Конспект урока "Вода - условие жизни на Земле"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Скудина Валентина Анатольевна

 

Урок по теме «Вода– условие жизни на Земле» изучается в разделе «Земля — наш общий дом».

Тип урока – решение учебной задачи.

Цели урока сформулированы четко, конкретно, были реализованы в ходе урока. Содержание урока соответствовало программным требованиям.

Тема урока раскрыта полно и последовательно. Структура и содержание соответствуют указанным целям и задачам. Учебно-познавательный материал соответствует возрастным особенностям детей, на которых рассчитан данный урок. Учителем обоснованно выбраны методы, приёмы, средства и формы обучения. Чтобы пробудить интерес к уроку, учитель использует опыты, мультимедийную презентацию. Обеспечивая мотивацию деятельности учащихся, учитель обращается к их практическому опыту, к приобретенным ранее знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda-uslovie_zhizni_skudina_v.a.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Учебный предмет: Окружающий мир

Авторы учебника, тетрадей: «Окружающий мир»: 3  класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: 2ч. Ч 1/  Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. – 3е изд; дораб. – М.: «Вентана – Граф», 2013. – 160 с.: ил.

Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь  №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. - 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 48 с.: ил.

Тема урока: «Вода – условие жизни на Земле»

Цель урока в соответствии с ФГОС НОО: способствовать формированию общего представления о воде как жидком веществе, о свойствах воды; воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность обучающихся.

Планируемые результаты (предметные):

Учащиеся научатся: определять воду как жидкое вещество; основные свойства воды, ее значение для растений, животных, человека.

Учащиеся получат возможность научиться: определять свойства воды в результате опытов; устанавливать связь между деятельностью человека и состоянием природы.

УУД:

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Коммуникативные: принимать участие в работе группами, парами; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

        

Тип урока: решение учебной задачи.

Оборудование: «Окружающий мир»: 3  класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: 2ч. Ч 1/  Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. – 3е изд; дораб. – М.: «Вентана – Граф», 2013. – 160 с.: ил.

Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация. Для проведения опытов: стакан с водой, ложка, соль, измельченный мел, бумажный фильтр.

Методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ), иллюстративный (компьютер, памятки, карточки), проблемный (создание проблемной ситуации), исследовательский (проведение опытов). На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии Базарного.

Структура урока:

Этап урока

Требования к этапу

Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2)  Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Подготовка к работе на основном этапе.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

4) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

Усвоение новых знаний и способов действий

1) Организовать построение проекта выхода из затруднения:

Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Реализация построенного проекта

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

Самостоятельная работа

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Включение в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Рефлексия учебной деятельности

1) Фиксация нового содержания, изученного на уроке.

2) Рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Обсуждение и запись домашнего задания.

        


Ход урока:

Этап урока

Содержание работы на уроке

Формирование

УУД

Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите  свое настроение. Давайте постараемся вместе улучшить наше настроение к концу  урока.

Проверка домашнего задания.

-О чем мы говорили на прошлом уроке? (О воздухе как условии жизни на Земле)

- Из чего состоит воздух?

- Почему воздух необходим для жизни на земле?

- Какой газ нужен для дыхания?

- Какие свойства воздуха вы знаете?

- Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Регулятивные:

волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Подготовка к работе на основном этапе

По какому разделу мы сейчас работаем?

– «Условия жизни на Земле»

– Давайте вспомним, как всё устроено в природе?

– Нас окружают тела, созданные природой и сделанные руками человека.

– Из чего состоит тело?

– Тело состоит из вещества.

– Обо всех ли веществах, существующих в природе, мы уже поговорили?

Познавательные: 

умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование.

 

Усвоение новых знаний и способов действий

Определение темы и цели урока.

–А без еще не может жить человек, да и другие живые существа? Ответ на этот вопрос вы узнаете, отгадав загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без…(воды).

Ответы детей

- Это вещество -  вода.

Постановка учебной задачи

- Кто сможет сформулировать тему урока?

«Вода – условие жизни на Земле». (Слайд 2)

- Кто сможет сформулировать цель нашего урока?

- Возможна ли жизнь на нашей планете без воды?

На этот вопрос мы должны будем ответить в конце урока.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Реализация построенного проекта

Открытие учащимися нового знания

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одного цвета. Какого? (голубого) (Слайд 3)

- А как вы думаете, почему?

- Правильно. Моря, океаны, реки, озёра нашей планеты занимают в 2 раза больше места, чем суша. (Слайд 4)

-Назовите три главные и самые большие реки Белгородской области.  (Северский Донец, Оскол, Ворскла)

-На какой реке стоит город Белгород? (На Северском Донце)

-Какие водоемы находятся на территории нашего поселения? (три пруда, река Лопань)

Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, то все океаны, моря, реки и озёра разлились бы по его поверхности, а наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода повсюду. И в воздухе в виде облаков, и под землёй (родники). Вода входит в состав любого живого организма.

- А для чего ещё нужна вода? (для приготовления пищи, бытовых нужд; без неё не могут ни растения, ни животные, ни человек; это удобная дорога, место отдыха и многое другое)

- К сожалению, люди загрязняют реки и озера, не стараются беречь водные ресурсы. Сейчас немного о нашем местном пруде расскажет нам... (сообщение обучающегося «Много лет назад наш пруд был широким, а вода в нем прозрачной. В пруду водилось много рыбы, но рядом строился спиртовой завод. Человек стал спускать в речку отработанную воду с вредными веществами. Дно пруда перестали чистить. По берегам пруда человек вырубил кустарник. Пруд обмелел. Это привело к нарушению природного равновесия.»).

- Ребята, а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода просто необходима, потому что мы на 70 процентов состоим из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять. (Слайд 5)

- Вот она какая, вода! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил её свойства.

Работа в паре.

- Прочитайте самостоятельно в учебнике текст на странице 23 и обсудите с соседом по парте.

- Зачем человеку и всем живым организмам нужна вода?

- Что происходит с человеком, когда его организм не получает достаточного количества воды?

Учащиеся делают выводы.

- А теперь отгадайте загадку «Что умеет застывать, летать и бегать?» Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния. (Слайд 6)

Ответы детей.

-  Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое). .
- Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).
- А когда вода бежит?

Ответы детей. (Слайд 7)

-  Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.  Вода на Земле постоянно меняет своё состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Слайд 8)

Как же происходит круговорот воды в природе?

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа.

Каковы источники пресной воды на Земле?

– Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунки на странице 25 учебника. Поработайте в парах. Подготовьте рассказ-описание любого водоема (как называется, пресный или соленый, его обитатели.)

Рассказы детей.

Вывод:

-Так какие же существуют источники пресной воды на Земле?

Работа в тетради №1 (на печатной основе).

- Самостоятельно выполните задание №24 на странице 10.

Физкультминутка  (с применением офтальмотренажера).

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Работа в группах.

Для дальнейшей работы нам надо разделиться группы. Каждая группа выполняет опыт.

- Сейчас, выполнив следующие опыты, мы докажем присутствие воды вокруг нас.

Опыт №1 (первая группа)

Какова прозрачность воды?

- В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Опыт №2 (вторая группа)

Какого цвета вода?

- На столах у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите по очереди каждую полоску к стакану с водой и сравните цвет полоски и воды.

-Можно ли сказать, что вода оранжевая, синяя или зелёная? (Нет)

- Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

Опыт №3 (третья группа)

Каков запах воды?

- Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь ещё за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №4 (четвёртая группа)

Вода растворитель?

-Насыпьте в один стакан с водой соли, а в другой измельчённый мел. Перемешайте аккуратно ложечками.

- Что вы заметили?  (вода растворила кристаллы соли полностью, а часть мела осела на дно).

Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

- Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

- Сейчас я проведу ещё один опыт, а вы понаблюдайте. Возьму кристаллы пищевого красителя и растворю в воде.  Мы получили раствор пищевого красителя, который используют в кулинарии. Скажите, пожалуйста, вода в этом растворе приобрела цвет? (Да, вода окрасилась в жёлтый цвет, но осталась прозрачной).

Опыт №5 (учитель)

Можно ли очистить воду?

- А можно ли очистить мутную меловую воду? ( Да, пропустить её через фильтр). Сейчас я буду проводить опыт по очистке воды, а вы понаблюдайте.

- Что стало с нерастворённым мелом? ( Он остался на фильтре)

- Такая очистка воды называется фильтрованием.

Вывод: воду можно фильтровать, то есть очищать.

Текучесть воды.

- Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? ( Она растекается в разные стороны).

- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? ( Да)

- Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: вода течёт. Свойство – текучесть.

- В каких случаях мы пользуемся этим свойством воды? (когда умываемся, пьем и т.д.) (Слайд 9)

Охрана воды.

- Для человека очень важно знать свойства воды, т. к. в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете. Вода – одно из самых главных богатств. Трудно представить, если бы исчезла пресная вода, а такая угроза существует.

- Почему? (воду не берегут, засоряют)

- Какие источники загрязнения воды вы знаете? (Слайд 10)

- От загрязнения воды страдает всё живое. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

- Какие меры можно предпринять, чтобы сохранить воду чистой? (на предприятиях использовать очистные сооружения, не мыть машины в водоёмах, экономить воду, не мусорить). (Слайд 11)

- Какие мероприятия по охране водных ресурсов проходят в нашей школе? (Операция «Голубое зеркало» - уборка прилегающей к пруду территории)

Чтение стихотворения учеником. 

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

- Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладает вода?

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, наш урок подходит к концу.

Подведем итоги.

-Какую задачу мы ставили?

-Удалось ли решить эту задачу?

- Зачем вода нужна человеку, животным, растениям?

-Для каких животных вода – среда обитания?

-Что происходит с человеком, когда его организм не получает достаточного количества воды?

-Какие источники воды есть на Земле?

-Почему нужно охранять водоемы и реки, беречь воду?

- Ответили мы на проблемный вопрос «Возможна ли жизнь на нашей планете без воды?»

Ответы детей.

Незаконченное предложение:

- Самым интересным для меня было…, потому что… .

- Самым скучным для меня было… потому что… .

- Теперь бы я еще хотел узнать о … потому что… .

Домашнее задание: поработать в рабочей тетради №1, стр. 11, №25, 26.

Оценка настроения учащихся.

- У каждого из вас на партах по 3 бумажных капельки. Определите, какое у вас сейчас настроение. Если хорошее – поднимите красную капельку; если не очень – жёлтую; а если плохое – синюю.

- Молодцы, ребята! Я рада, что у вас всех хорошее настроение. Спасибо за урок! (Слайд 12)

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Список использованной литературы:

  1. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт.-сост. Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 138с.: ил.
  2. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.
  3. Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой/ авт. Сост. О.А.Исакова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 158с.
  4. Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие/ Н.Ф.Виноградова. -2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 232с.

Приложение: мультимедийная презентация к урок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода как условие жизни на Земле.

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"....

Конспект урока "Вода - условие жизни на Земле"

Урок по теме «Вода– условие жизни на Земле» изучается в разделе «Земля — наш общий дом».Тип урока – решение учебной задачи....

Урок Вода - условие жизни на Земле.

Методическая разработка урока по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная школа 21 века"....

Презентация к уроку "Вода - условие жизни на Земле".

Презентация к уроку окружающего мира по УМК "Начальная школа 21 века". 3 класс....

Проверочная работа по темам "Тела и природные явления", "Солнечная система", "Условия жизни на Земле".

Работа содержит задания с выбором ответа и открытыми вопросами. ПО УМК "Начальная школа XXI века"....

3 класс Проверочная работа: "Условия жизни на Земле".

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям, ученикам 3 класса....

Рабочий лист к уроку "Условия жизни на Земле"

Рабочий лист к уроку "Условия жизни на Земле" поможет учителю продуктивно подготовить и провести урок по данной теме....