Методическая разработка урока. Окружающий мир 3 класс. УМК "Школа России". Тема "Разнообразие веществ".
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Алешкова Светлана Викторовна

Урок относится к проблемно - развивающему типу. 

При изучении темы на уроке используется электронное приложение (ЭП) к учебнику  А.А. Плешакова "Окружающий мир 3 класс часть 1". 

На уроке применяются групповая, индивидуальная, частично-поисковая,фронтальная формы работы.

В соответствии с технологией проблемного диалога на этапе актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии,учащиеся с помощью учителя определили цель своей деятельности, планировали работу по её осуществлению,На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке,с использованием технолгии оценивания учебных успехов , учащиеся  провели самооценку  результатов своей учебной деятельности, оценили итоги выполнения поставленной цели.

Урок имеет развивающую направленность, построен с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий,  технологии продуктивного чтения и проблемного диалога.

 

Скачать:

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

Тема: Разнообразие веществ

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: сформировать представления о разнообразии веществ в окружающем мире , расширить представления о наиболее распространённых в быту веществах (соль, сахар, крахмал)

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

Обучающие: создать условия для усвоения учащимися знаний о разнообразии веществ.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся:

общеучебных умений – работа с  текстом учебника, практическая работа, работа с таблицей, составление характеристик веществ;

интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выполнять практическую работу по заданию, делать выводы на основе , проведённого исследования. Развитие мотивации учения через интересные факты.

Воспитательные:  создать условия для формирования положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.

Программно-технические средства на уроке: мультимедийный проектор, ЭП к учебнику  «Окружающий мир 3 класс. Часть 1» А.А. Плешаков, рабочая  тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Часть  1», Электронное приложение (ЭП) к учебнику «Окружающий мир 3 класс»

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности  знаний об окружающем мире, как важнейшего компонента научной картины мира

 Метапредметные результаты:

  • понимать учебную задачу, стремиться её выполнить;
  • оценивать достижения на уроке;
  • использовать лабораторное оборудование;
  • фиксировать результаты исследования в рабочей тетради в виде таблицы;
  •  работать в группе, выполнять практическую работу;  описывать вещества  по плану, работать с учебником.

 умение  определять понятия, использовать  обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

  • Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
  • Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную, работать в группе, принимать и оценивать работу группы
  • Регулятивные УУД -   высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать, самоконтроль.

Предметные результаты:

  • характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала;
  • выполнять опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания;
  • различать соль, сахар, крахмал по характерным признакам.

Используемые технологии: групповые, ИКТ технология, технология продуктивного чтения.

Формы и методы работы на уроке: Основной дидактический метод: метод организации и самоорганизации учебной деятельности.

Частные методы и приемы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) учебной к деятельности.

Целью этапа  является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, воспринимают услышанную информацию.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Целью этапа является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Организует повторение изученного материала : тест на стр.10-11 «Тесты»;
  • Обращается с вопросом6 для чего нужны знания о телах, веществах и частицах, где их можно применить;
  • Помогает сформулировать учебную задачу урока.
  • Повторяют изученный материал, проводят самооценку своих достижений;
  • Высказывают собственные предположения, определяют личностный смысл изучения темы, фиксируют  затруднения;
  • Определяют учебную задачу урока в свободном высказывании, сравнивают её с учебником.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- фиксирование индивидуального затруднения;

- выполнение пробного действия

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам  знаний об окружающем мире познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

5 мин.

  • Демонстрирует видеоролик из ЭП, сообщает, что изучением веществ занимается наука химия, исследования химиков помогают не только в фармацевтике, медицине , промышленности, но и в повседневной жизни;
  • Создаёт проблемную ситуацию: расставляет на столе баночки для сыпучих продуктов, продолжает рассказ: «Вчера  я была в магазине  и купила продукты, разложила в эти контейнеры, но когда захотела испечь пирог, не смогла разобрать, какие из этих продуктов мне понадобятся. Как вы думаете, почему?»
  • Сообщает, что в контейнерах находятся: соль, сахар, крахмал, мука. Предлагает учащимся подумать, как можно различит эти вещества.
  • Спрашивает: на что можно опираться , чтобы различить вещества
  • Смотрят видеоролик;

  • Создаёт проблемную ситуацию;

  • Слушают рассказ учителя, рассматривают контейнеры, пробуют объяснить;

  • Предлагают способы решения проблемы, не прибегая к опытам;

  • Отвечают на вопрос учителя

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы;

- волевая саомрегуляция в ситуации затруднения

Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение

- постановка и формулирование проблемы;

- структурирование знаний;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию;

- учеб разных мнений, координирование разных позиций.

Личностные УУД

- осознание ценности  знаний об окружающем мире как важнейшем компоненте научной картины мира

4. Этап построения  проекта выхода из затруднения.

Целью этапа является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Для достижения целей урока мы делимся на 3 группы. Каждая группа получает задание:

Группа 1 – читает стр. 41-44 ученика, выполняет задания по части текста, относящейся к веществу соль. Характеризует  это вещество.  Проводит практическую работу, описанную в учебнике , заполняет таблицу 2 стр.26  в рабочей тетради..

Группа 2 –. читает стр. 41-44 ученика, выполняет задания по части текста, относящейся к веществу сахар. Характеризует  это вещество.  Проводит практическую работу, описанную в учебнике , заполняет таблицу зад. 2 стр.26 в рабочей тетради..

Группа 3 – читает стр. 41-44 ученика, выполняет задания по части текста, относящейся к веществу крахмал. Характеризует  это вещество.  Проводит практическую работу, описанную в учебнике , заполняет таблицу зад.2 стр. 26 в рабочей тетради..

Деление на группы.

  • Работают по плану в группах, используя карточку с алгоритмом работы, читают текст, отвечают на вопросы, характеризуют вещество по плану. Выполняют практическую работу. Заносят результаты в таблицу 4 рабочей тетради.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 -осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

-самоопределение, самосознание.

5. Этап реализации построенного проекта.

Целью этапа является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Возвращается к проблемной ситуации, описанной в начале урока. Предлагает обсудить, откорректировать способы определения веществ, предложенные в начале обсуждения. Напоминает, что пробовать на вкус можно только те вещества, которые тебе хорошо известны!

Работа и отчет групп

По окончании работы каждая группа выбирает 1- 2-х представителей, которые представляют работу всей группы. Они предлагают оптимальные способы различения веществ соль, сахар- по вкусу, крахмал с помощью йода.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- работать по плану, инструкции;

 -осуществлять самоконтроль;

- волевая саморегуляция в ситуации затруденния;

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей;

способов решения проблем поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

-самоопределение, самосознание

6. Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи.

Целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

4 мин

  • Спрашивает, какие из этих веществ можно использовать для приготовления пирога.
  • Возвращается к вопросу о том, зачем нужны вещества
  • Соотносят изученный материал и собственный опыт.

  • Делают выводы

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

Личностные УУД:

- осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

7. Этап самостоятельной работы.

Целью этапа является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Предлагает выполнить задание 1 стр.25  в рабочей тетради и заполнить кроссворд

Выполняют практическое задание на стр. 25 рабочей тетради.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы;

- контроль, коррекция, оценка;

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД:

- извлечение необходимой информации из текстов;

- использование знаково-символических средств;

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Коммуникативные УУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- использование критериев для обоснования своего суждения

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

  • Давайте обратимся к «Алгоритму самооценки», проанализируйте его, и дайте свою оценку деятельности на уроке .
  • Как вы поступите с информацией, полученной на уроке? Считаете ли вы её нужной и полезной? Где она может вам пригодиться? Оценка полученных на уроке знаний – приём «Чемодан, мясорубка, корзина»

Работают с « Алгоритмом», анализируют свою работу на уроке.

  • Выполняют рефлексию, несколько человек объясняют свою позицию.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- рефлексия способов и условий действия;

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию.

Личностные УУД:

- самооценка на основе критерия успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...

Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков

I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....

Методическая разработка урока окружающего мира "Мы - граждане России"

Материал  урока  представлен  в  форме  игры  путешествия  по  "Королевству права и порядка", в ходе которого  учащиеся  знакомятся  с  осно...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Россия на географической карте"

Данную разработку можно использовать при подготовке  к уроку окружающего мира по теме "Россия на географической карте"....

Методическая разработка урока окружающего мира на тему "Россия вступает в ХХ век"

Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Россия вступает в  XX век» (4-й класс, УМК «Школа России» Тема: Россия вступает в ХХ векТип:  Урок усвоен...