Методическая разработка урока Окружающий мир.Тема: "Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Захарчук Наталья Викторовна

Тема "Леса России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Леса России29.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                               СОГЛАСОВАНО:                          УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ШМО                            Зам. директора по УВР                   Директор МОУ «Средняя

учителей начальной школы               __________Стадник Т.В.               общеобразовательная

Руководитель   ШМО                                                                                    школа № 2» г. Истра

_______Салычева Л.В..                  « ___» _________2019 г.                 ____________Власов И.И.

«____» _________2019 г.                                                                             « ____» __________2019 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Истра

Методическая разработка

Окружающий мир

«Леса России»

 

Составила:

 Захарчук Н. В.,

учитель начальных классов

2019г.

Тема:  Леса России

Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Формируемые УУД: познавательные - умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; коммуникативные - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные -действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные - положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, кроссворд, атлас-определитель, гербарий, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Графический диктант

В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет — знак «—» (нет).

№п/п

Утверждение

Знак согласия / несогласия

1

Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей

+

2

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето

+

3

В тундре зимой только полярная ночь, а летом — только полярный день

4

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения

5

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя

+

6

Растения тундры высоко тянутся к солнцу

-

7

Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища

8

Дикие северные олени обычно живут стадами

+

9

В тундре добывают нефть и природный газ

+

10

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек

+

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня мы продолжаем наше путешествие, и я вас приглашаю в следующую природную зону. Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать и узнаете, о какой природной зоне мы будем сегодня говорить.

Дом со всех сторон открыт,                             Кто, как только жарко станет,

 он резною крышей крыт.                                 Шубу на плечи натянет,

 Заходи в зеленый дом –                                   А настанет холод злой –

 Чудеса увидишь в нем! (Лес)                          Скинет с плеч ее долой? (Лес)

—  Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (в лесную зону.)

—  Тема урока: «Леса России». Как вы думаете, что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

Да, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов.

Какие задачи мы можем перед собой поставить?

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

—  Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? (Примерный ответ. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной природной зоне три части: самая большая часть — тайга, она обозначена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса — тоже зеленым, но светлее, и еще одна часть — широколиственные леса — светло-зеленым.)

—  Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

—  А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

VI. Физкультминутка

2. Работа в группах

—  На с. 96—100

1. Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

Тайга — это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — хвойные. У хвойных деревьев листья — хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.                                              

В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария или слайдов). У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна — хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).

Лиственница - единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки (показ шишки и ее семян).

На с -100-101

1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2. Природные условия в этих лесах.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах?

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария или слайдов). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре: она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающая семенами (показ рисунка). Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (показ рисунка). Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (показ рисунка).

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария или слайдов). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плоды — желуди (показ желудей). Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы — темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком (показ плодов липы). Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды - крылатые орешки округлой формы (показ плодов вяза).

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех—пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).

Фронтальная работа

1. Животный мир тайги.

2. Краткие рассказы о животных и птицах.

3. Цепь питания, характерная для тайги (модель).

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок или слайдов). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка — таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Белка-летяга — родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками. Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось — лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах — кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Цепи питания, характерные для леса:

  1. растения -заяц-беляк - рысь
  2. растения — мышь-полевка —соболь
  3. орехи – бурундук – рысь
  4. растения – лось – медведь
  5. белка – куница – рысь
  6. дуб – кабан – волк
  7. черви – пеночка – ястреб
  8. мышь – енот – лиса
  9. жук-усач  - дятел – ястреб

VII. Работа по новой теме

1. Выполнение заданий

– Какие леса характерны для северной части лесной зоны? (Хвойные)
– Укажи хвойные растения
(учащиеся на листах выписывают хвойные растения, а затем проверяют себя): пихта, клен, кедровая сосна, лиственница, липа, ель, сосна, дуб.
– Кто распространяет плоды дуба?
(Сойка)
– Что нам дает лес?
 (Место для отдыха, древесину, ягоды, грибы, лекарственные растения, чистый воздух)

2. Кроссворд

-  Разгадайте кроссворд. Если вы узнаете названия растений, то в выделенных клетках прочтете название еще одного дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.

1. Хвойное дерево - новогодняя гостья. (Ель.) 2. Лиственное дерево-медонос. (Липа.) 3. Хвойное дерево, которое называют деревом здоровья. (Сосна.) 4. Хвойное дерево с мягкой плоской хвоей. (Пихта.) 5. Лиственное дерево или кустарник с гибкими ветвями, растет по берегам рек, называют «плакучая». (Ива.) 6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору. (Береза.) 7. Листья этого дерева состоят из пяти лопастей, похожих на раскрытую ладошку, из древесины изготовляют музыкальные инструменты. (Клен.) 8. Лиственное дерево-пионер, первым заселяет свободные открытые пространства. (Ясень.) 9. Листвен

11

4

7

8

9

10

3

1

2

5

6

ное дерево, имеет плоды красного цвета, которые висят целыми гроздьями, ими питаются дрозды, снегири зимой. (Рябина.) 10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растет в скверах, парках. (Акация.) 11. Лиственное дерево, соцветия (сережки) которого распускаются весной раньше, чем листья, а осенью его листья-вплоть до опадания остаются зелеными. (Ольха.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: лиственница.)

3. Работа с CD

(Просмотр видео)

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 101 учебника.)

—  Выполнили ли мы задачи?

IX. Рефлексия

—  Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

—  Где могут пригодиться в жизни новые знания?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

—  Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

 Прочитать текст на с. 95—102 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков

I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....

Методическая разработка урока окружающего мира "Мы - граждане России"

Материал  урока  представлен  в  форме  игры  путешествия  по  "Королевству права и порядка", в ходе которого  учащиеся  знакомятся  с  осно...

Поурочная разработка по окружающему миру, тема: " Леса России"

Тема:                    "Леса России»".Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознако...

Методическая разработка урока "Окружающий мир". 4 класс. УМК Школа России. Тема: Куликовская битва.

Методическая разработка урока "Окружающий мир". 4 класс. УМК Школа России. Тема: Куликовская битва. Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии "Развитие критического мышлен...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Россия на географической карте"

Данную разработку можно использовать при подготовке  к уроку окружающего мира по теме "Россия на географической карте"....

Методическая разработка урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс УМК "Школа России"

Тема: «Кто такие насекомые».       Тип урока: Урок введения новых знанийЦель урока:  научить отличать насекомых от других животных по основному  признаку.Задачи...

Методическая разработка урока окружающего мира на тему "Россия вступает в ХХ век"

Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Россия вступает в  XX век» (4-й класс, УМК «Школа России» Тема: Россия вступает в ХХ векТип:  Урок усвоен...