Рабочая программа курса «Отчий дом» – «Родной край» для учащихся 1-4 классов
рабочая программа по окружающему миру на тему

Рабочая программа курса

«Отчий дом» – «Родной край»

для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchiy_dom.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бунырёвская средняя общеобразовательная школа №14»

301353 Россия, Тульская область, с.Бунырёво, ул.Приокская, д..51

Тел.: 8(48753)77-123, 77-1-67

Рассмотрено и рекомендовано            Рассмотрено и принято                            Утверждаю

На заседании  ШМО                             на заседании педагогического                 Приказ от__________

Начальных классов                                 совета                                                         Директор МБОУ

Протокол от                                             Протокол от                                  «Бунырёвская СОШ №14»    

«___»_____ 2013г. №                              «___»_____ 2013г. №                      _________Арсеньева Н.Г.

Руководитель:_____

«___»_____2013г

Рабочая программа курса

«Отчий дом» – «Родной край».

для учащихся 1-4 классов

на 2013-2014 учебный год.

                                                                                                                                          Руководители кружков:

                                                                       Голикова Ирина Васильевна

                                                                                  Дайбова Валентина Петровна

                                                             Матускова Ольга Александровна    

                                                                                                                                           

                                                                                                                                         Согласовано

                                   Зам. директора по ВР

                                                                      _______Бережкова С.В.

с.Бунырево

  1.    Пояснительная записка.

                                           «К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
                                        который предстоит наполнить информацией,
                                       а как к факелу, который необходимо зажечь».

                                                                                                     В.А.Сухомлинский   

    План внеурочной деятельности для обучающихся первого, второго, третьего, четвёртого классов МБОУ «Бунырёвская СОШ №14» разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:

Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 г. № 2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

         Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

          Целью курсов «В здоровом теле – здоровый дух» - «Воспитай себя здоровым» является воспитание у обучающихся нравственного и эмоционально-ценностного позитивного отношения к своему здоровью, к физкультурно-оздоровительной деятельности, к окружающему миру; стремления к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству, самоопределению; привитие интереса к возможностям своего организма, к физической культуре и спорту, знакомство с национальными спортивными играми.

           Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

            Организация внеурочной деятельности обучающихся 1-4-х классов выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения.

             Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе.

            Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников.

       

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:

  • организационных (регулятивных),
  • интеллектуальных (познавательных),
  • оценочных (личностных),
  • коммуникативных.

Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
  • научиться применять полученные знания,
  • организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Проектная деятельность ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  «Перспектива», методику организации проектной деятельности младших школьников, методику организации проектной деятельности А.В. Горячева, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

  1. Цель и задачи курса «Отчий дом»

Целью курсов «Родной край»-«Отчий дом», является формирование у обучающихся ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому; уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, самосознания гражданина Российской Федерации, осознание единства прав и обязанностей гражданина России; бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своего края. Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Алексинского района Тульской области;

сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

        Задачи программы:

 

  • формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
  • формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование);

  • формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
  • развитие познавательные потребности и способности, креативность;
  • знакомство с природой и  историей своего края; историей своей семьи. Изучение прошлого и настоящего Алексинского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Активизация поисковой деятельности учащихся.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
  • Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

  1. Содержание программы

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой проектной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям.

Проект - это целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей.

Особенностью подхода к работе над проектами является  

двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.

 По завершении представляют готовые проекты.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Выбор темы.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов –энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио_ и видеозаписи, дискеты, ком_

пакт_диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки,

научные институты, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные

люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску.  Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

Выбор проектов.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Реализация проектов.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, устные журналы (аналоги телепередач). газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Презентация проекта.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений.

         Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

      Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные,  ролевые, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 3-4 человека) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

  1. Место «Проектной деятельности» в учебном плане

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Буныревская  СОШ №14»  на проектную деятельность в 1  классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа.

  1. Формы  организации учебного процесса.

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

  1. Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

  1. Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов 

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов 

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

VIII.    Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса « Я - исследователь»

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:                                                                                                                       — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                                  — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:                                                                                                        — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                                                                                       —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;                                                                                                                              — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;                                                                                                                           — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:                                                                                  - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

 - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

 - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

 - Умение находить несколько вариантов решения проблемы

 - Умение устанавливать причинно-следственные связи

 - Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 - Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 - Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

 - Умение выдвигать гипотезы

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:                                                                                                                                                           - Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;

 - Создавать рисунки в графическом редакторе;

 - Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;

- Использовать сканер, микрофон  и принтер для ввода и вывода информации.

  1. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        
  • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.        
  • С уроками окружающего мира

Х. Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Экспедиция.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Уроки.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Длительность изучения 34 часов в год.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей, в Алексинский краеведческий музей, пешие экскурсии по городу,селу;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • организация этнографических экспедиций по деревням Алексинского района;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экспедиции;
  • создание и оформление этнографического уголка в школе;

Прогнозируемые результаты: Программа “Родной край” проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы “Родной край”.

  • Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.
  • Участие в районных краеведческих конкурсах.
  • Проведение летней этнографической экспедиции.

 

Тематическое планирование  1 класс (33 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Дата

1

Что такое проект

0,5

Что такое проблема

0,5

2

Как мы познаём мир

1

3

Школа «почемучек»

1

4

Удивительный вопрос

0,5

Источники информации

0,5

5

Любимое число

1

6

Алфавит

1

7-8

Почему мы любим, встречать Новый год

Как встречали Новый год  в старину.

«Тайны новогоднего сундука.»

2

9-10

Игры наших дедушек и бабушек

2

11-12

Растения  нашего края

2

13-14

Животные нашего края

2

15-18

Сказки  Тульской губернии

3

19-20

Почему так называется моя улица

2

21-22

Я и моё имя

2

23-25

Моя родословная

3

26-27

Наши известные земляки

2

28-29

Почему так называется моя деревня

2

30-33

Экскурсии  «Природа вокруг  школы»; в АХКМ; к памятным местам  села Бунырево, Алексина.

3

1

Что мы узнали и чему научились за год.

1

1

Моя лучшая работа.

1

Второй ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”

Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

Краеведение- наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

3

2

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

3

3

Алексинская  земля.

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

4

4

Наша жемчужина.

Легенды и предания об Алексине. Сказки о Алексине. Памятник природы. Красная книга. Алексин в печати.

4

5

Топонимика нашего района

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Алексинского района.

3

6

Река, давшая жизнь нашему городу.

Река Ока. Ока в произведениях. Стихи о Оке. Современное состояние реки. Экология.

2

7

Наш дом родной.

Экскурсия по городу Алексину.

3

8

Откуда пошёл мой род.

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

2

9

Алексинская земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями. Встреча с поэтами современниками.

2

10

Я и мой город.

Мое село через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем.

3

11

От чистого истока

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.

2

12

Подводим итоги работы кружка за год.

Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

2

Третий ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”

Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны.

1

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории района, племена.

4

2

Здесь пыль веков.

Экскурсия в районный краеведческий музей.

2

3

О чём рассказали книги.

Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки. Работа с краеведческой литературой.

2

4

Первые русские поселения.

История появления на карте района первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями русских в нашем районе. Работа с архивным материалом.

3

5

Вся власть Советам!

Установление советской власти в нашем районе. Мероприятия Советской власти.

2

6

Столкновение различных политических сил.

Гражданская война на территории нашего района. Окончание гражданской войны.

2

7

У каждого своя судьба.

Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Репрессии 30-х.

2

8

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. История заводов. Работа с архивными источниками.

2

9

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков.

6

10

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

3

11

История моей страны в названиях улиц.

Названия улиц нашего края.

История в названиях улиц.

3

12

Подводим итоги работы кружка.

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

2

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД. ЛЮДИ ЗЕМЛИ ТУЛЬСКОЙ

Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.

1

Создатель великого

Демидов Никита Демидович Русский промышленник, основатель династии Демидовых.  Большую часть жизни провел в тульской Оружейной слободе. С 1701 года владел в городе собственным железоделательным предприятием.

2

2

Рассказ о великом .

Мосин Сергей Иванович Русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор (1900). В 1875-1894 годах жил в Туле, работал на Тульском Императорском оружейном заводе.

2

3

Народный писатель

Толстой Лев Николаевич

(28 августа (9 сентября) 1828 года - 7 (20) ноября 1910 года)

Граф, великий русский писатель. Неоднократно посещал Тулу в 1840-1900 годах. В 1849-1852 годах числился на службе в канцелярии дворянского собрания. В сентябре 1858 году принимал участие в съезде губернского дворянства. В феврале 1868 года был избран присяжным заседателем по Крапивенскому уезду, присутствовал на заседаниях Тульского окружного суда.

2

4

Человек своего времени.

Демидов Акинфий Никитич

(1678 год - 5 (16) августа 1745 года)

Русский промышленник из династии Демидовых, основатель горнозаводской промышленности на Алтае. Родился в Туле в 1678 году. Похоронен в фамильной усыпальнице Демидовых в Николо-Зарецкой церкви в Туле.

2

5

Будем знакомы, Музей!

Экскурсия в музей.

2

6

Летописец истории родного края.

Дмитрий Донской

(12 октября 1350 года - 19 мая 1389 года) Великий князь Московский (1359-1389) и Владимирский (1362-1389). 8 сентября 1380 года одержал победу над войском темника Мамая в битве на Куликовом поле

.

2

7

Им гордится наш район.

И́горь Я́ковлевич Сте́чкин (15 ноября 1922АлексинТульская область — 28 ноября 2001Тула) — советский и российский конструктор стрелкового оружия. Работал в Тульском ЦКИБ СОО.

2

8

Знаменитые князья

Князь Гео́ргий Евге́ньевич Львов (21 октября (2 ноября1861Дрезден — 7 марта 1925Париж) — русский общественный и политический деятель, после Февральской революции был председателем Совета Министров Российской империи и Временного правительства (фактически главой государства).

2

9

Математик 20 века

Серге́й Бори́сович Сте́чкин (6 сентября 1920Москва — 22 ноября 1995, Москва) — выдающийся советский и российский математик, доктор физико-математических наук (1958), профессор МГУ, основатель научной школы в теории функций.

2

10

Агроном земли Тульской

Болотов Андрей Тимофеевич

(7 (18) октября 1738 года - 4 (16) октября 1833 года)

Первый русский ученый-агроном, писатель-мемуарист. Родился в сельце Дворянинове (18) октября 1738 года. Жил в усадьбе в 1752-1755, 1762-1774, 1797-1803 и 1803-1833 годах.

2

11

Воевода Алексина

Василий IV Шуйский

(1552 год - 12 (22) сентября 1612 года)

Царь и Великий князь Московский и всея Руси (1606-1610). В 1596 году направлялся воеводой с полком правой руки «по крымским вестем» в Алексин.

2

13

Флигель-адъютант императора

Руднев Всеволод Федорович

(19 (31) августа 1855 года - 7 (20) июля 1913 года)

Командир крейсера «Варяг», герой Русско-японской войны 1904-1905 годов. Флигель-адъютант императора Николая II(1904), контр-адмирал русского флота (1905). В 1857-1864 годах жил с родителями в родовом имении Рудневых в сельце Яцком Веневского уезда Тульской губернии (ныне в составе городского округа «Город Новомосковск» Тульской области).

Читать биографию полностью

2

15

Добро создаваемое добрыми руками.

Экскурсия на мебельную фабрику села.

2

16

Гордое звание – учитель.

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки.

2

17

Люди в белых халатах.

Известные врачи нашего района. Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в районной больнице.

2

18

Подводим итоги работы кружка.

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

2

Литература для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс

Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...

Рабочая программа по предмету "Мой родной край " для 2 класса

Данный материал поможет в разработке рабочей программы по предмету "Мой родной край" для 2 класса...

Программа внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края» для учащихся 1-4 классов.

Программа  внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края»  для учащихся 1-4 классов.  рассчитана на 4 года обучения. Ее новизна заключается в объедине...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...