рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Третьякова Лариса Фёдоровна

рабочая программа по окружающему миру для 3 класса , в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapisk5mir_3klass.docx79.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алтайская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/____________/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ

_____________/______________/

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ

_____________/______________/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                                                            по окружающему миру

для 3 класса

(Базового уровня. ФГОС )

на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе: Программы

Составитель программы: Третьякова Л.Ф.,

для образовательных учреждений                                                                                                                                                учитель  первой    

        

Москва «Просвещение» 2013, «Школа России»                                                                                                             квалификационной категории

Алтай 2014

                                             

                                                                                          Пояснительная записка 

  


Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе
требований ФГОС начального общего образования ,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А,А.Плешакова, в соответствии с учебным планом МБОУ Алтайская СОШ.

. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.  
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит
проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане:

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов (34 учебных недели)

Ценностные ориентиры содержания курса :

 Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно — и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса:

 Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 Предметные:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание курса:

 Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Общее представление о строении тела человека.

 Человек и общество
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дрена, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласим, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстники ми, культура поведения в школе и других общественных местах.Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствии хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру 1 — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.Правила безопасной жизни.
Правила безопасной жизни Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режимедня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Учебно-тематический план:

 Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия:Что нас окружает?

 Эта удивительная природа (20 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

 Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение
и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы:Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

 Наша безопасность (6 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия:Дорожные знаки в окрестностях школы.

 Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXIвеке.
Практические работы:Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

 Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
 

                               Календарно-тематическое планирование

п/п

Темы

Тема урока

                                        Элементы содержания

 

                                                                                                               Дата

1 четверть (18ч.)

Как устроен мир (7 ч)

1.

1.

Разнообразие природы.

Разграничение понятий «живая природа» - «неживая природа», их характерные признаки; работа со схемами; наблюдение над многообразием природы; обучение классификации; способы познания окружающего мира

2.

2.

 Значение природы для людей. Экскурсия.

Природа как важнейшее средство жизни человека; организация наблюдение в ходе экскурсии  

3.

3.

Человек – разумное существо.

Человек – часть природы; внутренний мир человека; влияние внешних раздражителей на внутренний мир (музыка, живопись и др.), постановка эксперимента

4.

4.

Общество. Государство.

Человек – часть общества; работа над понятиями «народ», «государством»; семья как ячейка государства (работа с фотографиями); символы государства; характеристика государства Россия

5.

5.

Мир глазами эколога.

Установление и наблюдение   взаимосвязей в природе; работа над понятиями «окружающая среда», «экологические связи»; создание эмоционального настроя на следующий урок

С.22-26

С.8-9

Словарь:

Окруж.среда

Экология

1).Р.Т., с.9 №3;

2).Р.Т., с.10 №4, доп.книги по экологии

18.09.12

6.

6.

Природа в опасности. Охрана природы.

Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу; организация учебного диалога; разработка проектов «Спасение царства Природы»

7.

7.

Обобщение и систематизация изученного материала. Пр.

Обобщение знаний; работа со схемами; тест «Природа в опасности»;

Р.Т., с.13 №2

25.09.12

Эта удивительная природа (20 ч)

8.

1.

Тела, вещества, частицы.

Разнообразие веществ в окр.мире; работа над разграничением понятий «тело», «вещество», «частица»; постановка опыта

С.34-37

С.14-15

Словарь:

Тело

Вещество

Частица

С.34-35, Р.Т., с.15

27.09.12

9.

2.

Разнообразие веществ. Пр.р. Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Практическое знакомство с некоторыми веществами их свойствами (табл. Р.Т.); обнаружение крахмала в продуктах с помощью йода

С.39-43

С.14-16

Словарь:

Химия

Крахмал

Кислота

Р.Т., с.17 №3

2.10.12

10.

3.

Воздух и его охрана.

Особенности газообразного состояния; состав    воздуха; организация опытов по изучению свойств воздуха; продолжение работы над проектами «Спасение царства Природы»

С.44-48

С.18-20

Словарь:

Кислород

Р.Т., с.19 №3-5

4.10.12

11.

4.

Вода и жизнь. Свойства воды. Пр.р. Очистка воды с помощью фильтра.

Вода как главное условие существования жизни на Земле;   изучение свойств воды при помощи опытов

С.49-52

С.20-23

С.51, в.1, Р.Т., с.21 №2

9.10.12

12.

5.

Превращения и круговорот воды. Вода- путешественница

Три состояния воды; демонстрация опыта «Преобразование воды»; работа с таблицей

С.53-56

С.23-25

Словарь:

Состояния

Испарение

Круговорот воды

С.53-55, пересказ;

Р.Т., с.24 №4

11.10.12

13.

6.

Берегите воду! Тест.

Организация  учебного диалога по проблеме охраны и экономии воды; продолжение работы над проектом «Спасение царства Природы»; контроль знаний по изученному разделу  

С.57-61

С.25-26

Р.Т., с.25 №1, аппликация

 

16.10.12

14.

7.

Как разрушаются камни.

Постановка опыта «Расширение твёрдых тел при нагревании»; составление опорных схем на основе   текста учебника

С.62-64

С.26-27

С.64, з.№1; Р.Т., с.27 №2

18.10.12

15.

8.

Что такое почва.

Работа с таблицей «Почвенное обнажение»; постановка опытов с целью выявления свойств почвы; работа над понятием «плодородие»

С.65-70

С.27-28

Словарь:

Плодородие

С.65-70, в.1-4

23.10.12

16.

9.

Разнообразие растений.

Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений; выяснение их представительства в нашей области

С.71-75

С.29-31

Словарь:

Ботаника

С.72, пересказ;

1).Р.Т., с.31 №7

2).Р.Т., с.31 №8

25.10.12

17.

10.

Солнце, растения и мы с вами.

Работа с опорными схемами; выяснение взаимосвязи: солнце-растение-человек

С. 76-79

С.32-34

1). Р.Т., с.32 №1;

2). С.79, з.2, придумать рассказ

30.10.12

18.

11.

Размножение и развитие растений. Пр.р. Приспособленность плодов и семян к распространению.

В ходе организации учебного диалога выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений

С.80-83

С.34-36

Словарь:

Опыление

Р.Т., с.36 №4, 7

1.11.12

2 четверть (14ч.)

19.

12.

Охрана растений.

Работа с Красной книгой Курской области; презентация «Растения – врачи»; викторина «Лекарственные растения»; работа над проектом «Спасение царства Природы»

С.84-88

С.37-39

1).С.87, в.1-4;

2). С.87, з.2

3). Р.Т., с.39 №7;

13.11.12

20.

13.

Разнообразие животных.

Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями

С.89-95

С.40-43

Словарь:

Зоология

Земновод-ные

Пресмыкаю-щиеся

Млекопита-ющие

Р.Т.,с.40-41, подготовить рассказ

15.11.12

21.

14.

Кто что ест?

Игра «Каждому своё»; классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания

С.96-99

С.43-46

1).Р.Т., с.45 №4

2).Р.Т., с.45 №5

3).Р.Т., с.46 №6

20.11.12

22.

15.

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

Работа с опорными схемами и таблицами;  построение сети питания и модели экологической пирамиды

С.100-104

С.47

Словарь:

Сеть питания,

Экологичес-кая пирамида

С.100-103, построить пирамиду для елового леса

22.11.12

23.

16.

Размножение и развитие животных.

Работа со схемами развития животных; самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы; игровой приём «Путаница»

С.105-111

С.48-50

Словарь:

Личинка

Куколка

Малёк

Головастик

С.110, з.1-2, Р.Т., с.50 №5

27.11.12

24.

17.

Охрана животных.

Организация заседания Друзей природы (проблемы, причины и условия охраны); работа с Красной книгой Курской области; работа над проектом «Спасение царства Природы»

С.112-117

С.51-54

1).С.116, з.3;

2).Р.Т., с.52-53 №3,6;

3).С.54 №7

29.11.12

25.

18.

В царстве грибов.

Работа с текстом учебника: строение гриба, особенности жизни, значение; классификация грибов; правила сбора

С.118-123

С. 54-55

Словарь:

Грибница

С.118-119, пересказ

4.12.12

26.

19.

Великий круговорот жизни.

Работа со схемой; составление рассказа на основе изученного материала.

С.124-125

С.56

С.126, з.2; Р.Т., с.56 №2

6.12.12

27.

20.

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Тест

обобщение изученного материала;проверочная работа

С.125-126

11.12.12

Мы и наше здоровье (8 ч)

28.

1.

Организм человека. Пр.р. Измерение физических параметров организма.

Работа с таблицей и  сборным макетом «Организм человека»; знакомство с понятием «система органов»; измерение роста, веса, температуры человека; обсуждение понятия «здоровье»

С.128-131

С.57-58

Словарь:

Система органов

Анатомия 

С.128-130, пересказ, з.2

13.12.12

29.

2.

Органы чувств.

Обогащение чувственного опыта за счёт расширения знаний о мире и его восприятии; демонстрация возможностей органов чувств

С.132-135

С.58-59

Словарь:

Обоняние

Осязание

С.135, в.1-3

18.12.12

30.

3.

Надёжная защита организма. Пр.р. Знакомство с внешним строением кожи. Первая помощь при поражениях кожи.

Путём наблюдения установить свойства  кожи; обучение обобщению наблюдений, возможности делать выводы;  практическая работа по оказанию первой помощи при повреждении кожи

С.136-139

С.59-60

Р.Т., с.60 №2, 3

20.12.12

31.

4.

Опора тела и движение.

Работа с макетом «Скелет человека», с таблицей «Мышцы тела»; обсуждение правильной осанки и её значении в сохранении здоровья; упражнения, укрепляющие осанку

С.140-143

С.60-61

Словарь:

Осанка

Скелет

Мышцы

Опорно-

Двигательная система

С.140-142, пересказ; подобрать комплекс упражнений

25.12.12

32.

5.

Наше питание. Пр.р. Изучение содержания в продуктах питательных веществ (по информации на упаковке).

Работа с таблицей «Пищеварительная система»; роль органов в процессе усвоения пищи; значение белков, жиров и углеводов в функционировании организма; работа с этикетками от продуктов с целью изучения состава продуктов

С.144-147

С.61-63

Словарь:

Белки

Жиры

Углеводы

Пищеварит.система

Р.Т., с.63 №4,5

27.12.12

3 четверть (21 ч.)

33.

6.

Дыхание и кровообращение. Пр.р. Подсчёт ударов пульса.

Работа с таблицами, опорными схемами; подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физ.нагрузки, выводы; обсуждение вреда курения, рассматривание рентгенограммы здоровых лёгких и больных

С.148-150

С.64-65

Р.Т., с.64 №3

10.01.13

34.

7.

Предупреждение болезней. Закаливание.  

Обсуждение проблемы урока; работа над составлением рассказа по теме урока; изготовление знаков- «закаляек»

С.151-153

С.65-66

Словарик:

Инфекц.

болезни

Аллергия

Закаливание

С.153, в.1-4

15.01.13

35.

8.

 Здоровый образ жизни. Обобщение и систематизация знаний.

Обсуждение условий здорового образа жизни; игра «Зажги светофор здоровья»; (групповая работа)

С.154-157

С.66-67

Мини-сочинение на тему: «Буду я здоровым!»

17.01.13

Наша безопасность (8 ч)

36.

1.

Огонь, вода и газ.

Обсуждение опасностей и их причин; работа по таблицам; приём театрализации ( с игрушечными телефонами); работа со схемой эвакуации из класса (школы); составление знаков безопасности

С.4-7

С.3-5

Словарь:

Диспетчер

Р.Т., с.4, схема эвакуации

22.01.13

37.

2.

Чтобы путь был счастливым

Работа с учебником; дополнение сведений из др.источников; обучение рецензированию ответов товарищей; работа с мини-тестами

С.8-13

С.5-8

С. 12, в.1-3,

Р.Т., с.8 №5

24.01.13

38.

3.

Дорожные знаки.

Классификация знаков; формирование умения читать знаки.

С.14-17

С.8-11

Р.Т., с.10-11, №2,4

29.01.13

39.

4

Экскурсия. Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Обнаружение знаков различных категорий в окрестностях школы

31.01.13

40.

5.

Опасные места.

Знакомство с преподавателем ОБЖ (урок двух педагогов); групповая работа, обмен мнениями; создание знаков безопасности

С.18-22

С.12-13

1).С.18-21, пересказ;

2).С.22, з.3, схема

5.02.13

41.

6.

О молниях, змеях, собаках и прочим

Организация групповой работы; работа с текстом учебника, справочной литературой, энциклопедией; обобщение и выводы по теме урока, тестовая работа

С.23-28

С.14-17

Р.Т., с.14 №2

7.02.13

42.

7.

Экологическая безопасность. Пр.р. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Работа над понятиями «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»; составление схемы-аппликации; назначение и устройство бытового фильтра, очистка воды

С.29-34

С.17-20

Р.Т., с.19-20

12.02.13

43.

8.

Обобщение изученного материала.

Обучение применению знаний в новой ситуации; обсуждение экологических рассказов; решение экологических задач; творческие задания

С.29-34

С.17-20

Словарь: Эколог

Прогноз

1).Р.Т., с.15 №5;

2).подготовить рассказ на тему: «Экологический прогноз»

14.02.13

Чему учит экономика (12 ч)

44.

1.

Для чего нужна экономика.

Знакомство с понятием «экономика»; составление таблицы потребностей человека; заочное путешествие в гипермаркет; знакомство с представителями разных профессий

С.36-39

С.21-24

Словарь:

Экономика

Потреб-ности

Товары

Услуги

1). С.39, з.2;

2).Р.Т., с.23

19.02.13

45.

2.

Три кита экономики.

Работа над понятиями «капитал», «труд», их взаимосвязи с природными богатствами; постановка проблемных задач и пути их решения; Составление иллюстраций по теме

С.40-47

С.24-25

Словарь:

Капитал

Труд

Р.Т., с.25 №3,4

21.02.13

46.

3.

Полезные ископаемые. Пр.р. Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых.

Знакомство с видами полезных ископаемых; характеристика основных свойств на основе рассматривания, работа с таблицей; способы добычи (презентация)

С.48-52

С.25-29

Словарь:

Месторож-дение

Геолог

Р.Т., с.27 №4, с.29 №7

26.02.13

47.

4.

Растениеводство. Пр.р. Знакомство с культурными растениями. Составление устного описания рассмотренных растений.

Обсуждение значения растениеводства в жизни человека и государства; работа с гербариями; развитие монологической речи (составление устного описания)

С.53-59

С.29-31

Словарь:

Отрасль

Растение-водство

С.53,56-57, пересказ

28.02.13

48.

5.

Животноводство.

Знакомство с отраслями животноводства; работа на ферме; развитие в нашей области

С.32-33

Словарь:

Животно-водство

Р.Т., с.33

4.03.13

49.

6.

Промышленность. Виды промышленности.

Работа над классификацией видов промышленности; работа с опорными схемами; промышленность нашей области

С.64-67

С.34-37

1).С.67, з.2, 3;

2).Р.Т., с.36

6.03.13

50.

7.

Что такое деньги?

Беседа об истории возникновения денег; знакомство с понятиями «бартер», «купля-продажа», «цена».

С.68-69

С.38-39

Словарь:

Бартер

Деньги

зарплата

Р.Т., с.38 №2

12.03.13

51

8.

Что такое деньги?  

Ознакомление с денежными единицами разных стран; рассматривание монет, определение лицевой и оборотной сторон

С.70-71

14.03.13

52.

9.

Государственный бюджет.

Элементарное знакомство с  функционировании-ем гос.бюджета; игра «Сказочная страна» (составление бюджета)

С.73-76

С.39-41

Словарь:

Бюджет

Доходы

Расходы

Налог

1).С.76, в.1-5

2).Р.Т., с.40 №3, придумать задачу

19.03.13

53.

10.

Семейный бюджет.

Практическая работа по составлению семейного бюджета; работа с пословицами

С.77-80

С.41-42

Р.Т.,с.42 №3,4

21.03.13

4 четверть (14ч.)

54.

11.

Экономика и экология. Урок-сказка.

Материал изучается при помощи феи Экологии и гнома Эконома; решении проблемных задач; постановка опытов; поиск доказательств; завершение работы над проектом «Спасём царство Природы»

С.81-86

С.43-44

Р.Т., с.44 №4,

Доработать проекты

2.04.13

55.

12.

Обобщение и систематизация знаний. Защита проектов «Спасём царство Природы».

 Защита творческих проектов; организация дискуссии, обучение умению выдвигать доказательства и участвовать в споре с оппонентом

Повторить словарь

4.04.13

Путешествие по городам и странам (13 ч)

56.

1.

Золотое кольцо России. Урок - заочное путешествие.

Знакомство с понятием «Золотое кольцо России»; работа с физической картой; организация путешествия (актовый зал), гиды – подготовленные ребята

С.88-99

С.45-49

Р.Т., с.46 №2, с.49 №7

9.04.13

57.

2.

Золотое кольцо России. Закрепление изученного материала.

Закрепление и систематизация полученных знаний при помощи различных видов работы; лепка макета ворот из пластилина

С.88-99

С.45-49

Р.Т., с.48 №5, 6

11.04.13

58.

3.

Москва – столица России.

 Знакомство с   достопримечатель-ностями Москвы, организация коллективной игры - путешествия

Дополнительная информация о Москве, её знаменитостях и др.

16.04.13

59.

4.

Наши ближайшие соседи.

Знакомство с соседями нашей страны; работа с картой, соотнесение страны и её столицы; работа над понятиями «Европа» и «Азия»

С.100-107

С.50-54

Словарь:

Сухопутные

границы

Морские

границы

1).Р.Т., с.52 №3;

2).Р.Т., с.53 №5. доп.материал

18.04.13

60.

5.

Наши ближайшие соседи. Физическая и политическая карты. Пр.р. Показ на карте изучаемых объектов.

Закрепление знаний; знакомство с видами карт; работа по нахождению географических объектов на карте

С.100-109

С.50-54

Р.Т., с.54 №6, творческая работа

23.04.13

61.

6.

На севере Европы.

Знакомство со Скандинавскими странами, их особенностями, достопримечатель-ностями

С.110-119

С.55-59

Словарь:

Скандинав-ские страны

Гейзер

Фьорд

Р.Т., с.58 №6, 7

25.04.13

62.

7.

Что такое Бенилюкс?

Знакомство с Бельгией, Нидерландами, Люксембургом

С.120-126

С.60-62

Словарь:

Дамба

С.126, в.1-5

30.04.13

63.

8.

В центре Европы.

Знакомство с Германией, Австрией и Швейцарией (групповая работа); великие композиторы и художники европейских стран

С.127-133

С.63-67

Словарь:

Фиакр

Р.Т., с.65 №5, 6

2.05.13

64.

9.

Путешествие по Франции и Великобритании. Интегрированный урок.

Урок окр.мира и иностранного языка; великие композиторы и художники европейских стран

С.134-143

С.68-73

1).Р.Т., с.70-71;

2). Доп. сведения о людях искусства

7.05.13

65.

10.

На юге Европы. Итоговый тест.

Знакомство с Грецией и Италией, их архитектурным своеобразием

С.144-150

С.74-77

Р.Т., с.75-76 №3,5,6

9.05.13

66.

11.

По знаменитым местам мира.

Ознакомление с мировыми достопримечатель-ностями

С.151-155

С.78-80

1).Р.Т., с.80 №3;

2).Р.Т., с.80 №4

14.05.13

67.

12.

Европа. Обобщение изученного материала.  

Обобщение и систематизация материала при помощи организации различных видов работы; итоговая проверочная работа

16.05.13

68.

13.

Что мы узнали и чему научились за год?  Урок КВН

Обобщение и систематизация изученного материала

21.05.13

Материально-технические и информационно-методические условия оснащения                           образовательного процесса

                                                       Книгопечатная продукция

Учебник .Окружающий мир.3 класс.В 2- х частях

А.А.Плешаков.Москва.: «Просвещение»,2013г

Рабочая тетрадь.Окружающий мир.3 класс.В 2-х частях

А.А.Плешаков.Москва: «Просвещение»,2014г.

Атлас-определитель «От земли до неба»

А.А.Плешаков.Москва «Просвещение»,2012г.

Книга для уч-ся нач.кл. «Зелёные страницы»

А.А.Плешаков-Москва «Просвещение»,2012г.

Пособие для уч-ся . «Великан на поляне или Первые уроки экологической этики»

А.А.Плешаков-Москва  «Просвещение»,2012г.

Методическое пособие « Технологические карты уроков»

Издательство «Учитель»,Волгоград.2013г

Тесты. Окружающий мир.

А.А.Плешаков.Москва «Просвещение»2014г.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

экранно-звуковые пособия:

СД-Диски

Технические средства обучения:

Таблицы с изображением животных,ратений

экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

МФУ

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...