сообщение по предложенному вопросу.

 (Приложение 2).

- подвести итоги групповой работы.

- Хорошо. Тогда за дело. Вообразите, что вы –  ученые – историки. Вы собрались на заседание исторического совета по вопросам Куликовской битвы. Для подготовки доклада вам предлагается несколько вопросов. (Вопросы напечатаны на 6 цветных карточках).  Распределите вопросы между собой. Ознакомьтесь с ними. Для подготовки доклада вам предлагается два короткометражных фильма для просмотра и на столах у вас  материалы в виде исторического текста (Приложение 4). Кроме этого, добавлю, что каждый из вас не только учёный, но и будущий эксперт. После изучения своего вопроса представители соберутся на экспертный совет и обсудят свои вопросы, сопоставят найденные ответы.

- У кого возникли вопросы по ходу просмотра фильма? Обсуждение (кратко).

Предлагаю уточнить или дополнить свои знания при помощи текстов. Думаю, что эта работа займёт у вас 6-8минут. А затем, уважаемые учёные приглашаем вас на экспертный совет. Для этого вы объединитесь в группы по цветам ваших карточек с вопросами.  Как только группа будет в сборе – можете приступать к обсуждению. Напомню, чтобы вы не забывали о правилах работы в группе.

Когда все учёные побывали на экспертном совете своей группы, они возвращаются в свою первоначальную группу. По очерёдности, указанной на карточках с вопросами осуществляют свои доклады в группах.

- Все ли группы выслушали своих докладчиков?

- Просмотрите наши вопросы, которые возникли в начале урока. Покажите знаком, кто получил ответы на все? А теперь покажите знаком, кто доволен своей работой и работой всей группы? Вернёмся к бортовым журналам. Заполните правую сторону. Сопоставьте своё мнение в начале урока и теперь. Поднимите руку, чьи знания или догадки оказались верны. Молодцы.    

                      6 этап урока: проверка знаний. (8-10мин.)

Задача: проверить уровень усвоения знаний учащихся на уроке.

 - Поработали вы славно. Проверим ваши знания. Решить кроссворд по теме Куликовская битва. (Приложение 3) Работа будет проходить в парах.

- Проверьте правильность решения кроссворда: на экране - правильные ответы. Оцените свою работу при помощи сигналов: усвоили тему на хорошем уровне – зелёный, желтый – средний уровень, красный – низкий уровень. На листочке с кроссвордом нарисуйте кружок выбранного вами цвета.

                      7 этап урока: рефлексия. (1-2 мин.)

Задача: подвести итоги урока.

- Поднимите руку, кто  приобрел  на уроке знания о Куликовской битве.

-Кто ответит, какое историческое значение имела эта битва?

- Кому было интересно работать на уроке?

Д. з.: подготовить ответы на вопросы в учебнике, задание по тетради 1, 2.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Урок по предмету окружающий мир проведён в 4 – Б классе  

МОУ Кодинская средняя общеобразовательная школа № 4 Кежемского района Красноярского края.

Учитель: Хорошун Виктория Анатольевна.

Программа: Школа России.

УМК: «Окружающий мир»,А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва, «Просвещение», 2009г.

 Место урока: седьмой урок в теме «Страницы истории Отечества».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приём: «Зигзаг -2»

Тема: Куликовская битва.

Цели: 1) образовательная:

             - познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой;

           2)развивающая:

             - развивать умение  извлекать информацию из текста и фильма;

            - развивать коммуникационные навыки детей через организацию парной и групповой работы;

           3)воспитательная:

            - через содержание урока формировать чувство патриотизма и любви к Родине.

Формируемые УУД:

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.

Основные методы:

По виду источника информации:

- словесные (беседа);

-наглядные (короткометражный фильм);

По виду учебной деятельности:

-проблемно-поисковый;

-самостоятельный;

-практический;

-стимулирования;

-контроля;

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Система контроля:

-самоконтроля;

-взаимоконтроля;

Средства обучения:

Учебник «Окружающий мир»,А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва, «Просвещение», 2009г.

Учебные фильмы: «Канун Куликовской битвы» и  «Куликовская битва».

Текст для изучения новой темы.

Урок по теме «Куликовская битва» - один из уроков раздела «Страницы истории Отечества». Этот раздел помогает учащимся начальной школы познакомиться с важнейшими историческими событиями России. Кроме этого, он играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, формирует духовно-нравственные ориентиры в соответствии с нашими традициями духовности, создаёт фундамент для изучения истории в основной школе.

Урок построен в соответствии с основными этапами технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Первый этап: стадия вызова. Детям предлагается задание для осмысления уже имеющихся знаний и выявления области незнания. Через использование приёма «Бортовой журнал» дети фиксируют свои изначальные знания по теме. Работа ведётся в парах.

Второй этап: стадия осмысления – индивидуальное выполнение задания, которое предполагает выборку позиций по изучаемой теме. Далее идёт смена группового состава. Дети объединяются в группы по одной теме вопросов, и в процессе обсуждения каждый ученик отстаивает свою точку зрения, идёт момент взаимоконтроля по выполнению задания. После обсуждения учащиеся возвращаются в первоначальную группу и идёт сообщение информации по вопросам изучаемой темы товарищам. Идёт изучение материала всеми участниками группы, что даёт возможность формирования целостной картинки по теме.

Третий этап – рефлексия. Дети сравнивают первоначальные свои знания по теме и полученные, фиксируют результаты в «бортовом журнале».

Делается главный вывод по теме  - какое историческое значение имела Куликовская битва для Руси.

Объём материала по данной теме достаточно велик для одного урока. Использование на уроке технологии РКМЧП позволило учащимся  изучить большой объём материала. Эта технология способствовала также повышению уровня мотивации изучения темы у учащихся, развитию и совершенствованию навыка работы с различными источниками информации, развитию коммуникативных компетенций через организацию парной и групповой работы.

Думаю, что выбранная технология успешно помогла решить задачи    и достигнуть цели  урока.    

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Урок по предмету окружающий мир проведён в 4 – Б классе  

МОУ Кодинская средняя общеобразовательная школа № 4 Кежемского района Красноярского края.

Учитель: Хорошун Виктория Анатольевна.

Программа: Школа России.

УМК: «Окружающий мир»,А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва, «Просвещение», 2011г.

 Место урока: седьмой урок в теме «Страницы истории Отечества».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приём: «Зигзаг -2»

Тема: Куликовская битва.

Цели: 1) образовательная:

             - познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой;

           2)развивающая:

             - развивать умение  извлекать информацию из текста и фильма;

            - развивать коммуникационные навыки детей через организацию парной и групповой работы;

           3)воспитательная:

            - через содержание урока формировать чувство патриотизма и любви к Родине.

 Формируемые УУД:

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.

время

Содержание деятельности. Этапы урока.

Предполагаемые результаты.

Организационные формы

Методы

Действия учителя

Действия ученика

1-2 мин

Организация начала урока.

Готовность класса и оборудования;

Положительный эмоциональный настрой учащихся

Общеклассная

словесный

Учитель приветствует детей, приглашает в путешествие по страничкам истории.

Дети сигналом показывают свою готовность к путешествию по страницам истории Отечества.

4мин

 Определение проблемы, выявление области знаний и незнаний.

Учащиеся будут с мотивированы на познавательную деятельность (стадия вызова).  

Будет выявлена область знания и незнания по теме.

Фронтальная

индивидуальная

Словесный практический

Учитель сообщил о письме от сотрудника лаборатории и просит помочь детей соединить даты и события.

Дети выходят по одному к доске и соединяют линиями даты и события.

Среди дат выявлена одна дата, которая неизвестна детям.

4-5 мин

Организация этапа целеполагания.

Учащиеся сформулируют цели и задачи урока.

Фронтальная

парная

Словесный

практический

Учитель предлагает детям задать вопросы, ответы на которые им интересно было бы узнать. Записывает на доске.

Работа с «Бортовыми журналами»

Дети формулируют вопросы.

Учащиеся заполняют левую сторону «бортовых журналов».

Ставят цель и определяют задачи на урок.

2мин.

Динамическая пауза.

Дети    отдохнут и восстановят свои силы.

Фронтальная,

индивидуальная

Словесные

практические

Учитель предлагает провести физкультминутку подготовленному ученику.

Один ученик демонстрирует движения и повторяет слова физкультминутки, класс выполняет.

20 мин

Организация усвоения  новых знаний.

Просмотрев фильмы и поработав с текстом, учащиеся подготовят краткие сообщения по теме «Куликовская битва».

Групповая

Исследовательский

наглядный

Учащимся предлагается распределить вопросы к изучению, взяв карточки.

Учитель предлагает учащимся просмотреть фильмы и поработать с текстом и подготовиться к выступлению .

Учитель организует работу в группах экспертов.

Учитель организует работу в первоначальных группах.

Учащиеся знакомятся с заданиями на карточках, просматривают фильмы, работают с текстом.

Дети объединяются в группы по цвету карточек     и обсуждают ответы, возвращаются в свои первоначальные группы и докладывают в порядке очерёдности номеров на карточках.

8 – 10 мин.

Организация проверки усвоенных  знаний.

Дети проверяют усвоенные знания, разгадывая кроссворд.

групповая

практические

Учитель предлагает учащимся проверить свои знания, поработать в паре и разгадать кроссворд.

Выполнить проверку  и оценить работу.

Учащиеся разгадывают кроссворд. Проверяют, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.

1 -2 мин

Организация рефлексивной деятельности.

Дети оценивают урок на уровне эмоционального восприятия.

фронтальная

словесные

Учитель просит поднять руку тех учащихся, кто приобрёл на уроке новые знания, а затем – тех, кому понравился урок.

Дети выполняют просьбу учителя, показывая своё отношение к уроку.



Предварительный просмотр:

Мы думали, что…

  1. Князь русский
  2. Монах Троицкого монастыря
  3. Русский богатырь

  1. Бирка на одежде
  2. Грамота хана
  3. Указ князя

  1. Конный воин
  2. Гусляр
  3. Сборщик дани

  1. Кулачный бой
  2. Название города
  3. Куликовская битва

А оказалось что…

  1. Князь русский
  2. Монах Троицкого монастыря
  3. Русский богатырь

  1. Бирка на одежде
  1. Грамота хана
  2. Указ князя

  1. Конный воин
  2. Гусляр

3.   Сборщик дани

                1.  Кулачный бой

2.  Название города

3.  Куликовская битва



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Вопросы для изучения:

Карточка 1.

- Кто был князем Москвы?

 - Почему хан Мамай разгневался на Русь?  

- Как выплачивал дань князь Дмитрий Иванович?

- Почему князь Тверской, получивший ярлык от хана Мамая на великое княжение, не сумел им воспользоваться?

- Что произошло на реке Воже?

Карточка 2.

- В каких отношениях находились Российские княжества в 13-14 веках?

- Какое мудрое решение принимает князь московский Дмитрий Иванович?

- Какие княжества оказали помощь московскому князю и отправили сои войска?

Карточка 3.

- Расскажите о том, каким было вооружение воинов 14 века.

- Какие виды оружия применялись?

- Как воины защищали тело от ударов и ранений?

Карточка 4.

- Где состоялась Куликовская битва?

- Когда она состоялась?

- Кто благословил князя московского на битву?

- Какое событие воодушевило воинов в бой?

Карточка 5.

- Кто побеждал в битве сначала?

- Какой военный приём использовал князь Дмитрий, чтобы переломить ход битвы?

- Кто стал победителем этого сражения?

Карточка 6.

- Какими были потери русских в Куликовской битве?

- Почему русские люди не только печалились по погибшим, но и испытывали огромное чувство радости?

- От кого народ стал ожидать защиты после событий Куликовской битвы?

- Что показала русским людям  победа в битве с Мамаем?



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Кроссворд

 «Куликовская битва – 1380 год» 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

По вертикали:

1.  Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем.

2.  Московский князь, дед князя, разбившего войско ордынцев 8 сентября 1380 года.

3.  Город, князь которого организовал отпор ордынцам.

4.  Прозвание князя-победителя в Куликовской битве.

5.  Приток Дона близ места Куликовской битвы.

7.  Военноначальник ордынцев.

8. Русский ратник, противник Челубея.

По горизонтали: 

6.   Поле битвы 8 сентября 1380 года.

9.   Основатель Троицкого монастыря.

10. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве.

11. Один из богатырей,  посланных на помощь основателем Троицкого монастыря.



Предварительный просмотр:

     Текст для учащихся.                                                                                                     Приложение 4.

     Со времени нашествия хана Батыя прошло более ста лет. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. При нём Московское княжество ещё больше укрепилось и возвысилось над другими.  

     Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя её слабость, московский князь Дмитрий перестал считаться с волей хана и посылал ему всё меньше и меньше дани.  Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Краткая предыстория Куликовской битвы такова: отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться  еще в 1371 году, когда последний дал ярлык (грамота татарского хана) на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во Владимир. А спустя несколько лет, 11 августа 1378 года войска Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы (титул   знати в Орде, как российский князь) Бегича в битве на реке Воже. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство. Мамай пришёл в ярость. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону Москвы.    

     В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов.              

      Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. больше всего употреблялись кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетённых мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись ещё дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата  с нашитыми на них маленькими железными или медными  дощечками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов  к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы. Они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне, пристёгнутым к поясу, а слева -  лук  в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьём и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

    Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии  всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

  Численность русских войск перед Куликовской битвой оценивается от 40 до 70 тысяч человек, монголо-татарских – 100-150 тысяч человек. Большую помощь москвичам оказали Псков, Переяславль-Залесский, Новгород, Брянск, Смоленск и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.           

   И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того  врага.  Он сам выбрал место для решающей битвы там, где река Непрядва впадает в Дон и  переправил войско через Дон. После   переправы   русских   войск   через   реку Дмитрий Иванович  приказал сжечь мосты.

    Настало утро  8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.    

Битва состоялась на южном берегу Дона, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. После нескольких стычек передовых отрядов  из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей, потрясая копьём, он громовым голосом вызвал на поединок  (Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не  что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.)

 любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой.  Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

    Ничейный исход поединка воодушевил  русское войско  на битву. Русские полки шли в бой под красным знаменем с золотым изображением Иисуса Христа.

    Кратко говоря, Куликовская битва закончилась победой русских войск во многом благодаря военной хитрости: в расположенной рядом с полем боя дубраве спрятался засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Мамай основные усилия сосредоточил на левом фланге, русские несли потери, отступали и, казалось, что победа близка. Но в это самое время в Куликовскую битву вступил засадный полк и ударил в тыл ничего не подозревающим монголо-татарам. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту. Этот маневр оказался решающим: войска хана Золотой Орды были разгромлены и обратились в бегство.  

   Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красными.

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

   Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.  

     В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко.

    Потери русских сил в Куликовской битве составили порядка 20 тысяч человек, войска Мамая погибли почти полностью. Сам князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.

      С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

     Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды.

     Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси? Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани Золотой Орде,   размер которой был уменьшен благодаря Куликовской битве. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к её диким завоевателям. Со времён Батыева погрома Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А  великие московские князья покрылись ореолом славы. На Москву устремились взоры со всех концов русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монголо-татарского ига, а внук Ивана III  Иван Грозный завоевал три татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения (УМК «Школа России»)

Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула»   Работа над составлением плана пересказа произведенияЦели урока:1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »2. Фор...

Методическая разработка урока литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс. ТЕМА: М.М. ПРИШВИН «ВЫСКОЧКА» ХАРАКТЕР ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ЕГО ПОСТУПОК

Цель: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, и...

Методическая разработка урока. Окружающий мир 3 класс. УМК "Школа России". Тема "Разнообразие веществ".

Урок относится к проблемно - развивающему типу. При изучении темы на уроке используется электронное приложение (ЭП) к учебнику  А.А. Плешакова "Окружающий мир 3 класс часть 1"....